Методика преподавания биологии: новый взгляд на практику применения
методическая разработка по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
В пособии для учителя «Приемы педагогической техники» Анатолия Гина, отражены всем нам известные пять принципов педагогической техники, которые я использую на уроках биологии согласно эффективности их применения. Предлагаю вам свой взгляд на практику применения этих принципов в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика преподавания биологии: новый взгляд на практику применения | 245 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОТЕЛЬНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
140055, МО, г. о. Котельники, мкр. Белая Дача, д. 8. Тел/факс 559-96-00, 559-86-09
ДИССЕМИНАЦИЯ
«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРАКТИКУ ПРИМЕНЕНИЯ»
«Если оркестр играет вразнобой, то дирижер смешон.
Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником.
То же и в школе. Если класс сыгран, то урок как музыка»
/А. Гин/
А как сыгран класс у меня? Как я провожу уроки биологии?
Методика преподавания биологии оттачивается у меня уже не один год, в основном, благодаря применению ТРИЗ-педагогики. Напомню, в её основу была положена прежде всего теория решения изобретательских задач отечественной школы Альтшуллера Г. С., Волкова И.П. и Иванова И.П. Хотелось бы сказать, что ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление сформировалась в нашей стране в конце 80-ых годов прошлого века.
Эта технология ставит своей целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Для авторов этой технологии «ребенок – непризнанный гений средь буднично серых людей» (М. Волошин). Обратите внимание, дорогие коллеги, как актуально эта цель сегодня, в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения!
В пособии для учителя «Приемы педагогической техники» Анатолия Гина, тоже приверженца ТРИЗ-педагогики, отражены всем нам известные пять принципов педагогической техники, которые я использую на уроках биологии согласно эффективности их применения. Предлагаю вам свой взгляд на практику применения этих принципов в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Первый принцип - свобода выбора
Формулировка: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять обучающемуся право выбора, но с одним важным условием - право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
Пример: учитель дает группе обучающихся много задач для решения, но выбор, что решать, остается за детьми. Я так поступаю при закреплении материала, например, в форме игры в гендерных, гомогенных или гетерогенных командах, при подаче домашнего задания для аудиалов, визуалов или кинестетиков.
Провожу параллель с основными требованиями ФГОС: это пример групповой и самостоятельной работы, пример дифференцированных и разноуровневых заданий, на которые сделан серьезный акцент в новых стандартах.
Второй принцип - открытость
Первая сторона принципа
Формулировка1: не только давать знания, но еще и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого урока.
Пример: древний грек говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Это понятно, «образование никогда не достигает точки насыщения» (эти слова высечены на камне у входа в Центр подготовки кадров компании IBM, штат Нью-Йорк).
Вторая сторона принципа
Формулировка 2: использовать в обучении открытые задачи, а не закрытые задачи.
Пример: жизнь ставит перед человеком открытые задачи: как найти себе работу? Спутника жизни? Как увеличить прибыль предприятия? Уменьшить вероятность аварии?
Провожу и здесь параллель: подобная практика ведет к повышению мотивации обучения, особенно она хороша для одаренных детей. Здесь одному педагогу не справиться, необходимо создание целой команды специалистов, которые будут разрабатывать и отслеживать индивидуальный план развития каждого способного обучающегося, сегодня - это всем известная многоуровневая модель развития одаренных детей. Это согласно первой стороне, а согласно второй, вот вам и успешная социализация обучающегося в обществе.
Третий принцип - деятельность
Формулировка: освоение обучающимися знаний, умений навыков в форме деятельности.
Пример: «напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», - говорил академик Минц А.Л. А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».
Параллель: вот вам пример реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения и формирования УУД.
Четвертый принцип - обратная связь
Формулировка: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Пример: учитель на уроке отслеживает настроение обучающихся, степень их заинтересованности, уровень понимания и четко ориентируется в обстановке.
Параллель с требованиями ФГОС: здесь можно было сказать о проектной и исследовательской деятельности обучающихся как результате совместной работы учителя и ученика.
И наконец, пятый принцип - идеальность
Формулировка: максимально использовать возможности, знания, интересы самих обучающихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
Пример: чтобы учитель не уставал, не вырабатывался при самой высокой эффективности своего труда, чтобы КПД был равен 100. Это идеал, но стремиться к нему, как известно, полезно.
Здесь параллель можно провести с постоянным ростом профессионализма педагога, теперь уже, как говорят, педагога нового типа.
С моей точки зрения, такая параллель очень уместна, она помогает, не отрекаясь от «хорошего» старого педагогического опыта перейти к реализации требования нового государственного стандарта.
Но какими бы ни были требования стандарта, на первом месте всегда стоят знания, никто их не отменял. И от того, насколько правильно будет проведена подборка методических приемов для изучения тем уроков, будет зависеть и результат работы учителя и ученика. Причем надо учитывать, как специфику возраста обучающихся, контингента класса, так и собственно темы самого урока. Я попыталась переработать наиболее известные приемы и расположила их по убывающей эффективности применения и предлагаю вам ознакомиться с ними. Возможно для кого-то эта информация будет повторением пройденного.
Сначала, наиболее эффективные методические приемы, содержащие в себе все пять вышеперечисленных принципов педагогической техники. При этом вы можете видеть на демонстрационном слайде разделы конструктора урока по А. Гину и определять, в каком из блоков урока могут быть использованы те или иные методические приемы:
№ | Функциональные блоки | Раздел урока | Формула |
1. | УМШ | А, В | Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма |
2. | Творчество работает на будущее | Е | Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов |
3. | Деловая игра «Точка зрения» | В | По заранее объявленной теме две группы обучающихся (оппоненты и наблюдатели), снабженные необходимыми знаниями и фактами, доказывают правильность противоположных точек зрения |
4. | Деловая игра «НИЛ» | В, Г | Научно-исследовательская лаборатория, где одна группа обучающихся решает задачи, другая обрабатывает результаты, третья анализирует и принимает (или нет) решения |
Затем идут приемы, содержащие четыре принципа педагогической техники. Обратите внимание, что все эти приемы содержат четыре разных принципа педагогической техники. Это:
№ | Функциональные блоки | Раздел урока | Формула |
1. | Своя опора | Г | Ученик составляет авторский опорный конспект всей ранее изученной темы, по новому материалу |
2. | Да-нет | А, В, Г | Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами «да», «нет», и «да» и «нет». |
3. | Пресс-конференция | Б | Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать до раскрывающие ее вопросы |
4. | Повторяем с расширением | Г | Ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме |
5. | Свои примеры | Г | Ученики подготавливают свои примеры |
6. | Вопрос к тексту | Б | Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов |
7. | Деловая игра «Компетентность» | В | Конкуренты (придумывают друг для друга по пять заданий по теме); фирма-наниматель (оценивает по 5-ти бальной системе вопрос; по 10-ти бальной системе ответ), принимает решение, кто принят на работу, кто нет; арбитр – учитель, проводящий «разбор полетов», делает выводы. |
8. | Театрализация | Б | Разыгрывается сценка на учебную тему |
Менее эффективные, но часто используемые приемы, содержащие три принципа педагогической техники:
№ | Функциональные блоки | Раздел урока | Формула |
1. | Простой опрос (по базовым вопросам) | А | На первом же уроке новой темы учитель вывешивает «базовый лист контроля». В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые обязан знать каждый. |
2. | Повторяем с контролем | Г | Ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по всей ранее изученной теме |
3. | Лови ошибку! | Б, В | Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом |
4. | Удивляй! | Б | Учитель находит такой угол зрения, при котором, даже обыденное, становится удивительным |
5. | Фантастическая добавка | Б, А | Учитель добавляет реальную ситуацию фантастической |
6. | Роль «психолог» | Ж | Ученик участвует в управлении обучением, выполняет некую роль |
7. | Роль «подводящий итоги» | Ж | Ученик самостоятельно подводит итог урока |
8. | Идеальное задание | Е | Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию |
9. | Обсуждаем домашнее задание | А, Г, Ж | Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материла был качественно закреплен. |
10. | Релейная контрольная работа | Д | Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач |
11. | Доклад | Б | Подготовка учеников к чтению докладов проводится в несколько этапов. Технология:
(4 вида затруднений) |
12. | Взаимный опрос | А, Б | Ученики опрашивают друг друга по базовым листам |
13. | Показательный ответ | Г | Один ученик отвечает у доски, остальные слушают |
Приемы, содержащие два принципа педагогической техники:
№ | Функциональные блоки | Раздел урока | Формула |
1. | Привлекательная цель | Б | Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он, волей-неволей, выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог |
2. | Светофор | Д, А | При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу |
3. | Задание массивом | Е |
|
4. | Опрос - итог | Ж, Г | В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока |
5. | Опрос по цепочке | Д | Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа. |
6. | Три уровня домашнего задания | Е | Учитель одновременно дает домашнее задание двух или трех уровней (обязательный, тренировочный, творческий) |
7. | Отсроченная отгадка | Ж |
|
8. | Особое задание | Е | Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания (учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом) |
9. | Игра-тренинг | В | 1. Если необходимо переделать большое количество однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. 2. Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия, в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего |
10. | Практичность теории | Б | Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам |
11. | Фактологический диктант | Д | Диктант проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов – один-два на повторение из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе; здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память. |
12. | Пересечение тем | Г | Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой |
13. | Блиц – контрольная работа | Д | Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы |
14. | Выборочный контроль | Д | Проверить работы учеников выборочно |
15. | Тренировочная контрольная работа | В | Учитель проводит контрольную работу, как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников |
И, наконец, прием, включающие в себя лишь один их пяти принципов педагогической техники:
№ | Функциональные блоки | Раздел урока | Формула |
1. | Тихий опрос | Д | Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время, как класс занят другим делом, например, тренировочной контрольной работой или групповой работой |
2. | Необычная обычность | Е | Учитель задает задание необычным способом |
3. | Программируемый опрос | Д, В (устный) | Ученик выбирает один правильный ответ из нескольких предложенных |
4. | Идеальный опрос (почти шутка) | Д, А | Ученик сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю |
5. | Игры в случайность | В, А, Г | Учитель вводит в урок элементы случайного выбора |
6. | Щадящий опрос | А, В | Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответы учеников |
Полагаю, каждый из нас в своей практике применяет эти приемы, кто-в большей, кто-то в меньшей степени. Думаю, что такая классификация методических приемов поможет учителям биологии более эффективно планировать уроки.
Вот так, умело чередуя приемы с помощью конструктора Гина, каждый этап урока заполняется определенной последовательностью тех или иных методических приемов. Это делать, коллеги, интересно и увлекательно. Значительно возрастает разнообразие уроков, и сокращается время подготовки к уроку, которого у нас и так не хватает.
Данный конструктор урока может изменяться, как живое существо. Какие-то приемы окажутся не нужны с течением времени, и можно будет исключить их из таблицы. А возможно, вписать свои, авторские.
Важно понимать, что приемы педагогической техники применяются в конструкторе урока, как инструмент для нашего творчества. Сам конструктор – это склад инструментов. Здесь каждый может выбрать то, что ему нужно. Он универсален, и поэтому пользоваться им может каждый учитель-предметник.
Начинала я эту работу как эксперимент в 2000–ых годах, а сегодня, во многом, это уже требования ФГОС. Об этом я говорю потому, уважаемые коллеги, что «все новое – это хорошо забытое старое». И для меня важно, что за всем этим стоит эффективная организация учебного процесса. Результаты моей работы при применении такой технологии, как правило, стабильны.
И в завершении.
В перспективе, при полном переходе на электронные учебники, я хочу максимально задействовать именно эту технологию в своем педагогическом творчестве. Я убеждена, что хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, это в конечном счете, хорошо организованные знания, которые мы обязаны давать детям.
Хочу надеяться, что мой опыт будет полезен для вашего профессионального роста и жизненного успеха. И пусть ваш урок звучит как музыка!
Учитель биологии
МБОУ КСОШ №3 г. Котельники Московской области
Смолик Елена Вячеславовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика преподавания биологии с применением ТРИЗ
В работе описаныТриз-подход в преподавании биологии. Рассказано о структуре и содержании Триз-педагогики.Результатом применении ТРИЗ на уроках биологии является воспитание творческой личности, подгото...
Методика преподавания биологии. Задачи биологии и ее связь с другими науками
В работе подробно описывается история становления биологии как науки, методы биологии, ее задачи....
Особенности методики преподавания биологии в условиях современной информационной среды.
Обобщение опыта работы. Особенности методики преподавания биологии в условиях современной информационной среды. где описываются методы обучения с использованием информационных компьютерных технологий....
Методический доклад «Методика преподавания биологии»
Методика обучения биологии исследует содержание образовательного процесса по этому предмету и закономерности усвоения биологического материала школьниками. Методика строится соответственно целям и зад...
Пути качественного обновления образовательного процесса за счёт новых возможностей. Интернет- ресурсы в методике преподавания биологии и химии.
Пути качественного обновления образовательного процесса за счёт новых возможностей. Интернет- ресурсы в методике преподавания биологии и химии....
Статья "Пути качественного обновления образовательного процесса за счёт новых возможностей. Интернет- ресурсы в методике преподавания биологии и химии".
Пути качественного обновления образовательного процесса за счёт новых возможностей.Интернет- ресурсы в методике преподавания биологии и химии....
Реферативная работа по методике преподавания литературы "Новые методики обучения в основной школе"
Данная работа посвящена рассмотрению инновационных методов преподавания литературы в средней школе....