Эволюция нервной системы животных
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы животных сопровождается презентацией и демонстрацией ЦОР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evolyuciya_nervnoy_sistemy_zhivotnyh.doc | 241 КБ |
prezentaciya1.ppt | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 7-м классе по теме "Эволюция нервной системы"
Цели урока:
Образовательные: познакомить обучающихся с понятиями: «нервная система» «нервная клетка» «раздражимость» «рефлекс»; показать значение нервной системы и особенности ее строения у разных групп животных; сформировать представление об эволюционном изменении нервной системы.
Развивающие: развивать умение сравнивать, оценивать, самостоятельно делать логические выводы.
Воспитательные: формировать познавательную мотивацию к обучению, воспитывать навыки общения в группе.
Тип урока:
Урок формирования знаний - изучение нового материала с использованием информационных технологий.
Вид урока:
Формы работы:
- Фронтальная;
- Индивидуальная;
- групповая.
Средства обучения:
Учебник (параграф 43), презентация «Эволюция Нервной системы» (Приложение1), ЦОР: «Раздражимость амебы и инфузории-туфельки», «Раздражимость гидры», "Сравнение строения головного мозга позвоночных"; схема «Строение головного мозга», карточки с групповыми и индивидуальными заданиями.
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Все живые существа способны реагировать на изменение внешней и внутр енней среды, что помогает им выжить. Раздражимость и чувствительность - ха рактерная черта всего живого. Характер взаимоотношения животных с окружающей средой обитания определяется уровнем развития нервной системы.
Нервная система - совокупность различных структур нервной ткани, объ единяющая и регулирующая деятельность всех органов и систем организма (2-й слайд)
Нервная система состоит из высокодифференцированых клеток, которые спо собны сигналы внешней среды трансформировать в нервные импульсы и передавать их другим клеткам, которые могут ответить на это раздражение. (3-й слайд).
В классическом виде нервная клетка с нейрон имеет тело с ядром и многочисленные отростки. (4-й слайд).
Самый простой ответной реакцией на внешнее воздействие является раз дражимость. Этой способностью обладают даже клетки простейших. (5-й слайд).
Напри мер, амебы будут избегать кристалликов поваренной соли, лежащих на дне сосуда.
Впервые нервные клетки появляются у кишечнополостных. У гидры они расположены подкожно - мускульными и имеют звездчатую форму. Соединя ясь между собой, они образуют нервную сеть. При прикосновении к гидре, в нервных клетках возникает возбуждение, которое распространяясь по всей нервной сети, вызывает сокращение кожно-мускульных клеток.
Ответная реакция организма на воздействие внешней среды при участии нервной системы, называется рефлексом. (6-й слайд).
Примером рефлекса может служить: захват пищи (пищевой рефлекс), со кращение тела в ответ на прикосновение (защитный рефлекс). Дикообразы, у них просто есть защитный рефлекс: если кто нападает, они поворачиваются спиной и резко прыгают назад... А если учесть, что иглы у них крепятся очень слабо, то и получается иногда печальная картина.
Дальнейшее развитие нервной системы привело к концентрации нервных клеток в определенных местах тела и формированию нервной ткани.(7-й слайд)
Нервная система беспозвоночных животных (8-й слайд)
Нервная система плоского червя Нервная система кольчатого червя Нервная система моллюска
1 - 1 - 1 –
2 - 2 - 2 –
3 - 3 –
4 –
У плоских червей скопление нервных клеток привело к образованию пар ных головных нервных узлов - ганглиев, от которых отходят соединяющиеся между собой кольцевыми перемычками нервные стволы
У кольчатых червей парные мозговые узлы - ганглии соединяются в около глоточное нервное кольцо. Вдоль брюшного отдела проходит брюшная нервная цепочка, от которой отходят нервы. От надглоточных нервных узлов нервы подходят к органам чувств, расположенным в передней части тела.
У моллюсков несколько парных нервных узлов, расположенные в различ ных частях тела, соединены нервными тяжами.
В классическом виде нервная система позвоночных представлена голов ным и спинным мозгом (центральная нервная система) и отходящих о т них нервов (периферическая нервная система). (9-й слайд).
Головной мозг состоит из пяти отделов: передний мозг, который является центром условных рефлексов, средний мозг — центр ориентировочных рефлексов, промежуточный мозг воспринимает сигналы внешней среды и регулирует функции внешних орга нов, продолговатый мозг регулирует работу жизненно важных систем, мозже чок координирует движения и отвечает за равновесие. Спинной мозг у позвоночных животных представлен трубкой, проходящей над позвоночным столбом в канале, образованном верхними отростками позвонков. (10-й слайд).
Отделы головного мозга:
Передний отдел у высокоразвитых животных образует Большие полушария – наиболее развитый и крупный отдел головного мозга. Центры речи, памяти, мышления, слуха, зрения, кожно-мышечной чувствительности, вкуса и обоняния, движения. Каждое полушарие делят на четыре доли: лобную, теменную, височную и затылочную. (11-й слайд).
Промежуточный мозг участвует в возникновении ощущений. Его части согласуют работу внутренних органов и регулируют функции: обмен веществ, температуру тела, кровяное давление, дыхание. (12-й слайд).
Продолговатый (задний) является продолжением спинного мозга, связан с центрами дыхания, сердечной деятельности, регуляции обмена веществ, положение тела и др. (13-й слайд)
Мозжечок расположен под затылочными долями больших полушарий. Мозжечок постоянно контролирует положение головы, туловища и конечностей, т.е. участвует в поддержании равновесия. Согласно последним данным, мозжечок играет весьма существенную роль в формировании двигательных навыков, способствуя запоминанию последовательности движений. (14-й слайд).
Средний мозг соединяет передний и задний, является центром ориентировочных рефлексов (например, собака поворачивала голову, глаза, настораживала уши в направлении нового раздражителя) на зрительные и слуховые раздражители, управляет тонусом мышц. (15-й слайд).
3. Обобщение изученного материала.
Работа по карточкам.
1 группа. Сравнение нервной системы рыб и земноводных.
Пользуясь рисунком 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226), вставьте пропущенные слова в текст:
Головной мозг рыбы имеет несколько отделов: ……………………, ……………..……, ……………….., …………….…., ………………… Продолговатый мозг проходит через отверстие в черепе и постепенно переходит в ……….. мозг. От головного мозга отходят многочисленные нервы, которые связывают мозг с различными органами.
В головном мозге земноводных имеется … отделов, но значительно развития достигает ………….. мозг. Медленные и однообразные движения отразились на слабом развитии …………….
2 группа. Сравнение нервной системы земноводных и пресмыкающихся.
Восстановите соответствие, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226)
| 1.В головном мозге имеется 5 отделов |
2. Увеличивается и становится выпуклым мозжечок | |
3. Слабое развитие мозжечка | |
| 4. Хорошо развит передний мозг |
5. Промежуточный мозг почти не виден |
3 группа. Сравнение нервной системы пресмыкающихся и птиц.
Найдите ошибки в тексте и исправьте их, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226-227)
Нервная система пресмыкающихся в связи с активным водным образом жизни претерпевает дальнейшее усложнение. Значительно развиваются четыре отдела головного мозга. Увеличивается и становится выпуклым средний мозг. Нервная система птиц характеризуется более сложным строением. Хорошо развит промежуточный и передний мозг и мозжечок.
4 группа. Сравнение нервной системы птиц и млекопитающих.
Исключите лишний элемент в тексте, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника
(стр. 227-228)
Нервная система птиц характеризуется более сложным строением за счет:
- Развития больших полушарий головного мозга;
- Хорошего развития промежуточного мозга;
- Развития мозжечка связано со сложными, требующими координации движениями во время полета;
Нервная система млекопитающих достигает наивысшего развития, так как:
- Кора имеет извилины и складки;
- Промежуточный мозг разит хорошо, но не виден;
- Мозжечок и средний мозг развиты слабо.
5 группа. Эксперты.
Ознакомьтесь с информацией о строении нервной системы позвоночных животных (стр. 226-227; рис. 176. на стр. 228) и оцените как справились группы со своим задание по следующим критериям:
“5” - полностью справились с заданием;
“4” - выполнили задание с 2 ошибками;
“3” - выполнили задание с 3 ошибками;
Эксперты подводят итог, делают выводы.
4. Домашнее задание. Параграф 43.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Другие клетки организма Нервная система Нервная клетка Сигнал из внешней среды раздражение Нервный импульс
тело нейрона отростки
Пищевой Защитный
Плоские черви Кольчатые черви Моллюски 1 – нервные узлы 2 – нервный ствол 3 – нервное окончание 1 – окологлоточное нервное кольцо 2 – брюшная нервная цепочка 3 – нервы 4 – нервные окончания 1 – нервные узлы 2 – нервные окончания
Моллюски Кольчатые черви Плоские черви
Головной мозг Нервы Спинной мозг У животных различных групп сравнительные размеры спинного и головного мозга сильно различаются. У лягушки (А) и головной и спинной мозг почти равны; У зеленой мартышки (Б) масса головного мозга намного превышает массу спинного.
Передний отдел центр речи, памяти, мышления, слуха, зрения, кожно-мышечной чувствительности, вкуса и обоняния, движения.
Промежуточный мозг Участвует в возникновении ощущений. Регулирует обмен веществ, температуру тела, кровяное давление, дыхание.
Продолговатый (задний) мозг связан с центрами дыхания, сердечной деятельности, регуляции обмена веществ, положение тела и др.
Мозжечок участвует в поддержании равновесия
Средний мозг центр ориентировочных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители, управляет тонусом мышц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку биологии в 7 классе "Эволюция пищеварительной системы животных".
Презентация "Эволюция пищеварительной системы животных" предназначена для проведения урока биологии в 7 классе. Она составлена для учителей, работающих по программе и учебнику В.В. Латюшкина. Её испол...
Презентация:"Эволюция кровеносной системы животных".
Данная презентация может быть использована на уроках биологии в качестве демонстрационного материала....
"Эволюция нервной системы животных"
Презентация "Эволюция нервной системы животных" составлена для проведения уроков биологии в 7 классе. Она содержит иллюстрации о строении нервной системы различных групп животных....
Эволюция пищеварительной системы животных.
Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 7 классах. Учебный материал разработан на основании программы В.В.Пасечника....
Нервная система животных. Презентация для 7 класса
Презентация содержит сведения о типах нервной системы, о строении нервной системы разных классов животных....
Эволюция нервной системы
Конспект рока с презентацией...
Эволюция нервной системы. Презентация.
Материал предназначен для изучении зоологии в 7-ом классе...