Дифференцированный подход в обучении биологии.
статья по биологии на тему
В школах учителя нередко сталкиваются с детьми, которые имеют те или иные отклонения в развитии, что вызывает определенные трудности в их обучении и воспитании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannyy_podhod_v_obuchenii_biologii.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход в обучении биологии.
В школах учителя нередко сталкиваются с детьми, которые имеют те или иные отклонения в развитии, что вызывает определенные трудности в их обучении и воспитании.
Эти отклонения весьма разнообразны и могут относиться к моторной, интеллектуальной сферам, а также к отдельным сторонам психической деятельности. Многие ученики обладают низкой работоспособностью, у них могут наблюдаться обедненный словарный запас, снижение интеллектуальной активности, слабое развитие логического мышления, и как следствие всего этого, у подобных детей практически не формируется учебная мотивация. Все это ставит перед школой проблему коррекции детей с задержкой в психическом развитии, которая выравнивается в общеобразовательной школе.
Сегодня эта проблема решается через создание специальных классов коррекции. В таких классах необходим совершенно иной подход как к самим детям, так и к методике их обучения. При необходимом индивидуальном подходе, достаточной интенсификации обучения эти дети сравнительно легко могут восполнить пробелы в своих знаниях и оказаться способными догнать сверстников.
Многие из учеников, как правило, уже владеют элементарной системой научных знаний, символикой обозначения некоторых понятий и категорий. Это позволяет ввести в учебный процесс поурочный опорный конспект.
Опорный конспект представляет собой схематично – развернутый и четко изложенный базовый план урока. Он включает основные схемы, рисунки, определения, названия, фамилии и даты, заключения и выводы по изучаемой теме.
Обучение школьников работе с подобным конспектом осуществляется индивидуально и в несколько приемов. С целью дифференциации все ученики класса по уровню умственного развития условно делятся на три группы.
К первой группе можно отнести учащихся с самыми низкими показателями.
Во вторую группу объединяются ученики, отличающиеся развитием каких – либо отдельных функций.
В третью группу – учащиеся, у которых эти показатели еще больше и ярче выражены.
На первом этапе происходит обучение оформлению опорного конспекта. Учащиеся постепенно знакомятся с символикой, обозначениями, осваивают относительно новый для них метод изложения полученной информации в виде конспекта.
Второй этап обучения частично связан с самостоятельной работой учеников; они должны осваивать изложение небольших порций изучаемого материала в виде конспекта.
На третьем этапе учащиеся уже вполне самостоятельно изучают материал, у них формируются навыки вычленения из полученной информации главного.
На примере объяснения нового материала по теме урока «опорно-двигательная система. Строение и функции» раскроем методику использования опорного конспекта и дифференцированного обучения.
Первый этап изучения нового материала. Урок начинается с изложения учителем нового материала. Опорно-двигательная система состоит приблизительно из 220 костей. Это пассивная часть, так как самостоятельно кости двигаться не могут. Соединение костей друг с другом осуществляется при помощи сухожилий и мышц. Мышц насчитывается около 600. это активная часть системы. Прикрепляясь к костям скелета, они образуют рычаги. Под влиянием нейрогуморальной системы мышцы сокращаются и приводят в движение скелет.
Какие же функции выполняет опорно-двигательная система?
- опора – структурная основа тела
- движение
- защита.
Первичная проверка понимания изложенного материала.
Вопросы к первой группе учащихся: сколько костей насчитывает скелет человека? Из скольких мышц состоит опорно-двигательная система?
Вопросы ко второй группе: что еще входит в состав опорно-двигательной системы? Перечислите ее функции.
Вопросы к третьей группе: что является активной, а что пассивной частью опорно-двигательной системы? Под влиянием чего приводится в движение активная часть опорно-двигательной системы?
Далее идет закрепление знаний через их применение в измененной ситуации.
Вопрос к учащимся 2-3 группы: во многих западных фильмах ужасов человеческий скелет встает из гроба и идет по ночному кладбищу. Реально ли это?
Вопросы учащимся 1-2 группы: зима, гололед. Вы не удержались на ногах и упали. Остались ли в целости ваши внутренние органы? Почему?
Вопрос к первой группе: поднимите учебник и опять положите его на парту. Какую функцию выполнила опорно-двигательная система?
Второй этап изучения нового материала. Создание проблемной ситуации: средний вес человека варьирует в пределах 70-90 кг. Чистый вес скелета человека составляет 7-8 кг. Чем же объясняется его высокая прочность при относительной легкости? Для ответа на этот вопрос необходимо познакомиться со строением костей. Учащиеся рассматривают микропрепараты и слушают разъяснения учителя.
Формулируется вывод: человеческая кость очень прочная за счет костных пластин, вставленных одна в другую, и очень прочного межклеточного вещества, в которое они погружены.
Третий этап изучения нового материала. Классу демонстрируется опыт с декальцинированной костью, в который под воздействием кислоты минеральные вещества растворились, а остались лишь органические вещества, преимущественно остеин, которому кость обязана своей эластичностью. Далее демонстрируется опыт со сжиганием кости, в результате чего сгорают органические вещества и сохраняются минеральные ( кальций), придающие костям прочность и хрупкость.
Содержание в костях остеина и солей кальция с возрастом меняется. Чем организм моложе, тем больше в его костях остеина и они соответственно более гибкие. С возрастом увеличивается количество минеральных веществ, и они становятся хрупкими. Поэтому количество переломов у пожилых людей значительно выше, чем у молодых.
Закрепление материала производится при помощи самостоятельного оформления соответствующей части опорного конспекта.
Вопрос к первой группе учащихся: каков химический состав кости?
Вопрос ко второй группе: какое вещество придает костям эластичность, а какое твердость? Вопросы к третьей группе: как называется органическое вещество, придающее костям эластичность? Как называется минеральное вещество придающее костям прочность?
Четвертый этап. На этом заключительном этапе формируется вывод по опорному конспекту, проводится обобщение, систематизация полученных знаний.
В заключение урока подводятся итоги, выставляются оценки, дается анализ работы ребят, формулируется домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход в обучении - новый подход к системе образования.
Огромный поток информации сыпется на головы наших детей. Это и новые открытия новых законов, новые знания, старые забытые учения, факты из жизни знаменитых людей. Все это необходимо ...
методическая разработка "Дифференцированный подход в обучении биологии в рамках ФГОС второго поколения"
материал содержит теоретичекий аспект вопроса и примеры дифференциации заданий в обучении биологии...
методическая разработка "Дифференцированный подход в обучении биологии в рамках ФГОС второго поколения"
материал содержит теоретичекий аспект вопроса и примеры дифференциации заданий в обучении биологии...
«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)
Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....
Дифференцированный подход в обучении биологии.
Дифференцированный подход в обучении биологии....
Научная статья "Дифференцированный подход на уроках биологии"
Научная статья "Дифференцированный подход на уроках биологии"...
Дифференцированный подход в обучении биологии в школе
Требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаю...