Невидимая жизнь
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Урок по биологии в 5 классе ФГОС.Является первым в главе "Царство бактерии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bakterii.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

 «Невидимая жизнь»

5 класс

Цели и задачи:

Обучающие:

  • Изучить особенности распространения, строения и жизнедеятельности бактерий.

Развивающие:

  • Развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение), умения говорить, слушать.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к здоровью

Оборудование:

  • Таблица «Бактерии»;
  • Схема «Царства живой природы»;
  • Материалы для рефлексии (рожицы человечков с различными эмоциями);
  • Указка;

Опорные понятия (обозначаются на доске):

  • А. Ливенгук, начало 17 века (1675г.), «зверушки»;
  • Кокки, бациллы, вибрионы, спириллы, спирохеты, диплококки, стрептококки, стафилококки, сарцины;
  • Анаэробы, аэробы;
  • Сапрофиты, паразиты;
  • Автотрофы, гереротрофы.

Ход урока:

Организационный момент:

Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня мы проведём не совсем обычный урок.

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я выбрала слова Николая Михайловича Пржевальского «И ещё жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать». Именно поэтому сегодня я приглашаю Вас совершить небольшое увлекательное, но воображаемое путешествие в особое Царство живых организмов, путешествие в невидимый мир. 

Давайте назовём группу живых организмов, к которым мы отправимся сегодня в гости и в процессе нашего путешествия познакомимся поближе, рассмотрев портреты некоторых его жителей. А для этого я предлагаю разгадать кроссворд, разгадав который у вас сложится группа организмов, которых мы будем сегодня исследовать.

Кроссворд

Вопросы

1.Как называется сфера жизни? (биосфера)

2.Самый простой увеличительный прибор (лупа)

3.Наука о взаимоотношении организмов друг с другом и окр. средой (экология)

4.Наука, изучающая строение клетки (цитология)

5.Наименьшая единица всего живого (клетка)

6.Этот органоид клетки регулирует процессы жизнедеятельности и содержит наследственную информацию (ядро)

7.Одно из органических веществ, входящих в состав клетки (жиры)

8. Это один из увеличительных приборов, с помощью которого можно узнать строение клетки.(микроскоп)

Вопрос: Почему я назвала мир бактерий невидимым? (Из-за мелких размеров).

Вопрос: Что вы знаете о бактериях?

Вопрос: Чтобы вам хотелось узнать об этих живых организмах? Какой информации вам не хватает для более полного, целостного представления о них?

Объявление цели урока

Сегодня на уроке мы с вами изучим строение бактериальной клетки и процессы ее жизнедеятельности.

Название «бактерия» произошло от древнегреческого слова «bacterion» – палочка.

Бактерии – это простейшие одноклеточные организмы.

Бактерии были одними из первых живых организмов на Земле, появившись около 3,5 млрд. лет назад. Одними из древнейших бактерий являются Цианобактерии. В породах, образованных 3,5 млрд. лет назад, обнаружены продукты их жизнедеятельности — строматолиты. Благодаря им в атмосфере начал накапливаться кислород. Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их "анималькули"-зверушки.

Название "бактерии" ввёл в 1828 году Христиан Эренберг.

Вопрос :   К какому царству относятся данные организмы? (бактерии)

Вопрос: Как называется биологическая наука, изучающая бактерии? (бактериология)

Микропрепарат под микроскопом

Вопрос: Можно ли назвать бактерии живыми организмами? Почему?

 А сейчас я предлагаю перенестись с вами  в НИИ «Микробиологии» и побыть в роли сотрудников научной лаборатории, в роли юных исследователей.

Используя ваши настольные путеводители и карточки с вопросами, самостоятельно изучите  процессы жизнедеятельности (4 минуты) бактерий, а затем кто-то из группы поделится полученной информацией.

Работа в группах

Демонстрация плана урока:

  • Строение бактерий
  • Размножение бактерий
  • Форма и окраска бактерий
  • Что такое спора? Какие условия являются неблагоприятными для бактерий

Физминутка

Раз –подняться, потянуться,

Два –согнуться, разогнуться,

Три –в ладоши 3 хлопка,

Головою 3 кивка,

На четыре –руки шире,

Пять –руками помахать,

Шесть –за парту сесть опять.

1 группа-цитологи

  1. Изучите строение бактериальной клетки.
  2. Зарисуйте  клетку бактерий, подпишите ее части.
  3. Сравните растительную клетку и клетку бактерий. Найдите и запишите отличия.

2 группа

       1.Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.

       2. Какие условия являются благоприятными для бактерий?

3 группа

  1. Опишите какой цвет имеют бактерии (используйте дополнительный материал)

4 группа

  1. Сформулируйте и запишите определение «Спора-это….»
  2. Какие условия являются неблагоприятными для бактерий? Изобразите этикетку антибактериального мыла с указанием символов этих условий.

5 группа

  1. На какие группы делятся бактерии по типу питания?
  2. Составьте схему бактерии по типу питания, используя доп. материал

Задача

Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий. Как это можно объяснить?

А дома вы должны будите подумать и предложить облик нашей Земли, если бы не было бактерий.

Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.

Почему этого не происходит?

Вопрос: почему бактерии – одноклеточные и примитивно организованные так широко распространены и существуют в природе наравне с высокоорганизованными организмами?

(Из-за высокой скорости размножения и способности к спорообразованию).

А дома вы должны будите подумать и предложить облик нашей Земли, если бы не было бактерий.

Взаимопроверка

1.Спора бактерий – это приспособление к:

а) – размножению; б) – передвижению;

в) – питанию; г)– перенесению неблагоприятных условий.

2. Одиночные округлые бактерии называются:

а) - кокки; б) - спириллы;  в) – бациллы; г) - вибрионы

3.Бактерии относят к царству:

а) растений; б) животных; в) грибов; г) отдельному царству.

4.Бактерии – это:

а) многоклеточные организмы; б) одноклеточные организма, не имеющие ядра;

в) одноклеточные организма, имеющие ядро; г) неклеточные организмы.

5.Размножение бактерий осуществляется:

а) с помощью спор;

б) простым делением клетки на двое;

в) непрямым делением клеток.

Рефлексия.

Вырази свое мнение

Я узнал...
Я научился...

Мне понравилось...
Для меня стало новым...

Домашнее задание: Творческое задание на выбор.

Кроссворд «Бактерии»

Стихи, загадки, афоризмы, высказывания о бактериях.

Подведение итогов урока, выставление оценок по ответам учащихся

Наш урок был посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду, без которых невозможна жизнь на земле, приносящих много пользы человеку и много вреда. О роли бактерий мы поговорим с вами на следующих уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Невидимые спутники Земли

Невидимые спутники Земли.Мы привыкли думать, что у Земли всего один естественный спутник – Луна. Но недавно американскими астрономами были проведены расчеты, которые показали, что на орбите Земл...

Тема урока: Прибор, открывающий невидимое.5 класс биология ФГОС

СХЕМА ПЛАНА УРОКА на основе системно-деятельного метода обучения Тема урока: Прибор, открывающий невидимое.           формулируется выбранная тема п...

Невидимые ниточки природы Урок с применением интерактивных методов обучения

Экологический урок «Невидимые ниточки природы» проводится в 3-м классе начального звена общеобразовательных школ или учреждений дополнительного образования по предмету «Экология» при изучении те...

Невидимые ниточки природы Урок с применением интерактивных методов обучения

Экологический урок «Невидимые ниточки природы» проводится в 3-м классе начального звена общеобразовательных школ или учреждений дополнительного образования по предмету «Экология» при изучении те...

Открытое занятие "Невидимые нити в зимнем лесу"

План конспект открытого занятия по экологии....

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

В гости к зиме. «Невидимые нити в зимнем лесу» (занятие-экскурсия)

В гости к зиме. «Невидимые нити в зимнем лесу»(занятие-экскурсия)...