III. Изучение нового материала. Сегодня на уроке мы будем изучать нервную систему позвоночных животных. Напомните мне, кто относится к позвоночным животным? (рыбы, амфибии, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Отлично! Все организмы взаимодействуют с окружающей их средой. Кто-то ищет место, где посветлее, кто-то любит вкусно покушать, и для всех этих, и многих других, целей у животных появилась нервная система. Что такое нервная система? Это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем организма. В основе ее лежат высокоспециализируемые нервные клетки. Функция нервной клетки заключается в приеме, возбуждении, проведении и передаче нервных импульсов. Нервная клетка состоит из тела и отростков – длинных и коротких. Эти клетки обладают раздражимостью – то есть реакцией на раздражение извне. Например, если лисица коснется лапой ежа – она тут же ее одернет. Мы скажем, что это произошло потому, что ей стало больно. А больно ей стало только потому, что на лапках у нее есть нервные окончания. Раздражителем в этой ситуации являются иголки, а нервные клетки лапы лисицы проявляют свойство раздражимости. Ответная реакция на любое воздействие раздражителя при помощи нервной системы называется рефлексом. Этапы рефлекса: - Восприятия раздражения
- Передача информации по нервной сети.
- Анализ полезной информации и выработка решения.
- Передача решения к исполнительным органам (мышцам).
- Сокращение мышц, одергивание лисицей лапы - ответная реакция организма.
Т.о. нервную систему можно сравнить с организатором, который хорошо знает положение тел, умеет анализировать обстановку, принимать решения, даёт чёткие приказы, контролирует их выполнение. Рефлексы подразделяются на условные и безусловные. Безусловные – врожденные рефлексы: Ориентировочный (животное обнюхивает предметы, поворачивает голову в сторону звука/света); Оборонительный (пассивный – убегает, прячется, активный – кусается, царапается, лягается) Пищевой (поедание растений, преследование добычи, прятание пищи «про запас») Инстинкт заботы о потомстве (Вскармливание детенышей, вылизывание их, защита) Строительный (постройка гнезд, норок и т.п.)
Условные – приобретенные, которые в процессе жизнедеятельности вырабатываются на основе безусловных: Отрицательный рефлекс на запах человека, положительный, на вид человека, приносящего еду, дрессировка. Примечательно, что новые условные рефлексы вырабатываются постоянно, а те, которые не подкрепляются условными раздражителями – постепенно утрачиваются.
Нервные клетки разбросаны по всему телу и образуют нервную сеть. По мере все большего скопления нервных клеток в определенных местах тела образуется нервная ткань. У позвоночных нервная система располагается на спинной стороне тела. Она состоит из головного, спинного мозга и нервов. В течение этого урока мы с Вами будем заполнять таблицу, поэтому у каждого есть на парте листочек с таблицей.
Классы животных | Отделы головного мозга | Передний | Средний | Промежуточный | Мозжечок | Продолговатый | Рыбы (костные, хрящевые) | | | | | | Земноводные | | | | | | Пресмыкающиеся | | | | | | Птицы | | | | | | Млекопитающие | | | | | |
Сейчас я буду рассказывать вам о нервной системе разных классов позвоночных животных, а вы делайте в таблице пометки: есть или нет этого отдел мозга у данной группы животных, как развит он по сравнению с другими животными? После заполнения таблица остается у вас.
1.Рыбы. Спинной мозг. Центральная нервная система рыб имеет вид трубки. Ее задний отдел – спинной мозг расположен в канале позвоночника, образованном верхними телами и дугами позвонков. От спинного мозга между каждой парой позвонков вправо и влево отходят нервы, управляющие работой мышц тела, плавников и органов, расположенных в полости тела. По нервам от чувствительных клеток на теле рыбы в спинной мозг поступают сигналы о раздражении. Головной мозг. Передняя часть нервной трубки рыбы и других позвоночных видоизменена в головной мозг, защищенный костями черепной коробки. В головном мозге позвоночных различают отделы: передний мозг, промежуточный мозг, средний мозг, мозжечок и продолговатый мозг. Все эти отделы головного мозга имеют большое значение в жизнедеятельности рыбы. Например, мозжечок управляет координацией движения и равновесием животного. Продолговатый мозг постепенно переходит в спинной мозг. Он играет большую роль в управлении дыханием, кровообращением, пищеварением и другими важнейшими функциями организма. ! Давайте посмотрим, что вы записали? (примерно, что средний мозг и мозжечок развиты лучше, остальные же примерно одинаково) 2.Земноводные и пресмыкающиеся. Центральная нервная система и органы чувств земноводных состоят из тех отделов, что и у рыб. Передний мозг развит сильнее, чем у рыб, и в нем можно различить два вздутия – большие полушария. Тело земноводных близко к земле, и им не приходится поддерживать равновесие. В связи с эти мозжечок, управляющий координацией движений, развит у них слабее, чем у рыб. Нервная система ящерицы сходна по строению с соответствующими системами земноводных. В головном мозге мозжечок, ведающий равновесием и координацией движений, развит более, чем у земноводных, что связано с большей подвижностью ящерицы и значительным разнообразием ее движений. 3.Птицы. Нервная система. В головном мозге хорошо развиты зрительные бугры среднего мозга. Мозжечок значительно больше, чем у других позвоночных, так как он - центр координации и согласованности движений, а птицы в полете совершают очень сложные движения. По сравнению с рыбами, земноводными и пресмыкающимися у птиц увеличены полушария переднего мозга. 4.Млекопитающие. Головной мозг млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других позвоночных. Однако большие полушария переднего мозга имеют более сложное строение. Наружный слой больших полушарий состоит из нервных клеток, образующих кору мозга. У многих млекопитающих, в том числе и у собаки, кора больших полушарий настолько увеличена, что не лежит ровным слоем, а образует складки – извилины. Чем больше нервных клеток в коре мозга, тем больше она развита, тем больше в ней извилин. Если у подопытной собаки удалена кора больших полушарий, то у животного сохраняются врожденные инстинкты, но условные рефлексы уже никогда не образуются. Мозжечок хорошо развит и, подобно большим полушариям, имеет много извилин. Развитие мозжечка связано с координацией сложных движений млекопитающих. Вывод по таблице (вопросы классу): - Какие отделы головного мозга есть у всех классов животных?
- У каких животных будет сильнее всего развит мозжечок?
- Передний мозг?
- У каких имеется кора на полушариях?
- Почему у лягушки мозжечок развит слабее, чем у рыб?
| 30’ Рассказ учителя, записи в тетради
|