Дыхание животных 6 класс
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему

Козлова Анастасия Сергеевна

В данном представленном материале вы можете увидеть разработку урока и презентацию к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie_zhivotnyh.rar2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока по биологии: "Дыхание у животных". 6-й класс

Цели:

  • Обучающая: изучить различные виды и системы дыхания животных. Выяснить значимость дыхания. Закрепить навыки самостоятельного поиска знаний и самооценки.
  • Развивающая: продолжить формирование навыков групповых видов деятельности, работы с новой информацией, коммуникативных и творческих начал личности.
  • Воспитывающая: создать условия для развития эмоционального поля личности учащихся, умения отстаивать собственное мнение, повысить экологическую грамотность.

I. Мобилизующее начало урока

– Здравствуйте, уважаемые ребята и гости нашего урока. Давайте поговорим сегодня о том, что позволяет нам жить (дети сами предлагают свои варианты, что же нам позволяет жить: питание, дыхание и т.д.)Действительно, одно из таких чудес природы – возможность дышать.

Учитель зачитывает стихотворение.

Дышат люди, дышат звери,
Дышат все, кто хочет жить.
Кто под солнцем иль луною
Может жизнью дорожить.
Разберёмся, кто как может.
Будем знать, а кто какой.
Мы же дышим, дышим тоже,
Если дышишь – ты живой!

– Дыхание – это жизненно важная функция. Давайте попробуем в этом разобраться. Затаите своё дыхание на 20–30 секунд и поделитесь своими ощущениями.

Обсуждение своих ощущений. Возможное предположение, что клеткам не хватает кислорода.

- А что такое дыхание ?

Дыхание - это такой процесс жизнедеятельности в котором вдыхивается  кислород а выделяется углекислый газ

– А зачем живые организмы дышат?

Дети предлагают свои ответы:

– Кислород воздуха участвует в процессах расщепления сложных органических веществ, в результате чего образуются: углекислый газ, который мы выдыхаем; вода, используемая клетками (излишки удаляются из организма); и энергия, которая необходима для процессов жизнедеятельности организмов.

– Ребята, а как вы думаете, все ли живые существа на Земле дышат так же, как и люди?

Учащиеся предполагают, что у разных организмов дыхание происходит по разному.

Целью сегодняшнего урока будет выяснение значимости дыхания и строения органов дыхания у животных.

Запись темы  урока на доске: “Дыхание у животных” стр 73

II. Изучение нового материала

Животный мир очень разнообразен, представлен одноклеточными и многоклеточными животными, которые обитают в разных средах: водной, наземной, воздушной, почвенной. В процессе длительного исторического развития животные приспособились получать такой необходимый им кислород с помощью специальной системы органов – дыхательной. Возникли разные типы дыхания и разные виды дыхательных систем, с разным принципом строения и функционирования.

Итак, мы познакомились с разными типами дыхания у животных. Заполним обобщающую таблицу. ( доска )

Тип дыхания

Для каких организмов характерна

Как происходит

Клеточное

Одноклеточные животные (амёба, эвглена зелёная, инфузория туфелька); кишечнополостные (медузы, коралловые полипы); некоторые черви

Одноклеточные организмы поглощают растворённый в воде кислород всей поверхностью тела. Образующийся в результате дыхания углекислый газ выделяется наружу также через всю поверхность тела.

Жаберное

многие водные обитатели (рыбы, раки, моллюски)

Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде, с помощью особых разветвлённых кожных выростов, которые называются жабры. Из воды, которая омывает жабры, в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ.

Различают внутренние и наружные жабры.

трахейное

класс Насекомые (жуки, бабочки, кузнечики, мухи)

В каждом сегменте тела насекомого имеется пара дыхалец-отверстий, от которых внутрь отходят ветвящиеся трубочки-трахеи. По этим трахеям в клетки тела насекомого поступает воздух богатый кислородом.

Кожное дыхание

земноводные (саламандры, лягушки)

Лёгкие земноводных развиты слабо, поэтому дополнительный газообмен осуществляется через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желёз, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создаётся жидкостная плёнка, в которой растворяется атмосферный кислород и, благодаря чему, возможно дыхание через кожу. 
( учебник стр 76)

лёгочное

наземные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, человек)

Лёгкие имеют вид ячеистых мешков. В каждом лёгком (левое и правое) очень сильно разветвляются бронхи, которые оканчиваются многочисленными лёгочными пузырьками. Каждый лёгочный пузырёк оплетён сетью кровеносных сосудов. Из лёгочного пузырька кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух.

Дополнительная информация:

Один из самых распространённых пороков человека – курение табака. Табачный дым содержит около 400 чрезвычайно вредных для организма веществ (никотин, синильная кислота, сажа, дёготь и др.) При курении эти вещества оседают на оболочках лёгочных пузырьков, вызывая мучительный кашель. Лёгкие курильщика теряют эластичность, становятся малорастяжимыми, в результате чего снабжение организма кислородом уменьшается. Работоспособность и общее самочувствие резко ухудшаются. Курящие люди значительно чаще заболевают хроническим бронхитом, раком лёгких и астмой.       ( видеоролик «ЛЁГКИЕ КУРИЛЬЩИКА __ video.mail.ru»)

- Ребята какой вывод можно сделать по просмотренным роликам?

III. Физминутка

«Каша кипит» сидя, одна рука лежит на животе другая на груди. Втягивая живот – вдох носом, выпячивая живот – выдох ртом. ( 3 раза). Вдыхаем носом  выдыхаем ртом и громко произносим звук « ф-ф-ф-ф-ф-ф» ( 3 раза)

 IV. Закрепление изученного материала

А теперь давайте сделаем вывод по нашей таблице.

1. - Перечислите типы дыхания, органы дыхания и организмы  для которых это характерно. (не более 1 мин.)

2. Выполнение тестового задания (слайд).

Тема: “Дыхание у животных”

1. Для одноклеточных организмов характерно дыхание:

а) клеточное;
б) трахейное;
в) кожное.

2. Органы дыхания рыб:

а) лёгкие;
б) жабры;
в) трахеи.

3. Для майского жука характерно дыхание:

а) клеточное; 
б) кожное;
в) трахейное.

4. Большинство наземных животных дышит при помощи:

а) трахей;
б) жабер;
в) лёгких.

5. У лягушки в дыхании принимает участие:

а) кожа и лёгкие;
б) только кожа;
в) только лёгкие.

6. Жаберное дыхание характерно для:

а) рыб;
б) птиц;
в) насекомых.

7. Лёгочное дыхание характерно для:

а) одноклеточных организмов; 
б) зверей;
в) насекомых

После выполнения теста индивидуально, ребята обмениваются работами и производят взаимопроверку по ключу ответов, представленных на доске: 1а, 2б, 3в, 4в, 5а, 6а, 7б.

Критерии оценок:

  • 1 ошибка – оценка “4”;
  • 2–3 ошибки – оценка “3”;
  • 4 и более – оценка “2”.

Выставляют друг другу оценки и сдают работы учителю.

V. Итог урока

– Ребята, что мы узнали сегодня на уроке?

– Значение дыхания для живых организмов, особенности дыхательных систем у разных животных.

– А кто скажет, что же такое дыхание?

– Дыхание – процесс поглощения кослорода и выделения углекислого газа и воды, а также энергии, обеспечивающей жизнедеятельность организма.

– Каждый из вас за выполнение тестового задания получил оценку. Также за работу на уроке оценки получают ...(оцениваются наиболее активные ребята).

VI. Задание на дом:

  • традиционное: по учебнику: стр.73-77;
  • творческое: нарисовать живых организмов с разными типами дыхания.

Если позволяет время можно провести работу по развитию слуховой и зрительной памяти.

видел

трахеи
жабры
звери
кожа

слышал

насекомые
рыбы
лёгкие 
лягушки

Слова из столбика “видел” учащиеся читают с доски, другие слова слышат от учителя. И те, и другие слова они записывают по памяти в два столбика в тетради.

VII. Эмоционально окрашенный финал урока

– Этот урок я хотел бы завершить словами известного поэта:

Нам в этом мире многое дано:
Расти, искать и ошибаться,
Но, главное, дано дышать,
Любить, найти и не сдаваться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхание животных

урок биологии в 7 классе (УМК Пасечник)...

урок в 6 классе по ФГОС "Дыхание животных"

Тему урока определяют учащиеся.Работа по изучению темы проводится в микрогруппах.После отчёта каждой группы, составляется сводная таблица по типам дыхания животных.Итог урока: выполнение теста.Проводи...

Дыхание животных. Презентация по биологии для 7 класса

В презентации дана важная информация о способах дыхания животных....

Разработка урока по биологии "Дыхание животных" 6 класс

Презентация к уроку "Дыхание животных"...

Презентация 6 класс ФГОС Биология Дыхание животных

Презентация к уроку По учебнику пасечника Просвещение...

Тест по биологии 6 класса по теме: "Дыхание животных"

Данный тест выполнен в 2 варианта и предназначен для проверки знаний в 6 классе по теме: "Дыхание животных. Подходит для работы по программе Пасечника "Линия жизни" в 6 клаасе. Содержит...

Конспект урока биологии в 7 классе "Дыхание животных"

Урок биологии в 7 классе знакомит учащихся с основными признаками  живых организмов...