Невидимая жизнь
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Урок по биологии в 5 классе ФГОС.Является первым в главе "Царство бактерии".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bakterii.docx | 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Невидимая жизнь»
5 класс
Цели и задачи:
Обучающие:
- Изучить особенности распространения, строения и жизнедеятельности бактерий.
Развивающие:
- Развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение), умения говорить, слушать.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к здоровью
Оборудование:
- Таблица «Бактерии»;
- Схема «Царства живой природы»;
- Материалы для рефлексии (рожицы человечков с различными эмоциями);
- Указка;
Опорные понятия (обозначаются на доске):
- А. Ливенгук, начало 17 века (1675г.), «зверушки»;
- Кокки, бациллы, вибрионы, спириллы, спирохеты, диплококки, стрептококки, стафилококки, сарцины;
- Анаэробы, аэробы;
- Сапрофиты, паразиты;
- Автотрофы, гереротрофы.
Ход урока:
Организационный момент:
Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня мы проведём не совсем обычный урок.
Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я выбрала слова Николая Михайловича Пржевальского «И ещё жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать». Именно поэтому сегодня я приглашаю Вас совершить небольшое увлекательное, но воображаемое путешествие в особое Царство живых организмов, путешествие в невидимый мир.
Давайте назовём группу живых организмов, к которым мы отправимся сегодня в гости и в процессе нашего путешествия познакомимся поближе, рассмотрев портреты некоторых его жителей. А для этого я предлагаю разгадать кроссворд, разгадав который у вас сложится группа организмов, которых мы будем сегодня исследовать.
Кроссворд
Вопросы
1.Как называется сфера жизни? (биосфера)
2.Самый простой увеличительный прибор (лупа)
3.Наука о взаимоотношении организмов друг с другом и окр. средой (экология)
4.Наука, изучающая строение клетки (цитология)
5.Наименьшая единица всего живого (клетка)
6.Этот органоид клетки регулирует процессы жизнедеятельности и содержит наследственную информацию (ядро)
7.Одно из органических веществ, входящих в состав клетки (жиры)
8. Это один из увеличительных приборов, с помощью которого можно узнать строение клетки.(микроскоп)
Вопрос: Почему я назвала мир бактерий невидимым? (Из-за мелких размеров).
Вопрос: Что вы знаете о бактериях?
Вопрос: Чтобы вам хотелось узнать об этих живых организмах? Какой информации вам не хватает для более полного, целостного представления о них?
Объявление цели урока
Сегодня на уроке мы с вами изучим строение бактериальной клетки и процессы ее жизнедеятельности.
Название «бактерия» произошло от древнегреческого слова «bacterion» – палочка.
Бактерии – это простейшие одноклеточные организмы.
Бактерии были одними из первых живых организмов на Земле, появившись около 3,5 млрд. лет назад. Одними из древнейших бактерий являются Цианобактерии. В породах, образованных 3,5 млрд. лет назад, обнаружены продукты их жизнедеятельности — строматолиты. Благодаря им в атмосфере начал накапливаться кислород. Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их "анималькули"-зверушки.
Название "бактерии" ввёл в 1828 году Христиан Эренберг.
Вопрос : К какому царству относятся данные организмы? (бактерии)
Вопрос: Как называется биологическая наука, изучающая бактерии? (бактериология)
Микропрепарат под микроскопом
Вопрос: Можно ли назвать бактерии живыми организмами? Почему?
А сейчас я предлагаю перенестись с вами в НИИ «Микробиологии» и побыть в роли сотрудников научной лаборатории, в роли юных исследователей.
Используя ваши настольные путеводители и карточки с вопросами, самостоятельно изучите процессы жизнедеятельности (4 минуты) бактерий, а затем кто-то из группы поделится полученной информацией.
Работа в группах
Демонстрация плана урока:
- Строение бактерий
- Размножение бактерий
- Форма и окраска бактерий
- Что такое спора? Какие условия являются неблагоприятными для бактерий
Физминутка
Раз –подняться, потянуться,
Два –согнуться, разогнуться,
Три –в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка,
На четыре –руки шире,
Пять –руками помахать,
Шесть –за парту сесть опять.
1 группа-цитологи
- Изучите строение бактериальной клетки.
- Зарисуйте клетку бактерий, подпишите ее части.
- Сравните растительную клетку и клетку бактерий. Найдите и запишите отличия.
2 группа
1.Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.
2. Какие условия являются благоприятными для бактерий?
3 группа
- Опишите какой цвет имеют бактерии (используйте дополнительный материал)
4 группа
- Сформулируйте и запишите определение «Спора-это….»
- Какие условия являются неблагоприятными для бактерий? Изобразите этикетку антибактериального мыла с указанием символов этих условий.
5 группа
- На какие группы делятся бактерии по типу питания?
- Составьте схему бактерии по типу питания, используя доп. материал
Задача
Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий. Как это можно объяснить?
А дома вы должны будите подумать и предложить облик нашей Земли, если бы не было бактерий.
Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.
Почему этого не происходит?
Вопрос: почему бактерии – одноклеточные и примитивно организованные так широко распространены и существуют в природе наравне с высокоорганизованными организмами?
(Из-за высокой скорости размножения и способности к спорообразованию).
А дома вы должны будите подумать и предложить облик нашей Земли, если бы не было бактерий.
Взаимопроверка
1.Спора бактерий – это приспособление к:
а) – размножению; б) – передвижению;
в) – питанию; г)– перенесению неблагоприятных условий.
2. Одиночные округлые бактерии называются:
а) - кокки; б) - спириллы; в) – бациллы; г) - вибрионы
3.Бактерии относят к царству:
а) растений; б) животных; в) грибов; г) отдельному царству.
4.Бактерии – это:
а) многоклеточные организмы; б) одноклеточные организма, не имеющие ядра;
в) одноклеточные организма, имеющие ядро; г) неклеточные организмы.
5.Размножение бактерий осуществляется:
а) с помощью спор;
б) простым делением клетки на двое;
в) непрямым делением клеток.
Рефлексия.
Вырази свое мнение
Я узнал...
Я научился...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Домашнее задание: Творческое задание на выбор.
Кроссворд «Бактерии»
Стихи, загадки, афоризмы, высказывания о бактериях.
Подведение итогов урока, выставление оценок по ответам учащихся
Наш урок был посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду, без которых невозможна жизнь на земле, приносящих много пользы человеку и много вреда. О роли бактерий мы поговорим с вами на следующих уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Невидимые спутники Земли
Невидимые спутники Земли.Мы привыкли думать, что у Земли всего один естественный спутник – Луна. Но недавно американскими астрономами были проведены расчеты, которые показали, что на орбите Земл...
Тема урока: Прибор, открывающий невидимое.5 класс биология ФГОС
СХЕМА ПЛАНА УРОКА на основе системно-деятельного метода обучения Тема урока: Прибор, открывающий невидимое. формулируется выбранная тема п...
Невидимые ниточки природы Урок с применением интерактивных методов обучения
Экологический урок «Невидимые ниточки природы» проводится в 3-м классе начального звена общеобразовательных школ или учреждений дополнительного образования по предмету «Экология» при изучении те...
Невидимые ниточки природы Урок с применением интерактивных методов обучения
Экологический урок «Невидимые ниточки природы» проводится в 3-м классе начального звена общеобразовательных школ или учреждений дополнительного образования по предмету «Экология» при изучении те...
Открытое занятие "Невидимые нити в зимнем лесу"
План конспект открытого занятия по экологии....
Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"
Технологическая карта -это трудность для начинающих учителей ,работающих во ФГОС ООО...
В гости к зиме. «Невидимые нити в зимнем лесу» (занятие-экскурсия)
В гости к зиме. «Невидимые нити в зимнем лесу»(занятие-экскурсия)...