Эволюция нервной системы
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Трифонова Анастасия Никитична

Конспект рока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_nervnaya_sistema.doc58 КБ
Office presentation icon evolyutsiya_nervnoy_sistemy.ppt858 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Нервная система, рефлексы, инстинкты позвоночных животных.

Цели:

развивать умение учащихся различать классы животных, располагать их в порядке усложнения в процессе эволюции.

Задачи:   образовательная – изучить особенности нервной системы позвоночных животных, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности и их связи с окружающей средой;

   воспитательная – в целях формирования научного мировоззрения показать учащимся многообразие вариантов строения нервной системы у различных позвоночных животных, основные черты их сходства и различия;

       развивающая – в целях формирования логического мышления систематизировать различных животных, развивать умение учащихся различать классы животных, располагать их в порядке усложнения в процессе эволюции, повышения познавательного интересе – развитие навыков и умений при выполнении лабораторной работы.

Тип урока – урок-изучение нового материала.

Вид урока – с демонстрацией, лабораторная работа.

Оборудование – проекционный экран, проектор, ПК, раздаточный материал, представители разных классов животных, палочка.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка отсутствующих.

2’

II. Актуализация знаний.

На предыдущем уроке мы с вами ознакомились с органами выделения животных, узнали, чем они могут быть представлены. ? Напомните мне, у каких животных самые простые органы выделения и как они называются? (плоские черви – канальца) А у каких же самые сложные по организации? (млекопитающие – почки, мочеточники, пузырь, мочеиспускательный канал).

? Для чего нужны органы выделения? (для удаления из организма ненужных, опасных или ядовитых веществ)

? Почему, как вы думаете, у птиц нет мочевого пузыря, а у млекопитающих – есть? (у птиц это приспособление к полету, а у млекопитающих в мочевом пузыре происходит всасывание некоторых веществ обратно в кровь).

5’

Словесный метод, фронтальный опрос, беседа.

III. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы будем изучать нервную систему позвоночных животных. Напомните мне, кто относится к позвоночным животным? (рыбы, амфибии, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Отлично!

Все организмы взаимодействуют с окружающей их средой. Кто-то ищет место, где посветлее, кто-то любит вкусно покушать, и для всех этих, и многих других, целей у животных появилась нервная система. Что такое нервная система? Это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем организма. В основе ее лежат высокоспециализируемые нервные клетки. Функция нервной клетки заключается в приеме, возбуждении, проведении и передаче нервных импульсов.

Нервная клетка состоит из тела и отростков – длинных и коротких.

Эти клетки обладают раздражимостью – то есть реакцией на раздражение извне. Например, если лисица коснется лапой ежа – она тут же ее одернет. Мы скажем, что это произошло потому, что ей стало больно. А больно ей стало только потому, что на лапках у нее есть нервные окончания. Раздражителем в этой ситуации являются иголки, а нервные клетки лапы лисицы проявляют свойство раздражимости. Ответная реакция на любое воздействие раздражителя при помощи нервной системы называется рефлексом.

Этапы рефлекса:

  1. Восприятия раздражения
  2. Передача информации по нервной сети.
  3. Анализ полезной информации и выработка решения.
  4. Передача решения к исполнительным органам (мышцам).
  5. Сокращение мышц, одергивание лисицей лапы - ответная реакция организма.

Т.о. нервную систему можно сравнить с организатором, который хорошо знает положение тел, умеет анализировать обстановку, принимать решения, даёт чёткие приказы,  контролирует их выполнение.

Рефлексы подразделяются на условные и безусловные.

Безусловные – врожденные рефлексы:

Ориентировочный (животное обнюхивает предметы, поворачивает голову в сторону звука/света);

Оборонительный (пассивный – убегает, прячется, активный – кусается, царапается, лягается)

Пищевой (поедание растений, преследование добычи, прятание пищи «про запас»)

Инстинкт заботы о потомстве (Вскармливание детенышей, вылизывание их, защита)

Строительный (постройка гнезд, норок и т.п.)

Условные – приобретенные, которые в процессе жизнедеятельности вырабатываются на основе безусловных:

Отрицательный рефлекс на запах человека, положительный, на вид человека, приносящего еду, дрессировка. Примечательно, что новые условные рефлексы вырабатываются постоянно, а те, которые не подкрепляются условными раздражителями – постепенно утрачиваются.

Нервные клетки разбросаны по всему телу и образуют нервную сеть. По мере все большего скопления нервных клеток в определенных местах тела образуется нервная ткань.

У позвоночных нервная система располагается на спинной стороне тела. Она состоит из головного, спинного мозга и нервов.

В течение этого урока мы с Вами будем заполнять таблицу, поэтому у каждого есть на парте листочек с таблицей.

Классы животных

Отделы головного мозга

Передний

Средний

Промежуточный

Мозжечок

Продолговатый

Рыбы (костные, хрящевые)

 

 

 

 

 

Земноводные

 

 

 

 

 

Пресмыкающиеся

 

 

 

 

 

Птицы

 

 

 

 

 

Млекопитающие

 

 

 

 

 

        

Сейчас я буду рассказывать вам о нервной системе разных классов позвоночных животных, а вы делайте в таблице пометки: есть или нет этого отдел мозга у данной группы животных, как развит он по сравнению с другими животными? После заполнения таблица остается у вас.

1.Рыбы.

Спинной мозг. Центральная нервная система рыб имеет вид трубки. Ее задний отдел – спинной мозг расположен в канале позвоночника, образованном верхними телами и дугами позвонков. От спинного мозга между каждой парой позвонков вправо и влево отходят нервы, управляющие работой мышц тела, плавников и органов, расположенных в полости тела.

По нервам от чувствительных клеток на теле рыбы в спинной мозг поступают сигналы о раздражении.

Головной мозг. Передняя часть нервной трубки рыбы и других позвоночных видоизменена в головной мозг, защищенный костями черепной коробки. В головном мозге позвоночных различают отделы: передний мозг, промежуточный мозг, средний мозг, мозжечок и продолговатый мозг. Все эти отделы головного мозга имеют большое значение в жизнедеятельности рыбы. Например, мозжечок управляет координацией движения и равновесием животного. Продолговатый мозг постепенно переходит в спинной мозг. Он играет большую роль в управлении дыханием, кровообращением, пищеварением и другими важнейшими функциями организма.

! Давайте посмотрим, что вы записали? (примерно, что средний мозг и мозжечок развиты лучше, остальные же примерно одинаково)

2.Земноводные и пресмыкающиеся.

Центральная нервная система и органы чувств земноводных состоят из тех отделов, что и у рыб. Передний мозг развит сильнее, чем у рыб, и в нем можно различить два вздутия – большие полушария. Тело земноводных близко к земле, и им не приходится поддерживать равновесие. В связи с эти мозжечок, управляющий координацией движений, развит у них слабее, чем у рыб. Нервная система ящерицы сходна по строению с соответствующими системами земноводных. В головном мозге мозжечок, ведающий равновесием и координацией движений, развит более, чем у земноводных, что связано с большей подвижностью ящерицы и значительным разнообразием ее движений.

3.Птицы.

Нервная система. В головном мозге хорошо развиты зрительные бугры среднего мозга. Мозжечок значительно больше, чем у других позвоночных, так как он - центр координации и согласованности движений, а птицы в полете совершают очень сложные движения.

По сравнению с рыбами, земноводными и пресмыкающимися у птиц увеличены полушария переднего мозга.

4.Млекопитающие.

Головной мозг млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других позвоночных. Однако большие полушария переднего мозга имеют более сложное строение. Наружный слой больших полушарий состоит из нервных клеток, образующих кору мозга. У многих млекопитающих, в том числе и у собаки, кора больших полушарий настолько увеличена, что не лежит ровным слоем, а образует складки – извилины. Чем больше нервных клеток в коре мозга, тем больше она развита, тем больше в ней извилин. Если у подопытной собаки удалена кора больших полушарий, то у животного сохраняются врожденные инстинкты, но условные рефлексы уже никогда не образуются.

Мозжечок хорошо развит и, подобно большим полушариям, имеет много извилин. Развитие мозжечка связано с координацией сложных движений млекопитающих.

Вывод по таблице (вопросы классу):

  1. Какие отделы головного мозга есть у всех классов животных?
  2. У каких животных будет сильнее всего развит мозжечок?
  3. Передний мозг?
  4. У каких имеется кора на полушариях?
  5. Почему у лягушки мозжечок развит слабее, чем у рыб?

30’

Рассказ учителя, записи в тетради

IV. Лабораторная работа: Изучение ответной реакции животных на раздражителя.

Оборудование: рыбка в аквариуме, птица в клетке, крыса в клетке.

Ход работы: прикоснуться к животному или попытаться это сделать. Объяснить реакцию ответную реакцию.

10’

V. Домашнее задание.

§43 учить, устно вопросы после параграфа, в тетради на рабочей основе: с.115 №2, с.117 №9, 10 своими словами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эволюция нервной системы животных

Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы...

"Эволюция нервной системы животных"

Презентация "Эволюция нервной системы животных"  составлена для проведения уроков биологии в 7 классе. Она содержит иллюстрации о строении нервной системы различных групп животных....

Урок по биологии в 8 классе по теме "Значение, строение и функционирование нервной системы (Нервная система – дирижер нашего организма)"

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло...

Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция.

Разработка урока по теме "Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция", знакомит учащихся со строением и классификацией нервной системы, определяет взаимосвязь нервной системы и работой вну...

Интерактивный тест 6. «Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность»

Дорогие девятиклассники!Предлагаю вам интерактивные тесты «ОГЭ по биологии: раздел «ЧЕЛОВЕК» (задания с рисунками)», выполнены они  в программе Power Point 2007 с применением шаблона А.А. Баженов...

Эволюция нервной системы. Презентация.

Материал предназначен для изучении зоологии в 7-ом классе...

«Процессы возбуждения и торможения в нервной системе детей и подростков. Роль торможения в работе нервной системы у детей и подростков» Реферат

Слаженная деятельность организма человека, его связь с окружающей средой осуществляется центральной нервной системой, а именно головным мозгом.Головной мозг состоит из подкорковых отделов и коры. Объе...