Экологические проблемы современности
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Легочева Елена Николаевна

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм, 
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Всегда, в любое время суток,
Он нам открыт в жару и стынь.
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Сергей Смирнов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.61 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Экологические проблемы планеты. Экология как наука. Кислотные дожди. Озоновая дыра. Парниковый эффект. Радиоактивные   отходы. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.

Сегодня мы начнем урок с просмотра видеоклипа М.Джексона «Песня Земли»

Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать.

Гарин Н. (Гарин-Михайловский) (1852–1906)

 – русский писатель, инженер-путеец.

Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно-важная для всего живого на нашей планете. Я надеюсь, что после этого урока многие из вас по – иному посмотрят на окружающий нас мир.

Итак, тема нашего урока ……….

«Экологические проблемы планеты. Экология как наука.» Верно, именно об экологических проблемах мы сегодня и будем вести рассказ. Постараемся обозначить экологические проблемы современности, выявить причины их возникновения, предложить пути решения этих проблем.

В тетрадях записывается число и тема урока: "Экологические проблемы современности".

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм, 
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Всегда, в любое время суток,
Он нам открыт в жару и стынь.
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Сергей Смирнов

Экология это греческое слово. Состоит из двух слов: «oikos» - дом, жилище, и «logos» - учение, наука. То есть это наука о взаимодействии организмов друг с другом и окружающей средой Впервые термин «экология» был предложен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1866 году.

Изобразите в виде кластера, что для вас означает данное понятие.

Экосистема— биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Одно из основных понятий экологии. Самой крупной экосистемой является биосфера. Человек – элемент биосферы. Все жизненные ресурсы – воздух, воду, пищу, значительную часть энергетических и строительных ресурсов человек берет из биосферы. В биосферу же сбрасывает отходы – промышленные и бытовые. Долгое время такой тип деятельности человека не нарушал экологического равновесия в биосфере. Но в последнее столетие, расширяя промышленную деятельность, человечество все активнее вторгалось в живой мир Земли. В настоящее время на Земле не осталось ни одного участка суши или моря, где не обнаружены следы деятельности человека. Деятельность человека оказывает такое заметное действие на биосферу, что это приводит к серьезным экологическим проблемам.

выявление негативных воздействий.

-прочитайте текст стр…. 164-165 и выясните какое негативное воздействие оказывается на тот или иной компонент биосферы (вода, воздух, почва, растения и животные) и найдите решение этой проблемы. Результаты своей работы внесите в таблицу (работа в группах_

Элемент окружающей среды

Негативное воздействие

Решение проблемы

Работа в группах.

  • рационально размещать производство черной и цветной металлургии, химической и целлюлозно-бумажной промышленности;
  • промышленным предприятиям производить комплексную очистку воды (механическую, биологическую, химическую);
  • переходить к биологическому земледелию, основанному на исключении или значительном сокращении применения минеральных удобрений и пестицидов;
  • бережно и рационально пользоваться природными богатствами;
  • принимать срочные меры по предотвращению исчезновения отдельных видов животных.

Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки!

Какие же экологические проблемы стоят перед современным человеком? (записи в тетради)

  • Загрязнение атмосферы. Кислотные дожди.
  • Истощение озонового слоя.
  • "Парниковый эффект".
  • Загрязнение гидросферы.
  • Загрязнение и разрушение почв.
  • Опустынивание.
  • Радиационное загрязнение.
  • Сокращение видового разнообразия живых организмов.
  • Рост численности народонаселения.

Если не решать эти проблемы, то они могут привести к глобальному экологическому кризису или экологической катастрофе. Возникает закономерные вопросы "Что же необходимо сделать уже сейчас? Есть ли пути выхода из сложившейся ситуации?" Как вы думаете? Ваши предложения?

Диалог с учащимися. Предполагаемые ответы.  

  • Осуществлять строгий контроль за выбросами вредных веществ. Существуют ПДК и ПДВ (нормы выброса вредных веществ в окружающую среду) и если выбросы предприятия превышают ПДВ, накладывать штрафные санкции.
  • Повторное использование отходов. Вторичная переработка. (это позволяет экономить энергию, сырье, уменьшает загрязнение) 20 кг макулатуры сохраняет 1 крупное дерево, а 1 т – 0,5 га леса среднего возраста,. 1 т металлолома в качестве сырья для выплавки стали – дает экономию 10 млрд. рублей.
  • Использовать фильтры, малоотходные технологии.
  • Рациональное и полное использование ресурсов. Во время добычи нефти образуется попутный газ, который сжигают в факелах, а можно использовать как сырье для химической промышленности.
  • Восстановление лесов.
  • Захоронение радиоактивных отходов.
  • Использование нетрадиционных источников энергии (солнце, приливы и отливы, ветер).
  • Перевод автомобилей на газовое топливо и электротопливо.
  • Регулирование роста численности населения. Китай – “второй ребенок – налог”. Европа – выделение средств на ребенка.
  • Создание сети заповедников и национальных парков.
  • Воспитывать в себе благоговение ко всему живому.

Задача:

Вычислить сколько га леса нужно вырубить для того, чтобы издать тираж учебника «Естествознание» 5 класс, авт. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, издат. Векртикаль, год 2014

Этапы работы над задачей:

1.Вычислить площадь одной страницы учебника 16,5 см*23,5 см=387,75 см2

2.Вычислить площадь всех листов учебника(Умножить площадь одной страницы на количество листов в учебнике) 387,75 см2*178листов=69 см2

3.Вычислить площадь тиража учебника (Умножить площадь всех страниц учебника на тираж учебника) 69 см2*50000экз.=3450000 см2

4.Выразить результат в квадратных метрах (Площадь тиража учебника разделить на 10 000)345м2

В интернете на сайте Российский экологический центр, чтобы получить 1000м2 бумаги требуется вырубить ¼ га леса – 2500м2, т.е. в 2а раза больше

5.Вычислить сколько м2 вырубили леса, чтобы издать тираж учебника? (Площадь тиража учебника умножить на 2,5) 345м2*2,5=862,5 м2

6.Выразить площадь вырубленного леса в га. (Площадь вырубленного леса разделить на 10 000)0,08625га

Все наши предложения выполнимы сегодня? Как вы думаете? (Да)

Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли. Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. Все эти животные погибли в основном по вине человека. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу.

Ответьте, пожалуйста, почему так называется эта книга?

(Красный цвет – это цвет опасности, означает “стоп, не губи”).

Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.

Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.

Приведите примеры растений и животных занесенных в красную книгу…

Замечательные слова  ученого венгерского ученого, обладателя Нобелевской премии Георга  Хевеши   станут девизом нашего урока. «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым,          

 пока ему не  удастся связать воедино разрозненные факты».          

Рефлексия: Вернемся к нашему эпиграфу: 

Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать.

Гарин Н. (Гарин-Михайловский) (1852–1906)

 – русский писатель, инженер-путеец.

Давайте создадим Лэпбук

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки. Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (миникнижки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т.д.),  в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала. Зачем нужен лэпбук?

1.      Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится :)

2.      Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

3.      Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых :)

4.      Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов, как, например, в нашей семье. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.

5.      Это просто интересно, в конце концов!

под названием «,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,»

Заключительное слово учителя: Теперь, ребята, вы знаете, что сегодня необходимо не только экологическое образование, но и экологическое сознание. Экологическое сознание означает чувство ответственности за природу перед обществом и перед самой природой. Оно не приходит сразу, его надо воспитывать в себе и окружающих.

“Природа была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него все. А потому: не вреди!” 

Подведение итогов.

Домашнее задание: 

нарисовать  и защитить плакат. «Экологические проблемы нашего края».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать. Гарин Н.

Слайд 3

Экологические проблемы планеты

Слайд 4

Есть просто храм, есть храм науки, А есть еще природы храм, С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Всегда, в любое время суток, Он нам открыт в жару и стынь. Входя в него, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь. Сергей Смирнов

Слайд 5

Экология - «oikos» - дом, жилище, и «logos» - учение, наука - это наука о взаимодействии организмов друг с другом и окружающей средой. Эрнст Геккель

Слайд 9

Элемент окружающей среды Негативное воздействие Решение проблемы Вода Воздух Почва Растения Животные

Слайд 10

Экологические проблемы: Загрязнение атмосферы. Кислотные дожди. Истощение озонового слоя. "Парниковый эффект". Загрязнение гидросферы. Загрязнение и разрушение почв. Опустынивание. Радиационное загрязнение. Сокращение видового разнообразия живых организмов. Рост численности народонаселения.

Слайд 11

Задача: Вычислить сколько га леса нужно вырубить для того, чтобы издать тираж учебника «Естествознание» 5 класс, авт. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, издат . Вертикаль, 2014 год Этапы работы над задачей: 1.Вычислить площадь одной страницы учебника 2.Вычислить площадь всех листов учебника(Умножить площадь одной страницы на количество листов в учебнике) 3.Вычислить площадь тиража учебника (Умножить площадь всех страниц учебника на тираж учебника) 4.Выразить результат в квадратных метрах (Площадь тиража учебника разделить на 10 000) В интернете на сайте Российский экологический центр, чтобы получить 1000м 2 бумаги требуется вырубить ¼ га леса – 2500м 2 , т.е. в 2а раза больше 5.Вычислить сколько м 2 вырубили леса, чтобы издать тираж учебника? (Площадь тиража учебника умножить на 2,5) 6.Выразить площадь вырубленного леса в га. (Площадь вырубленного леса разделить на 10 000)

Слайд 13

Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать. Гарин Н.

Слайд 14

Лэпбук –представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки ( миникнижки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал.

Слайд 16

“Природа была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него все. А потому: не вреди!” ДЗ: нарисовать и защитить плакат. «Экологические проблемы нашего края»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глобальные экологические проблемы современности

Данная программа  позволяет учащимся 11 класса более подробно и глубоко рассмотреть глобальные экологические проблемы современности. Это  не только расширит кругозор учащихся, но и позволит ...

Из опыта работы.Материал для урока английского языка на тему «Экологические проблемы современности».

      Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой школьников. На  уроках английского языка в вашей школе мы вводим тему в том объеме, в ...

Из опыта работы.Материал для урока английского языка на тему «Экологические проблемы современности».

      Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой школьников. На  уроках английского языка в вашей школе мы вводим тему в том объеме, в ...

Из опыта работы.Материал для урока английского языка на тему «Экологические проблемы современности».

      Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой школьников. На  уроках английского языка в вашей школе мы вводим тему в том объеме, в ...

Беседа для старшеклассников "Экологические проблемы современности.Программа WWF."

Цель беседы: познакомить учащихся с основными природоохранными движениями и организациями (WWF, МСОП, Гринпис) с трудами известных ученых -экологов; познакомить с основными законами по охране окружающ...