Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
статья по биологии по теме
Экологическое воспитание через дистанционный курс «Естествознание»
Актуальность курса состоит в том, что дистанционная форма обучения дает возможность создания системного, массового, непрерывного самообучения учащихся. Курс может быть реализован для учащихся 6-11классов, изучающих биологию и химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 70 часов.
Курс состоит из 6 разделов:
1. Клетка - как элементарная единица живого.
2. Вещества и химические реакции.
3. Химия и природа.
4. Периодическая система Д.И. Менделеева.
5. Неметаллы и природа.
6. Металлы и промышленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2_dist_obuch._estestvoznanie.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологическое воспитание через дистанционный курс «Естествознание»»
В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них мы говорим о дистанционном обучении. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ». Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать: потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей; образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучение на дому делает их оторванными от мира общения со сверстниками и ограничивает образовательные возможности личным общением с учителем, такие элементы дистанционных технологий, как совместное коллективное обучение с применением сетевых технологий, телеконференций, аудиочатов, существенно расширит круг общения и возможности учащихся в получении более полного образования; при заочной (экстернатной) форме обучения; организация дополнительных дистанционных курсов, при организации дополнительных курсов в виде дистанционных продуктов появляется возможность широкого доступа учащихся к данному виду обучения; организация профильного обучения для удаленных муниципальных образований; уроков для пропускающих школьные занятия детей по причинам болезни. Существенным плюсом подобной системы является то, что она не замыкается на рамки конкретного образовательного учреждения, а может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. В нашей школе информационные технологии имеют большое значение не только в учебном процессе, но и во внеурочной, внеклассной работе.
Учителя используют дистанционное обучение в школе: организовали курсы гуманитарного, естественнонаучного и математического направлений ; создают творческие работы, разработали школьный интернет-сайт; участвуют в дистанционных конкурсах и проектах; используют курсы для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ, ГИА).
Работаю третий год над созданием дистанционного курса «Естествознание». Курс «Естествознание» является интегративным, его содержание разработано с использованием предметных знаний, полученных учащимися на уроках биологии и химии.
Основная задача курса – формирование у учащихся единой естественнонаучной картины мира на основе развития познавательного интереса в области естественных наук. Курс совместим со всеми учебно-методическими комплектами, включающими учебники из перечня, рекомендованного к использованию МО РФ.
Целью курса является расширение образовательного пространства для детей c особыми образовательными потребностями, социализация данной категории обучающихся. Интеграция технологий дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс школы.
Задачами являются повышение интереса учащихся к предмету естествознания и углубление понимания ими законов природы, расширение кругозора, развитие у учащихся начал системного мышления в контексте современной естественно- научной картины мира, формирование у учащихся знаний об объектах и явлениях природы, о закономерностях процессов и о законах природы в системе учения о единстве природы, развитие умственной самостоятельности учащихся как способности формулировать проблемы и находить пути их решения, развитие способности к абстрактному мышлению и обобщению знаний, формирование у учащихся гуманистических, нравственных идеалов как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе. Ученики развивают умение, навыки пользования интернет - ресурсами и применяют их в обучении и практической деятельности.
Актуальность курса состоит в том, что дистанционная форма обучения дает возможность создания системного, массового, непрерывного самообучения учащихся.
Курс может быть реализован для учащихся 6-11классов, изучающих биологию и химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 70 часов.
Курс состоит из 6 разделов:
Клетка - как элементарная единица живого.
Вещества и химические реакции.
Химия и природа.
Периодическая система Д.И. Менделеева.
Неметаллы и природа.
Металлы и промышленность.
Использую образовательные ресурсы: учебные материалы по биологии, химии, естествознанию, энциклопедии, справочники, ресурсы системы Интернета, электронные уроки, тесты, цифровые ресурсы, виртуальную школу Кирилла и Мефодия. Создала курс « Естествознание» в образовательной среде Moodle.
Система управления обучением Moodle, в которой функционирует сетевая школа, является хорошей технологической основой для создания современной информационно-образовательной среды и организации в этой среде полноценного дистанционного или смешанного обучения. В текущем учебном году образовательные ресурсы нашей сетевой школы были интегрированы в образовательный процесс школы в традиционной форме, а также во внеклассной и внеурочной деятельности. Выбрала формат курса: тематический. Создала группу обучающихся.
Образовательный курс начала с информации для обучающихся: "О чем этот курс", " Как работать на курсе", с инструкции по выполнению отдельных заданий « Ответ в виде файла».
В курсе «Естествознание» использую такие элементы обучения, как веб-страница, тест самоконтроля (ТСК), творческие задания, форумы, глоссарии, работа на «тетради». Организовала учебный материал так, чтобы каждая тема обязательно содержала ресурсы для самостоятельного изучения школьниками в виде Web-страницы.
В разделе "Учебные элементы" выставила тесты самоконтроля, творческие задания, вопросы, опросы, форумы, глоссарии и проверки их учителем. После каждой веб-страницы обязательно идет тест самоконтроля. Этот тест обычно состоит из 6-15 вопросов, время прохождения данного теста ограниченно 10-15 минутами. Вопросы могут быть самыми разными: с выбором множественного ответа, с коротким ответом, на соответствие, «верно- неверно» и т.п. Например, в задании курса «Формула веществ» ученики по схематическим моделям молекул пишут формулы, названия веществ и отправляют ответ в виде файла.
В задании «Щелочи (основания) – помощники стирки» выполняют тест.
В задании «Фосфор-основа скелета» отвечают на вопросы и отправляют ответ в виде текста. Учащиеся в «рабочей тетради» курса отвечают на вопросы. Каждая тема заканчивается контрольными заданиями (тесты, задания, опросы и.т.д.). По тематике дистанционного урока готовлю глоссарии. Также в качестве учебных элементов использую различные форумы. Контролирую уровень усвоения учебного материала через систему компьютерного тестирования и обработки результатов.
При организации дистанционного контроля знаний учащихся сформировала базу знаний и базу тестовых заданий учащихся.
В заключение хотелось бы сказать, ученики, выполняя задания курса, учатся работать с энциклопедией, искать ответы в учебниках, овладевают умениями применять полученные знания для объяснения окружающих явлений, использования и критической оценки естественно-научной информации, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета и научно-популярных статьях, осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам науки, применение естественно-научных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, энергосбережения, защиты окружающей среды, приобретение умений использовать естественно-научные знания в повседневной жизни и ситуациях общественной дискуссии. Кроме того, следует отметить, что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью ДО в течение всей жизни. Идет интеграция дистанционных технологий в образовательный процесс и создание интерактивной специализированной образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями.
1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ
2. Письмо МО РФ «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей – инвалидов с использованием дистанционных технологий» от 10.12.12 № 07-832
3. Приказ МО РФ «Об использовании дистанционных образовательных технологий№ от 06.05.2005 № 137
4. Санитарные правила и нормы «СанПин 2.4.2.2821 – 10» таблица 5 п. 18.10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск Респу...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В
Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...