План открытого урока по биологии ФГОС
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
План урока по биологии в 6 классе, анализ урока в виде информационной карты, самоанализ урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_6_klass_tayurskaya_l.n.docx | 340.61 КБ |
informatsionnaya_karta.docx | 29.82 КБ |
samoanaliz_uroka.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока по биологии
Учитель биологии, химии Таюрская Людмила Николаевна
Класс 6
Дата: 20.12.2016 г.
Урок № 14
Тема урока: Особенности строения цветковых растений
УМК: Пасечник В.В., Биология. 6 класс. Многообразие покрытосеменных растений.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель: повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Органы цветковых растений» для подготовки обучающихся к контрольной работе.
Задачи:
- Образовательная – закрепить, обобщить и систематизировать знания об органах цветковых растений, проверить теоретические знания учащихся и их практические навыки.
- Развивающая – формирование интеллектуальных умений: сравнивать объекты, выявлять взаимосвязь между строением и функциями; применять теоретические знания для решения практических задач; развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, доказывать.
- Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к растениям; воспитывать аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей.
Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, применение знаний, игровой, рефлексивный.
Универсальные учебные действия
- Личностные: аккуратность, внимательное и бережное отношение к растениям и природе в целом.
- Регулятивные: планирование своей деятельности, самоконтроль, рефлексия.
- Познавательные: умение формулировать ответы на вопросы, критическое осмысление полученных знаний, умение применения на практике.
- Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.
Оборудование: Таблички (органы растений), презентация, карточки-задания, картинки
Применяемые технологии: классно-урочная деятельность, интерактивные
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | УУД | время |
1.Организационный этап | |||
Приветствие учащихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. | Рассаживаются по парам. | Слушают учителя. | 1-2 мин |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | |||
Постановка учебных задач. Открываем свои тетради, записываем в них число и тему урока. Организовывает погружение в проблему. Обеспечивает мотивацию выполнения. С целью подготовки к к/р | Участвуют в формировании задач урока. Отвечают на вопросы учителя. | Фиксируют проблему. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | 2-3 мин |
3. Актуализация знаний | |||
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. Задание 1: Какие органы растения вы знаете? слайд 2 Какой из органов растения на ваш взгляд самый важный? см. карточки (стебель, корень, цветок, лист) | Учащиеся выбирают вариант ответа и следуют к соответствующей табличке, которые находятся в углах класса и в парах объясняют свой выбор, дают определения органам. | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают ответы обучающихся; Участвуют в обсуждении содержания материала. Учатся формулировать собственное мнение и позицию. | 3-4 мин |
4. Переход к этапу решения частных задач. Применение знаний и умений в новой ситуации. | |||
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. Оценивает выполнение каждой операции. Задание 2: Рассмотрите картинки растений (фикус, шиповник, вороний глаз, кукуруза) и заполните таблицу (см. Приложение 1,2) слайд 3 Проверка по заполненной таблице, слайд 4. | Работают в команде, выполняет письменную работу, по окончании обсуж- дают друг с другом. Фронтальная проверка по слайду 4. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Закрепление и взаимопроверка знаний о листе. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций (сравнение листьев) | 15 мин |
Задание 3.Ответы на вопросы по корню: -Какие типы корневых систем вы знаете?- слайд 5 2.Какие функции выполняет корень? | Работают в случайных парах. Поблагодарили партнеров, заняли свои рабочие места. | Участвуют в обсуждении содержания материала. Закрепление и взаимопроверка знаний о корне. Проводят исследование текста. Закрепление и взаимопроверка знаний о цветке. Осуществляют самоконтроль. | |
Задание 4: Записать названия частей цветка, используя рисунок, проверка по слайду 6. См. Приложение 4. Учитель осуществляет:
| Подписывают части цветка по рисунку согласно нумерации. | Закрепление и самопроверка знаний о цветке. Рефлексия своих действий. Осуществляют:
| |
Задание 5. Что произошло бы, если бы не было стебля? Слайд 7. | Высказывают свои предположения. Слушают друг друга | Осуществляют анализ, находят причинно –следственные связи, выдвигают гипотезы, обосновывают мнение. | |
Физминутка | |||
5. Обобщение и систематизация знаний | |||
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке Задание 6. Заполните в тексте пропуски, используя предложенные термины. См. Приложение 3 Проверка по слайду 8. | Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют. Обосновывают выбор написания терминов | Учащиеся сверяют свои ответы и оценивают свою работу: Мах -7 баллов. 7 баллов – «5», 5-6 балл – «4», 3-4 балла –«3». Осуществляют:
| 6 мин |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | |||
Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы | Задают вопросы по теме урока | Отработка операций, в которых допущены ошибки. | 5 мин |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | |||
Задает домашнее задание: готовится к контрольной работе | Записывают | Планируют свою деятельность | 1мин |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | |||
Благодарит за проделанную работу. Организует оценочные высказывания учащихся; беседу, связывая результаты урока с его целями Слайд 9. Оцените, насколько интересен и полезен был сегодня урок, нарисуйте цветок с лепестками определённого цвета см. приложение 5. Выставляет оценки в журнал | Рефлексия своих действий, подводят итоги урока. Расскажите по схеме: я знаю запомнил смог
| Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции пройденного материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | 3 мин |
Приложение № 1
Цветковые растения появились в эпоху динозавров, однако и сегодня они имеют те же самые общие черты строения. Мы так сроднились с такими растениями, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются. А ведь в самом крошечном лютике или одуванчике заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться и грустить, волноваться и вспоминать о чем-то своем. Цветы – сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. О любви наших предков к цветам свидетельствуют фрески и заставки в старинных рукописях, национальные вышивки на скатертях, полотенцах, платках.Цветы прочно вошли в наш быт. Стало обычным сажать цветы во дворах жилых домов, на пришкольных участках, они украшают улицы городов, наши помещения, комнаты. С глубокой древности и до наших дней цветы пользуются любовью у своих народов. О них сложены легенды.Хризантема изображена на государственном флаге, печатях и денежных знаках Японии. Высшая награда в этой стране Орден Хризантемы. Лотосом был украшен в древности герб Индии. Лилия – это цветок Франции, её символ. А Голландия – страна тюльпанов. Поэт Евгений Долматовский («Справка о тюльпанах») писал в стихах:
У тюльпанов есть своя столица
Не оранжерея и не сад –
Целый нидерландский город Лиссе,
Как букет, весь в лентах автострад.
Там цветник – седьмое чудо света…
Нидерланды называют одним большим цветником, эта страна экспортирует цветы во многие страны мира.
Цветы очень разнообразны. Они поражают нас разноцветьем окраски, формами и размерами. Перед вами самый крупный цветок раффлезии (в диаметре около 1 м) и самый маленький – ряски (все растение умещается на ногте большого пальца
Сегодня на уроке вы обобщите знания о строении цветковых растений
Как вы думаете, все ли растения образуют цветки?
Итак, цветки образуются только у цветковых растений. Это очень красивое явление в растительном мире — цветение. Цветки самой разнообразной формы, окраски привлекают человека. Одни растения зацветают ранней весной, другие летом, а третьи – осенью. Хотя в мире огромное разнообразие цветов, все они имеют единый план строения.
Ребята, как вы думаете, цветок относится к вегетативным или генеративным органам? (Ответ: цветок относится к генеративным органам)
Правильно, ребята, слово генеративный произошло от латинского слова «генерация» что означает рождение, воспроизведение. А цветок является органом семенного размножения.
Приложение 2
Приложение 3. Таблица к заданию 2
Название растения | Листья простые или сложные | Черешковые или сидячие | Листораспо- ложение | Жилкование листьев |
1.Фикус | Простые | Черешковые | Очередное | Сетчатое |
2.Шиповник | Сложные | Черешковые | Очередное | Сетчатое |
3.Вороний глаз | Простые | Сидячие | Мутовчатое | Сетчатое |
4.Кукуруза | Простые | Сидячие | Очередное | Параллельное |
Приложение 4. к заданию 6
1.Цветок - это орган________________ размножения. 2.Стебель, на котором расположен цветок называется _______________.3.Она расширяется и образует _________________, на котором располагаются все остальные части цветка. 4. Снаружи цветка расположен околоцветник. 5.Если его листочки однородные, то он простой. 6.Его наружные листочки образуют _______________, а внутренние, часто ярко окрашенные ________________. 7. Главные части цветка – это ______________ и _____________________.
Слова для справки: Внимание! Есть лишние слова! Околоцветник, чашечка, семенного, цветоножкой, цветоложе, венчик, тычинки, пыльник, пестик, рыльце, столбик, завязь.
Приложение 5. к заданию 4
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АНАЛИЗА УРОКА (ЗАНЯТИЯ) БИОЛОГИИ
НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Цель посещения урока: Аттестация педагога. Оценка уровня достижения педагогом требований нового Федерального государственного общеобразовательного стандарта (Ф ГОС) к результатам образования. | ||
Задачи: - проанализировать урок (занятие) по биологии с точки зрения реализации на нем общекультурного системно-деятельностного подхода, предусмотренного новым ФГОС; - проанализировать мастерство педагога | ||
Время (порядковый номер урока): 14 | Класс (группа): 6 | Предмет БИОЛОГИЯ |
Тема урока (занятия): Особенности строения цветковых растений Тип форма урока (занятия): обобщение и систематизация знаний | ||
Цели урока (занятия) в деятельностной форме: повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Органы цветковых растений» для подготовки обучающихся к контрольной работе Задачи:
|
Показатель | Да\нет (1\0 балл) | Примечания |
1.Системно-деятельностный подход | ||
1.1. Участие детей в целеполагании, формулировке личностного смысла урока биологии | 1 | Участвуют в формировании задач урока. Отвечают на вопросы учителя |
1.2. Рефлексия обучающимися границ своего знания – незнания | 1 | Фиксируют проблемы |
1.3. Осознанность постановки и решения учебных задач учащимися | 1 | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
1.4. Решение учебных задач предполагает освоение ориентировочной основы учебного действия третьего вида | 1 | Участвуют в обсуждении содержания материала. Учатся формулировать собственное мнение и позицию |
1.5. Учащиеся ориентируются на получение образовательного продукта с диагностично заданными свойствами | 1 | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают ответы друг друга |
ВСЕГО по пункту 1: | 5 | |
2. Учебные задачи | ||
2.1. Целенаправленное развитие, закрепление, применение универсальных учебных действий (указать группы): - познавательных общеучебных - познавательных логических - коммуникативных - регулятивных - личностных | 1 | Учитель развивает УУД Личностные: аккуратность, внимательное и бережное отношение к растениям и природе в целом. Регулятивные: планирование своей деятельности, самоконтроль, рефлексия. Познавательные: умение формулировать ответы на вопросы, критическое осмысление полученных знаний, умение применения на практике. Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров. |
2.2. Соответствие решаемых учебных задач возрастным особенностям учащихся, ведущей деятельности | 1 | Задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями |
2.3. Соответствие решаемых учебных задач преемственной последовательности формирования УУД по вертикали и по горизонтали | 1 | Учащиеся планируют свою деятельность, критически осмысливают, сотрудничают, принимая во внимание позиции партнёров |
2.4. Характер учебной деятельности - индивидуальный, - коллективно-распределенный, - в парах, - в разновозрастных группах | 1 | Индивидуальный, в парах, |
2.5. Этапы урока соответствуют нормативной структуре деятельности | 1 | . Этапы урока соответствуют требованиям современного урока |
ВСЕГО по пункту 2: | 5 | |
3. Критериальное оценивание | ||
3.1. Контроль решения учебных задач с использованием критериального оценивания | 1 | Учитель предлагает критерии оценивания к заданиям урока |
3.2. Использование в аппарате контроля заданий и вопросов с использованием всех групп универсальных учебных действий | 1 | Задания направлены на развитие всех УУД |
3.3. Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов занятия (урока) | 1 | Рефлексия своих действий. Осуществляют:
|
3.4. Сочетание оценки и самооценки | 1 | Учащиеся осуществляют самоконтроль |
3.5. Образовательный продукт анализируется учителем и учащимися на основе заранее определенных критериев (критериальное оценивание) | 1 | Учитель делает анализ, проверку заданий |
ВСЕГО по пункту 3: | 5 | |
4. Содержание образования | ||
4.1. Используются педагогически адаптированные реальные жизненные ситуации, содержание жизненную (напр.,экологическую) проблему (со-проектирования безопасной образовательной среды) | 1 | Задание 5. Что произошло бы, если бы не было стебля? |
4.2. Включение в содержание образования не только предметной информации, но и способов работы в ней | 1 | Работа по презентации, по карточкам, картинкам, с таблицами |
4.3. Содержание соответствует Фундаментальному ядру содержания образования, Программе развития и формирования УУД, Программе духовно-нравственного развития, Программе социализации и воспитания личности | 1 | Приобретение социального опыта, развитие учащихся как личности, проявление способности к саморазвитию, готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные мысли |
4.4.Источники содержания образования не ограничиваются наукой, а включают фрагменты разных структурных элементов культуры | 0 | |
4.5. Присутствует элемент интеграции (естественно-научной, гуманитарной, технической) | 1 | С информатикой, литературой |
ВСЕГО по пункту 4: | 4 | |
5. Воспитание | ||
5.1. Ставятся и решаются задачи формирования экологической культуры, основанной на общенациональных ценностях гражданственности, межнациональной толерантности, здоровья, качества окружающей среды | 1 | Предлагается задание, которое решается с позиции экологии |
5.2. Воспитательные задачи имеют региональную и личностную ориентированность | 1 | Учитель воспитывает бережное отношение к растениям, акцентирует внимание на Красной книги Иркутской области |
5.3. Психологический климат занятия, контакты учитель – ученик: - комфорт – напряжение - сотрудничество – авторитарность - индивидуальные – фронтальные – малые группы взаимодействия - преодоление негативных установок на отдельных учащихся - культура речи учителя - культура неречевого общения | 1 | Учитель создаёт на уроке ситуацию успеха, сам выступает в роли консультанта. Учитель грамотно строит этапы урока, комментирует где нужно |
5.4. Психологический климат, контакты ученик – ученик: - сотрудничество – соперничество - дружелюбие – враждебность - заинтересованность – безразличие - активность – пассивность - культура речевого общения - культура неречевого общения | 1 | Ученики работают в непосредственном сотрудничестве между собой, проявляют заинтересованность в выполнении заданий. Темп урока умеренный. Учитель развивает качества: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи |
5.5. Соответствие решаемых учебных задач: - личному опыту социализации и самоопределения; - индивидуальным возможностям (создание ситуаций успеха) | 1 | Учитель грамотно организует учебное взаимодействие учеников, предлагает индивидуальные задания, создаёт на уроке ситуацию успеха |
ВСЕГО по пункту 5: | 5 |
Результаты подсчета баллов по каждому пункту суммируйте:
- Теория учебной деятельности - 5
- Учебные задачи - 5
- Критериальное оценивание - 5
- Содержание образования 4
- Воспитание - 5 ИТОГО: 24 балла
Комментарии: Урок построен в соответствие с требованиями ФГОС, учитель создаёт условия для формирования УУД, используя разнообразные приёмы и методы. Содержание урока соответствует требованиям программы, осуществляется связь теории с практикой, учитывается жизненный опыт обучающихся. Использовались задания разного уровня сложности. Домашнее задание имеет оптимальный объем, доступно изложен инструктаж. Цели и задачи урока достигнуты. Урок соответствует современным требованиям.
Члены экспертной группы: Зам. директора по УВР ___________ Сизых М.А.
Руководитель МО точных наук и
Естественно- научного цикла _____________ Сыч Г.П.
Учитель физики _____________ Агапитова Т.Н.
Дата 20.12. 2016 г.
Предварительный просмотр:
Самоанализ открытого урока по биологии в 6 классе учителя биологии, химии МКОУ «Уянской СОШ» Таюрской Л.Н.
Тема урока: Особенности строения цветковых растений
Тип форма урока: Обобщение и систематизация знаний
Цель урока: повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Органы цветковых растений» для подготовки обучающихся к контрольной работе.
Задачи:
- Образовательная – закрепить, обобщить и систематизировать знания об органах цветковых растений, проверить теоретические знания учащихся и их практические навыки.
- Развивающая – формирование интеллектуальных умений: сравнивать объекты, выявлять взаимосвязь между строением и функциями; применять теоретические знания для решения практических задач; развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, доказывать.
- Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к растениям; воспитывать аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей.
Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, применение знаний, игровой, рефлексивный.
Универсальные учебные действия:
- Личностные: аккуратность, внимательное и бережное отношение к растениям и природе в целом.
- Регулятивные: планирование своей деятельности, самоконтроль, рефлексия.
- Познавательные: умение формулировать ответы на вопросы, критическое осмысление полученных знаний, умение применения на практике.
- Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.
Оборудование: Таблички (органы растений), презентация, карточки-задания, картинки
Применяемые технологии: классно-урочная деятельность, интерактивные.
Учащиеся участвовали в формировании задач урока, в обсуждении содержания материала. На протяжении урока планировали свою деятельность, критически осмысливали, формулировали собственное мнение и позицию, сотрудничали, принимая во внимание позиции партнёров. Задания учителем подобраны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Работали в парах, индивидуально. Осуществляли самоконтроль, самооценку и самопроверку. Урок способствовал приобретению социального опыта, развитию учащегося как личности, способности к саморазвитию. Ставились и решались задачи формирования экологической культуры, основанной на общенациональных ценностях гражданственности, межнациональной толерантности, здоровья, качества окружающей среды. Грамотно в течение урока учитель организует учебное взаимодействие учеников, предлагает индивидуальные задания, создаёт на уроке ситуацию успеха.
Учитель формировал следующие универсальные учебные действия:
Личностные: аккуратность, внимательное и бережное отношение к растениям и природе в целом.
Регулятивные: планирование своей деятельности, самоконтроль, рефлексия.
Познавательные: умение формулировать ответы на вопросы, критическое осмысление полученных знаний, умение применения на практике.
Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.
Содержание урока соответствует Фундаментальному ядру содержания образования, Программе развития и формирования УУД, Программе духовно-нравственного развития, Программе социализации и воспитания личности.
Урок цели достиг. Учащиеся готовы к выполнению контрольной работы по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook
Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида. К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...
План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»
Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...
План открытого урока по биологии, 6 класс. Тема «Выделение у растений. Листопад»
План открытого урока по биологии, 6 класс.Тема «Выделение у растений. Листопад»...
План открытого урока по биологии, 6 класс. Тема: «Перенос веществ в организме позвоночных животных»
План открытого урока по биологии, 6 класс.Тема: «Перенос веществ в организме позвоночных животных»...
Открытый урок по биологии 5 кл ФГОС " Многообразие бактерий и их роль в природе и жизни человека"
Откратый урок по биологии....
Конспект открытого урока по биологии в 7 классе фгос
Цель урока : обобщение и систематизация знаний обучающихся об органах растений и их взаимосвязи ...