Тренировочный тест по биологи по теме: "Взаимосвязи организма и среды"
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс) на тему

Чувашова Ольга Владимировна

Данный тест содержит 84 вопроса разного уровня сложностии поможет учащимся в подготовке к ОГЭ по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trenirovochnye_testy_fipi_oge_ekologiya.docx477.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тренировочные тесты ФИПИ ОГЭ по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

Какие организмы являются паразитами? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) росянка

2) божья коровка

3) майский жук

4) клещ

5) бычий цепень

6) малярийный плазмодий

Факторы, снижающие жизнеспособность организмов, называют

1) ограничивающими        2) экологическими        3) сезонными                4) стихийными

 

Примером действия какого экологического фактора является поедание животными молодых побегов лиственных деревьев в лесу?

1) абиотического        2) антропогенного        3) сезонного                4) биотического

 

Сигналом к наступлению листопада у растений умеренной зоны служит

1) понижение температуры воздуха        3) уменьшение количества кислорода в почве

2) выпадение обильных осадков                4) сокращение длины светового дня

 

Что из перечисленного является приспособлением у китов к водному образу жизни?

1) жаберное дыхание        2) плавательный пузырь        3) обтекаемая форма тела        4) млечные железы

 

Для лягушки биотическим фактором является

1) понижение уровня воды в водоёме                3) температура воды

2) концентрация кислорода в воздухе                4) наличие насекомых

 

Клубеньковые бактерии играют важную роль в круговороте

1) азота        2) углерода        3) кислорода                4) серы

 

Воздействие друг на друга организмов одного или разных видов относят к факторам

1) биотическим        2) абиотическим        3) антропогенным        4) ограничивающим

Изображенный организм в пищевой цепи является: 

1) только производителем органических веществ

2) только потребителем органических веществ

3) потребителем и разрушителем органических веществ

4) производителем и потребителем органических веществ

Любой компонент среды, воздействующий на обитающие в сообществе организмы, называют фактором

1) ограничивающим                2) экологическим        3) сезонным        4) антропогенным

 

Между какими парами организмов складываются симбиотические отношения в природе?

1) акула и рыба-прилипало                3) берёза и гриб трутовик

2) берёза и гриб подберёзовик        4) паук и муха

 

Какова роль редуцентов в сообществах?

1) поедают растительные организмы

2) синтезируют органические вещества из неорганических

3) обеспечивают производителей минеральным питанием, тем самым поддерживают круговорот элементов

4) поставляют в экосистему органическое вещество и энергию

 

Какой характер имеют взаимоотношения клеща и волка в лесу?

1) симбиоз        2) хищник – жертва        3) паразит – хозяин        4) конкуренция

 

Фактор, который ограничивает распространение земноводных, – это

1) атмосферное давление                3) концентрация кислорода в воздухе

2) освещённость                        4) влажность воздуха

 

Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?

1) злаки → полевая мышь → степной хорёк → сокол балобан

2) полевая мышь → злаки → степной хорёк → сокол балобан

3) злаки → сокол балобан → полевая мышь → степной хорёк

4) сокол балобан → злаки → полевая мышь → степной хорёк

 

Комплекс взаимосвязанных видов, обитающих на определённой территории с одинаковыми природными условиями, называют 1) биоценозом        2) агроценозом        3) популяцией        4) ареалом

 

Установите последовательность появления организмов при формировании биоценоза на первично свободной территории. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) лишайники         2) травы        3) мхи         4) кустарники                 5) деревья

 

Какие организмы в экосистеме смешанного леса являются производителями? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) лось        2) снегирь        3) осина        4) лещина        5) крот         6) ель

 

Какую роль в биогеоценозах играют автотрофные организмы?

1) разрушителей и потребителей органических веществ

2) только производителей органических веществ

3) потребителей органических веществ

4) только разрушителей органических веществ

 

Укажите, какой из организмов пропущен в цепи питания:

… → карась → окунь → цапля.

1) водоросль2) малёк пескаря3) личинка стрекозы4) улитка

Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?

1) ястреб-перепелятник → славка черноголовка → листорез → листья дуба

2) славка черноголовка → листорез → листья дуба → ястреб-перепелятник

3) листорез → листья дуба → славка черноголовка → ястреб-перепелятник

4) листья дуба → листорез → славка черноголовка → ястреб-перепелятник

 

Какая пищевая цепь составлена правильно?

1) опавшая листва → дождевой червь → скворец → пустельга

2) дождевой червь → опавшая листва → скворец → пустельга

3) скворец → опавшая листва → дождевой червь → пустельга

4) пустельга → скворец → канюк обыкновенный → дождевой червь

 

Какой экологический фактор служит сигналом к отлёту у насекомоядных птиц?

1) низкие температуры

2) выпадение осадков

3) изменение окраски листьев

4) укорочение светового дня

 

 

Вставьте в текст «Биотические отношения в природе» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

БИОТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРИРОДЕ

В течение длительной эволюции сформировались различные взаимоотношения организмов в природе. Так, полезные для одновременно двух видов взаимодействия называют __________(А). Примером являются отношения между цветковыми растениями и некоторыми __________(Б). Отношения нападающего и объекта охоты – это пример __________(В). В других случаях возможны косвенные взаимодействия. Они возникают тогда, когда виды используют одинаковые для жизни ресурсы, количество которых ограничено. Такие взаимодействия получили название __________(Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) квартиранство

2) насекомые

3) нахлебничество

4) хищничество

5) копытные

6) паразитизм

7) конкуренция

8) симбиоз

 

Тип взаимоотношений, который возникает между видами со сходными экологическими потребностями, – это

1) конкуренция

2) паразитизм

3) нахлебничество

4) хищничество

Какой метод борьбы с вредителями относят к биологическим?

1) внесение удобрений

2) опрыскивание растений ядовитыми веществами

3) привлечение насекомоядных и хищных птиц

4) обработка семян марганцовкой

Сожительство двух организмов, из которого оба извлекают пользу, – это

1) хищничество

2) паразитизм

3) квартиранство

4) симбиоз

 

 

Установите соответствие между признаком и видом сообщества, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 ПРИЗНАК  

А) естественное происхождение

Б) богатое видовое разнообразие

В) источник энергии – только Солнце

Г) регулируются человеком

Д) действие искусственного отбора

Е) неустойчивы

 ВИД СООБЩЕСТВА  

1) биоценозы

2) агроценозы

 

Какие процессы у высокоорганизованных животных активизируются при осеннем сокращении продолжительности светового дня? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) линька

2) выбор гнездовых территорий

3) запасание пищи

4) накопление запасных жиров

5) поиск партнёра для размножения

6) снижение интенсивности обмена веществ

Какие факторы относят к абиотическим? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) свет

2) осушение болот

3) вечная мерзлота

4) состав растительности

5) ловля рыбы

6) атмосферное давление

 

Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА

Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б) – это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа – это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) биосфера

2) производитель

3) разрушитель

4) потребитель

5) агроценоз

6) биогеоценоз

7) популяция

8) хищник

 

Установите соответствие между организмом и его ролью в сообществе. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ОРГАНИЗМ  

А) берёза повислая

Б) гриб-трутовик

В) скворец

Г) рябина

Д) ландыш майский

Е) бабочка берёзовая пяденица

РОЛЬ В СООБЩЕСТВЕ    

1) производитель

2) потребитель

Для белки обыкновенной абиотическим фактором является

1) урожай семян ели                                              3) численность куниц

2) наличие в лесу старых деревьев с дуплами    4) высота снежного покрова

 

 

 Рассмотрите пищевую цепь. Какой организм в данной цепи является производителем органических веществ?

1) хищная птица

2) змея

3) мышь

4) растение

Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?

1) опавшая листва → дождевой червь → ёж → лиса

2) ёж → дождевой червь → лиса → опавшая листва

3) дождевой червь → опавшая листва → ёж → лиса

4) лиса → ёж → дождевой червь → опавшая листва

 

Установите соответствие между организмами и типом их отношений. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.  

ОРГАНИЗМЫ  

А) божья коровка и тля

Б) росянка и муха

В) человек и аскарида

Г) собака и блоха

Д) щука и плотва

Е) корова и овод

ТИП ОТНОШЕНИЙ    

1) хищничество

2) паразитизм

 

 

Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?

1) злаки → горностай → ястреб → полёвка

2) злаки → горностай → полёвка → ястреб

3) злаки → полёвка → горностай → ястреб

4) злаки → ястреб → полёвка → горностай

Какие приведённые примеры поведения являются ненаследственными? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) катание подростка на велосипеде

2) движение амёбы от яркого света

3) сужение зрачка при ярком свете

4) пеленание грудного ребёнка матерью

5) выделение слюны после прочтения таблички «Столовая»

6) поворот головы на крик

 

 Какие изменения произошли в головном мозге человека в связи с трудовой деятельностью? Укажите два изменения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по биологии на тему «Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в его развитии и сохранении здоровья»

Это обобщающий урок в форме занимательного путешествия, который можно провести в конце изучения темы "Опора и движение" в 8 классе....

Тренировочные тесты по биологии

Инерактивные тесты по шаблону...

Тренировочный тест по биологии для подготовки к ЕГЭ по теме: "Клетка".

Файл содержит задания по биологии для подготовки к ЕГЭ. Тема: "Клетка"....

тренировочные тесты по биологии 9 класс

Тренировочные задания ГИА для обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования по биологии...

презентация к урокам биологии и экологии "Живые организмы как среда жизни"

Презентация состоит из 17 красочных слайдов, которых показаны особенности организменной среды.,...

Методическая разработка Лабораторной работы по биологии на тему "Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Выявление приспособленности организмов."

Данная методическая разработка урока предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования. По типу урок – урок применения знаний на практике по теме «Приспособленно...