Проверочные тесты для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
тест по биологии (11 класс) на тему

Кобозова Татьяна Лукояновна

Тесты в формате ОГЭ и ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

При выполнении заданий 1–22 укажите только одну цифру, которая соответствует

номеру правильного ответа.

1. На рисунке изображён дельфин. Какая наука изучает дельфинов?

1) протозоология

2) энтомология

3) ихтиология

4) териология

2. В рибосомах происходит синтез молекул

1) белков

2) углеводов

3) нуклеиновых кислот

4) липидов

3. В слоевище лишайника гриб:

1) создает органические вещества

2) обеспечивает водоросль водой и минеральными веществами

3) создает крахмал

4) обеспечивает водоросль кислородом

4. На рисунке изображен фрагмент микроскопического строения корня. Какой цифрой на

нем обозначена зона всасывания?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

5. У голосеменных, в отличие от папоротников, в процессе развития растительного мира

появились

1) корни

2) плоды

3) семена

4) цветки

6. Заражение человека бычьим цепнем может произойти через

1) рукопожатие

2) немытые овощи и фрукты

3) общее полотенце

4) плохо проваренное мясо

7. Под каким номером изображён мозг млекопитающего?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

8. К внутренним женским половым органам относятся

1) большие и малые половые губы, клитор, преддверие влагалища

2) клитор, влагалище, матка, яичники

3) преддверие влагалища, влагалище, матка, маточные трубы

4) влагалище, матка, яичники, маточные трубы

9. В какой доле коры больших полушарий расположена центральная часть вкусового

анализатора?

1) лобной

2) теменной

3) височной

4) затылочной

10. Цифрой 3 на рисунке обозначена... кость.

1) малая берцовая

2) большая берцовая

3) бедренная

4) тазовая

11. Эритроциты разрушаются в:

1) красном костном мозге

2) селезёнке

3) печени

4) печени и селезёнке

12. Верхняя и нижняя полые вены впадают в

1) левый желудочек

2) левое предсердие

3) правый желудочек

4) правое предсердие

13. Образование пищевого комка происходит под действием

1) лизоцима

2) мальтазы

3) муцина

4) птиалина

14. Много витамина C содержится в:

1) печени

2) рыбьем жире

3) свежих овощах и фруктах

4) мясе и яйцах

15. Под каким номером на рисунке обозначены слуховые косточки?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

16.Охарактеризуйте сангвиника по особенностям характера.

1) агрессивен

2) миролюбив

3) сдержан

4) истеричен

17. Табачный дым, отрицательно влияя на вегетативную нервную систему, в первую очередь нарушает работу

1) желудка и кишечника

2) сердца и легких

3) органа зрения

4) органа слуха

18. Какой тип взаимоотношений живых организмов изображён на рисунке?

1) нейтрализм

2) хищничество

3) комменсализм

4) паразитизм

19. Живое вещество биосферы участвует в создании горных пород — это ... функция биосферы.

1) газовая

2) концентрационная

3) окислительно-восстановительная

4) энергетическая

20 Изучите график, отражающий зависимость интенсивности фотосинтеза и дыхания растения от температуры (см. с. 136) (по оси х отложена температура в °С, а по оси у — интенсивность процессов).

При температуре +25—350С интенсивность:

1) фотосинтеза наименьшая

2) фотосинтеза наибольшая

3) дыхания наименьшая

4) дыхания наибольшая

21. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) ферменты

2) гормоны

3) антитела

4) витамины

22. Верны ли следующие суждения о клетках?

А. Все клетки имеют ядро.

Б. Все клетки имеют хромосомы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23. Какие особенности строения и функционирования характерны для лейкоцитов?

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) осуществляют транспорт газов

2) содержат гемоглобин

3) форма непостоянная

4) вырабатывают антитела

5) имеют красный цвет

6) имеют ядро

24. Известно, что подсолнечник — представитель семейства Сложноцветные.Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Зародыш имеет две семядоли.

2) Корневая система мочковатая.

3) Соцветие корзинка.

4) Плод зерновка.

5) Листья простые без прилистников.

6) Стебель полый внутри (соломина).

25. Установите соответствие между насекомыми и типом их развития: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

НАСЕКОМЫЕ

А) жук-навозник

Б) постельный клоп

В) домовая муха

Г) азиатская саранча

Д) чёрный таракан

Е) капустная белянка

ТИП РАЗВИТИЯ

1) с полным превращением

2) с неполным превращением

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

26. Установите правильную последовательность передачи звуковых колебаний к

рецепторам органа слуха.

Запишите цифры, которыми обозначены структуры органа слуха, в правильной

последовательности.

1) барабанная перепонка

2) жидкость в улитке

3) рецепторы органа слуха

4) наружное ухо

5) слуховые косточки

6) перепонка овального окна

27. Вставьте в текст «Трансляция» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ТРАНСЛЯЦИЯ

Трансляция — синтез полипептидной цепи с использованием ____________(А) в роли матрицы. В трансляции участвуют все три типа РНК: мРНК является информационной матрицей; тРНК доставляют ______________(Б) и узнают______________(В); рРНК вместе с белками образуют_____________(Г), которые удерживают мРНК, тРНК и белок и осуществляют синтез полипептидной цепи.

Перечень терминов:

1) мезосомы

2) кодоны

3) аминокислоты

4) нуклеотиды

5) рРНК

6) мРНК

7) тРНК

8) рибосомы

28. Рассмотрите представителя класса Насекомые — комара обыкновенного. Выберите

характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: строение усиков; количество ходильных ног; тип ротового аппарата; тип развития; отряд.

А. Строение усиков

Б. Количество ходильных ног

1) 3 пары

2) 4 пары

        

3) 5 пар

        

4) 8 ног

В. Тип ротового аппарата

Г. Тип развития

1) с неполным превращением

2) с полным превращением

Д. Отряд

1) Равнокрылые

2) Двукрылые

3) Жесткокрылые

4) Прямокрылые

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Для ответов на задания 29—32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

БИОСФЕРА

29. Биосфера (от греч. bios — жизнь и sphaira — шар) — оболочка Земли, состав, структура и свойства которой в той или иной степени определяются настоящей или прошлой деятельностью живых организмов. Термин «биосфера» впервые применил Э. Зюсс (1875), понимавший её как тонкую плёнку жизни на земной поверхности, в значительной мере определяющую «лик Земли». Однако заслуга создания целостного учения о биосфере принадлежит В. И. Вернадскому, так как именно он развил представление о живом веществе как огромной геологической (биогеохимической) силе, преобразующей свою среду обитания. Используя содержание текста «Биосфера», ответьте на следующие вопросы.

1) Кто автор термина «биосфера»?

2) Кто автор учения о биосфере?

3) Какой компонент биосферы преобразует среду обитания?

30. Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Во сколько раз возрастает концентрация мочевины во вторичной моче по сравнению с ее концентрацией в первичной моче?

2) Какое вещество из первичной мочи полностью отсутствует в составе вторичной?

3) Какова причина этого явления?

31. Хоккеист Ярослав тренируется утром в течение одного часа. Какой заказ надо сделать Ярославу днём в кафетерии, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки?

Учтите, что Ярославу надо выбрать блюдо с наибольшим содержанием белков. Ещё он очень любит вафельный рожок. При ответе на вопрос используйте данные таблиц.

В ответе укажите энергозатраты тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.

32. Как вы думаете, полезно или вредно футболистам пить сладкие газированные напитки и есть мороженое? Ответ обоснуйте.

Ответы

  1. 4
  2. 1
  3. 2
  4. 2
  5. 3
  6. 4
  7. 3
  8. 4
  9. 3
  10. 3
  11. 4
  12. 4
  13. 3
  14. 3
  15. 3
  16. 2
  17. 2
  18. 2
  19. 2
  20. 2
  21. 4
  22. 4
  23. 346
  24. 135
  25. 121221
  26. 415623
  27. 6328
  28. 41322
  29. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

- 1) Э. Зюсс.

- 2) В. И. Вернадский.

- 3) Живое вещество.

  1. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

- 1) Концентрация мочевины во вторичной моче возрастает в 6,6 раза.

- 2) Глюкоза.

- 3) Глюкоза активно всасывается в организм в извитых канальцах

  1. Верно указаны следующие элементы ответа.

- 1) Энергозатраты тренировки — 570 ккал (9,5 ккал/мин х 60 мин).

- 2) Рекомендуемые блюда: сложный бутерброд со свининой, вафельный рожок.

- 3) Калорийность рекомендованного обеда — 560 ккал (сложный горячий бутерброд со свининой 425 ккал + вафельный рожок 135 ккал), количество белков — 42 г (сложный горячий бутерброд со свининой 39 г + вафельный рожок 3 г)

  1. В ответе должны быть указаны следующие аргументы:

- 1) Сладкие газированные напитки и мороженое в больших количествах вредны для организма, так как содержат очень большое количество углеводов.

- 2) Но для футболистов, тратящих большое количество энергии, сладкие газированные напитки и мороженое в небольших количествах допустимы.



Предварительный просмотр:

При выполнении заданий 1–22 укажите только одну цифру, которая соответствует

номеру правильного ответа.

1.Предметом изучения какой науки является изображённый на рисунке организм?

1) вирусологии

2) бактериологии

3) микологии

4) ботаники

2.Какие клетки участвуют в процессе свёртывания крови у человека?

1) лейкоциты

2) лимфоциты

3) тромбоциты

4) эритроциты

3.Большой ущерб урожаю зерновых культур наносят грибы

1) головня и спорынья

2) дрожжи и пеницилл

3) трутовики

4) подберезовики и подосиновики

4.Из семядолей, стебелька, корешка и почечки состоит

1) эндосперм

2) рубчик

3) зародыш семени

4) семявход

5.Растения, семена которых формируются в завязи, называют

1) хвощи

2) плауны

3) голосеменные (хвойные)

4) покрытосеменные (цветковые)

6.Плоские черви являются более прогрессивными животными по сравнению с

кишечнополостными, так как

1) имеют уплощенную форму тела

2) имеют третий слой клеток

3) дышат всей поверхностью тела

4) являются хищниками

7.К одному отряду со свиньями относятся:

1) лошади

2) жирафы

3) носороги

4) тапиры

8.Обезьяной, передвигающейся на двух ногах, является (-лся):

1) гиббон

2) горилла

3) австралопитек

4) орангутан

9.Железы внутренней секреции вырабатывают

1) ферменты

2) гормоны

3) витамины

4) антитела

10.Цифрой 5 на рисунке обозначена ... кость.

1) малая берцовая

2) большая берцовая

3) бедренная

4) тазовая

11.Участники иммунной реакции, обеспечивающие распознавание чужеродных антигенов, - это:

1) В-лимфоциты

2) интерфероны

3) Т-лимфоциты

4) антитела

12.Какие сосуды обозначены на схеме под номером 1?

1) артерии

2) вены

3) капилляры

4) лимфатические сосуды

13.На рисунке изображена пищеварительная система человека. Какой цифрой обозначена самая крупная железа, обеспечивающая выработку желчи?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

14.При недостатке в организме человека витамина D развивается

1) куриная слепота

2) анемия

3) цинга

4) рахит

15.Способность человека рассматривать предметы на разном расстоянии — это:

1) аккомодация

2) астигматизм

3) близорукость

4) дальнозоркость

16.Высшей формой приспособленности к условиям среды является

1) рассудочная деятельность

2) память

3) характер

4) врожденные рефлексы

17.При переломе костей черепа

1) пострадавшему накладывают гипс

2) пострадавшему накладывают жгут

3) пострадавшему накладывают шину

4) пострадавшего укладывают на спину и слегка приподнимают голову, подкладывая под нее валик из ткани

18.Какой тип взаимоотношений живых организмов изображён на рисунке?

1) конкуренция

2) комменсализм

3) нейтрализм

4) паразитизм

19.Редуцентами всех экосистем являются

1) грибы-паразиты

2) растительноядные животные

3) грибы-симбионты

4) бактерии, минерализующие органические вещества

20.Изучите график, отражающий динамику численности сибирского лемминга на Аляске (по оси х: отложена шкала времени, а по оси у - число леммингов на 1 га). Установите периодичность колебаний его численности.

1) 1-2 года

2) 3-4 года

3) 5-6 лет

4) 7-8 лет

21.В приведенной ниже таблице между содержанием первого и второго столбцов имеется

определенная связь.

Организм

Орган дыхания

Млекопитающие

-----------------------

Насекомые

Трахеи

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) альвеолярные легкие

2) воздушные мешки

3) жабры

4) губчатые легкие

22.Верны ли следующие суждения о составе внутренней среды?

А. В состав внутренней среды организма человека входят кровь и лимфа.

Б. Кровь — жидкая соединительная ткань, состоящая из плазмы и форменных элементов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответом к заданиям 23–28 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа.

23.Чем образована внутренняя среда организма? Выберите три верных ответа из шести и

запишите цифры, под которыми они указаны.

1) внутренними органами

2) вторичной полостью

3) кровью

4) лимфой

5) межклеточной (тканевой) жидкостью

6) цитоплазмой клеток

24.Известно, что мухомор красный — ядовитый высший гриб. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Шляпка размером от 8 до 20 см.

2) Широко распространены в верхнем слое почвы, также развиваются на продуктах питания и органических остатках.

3) Мицелий не поделён перегородками и представлен одной гигантской многоядерной разветвлённой клеткой.

4) Используют в качестве закваски.

5) Образует микоризу преимущественно с берёзой и елью.

6) Сезон роста - с августа по октябрь.

25.Установите соответствие между животным организмом и классификационной группой организмов: к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМ

А) актиния

Б) картофельная нематода

В) аскарида человеческая

Г) пресноводная гидра

Д) белая планария

Е) красный коралл

ГРУППА

1) прикреплённые

2) свободнопередвигающиеся

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

26.Определите последовательность этапов в цикле развития человеческой аскариды, начиная с яйца. Запишите цифры, которыми обозначены этапы жизненного цикла, в правильной последовательности в таблицу.

1) выход личинок из яйца

2) попадание яиц в организм человека с пищей

3) продвижение личинок по дыхательным путям к глотке

4) внедрение личинок в стенку кишечника и попадание в кровь

5) попадание оплодотворенных яиц из кишечника человека в почву

6) развитие половозрелой аскариды в тонком кишечнике

27.Вставьте в текст «Углеводы» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

УГЛЕВОДЫ

Углеводы — это обширная группа _____ (А) веществ. В клетках животных углеводы составляют не более 5% от массы сухого вещества, а в клетках _____ (Б) их количество составляет до 90%. Глюкоза и фруктоза являются _____ (В) — бесцветными кристаллическими веществами, хорошо растворимыми в воде и сладкими на вкус. Крахмал, гликоген и целлюлоза нерастворимы в воде, образованы из глюкозы, не сладкие на вкус и являются _____ (Г).

Перечень терминов:

1) растений

2) неорганические

3) моносахарид

4) полисахарид

5) бактерии

6) минеральные

7) гриб

8) органическое

28.Рассмотрите фотографии плода подсолнечника и его семян.

А. Происхождение:

1) настоящие

2) ложные

Б. Консистенция околоплодника (количество в нём воды):

1) сухой

2) сочный

В. Количество семян:

1) односемянный

2) многосемянный

Г. Название плода:

1) боб

2) стручок

3) коробочка

4) семянка

5) зерновка

6) орех

7) крылатка

Д. Распространение:

1) ветром

2) водой

3) животными и человеком

4) саморазбрасыванием

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Для ответов на задания 29—32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

ГРАНИЦЫ БИОСФЕРЫ

        Биосфера имеет определённые границы. Она занимает нижнюю часть атмосферы, верхние слои литосферы и всю гидросферу. Границы биосферы в большой степени условны. Обычно считают, что верхняя граница биосферы находится на высоте 22-24 км от поверхности Земли, где образуется озоновый экран. Здесь свободный кислород под влиянием солнечной радиации превращается в озон (02 -> 03), который образует экран и отражает губительные для живых организмов гамма - и рентгеновское излучения и частично ультрафиолетовые лучи. Нижняя граница биосферы проходит по литосфере на глубине 3—4 км, а по гидросфере по дну Мирового океана, местами свыше 11 км. Более широкое распространение живых организмов ограничено лимитирующими факторами.

Используя содержание текста «Границы биосферы», ответьте на следующие вопросы.

1) Какой экологический фактор является лимитирующим (ограничивающим) проникновение живых организмов в верхние слои атмосферы?

2) Какой экологический фактор является лимитирующим (ограничивающим) проникновение живых организмов вглубь Земли?

3) Являются ли указанные границы биосферы абсолютными или жизнь проникает и за их пределы?

30.Изучите таблицу «Нормальные показатели общего анализа крови». Ответьте на вопросы.

Нормальные показатели общего анализа крови

Показатель

Нормы

Показатель

Нормы

Гемоглобин

Мужчины: 135-160 г/л

Женщины: 120-140 г/л

Моноциты

3-11%

Количество эритроцитов

Мужчины: 4,0-5,0 х 1012

Женщины: 3,5-4,7 х 1012

Эозинофилы

0,5-5%

Количество лейкоцитов

В пределах 4,0-9,0 х 109

Базофилы

0-1%

Нейтрофилы сегментоядерные

47-72%

Количество тромбоцитов

В пределах от 180 до 320 х 109

Нейтрофилы палочкоядерные

1-6%

СОЭ

у мужчин не выше 15 мм/час

у женщин не выше 20 мм/час

Лимфоциты

19-37%

В результате анализа крови у мужчины было установлено содержание гемоглобина 120 г/л. Количество эритроцитов 3,5 х 1012

1) Какое заключение можно сделать о содержании гемоглобина и количестве эритроцитов в крови пациента?

2) Дайте название этому состоянию.

3) Каковы могут быть причины такого состояния пациента?

31.Александр Кержаков, известный футболист, находится на тренировочных сборах, где активно утром и вечером тренируется, пытаясь попасть на чемпионат мира 2018 года. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Александру оптимальное по калорийности меню, позволяющее ему компенсировать энергетические затраты после двух футбольных таймов по 45 минут. При выборе учтите, что Александр обязательно закажет любимый апельсиновый сок. В ответе укажите энергетические затраты, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нем.

32.Какую функцию в организме выполняет соляная кислота, вырабатываемая  в желудке?

Ответы

  1. 1
  2. 3
  3. 1
  4. 3
  5. 4
  6. 2
  7. 2
  8. 3
  9. 2
  10. 1
  11. 3
  12. 3
  13. 4
  14. 4
  15. 1
  16. 1
  17. 4
  18. 4
  19. 4
  20. 2
  21. 1
  22. 2
  23. 345
  24. 156
  25. 122121
  26. 214365
  27. 8134
  28. 11143

29.Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

- 1) гамма -, рентгеновское и ультрафиолетовое излучения;

- 2) температура земных недр;

- 3) нет, отдельные живые организмы проникают за указанные границы биосферы.

30.Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

- 1) Так как это мужчина, то содержание гемоглобина и количество эритроцитов ниже нормы.

- 2) Анемия (малокровие).

- 3) Кровопотеря, недостаток железа или витамина В12.

31. Верно указаны следующие элементы:

Энергетические затраты 90 мин х 9,5 ккал/мин = 855 ккал.

Рекомендуемые блюда: бутерброд с ветчиной, салат с курицей, апельсиновый сок.

Калорийность обеда 855 ккал (380 + 250 + 225 = 855 ккал). Количество белков 35 г (19 + 14 + 2 = 35 г).

32 . В ответе должны быть указаны:

- 1) Обеспечивает защиту от большинства болезнетворных организмов, попадающих в пищеварительную систему с немытой пищей и некипяченой водой.

- 2) Активирует деятельность фермента пепсина.

- 3) Создает среду с высокой кислотностью, необходимую для работы ферментов желудочного сока.

- 4) Денатурирует белки пищи, что способствует их успешному перевариванию.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочный тест для подготовки к ЕГЭ, А5, грамматические нормы

Тренажёр и проверочный тест для подготовки к ЕГЭ, А5, грамматические и синтаксические нормы....

Проверочный тест для подготовки к ЕГЭ, А12, лексическое значение слова

Тренажёр и проверочный тест для подготовки к ЕГЭ, А12, лексическое значение слова....

Проверочный тест для подготовки к ЕГЭ, В1, словообразование.

Тренировочный тест и тренажёр для подготовки к ЕГЭ, В1, словообразование....

Учебный тренажёр и проверочный тест для подготовки к ЕГЭ, В2, морфология

Учебный тренажёр и проверочный тест для подготовки к ЕГЭ, В2, морфология....

Проверочные тесты для подготовки к олимпиадам по экологии.

Проверочные тесты для подготовки к олимпиадам по экологии....

Проверочные тесты для подготовки к олимпиадам по экологии

Проверочные тесты для подготовки к олимпиадам по экологии...

Сборник лексико-грамматических тестов по подготовке к проверочным срезам

Данное методическое пособие представляет собой сборник тестов, предназначенных для занятий китайского языка.  Соответствует темам учебника С.Л. Уткина: «Знакомство», «Еда», «Покупки» ,» Моя комна...