Дыхание животных 6 класс
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему
В данном представленном материале вы можете увидеть разработку урока и презентацию к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhanie_zhivotnyh.rar | 2.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока по биологии: "Дыхание у животных". 6-й класс
Цели:
- Обучающая: изучить различные виды и системы дыхания животных. Выяснить значимость дыхания. Закрепить навыки самостоятельного поиска знаний и самооценки.
- Развивающая: продолжить формирование навыков групповых видов деятельности, работы с новой информацией, коммуникативных и творческих начал личности.
- Воспитывающая: создать условия для развития эмоционального поля личности учащихся, умения отстаивать собственное мнение, повысить экологическую грамотность.
I. Мобилизующее начало урока
– Здравствуйте, уважаемые ребята и гости нашего урока. Давайте поговорим сегодня о том, что позволяет нам жить (дети сами предлагают свои варианты, что же нам позволяет жить: питание, дыхание и т.д.)Действительно, одно из таких чудес природы – возможность дышать.
Учитель зачитывает стихотворение.
Дышат люди, дышат звери,
Дышат все, кто хочет жить.
Кто под солнцем иль луною
Может жизнью дорожить.
Разберёмся, кто как может.
Будем знать, а кто какой.
Мы же дышим, дышим тоже,
Если дышишь – ты живой!
– Дыхание – это жизненно важная функция. Давайте попробуем в этом разобраться. Затаите своё дыхание на 20–30 секунд и поделитесь своими ощущениями.
Обсуждение своих ощущений. Возможное предположение, что клеткам не хватает кислорода.
- А что такое дыхание ?
Дыхание - это такой процесс жизнедеятельности в котором вдыхивается кислород а выделяется углекислый газ
– А зачем живые организмы дышат?
Дети предлагают свои ответы:
– Кислород воздуха участвует в процессах расщепления сложных органических веществ, в результате чего образуются: углекислый газ, который мы выдыхаем; вода, используемая клетками (излишки удаляются из организма); и энергия, которая необходима для процессов жизнедеятельности организмов.
– Ребята, а как вы думаете, все ли живые существа на Земле дышат так же, как и люди?
Учащиеся предполагают, что у разных организмов дыхание происходит по разному.
– Целью сегодняшнего урока будет выяснение значимости дыхания и строения органов дыхания у животных.
Запись темы урока на доске: “Дыхание у животных” стр 73
II. Изучение нового материала
Животный мир очень разнообразен, представлен одноклеточными и многоклеточными животными, которые обитают в разных средах: водной, наземной, воздушной, почвенной. В процессе длительного исторического развития животные приспособились получать такой необходимый им кислород с помощью специальной системы органов – дыхательной. Возникли разные типы дыхания и разные виды дыхательных систем, с разным принципом строения и функционирования.
Итак, мы познакомились с разными типами дыхания у животных. Заполним обобщающую таблицу. ( доска )
Тип дыхания | Для каких организмов характерна | Как происходит |
Клеточное | Одноклеточные животные (амёба, эвглена зелёная, инфузория туфелька); кишечнополостные (медузы, коралловые полипы); некоторые черви | Одноклеточные организмы поглощают растворённый в воде кислород всей поверхностью тела. Образующийся в результате дыхания углекислый газ выделяется наружу также через всю поверхность тела. |
Жаберное | многие водные обитатели (рыбы, раки, моллюски) | Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде, с помощью особых разветвлённых кожных выростов, которые называются жабры. Из воды, которая омывает жабры, в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ. Различают внутренние и наружные жабры. |
трахейное | класс Насекомые (жуки, бабочки, кузнечики, мухи) | В каждом сегменте тела насекомого имеется пара дыхалец-отверстий, от которых внутрь отходят ветвящиеся трубочки-трахеи. По этим трахеям в клетки тела насекомого поступает воздух богатый кислородом. |
Кожное дыхание | земноводные (саламандры, лягушки) | Лёгкие земноводных развиты слабо, поэтому дополнительный газообмен осуществляется через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желёз, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создаётся жидкостная плёнка, в которой растворяется атмосферный кислород и, благодаря чему, возможно дыхание через кожу. |
лёгочное | наземные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, человек) | Лёгкие имеют вид ячеистых мешков. В каждом лёгком (левое и правое) очень сильно разветвляются бронхи, которые оканчиваются многочисленными лёгочными пузырьками. Каждый лёгочный пузырёк оплетён сетью кровеносных сосудов. Из лёгочного пузырька кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух. |
Дополнительная информация:
Один из самых распространённых пороков человека – курение табака. Табачный дым содержит около 400 чрезвычайно вредных для организма веществ (никотин, синильная кислота, сажа, дёготь и др.) При курении эти вещества оседают на оболочках лёгочных пузырьков, вызывая мучительный кашель. Лёгкие курильщика теряют эластичность, становятся малорастяжимыми, в результате чего снабжение организма кислородом уменьшается. Работоспособность и общее самочувствие резко ухудшаются. Курящие люди значительно чаще заболевают хроническим бронхитом, раком лёгких и астмой. ( видеоролик «ЛЁГКИЕ КУРИЛЬЩИКА __ video.mail.ru»)
- Ребята какой вывод можно сделать по просмотренным роликам?
III. Физминутка
«Каша кипит» сидя, одна рука лежит на животе другая на груди. Втягивая живот – вдох носом, выпячивая живот – выдох ртом. ( 3 раза). Вдыхаем носом выдыхаем ртом и громко произносим звук « ф-ф-ф-ф-ф-ф» ( 3 раза)
IV. Закрепление изученного материала
А теперь давайте сделаем вывод по нашей таблице.
1. - Перечислите типы дыхания, органы дыхания и организмы для которых это характерно. (не более 1 мин.)
2. Выполнение тестового задания (слайд).
Тема: “Дыхание у животных”
1. Для одноклеточных организмов характерно дыхание:
а) клеточное;
б) трахейное;
в) кожное.
2. Органы дыхания рыб:
а) лёгкие;
б) жабры;
в) трахеи.
3. Для майского жука характерно дыхание:
а) клеточное;
б) кожное;
в) трахейное.
4. Большинство наземных животных дышит при помощи:
а) трахей;
б) жабер;
в) лёгких.
5. У лягушки в дыхании принимает участие:
а) кожа и лёгкие;
б) только кожа;
в) только лёгкие.
6. Жаберное дыхание характерно для:
а) рыб;
б) птиц;
в) насекомых.
7. Лёгочное дыхание характерно для:
а) одноклеточных организмов;
б) зверей;
в) насекомых
После выполнения теста индивидуально, ребята обмениваются работами и производят взаимопроверку по ключу ответов, представленных на доске: 1а, 2б, 3в, 4в, 5а, 6а, 7б.
Критерии оценок:
- 1 ошибка – оценка “4”;
- 2–3 ошибки – оценка “3”;
- 4 и более – оценка “2”.
Выставляют друг другу оценки и сдают работы учителю.
V. Итог урока
– Ребята, что мы узнали сегодня на уроке?
– Значение дыхания для живых организмов, особенности дыхательных систем у разных животных.
– А кто скажет, что же такое дыхание?
– Дыхание – процесс поглощения кослорода и выделения углекислого газа и воды, а также энергии, обеспечивающей жизнедеятельность организма.
– Каждый из вас за выполнение тестового задания получил оценку. Также за работу на уроке оценки получают ...(оцениваются наиболее активные ребята).
VI. Задание на дом:
- традиционное: по учебнику: стр.73-77;
- творческое: нарисовать живых организмов с разными типами дыхания.
Если позволяет время можно провести работу по развитию слуховой и зрительной памяти.
видел трахеи | слышал насекомые |
Слова из столбика “видел” учащиеся читают с доски, другие слова слышат от учителя. И те, и другие слова они записывают по памяти в два столбика в тетради.
VII. Эмоционально окрашенный финал урока
– Этот урок я хотел бы завершить словами известного поэта:
Нам в этом мире многое дано:
Расти, искать и ошибаться,
Но, главное, дано дышать,
Любить, найти и не сдаваться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дыхание животных
урок биологии в 7 классе (УМК Пасечник)...
урок в 6 классе по ФГОС "Дыхание животных"
Тему урока определяют учащиеся.Работа по изучению темы проводится в микрогруппах.После отчёта каждой группы, составляется сводная таблица по типам дыхания животных.Итог урока: выполнение теста.Проводи...
Дыхание животных. Презентация по биологии для 7 класса
В презентации дана важная информация о способах дыхания животных....
Разработка урока по биологии "Дыхание животных" 6 класс
Презентация к уроку "Дыхание животных"...
Презентация 6 класс ФГОС Биология Дыхание животных
Презентация к уроку По учебнику пасечника Просвещение...
Тест по биологии 6 класса по теме: "Дыхание животных"
Данный тест выполнен в 2 варианта и предназначен для проверки знаний в 6 классе по теме: "Дыхание животных. Подходит для работы по программе Пасечника "Линия жизни" в 6 клаасе. Содержит...
Конспект урока биологии в 7 классе "Дыхание животных"
Урок биологии в 7 классе знакомит учащихся с основными признаками живых организмов...