Рабочая программа
рабочая программа по биологии на тему
Рабочие программы 2016-17 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iv.soderzhanie_tem_uchebnogo_kursa_2_klass.doc | 42.5 КБ |
v.trebovaniya_k_urovnyu_podgotovki_uchashchihsya_2_klass.doc | 63 КБ |
vi.perechen_uchebno-metodicheskogo_obespecheniya_2_klass.doc | 29.5 КБ |
vii.spisok_literatury_2_klass.doc | 36.5 КБ |
muzyka_5.docx | 41.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание программы «Наша планета Земля» (68 ч)
Введение (4 ч) Общие слова - понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух - смесь газов. Вода - жидкость. Лёд - твёрдое тело. Смена состояний веществ.
Земля и солнце (16 ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток - направление на восход Солнца, запад - направление на закат Солнца, север - направление на Полярную звезду, юг - направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны (Изготовление солнечных часов.)
Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, (лунное затмение, полёт в космос.)
Практическая работа с глобусом. Глобус - модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная, или космос. Планеты и звёзды - небесные тела. Звёзды - самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля - планета. Солнце - звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна — спутник Земли. (Солнечное затмение. Цвет воздуха.)
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее - закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. (Невесомость.)
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле - Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. (Практическая работа с глобусом.)
Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца -причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу тс своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). (Земля сохраняет тепло солнечных лучей.)
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс - долгая зима и короткое лето, умеренный пояс - чередование зимы и лета, жаркий пояс - «вечное лето».
Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат - закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) План и карта - изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус - уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.
Материк - большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида - материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктида - части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Формы земной поверхности (7 ч) Реки - постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра - природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро - Байкал. Каспийское море - самое большое озеро.
Равнины - ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы - поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает.(Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения - результат смещения пластов Земли.)
Полуострова - участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова - небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря - большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира И ИХ местонахождение на карте. (Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.)
Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).
Земля — наш общий дом (11ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема - совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения - «кормильцы». Животные - «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви -«мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность.(Круговорот веществ.)
Природные зоны - территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. (Красная книга.)
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. (Как леса сменяют друг друга.)
Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.
Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса - саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозеленых лесов на земном шаре.
Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения И животные. Природные катастрофы в горах.
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных - наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие - занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство - занятие жителей пустынь и гор. Города - место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов - политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.
Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.
Части света (10ч) Европа. Страны и города Европы (Великобритания. Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы - горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия - родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.
Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.
Америка. Индейцы - коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка - вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка - родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия - родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида - самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди - главное богатство нашей страны. Древние мастера - гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.
Наша маленькая планета Земля (3 ч) Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.
Повторение пройденного материала -4 ч.
Часы по усмотрению учителя -5 ч.
Предварительный просмотр:
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны знать:
- элементарные сведения о трех состояниях веществ;
- что Земля имеет форму шара;
- что горизонт — воображаемая линия;
- основные стороны света;
- элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звезды);
- закон всемирного тяготения;
- связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца;
- как вести себя при грозе;
- основные этапы круговорота воды в природе;
- элементарные сведения о погоде;
- что глобус — модель Земли;
- условные обозначения глобуса и карты;
- части света, материки, океаны;
- характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостров, морей, океанов;
- основные природные зоны;
- географические закономерности размещения хозяйства людей;
- политическую карту, крупнейшие страны и города;
- части света и их основные особенности;
- о возрастающем нарушении нашей планеты человеком и способах ее спасения.
К концу второго класса ученик научиться:
- использовать законы и правила для осмысления своего опыта;
-пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
-различать утро, день, вечер, ночь;
- различать времена года по основным признакам;
- уметь пользоваться календарем и часами;
-показывать линию горизонта;
-определять стороны горизонта при помощи компаса;
- описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой;
- определять температуру с помощью термометра;
- владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений);
- показывать на карте части света, материки и океаны;
- умет находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны;
- показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света;
- распознавать ландшафты основных природных зон;
- перечислять порядок их расположения на планете;
- находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны;
- находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города;
- беречь богатства природы в повседневной жизни;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Второклассник получит возможность научиться:
- сравнивать и различать объекты живой и неживой природы;
- наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности;
- называть особенности различных состояний веществ;
- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- устанавливать связь между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движении на моделях;
- определять направление и течение рек по карте и глобусу;
- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения;
- находить дополнительную информацию с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение второклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная « энциклопедия внутри учебника »).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир во 2-м классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития - уметь объяснять мир:
- объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
- объяснять влияние притяжения Земли;
- связывать события на земле с расположением и движение: Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- называть основные природные зоны и их особенности.
2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Контроль УУД
Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.2 класс.-М.:Баласс, 2012.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Контроль за усвоением знаний
1. Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и проверочных работах. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса).
2. Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. Во всех учебниках, начиная со 2-го класса, в начале каждого урока помещены вопросы для актуализации знаний.
Уровень заданий в учебниках и рабочих тетрадях, самостоятельных и проверочных работах различается своей сложностью. Задания в учебнике и рабочей тетради – самые трудные. Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который при желании могут усвоить школьники. При этом задания разного уровня сложности не отмечены. В отличие от этого в самостоятельных и проверочных работах, начиная со 2-го класса, отмечен уровень заданий (необходимый, программный или максимальный), который могут самостоятельно выбирать ученики. При этом акцент самостоятельных работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс) – с их помощью осуществляется тематический контроль и подготовка к итоговому контролю. Материал проверочных работ целиком сориентирован на обязательном минимуме знаний – он является основой для итогового контроля учебного модуля (группы тем), как правило, одной четверти.
В контрольных работах акцент сделан на обязательный минимум знаний.
Контроль и оценка планируемых результатов
проверочных работ-13
контрольных работ-5
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных) работ, итоговых (контрольных) работ являются своеобразным зачётом по теме. Такое накопительное и формирующее оценивание учит школьников планировать результаты своей работы. Для этого используется таблица требований по предмету в «Дневнике школьника» и портфель достижений школьника.
В таблице требований по предмету в «Дневнике школьника» ученик выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений.
В портфель достижений помещаются оригиналы или копии выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков). Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся, которая позволяет:
- определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний;
- развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
- мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
- создать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
Оценка ученика по универсальной шкале трёх уровней успешности
Уровни успешности | Отметка | Пояснения |
Не достигнут необходимый уровень. | «2» - неудовлетворительно | Не решена типовая, много раз отработанная задача. |
1.Необходимый уровень-ре шение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания. | «3» -удовлетворительно «4» -хорошо | Частично успешное решение (с ошибкой или с привлечением посторонней помощи на любом из этапов решения). Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно). |
2.Программный уровень- Решение нестандартной задачи, где потребовалось применить: -либо новые, получаемые в данный момент знания и умения; - либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. | «4+» - приближается к отлично «5» - отлично | Частично успешное решение (с незначительной ошибкой, не влияющей на результат, или привлечением посторонней помощи на любом из этапов решения). Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно). |
Третий уровень - особый, необязательный для всех учеников, фиксирующих их исключительные успехи | ||
3.Максимальный уровень- Решение задачи, где потребовалось применить: -либо самостоятельно добытых, не полученных на уроке знаний; - либо новых, самостоятельно приобретённых умений. | «5 +» - превосходно « 5 и 5» - превосходно | Частично успешное решение ( с незначительной ошибкой, не влияющей на результат, или привлечением посторонней помощи на любом из этапов решения). Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно). |
Оценивается любое, успешное действие, балльно фиксируется только решение полноценной задачи.
За каждую учебную задачу или группу, показывающую овладение учеником отдельным умением, ставится своя, отдельная отметка.
За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится по желанию ученика.
За каждую задачу проверочной работы по итогам темы, отметки ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы.
Предварительный просмотр:
Перечень учебно - методического обеспечения.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
Учебники и учебные пособия:
1. Вахрушев А. А. Окружающий мир. («Наша планета Земля») 2 класс : учебник : в 2 ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
2. Вахрушев А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 2 класс («Наша планета Земля») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
3. Вахрушев А. А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 2 класс («Наша планета Земля») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, О. А. Родыгина. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
Методические пособия для учителя:
1. Вахрушев А. А. Окружающий мир. 2 класс («Наша планета Земля») : метод. рекомендации для учителя / А. А. Вахрушев, Е. А. Самойлова, О. В. Чиханова. – М. : Баласс, 2010.
2. Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): www.festival.1september.ru
4. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа»: http://lyceum8.com.
5. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»: http://www.school2100.ru
6. Образовательный портал «Учеба»: www.uroki.ru
3. Информационно-коммуникативные средства:
1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD).
2. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 2 класс (СD).
4. Наглядные пособия:
1. Натуральные живые пособия.
2. Гербарий, коллекции насекомых, влажные препараты, чучела и скелеты представителей различных систематических групп, микропрепараты.
3. Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.
4. Изобразительные наглядные пособия (таблицы, муляжи человеческого торса и отдельных органов).
5. Исторические и географические карты («Климатические пояса», «Природные зоны»), физическая карта Евразии, карта полушарий, политическая карта Европы, глобус.
6. Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни.
7. Измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки, компас.
8. Таблицы: «Растения и животный мир степи, поля, леса». Рисунки рек, озёр, хозяйства человека. Образцы горных пород (гранит, мрамор, известняк и др.).
9. Рисунки: «Схема Солнечной системы», «Стороны света», «Суточное вращение Земли».
10. Раздаточный материал (для практических и лабораторных работ): гербарий, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешуя рыб, перья птиц, артефакты мира культуры.
5. Технические средства обучения:
1. Компьютер.
6. Учебно-практическое оборудование:
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
2. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.).
7. Специализированная мебель:
Компьютерный стол.
Предварительный просмотр:
Список литературы (основной и дополнительной)
1.Основная литература:
1. Вахрушев А. А. Окружающий мир. («Наша планета Земля») 2 класс : учебник : в 2 ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
2. Вахрушев А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 2 класс («Наша планета Земля») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
3. Вахрушев А. А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 2 класс («Наша планета Земля») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, О. А. Родыгина. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
4. Вахрушев А. А. Окружающий мир. 2 класс («Наша планета Земля») : метод. рекомендации для учителя / А. А. Вахрушев, Е. А. Самойлова, О. В. Чиханова. – М. : Баласс, 2010.
2. Дополнительная литература:
1. Окружающий мир : тематический тестовый контроль в начальной школе / авт.-сост. Н. Н. Бобкова. – Волгоград : Учитель, 2007.
2. Окружающий мир. 1–4 классы : конспекты уроков и внеклассных занятий / авт.-сост. Е. М. Васина – Волгоград : Учитель, 2011.
3. Окружающий мир. 2–4 классы : внеклассные занятия на тему «Времена года» / сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград : Учитель, 2007.
4. Окружающий мир. 2 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Вахрушева, О. В. Бурского, А. С. Раутиана / авт.-сост. Н. В. Кийко, Н. А. Порунова. – Изд. 2-е, испр. и перераб. – Волгоград : Учитель, 2011.
5. Кузнецова И.В., Самойлова Е.А. . Рабочие программы (все предметы). 2 класс. – М.: Баласс, 2012.
6. Миронова А.В. Окружающий мир в начальной школе: как реализовать ФГОС. – М.: Баласс, 2012.
7. Вахрушев А.А. Наша планета Земля: Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2012.
8.Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы. – Ростов: Учитель, 2003.
9.Тихомирова Н.Ф. Материалы курса «Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром», лекции 1-3. – М.: Педагогический Университет «Первое сентября», 2005.
10.Вахрушев А.А. Комплект наглядных пособий. Окружающий мир. 2 класс. – М.: Баласс, 2007.
11.Курапова И.И. Окружающий мир. Мои первые опыты. В 4-х ч. Учебное пособие. 1-2 классы. – М.: Баласс, 2012.
12.Повторение и контроль знаний. Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / В.В. Мещерякова, С.В. Савинова. – 2-е изд. стереотип. – М.: Планета, 2011. – (Качество обучения).
13.Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: В.В. Мещерякова – М.: Планета, 2011. – (Качество обучения).
14.Окружающий мир. 2 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
15.Окружающий мир. 2 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
16.Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / О.С. Асафьева, О.Ф. Брыксина [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. – (Современная школа).
17.Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).
18.Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
19. 1С: Школа. Игры и задачи. 1- 4 классы ( CD).
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Предметные результаты | УУД | ||||||||||||||||
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||||||||||||||||||
I четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» | |||||||||||||||||||||
1 | Тема четверти | «Вокализ» С.Рахманинова, Песня «Дорога добра» | Знать, что такое вокализ, историю создания вокализа, биографические сведения о С.В. Рахманинове | Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). | Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. | Развивать умения «слышать другого». | ||||||||||||||
2 | Песня без слов | Песня «Дорога добра», «Вокализ» Рахманинов, вокализ Э.Хиль | Знать, что композиторы нередко писали сочинения для разных инструментов (не для пения!) и называли их «Песнями», «Романсами», | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира. | Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале. | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении. | ||||||||||||||
3 | Романс. | М.Глинка «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок», Вариации на тему «Жаворонок» В.Балакирев. Песня «Быть человеком» | Знать отличительные черты русской народной песни и композиторской. Уметь определять лад, характер, настроение муз.произведения. Знать биографические сведения о жизни М.Глинки. | Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. | Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | Развивать умения «слышать другого». | ||||||||||||||
4 | Опера. | Н.Римский-Корсаков опера «Садко», песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка». Песня «Быть человеком» | Знать историю появления жанра, выразительные средства музыки (динамические оттенки, штрихи и т.д.) Следить за развитием музыки по нотам, штрихам, оттенкам. | проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. | Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове. | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении, | ||||||||||||||
5 | Опера. | Н.Римский-Корсаков опера «Садко» колыбельная Волховы. Песня «Новенькая» | Знать, что такое либретто, его значение в оперной музыке. Знать и понимать значение литературы в создании таких жанров музыки как опера . Знать о жизни и творчестве Р-Корсакова. | высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности | Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира. | Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. | Развивать умения «слышать другого». Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. | ||||||||||||||
6 | Балет. | К.Хачатурян балет «Чипполино» фрагменты. Песня «Новенькая» | Знать историю появления жанра, биографические сведения о жизни композитора, понимать значение литературы для создания балета. | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении, | ||||||||||||||
7 | Балет. | К.Хачатурян балет «Чипполино» фрагменты. Песня «Это знает всякий» | Уметь найти и обозначить в музыкальных фрагментах отличия, особенности звучания. | Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. | Выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством. Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства | Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. | Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями | ||||||||||||||
8 | Музыкальная викторина. | К.Хачатурян балет «Чипполино» фрагменты. Песня «Это знает всякий» | Узнавать на слух пройденные муз. произведения, знать их правильное название, | проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности | Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира. | Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове. | Развивать умения «слышать другого». | ||||||||||||||
9 | Кино и музыка. | Сцена из фильма Р.Роджерс «Звуки музыки». Песня «До-ре-ми» Песни, выученные на уроках четверти. | Знать о роли музыки в кино. Эмоционально откликаться на звучание музыки. Получат возможность развивать свои вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки. | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины | Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении, | ||||||||||||||
II четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» | |||||||||||||||||||||
1 | Сказки и музыка. | Грузинс.нар.сказка «Чонгурист» + груз.нар.песня. «Чела», песня «Новоуральск» | Музыка обогащает литературу. Пок-ть, как музыка, выступая главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу, помогает в трудную минуту. | Различать основные нравственно-этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой. | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). | Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале. | Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями | ||||||||||||||
2 | Сказки и музыка. | Русская нар.сказка «Золотые гусли» + гусленные напевы. Песня «Новоуральск» | Осознанное восприятие музыкального произведения, эмоциональная отзывчивость. Знать сказки народов мира. Получат возможность развивать свои вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки | Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. | Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира. | Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения | Развивать умения «слышать другого». | ||||||||||||||
3 | Басни и музыка. | А.Бородин Квартет для струнных №2 + басни Крылова. Песня «Ты – человек!» | Знать, что создание музыки – огромный труд. Стать настоящим музыкантом очень сложный и долгий путь. Уметь разпознавать благозвучие и хаос в музыке. | Различать основные нравственно-этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой. | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. | Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале. | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении. | ||||||||||||||
4 | Рассказы и музыка. | К.Паустовский рассказ «Старый повар» + Моцарт «Фантазия» Песня «Ты-человек!» | Знать, какую преобразующую силу имеет музыка, как она способна пробудить в человеке зрительные образы, заворожить, околдовать, пробудить далекие воспоминания. | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). | Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове. | Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями | ||||||||||||||
5 | Рассказы и музыка. | К.Паустовский рассказ «Корзина с еловыми шишками» + Э.Григ «Утро» Песня «Снежинка» | Знать, какую преобразующую силу имеет музыка, как она способна пробудить в человеке зрительные образы, заворожить, околдовать, пробудить далекие воспоминания. | Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. | Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины | Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. | Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. | ||||||||||||||
6 | Повести и музыка. | А.Гайдар повесть «Судьба барабанщика» _ Глинка «Жаворонок» Песня «Снежинка» | Знать, что в литературных произведениях часто звучит музыка. Постичь музыкальность произведений. А. Гайдара. Получат возможность развивать свои вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки | Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. | Выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством. Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства | Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале. | Развивать умения «слышать другого». Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. | ||||||||||||||
7 | Стихи и музыка. | Стихи А.Ахматовой, М.Цветаевой. Романсы на стихи русских поэтов. Песни к Новому году | Знать имена известных поэтесс, уметь проследить за эмоциональной отзывчивостью авторов. | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. | Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении. | ||||||||||||||
III четверть «Можем ли мы увидеть музыку? | |||||||||||||||||||||
1 | Тема четверти | К.Листов «Песня о тачанке» + «Тачанка» Песня «Погоня» | Понимать, что взаимосвязь музыки и живописи происходит через образное восприятие жизни Знать, что связь музыки и изобразительного искусства проявляет себя по-иному. | проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). | Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. | Развивать умения «слышать другого». | ||||||||||||||
2 | Движение в музыке | Книппер «Полюшко», Листов «Песня о тачанке» м/ф Песня «Погоня» | Знать, что зрительные образы помогают глубже понять музыку, и сами, благодаря музыке, становятся острее, и наполнятся человеческими чувствами. | Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. | Умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. | Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. | Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями | ||||||||||||||
3 | Богатырская тема в искусстве | А.Бородин симфония №2 «Богатырская» + Васнецов «Богатыри» Песня «Солдат молоденький» | Знать картины выдающихся русских художников. Уметь сравнивать, проводить параллель, сопоставлять, находить общее и отличное Получат возможность развивать свои вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки. | проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности | Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины | Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении. | ||||||||||||||
4 | Богатырская тема в искусстве | М.Мусоргский «Богатырские ворота» Песня «Солдат молоденький» | Уметь выделять интонации силы, могущества, различать звучание разных групп музыкальных инструментов. Знать биографические сведения композитора. | Различать основные нравственно-этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой. | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. | ||||||||||||||
5 | Портрет в музыке | М.Мусоргский песня Варлаама из оперы «Борис Годунов» Песня «С чего начинается Родина» | Знать композиторов содружества «Могучая кучка», их основные идеи и то, как эти композиторы боролись за сохранение народного творчества, за создание национальной русской музыки в традиции М. Глинки. Знать содержание пройденных произведений. | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством. Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства | Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале. | Развивать умения «слышать другого». | ||||||||||||||
6 | Образная музыка Мусоргского | М.Мусоргский, увертюра «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина» Песня «С чего начинается Родина» | Знать и определять жанр музыки. Знать, что такое опера, ария, ариозо, увертюра. Понимать, что опера – это синтетический вид искусства (музыка, живопись, литература, хореография, актерское мастерство) | проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности | Анализировать собствнную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. | Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении. | ||||||||||||||
7 | Образная музыка Чайковского | П.И.Чайковский «Осенняя песнь», «Подснежник» из цикла «Времена года» Песня «10 птичек» | Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; развитие определенного уровня общих музыкальных способностей, включая образное мышление, творческое воображение; | высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности | Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины | Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. | Развивать умения «слышать другого». Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. | ||||||||||||||
8 | Образная музыка Римского-Корсакова | Н.Римский-Корсаков сюита «Шехерезада» Песня «10 птичек» | Знать биографические сведения композитора. Знать о «Русских сезонах» в Париже 1910 и 1999 годов. | проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). | Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности | Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями | ||||||||||||||
9 | Романтик Дебюсси | К.Дебюсси «Лунный свет» Песня по выбору | Знать, что такое импрессионизм, основные его черты и особенности. Научатся находить общие черты в картинах художников-импрессионистов и музыке композиторов-импрессионистов. | высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности | Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира. | Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении. | ||||||||||||||
10 | «Когда картины зазвучат и на полотна лягут звуки» | Обобщение и оптимизация полученных знаний. Представление проектов в виде презентаций . Песня по выбору | Иметь общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; Осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки; устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности | Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. | Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины | Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения | Развивать умения «слышать другого». Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. | ||||||||||||||
IV четверть «Можем ли мы услышать живопись?» | |||||||||||||||||||||
1 | Тема четверти | Лютневая музыка + Караваджо «Лютнист» Песня «Тёмная ночь» | Понимать, что взаимосвязь музыки и живописи происходит через образное восприятие жизни Знать, что связь музыки и изобразительного искусства проявляет себя по-иному. | проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). | Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении. | ||||||||||||||
2 | Звучащие картины Кустодиева | И.Стравинский балет «Петрушка» + Кустодиев «Масленица» Песня «Тёмная ночь» | Знать выразительные средства музыки и живописи. Уметь объяснять значение тех или иных средств выразительности. Научатся анализировать музыку, находить общее и различное, сравнивать | Различать основные нравственно-этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой. | Умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. | Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. | Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями | ||||||||||||||
3 | Божественная живопись Рафаэля | Шуберт «Аве Мария» + Рафаэль «Сикстинская мадонна» Песня «В землянке» | Научатся различать «доброе» и «красивое» в культурном наследии мира, отделять от «дурного» и «без-образного»; – стремиться к художественному творчеству, умножающему красоту в мире, и к деятельности, приносящей добро людям; Научатся отличать духовную музыку от светской | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира. | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | Развивать умения «слышать другого». Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. | ||||||||||||||
4 | Музыкальные картинки Мусоргского | М.Мусоргский «Картинки с выставки» Песня «В землянке» | Знать биографический очерк М.П. Мусоргского. Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; развитие определенного уровня общих музыкальных способностей, включая образное мышление, творческое воображение; | Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. | Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении. | ||||||||||||||
5 | Защитники Отечества в музыке. | С.Прокофьев, кантата «Александр Невский» Песня «С чего начинается Родина» | Знать некоторые факты биографии С. Прокофьева. Особенности творчества. Знать исторические события. | На основе изучения патриотических муз. произведений русских композиторов, изучения русской истории воспитают в себе чувство патриотизма – любви и уважения к своей стране – России, гордости за их достижения, сопереживание им в радостях и бедах | Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины | Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале. | Развивать умения «слышать другого». Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. | ||||||||||||||
6 | Необычное звучание трубы. | Равель, «Хабанера» Песня «О маленьком трубаче» | Знать и различать на слух инструменты духового оркестра. Знать специфику деревянных и медных духовых инструментов. Знать картины русских художников. Получат возможность научиться исполнять быстрые, стремительные муз. произведения. | Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). | Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении. | ||||||||||||||
7 | Звучащие картины Левитана, Шишкина | Чайковский «Времена года», Вивальди «Гроза» Песня «О маленьком трубаче» | Знать биографические сведения композитора, его заслуги перед Отечеством, звания и регалии. Уметь проводить связь музыки и изобразительного искусства. | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. | Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. | Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями | ||||||||||||||
8 | Тема четверти. | Представление проектов в виде презентаций. Песни по выбору | Уметь узнавать на слух пройденные муз. произведения, знать их правильное название, жанр, ф.и.о.композитора. | Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. | Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины | Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. | Развивать умения «слышать другого». | ||||||||||||||
9 | Музыка и литература. Музыка и живопись. | Обобщение и оптимизация полученных знаний. Слушание музыки и пение по выбору учащихся. | Иметь общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; Осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки; устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности. | проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности | Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира. | Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении. Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...