Программа элективного курса « Вода, вода кругом вода » 9 класс.
учебно-методический материал по биологии (8, 9, 10 класс) на тему
Программа курса составлена для учащихся интересующихся вопросами экологии и природопользования , предусматривает направленность по естественно научному профилю. Курс разработан на интегративной основе с предметами химии, биологии, экологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа элективного курса. | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса.
« Вода, вода кругом вода »
9 класс
Г.Н.Курдубина , учитель МОУ Жирновской СОШ
Пояснительная записка
Программа курса составлена для учащихся интересующихся вопросами экологии и природопользования , предусматривает направленность по естественно научному профилю. Курс разработан на интегративной основе с предметами химии, биологии, экологии.
Целью данного курса является: формирование научных знаний учащихся, современных взглядов о месте воды в системе живого мира и роли воды в окружающей среде.
Основные задачи:
- обеспечить усвоение учащимися теоретических основ химии, биологии, экологии;
- знать строение, состав, значение воды для живых организмов.
- создание условий развития интеллектуальной сферы учащихся.
Курс рассчитан на 6 часов.
Учебно-тематический план.
№п\п | Темы занятий | Всего часов | в том числе | Формы контроля, творческие задания | |
лекций | прак.раб. | ||||
1. | Строение и свойства молекулы | 1 | 1 | Практическая работа | |
2 | Круговорот воды в природе | 1 | Обсуждение сообщений учащихся | ||
3 | Жизнь зародилась в воде | 1 | лекция | Обсуждение творческих заданий | |
4 | Вода обитаемая | 1 | лекция | Подготовка творческих заданий | |
5 | Влияние антропогенного фактора на гидросферу | 1 | экскурсия | Отчет об экскурсии | |
6 | Непознанное и неизвестное о воде | 1 | конференция | Круглый стол или конференция |
Содержание программы.
Тема № 1. Строение и свойства молекулы воды.
Структура молекулы воды. Физические и химические свойства воды. Вода основной растворитель. Практическая работа с подготовкой результатов и выводов для всех учащихся.
Тема №2. Круговорот воды в природе.
Роль воды в круговороте веществ в природе. Обратимые и необратимые последствия преобразований окружающей среды. Химическое загрязнение водных ресурсов.
Тема № 3. Жизнь зародилась в воде.
Вода уникальное природное соединение, активная среда жизни. Функции воды в эволюции органического мира.
Тема №4. Вода обитаемая.
Значение воды в жизни растений. Поступление и передвижение воды в растении.
Растения экономно расходующие воду. Приспособления растений к добыванию воды.
Водные животные. Роль воды в организме человека и животных.
Тема № 5. Влияние антропогенного фактора на гидросферу.
Рациональное и нерациональное природоиспользование водных ресурсов человеком. Дефицит пресной воды. Особенности загрязнения океанов, морей, рек, озер. Методы защиты гидросферы.
Экскурсия на водоем или на местные очистные сооружения, с целью контроля за качеством питьевой воды.
Тема № 6. Непознанное и неизвестное о воде.
Вода –знакомое, загадочное, необъяснимое.
Цель конференции: обобщение знаний учащихся о воде, развитие учебно-познавательной компетентности учащихся. Создание ориентационной основы для осознанного выбора естественно-научного профиля обучения.
Практическая работы: Определение прозрачности воды и интенсивности запаха воды.
1. Для опыта нежен прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2-2,5см, высотой 30-35 см. Можно мерный цилиндр на 250 мл.без пластмассовой подставки.
Рекомендуем провести опыт сначала с дистиллированной водой, а затем с водоема и сравнить результаты. установить цилиндр на печатный текст и вливайте исследуемую воду, следя за тем, чтобы можно было читать через воду текст. Отметьте, на какой высоте вы не будете видеть шрифт .Измерьте высоты столбов воды линейкой. Сделайте вывод.
2. В коническую колбу с пробкой налейте исследуемую воду до 2\3 объема и сильно встряхните в закрытом состоянии. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, пользуясь таблицей
Характеристика запаха | Интенсивность Запаха( балл) |
Отсутствие ощутимого запаха | 0 |
Очень слабый запах - не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами | 1 |
Слабый запах обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание | 2 |
Запах легко обнаруживается | 3 |
Отчетливый запах- неприятный и может быть причиной отказа от питья | 4 |
Очень сильный запах -делает воду непригодной для питья | 5 |
Экскурсия на водоем.
Определение степени загрязнения водоема по внешнему виду.
По требованию ГОСТа водоемов, на поверхности воды недопустимо присутствие плавающих пленок нефтепродуктов, масел жиров и других примесей. Они препятствуют аэрации воды, тормозят процессы самоочищения, снижают интенсивность фотосинтеза. Пленки, покрывая жабры рыб, нарушают дыхание, способствуют развитию процесса анаэробного распада органических веществ. Продукты распада приводят к вторичному загрязнению водоема и нередко являются токсичными.
Задание: определите степень загрязнения водоема по внешнему виду, используя таблицу.
Баллы | Характеристика загрязнения |
0 | Отсутствие пятен и пленок. |
1 | Отдельные пятна и серые пленки на поверхности водоема |
2 | Пятна и иррадиирующие пленки на поверхности водоема |
3 | Отдельные признаки нефти на берегах и прибрежной растительности. |
4 | Нефть в виде пятен и пленок покрывает большую часть поверхности водоема. Берега и прибрежная растительность вымазаны нефтью. |
5 | Поверхность водоема покрыта нефтью |
Конференция «Вода вокруг нас».
Цели конференции:
- Показать учащимся . что вода – уникальное природное соединение, активная среда жизни;
- Изучить физические, химические и аномальные свойства воды;
- Познакомить учащихся с ролью воды в животных и растительных организмах, роль воды в организме человека;
- Научить определять качество воды, ее пригодность для технических, бытовых и пищевых целей;
- Продолжить развитие познавательной деятельности учащихся.
План конференции:
1. Выступление: «Вода – знакомое, загадочное, необъяснимое.
2. Роль воды в растительных организмах.
3. Роль воды в организме человека и животных.
4. Структура воды.
5. Физические свойства воды.
6. Химические свойства воды.
7. Вода –растворитель.
8. Очистка воды.
9. Круговорот воды в природе.
10. Дефицит пресной воды.
Литература:
Т.А.Попова Экология в школе. Мониторинг природной среды. М. 2005 г.
К.С. Лосев Вода. – Л. Гидрометеоиздат.1989.
Ю.В. Новиков М.ИМ. Сайфутдинов . Вода и жизнь на Земле» ИЗД. « Наука» М.1981г
А.И. Захлебный Книга для чтения по охране природы. М. Просвещение 1986г
В.М. Сенкевич. И.Т. СураВечина . Экология и мир .Методичекое пособие для учителя. М. « Новая школа» 1994г.
В.В.Рюмин Занимательная химия. Ростов-на- Дону ЗАО « Книга»-2005
М. Эмото Тайная жизнь воды ( перевод с англ. О.Г. Белошеев.-МИНСК: « Попурри»
2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Внеклассное мероприятие "Вода. Вода. Кругом вода..."
Цель мероприятия: повысить уровень информированности учащихся 8-ых классов в вопросе защиты воды как важнейшего природного источника жизнеобеспечения человека. Информация о значении воды, содержании е...
Презентация "Вода. Вода. Кругом вода..."
Презентация составлена для внеклассного мероприятия "Вода. Вода. Кругом вода...", которое проводилось для учащихся восьмых классов с целью повысить уровень информированности в вопросе защиты воды...
Внеклассное мероприятие "Вода. Вода. Кругом вода!"
Внеклассное мероприятие можно провести в рамках недели географии, а также как обобщающий урок по теме "Гидросфера" в 6 классе.. Форма мероприятия - игра по типу телевизионной игры "Вопрос на засыпку"...
"Вода, вода, кругом вода..." интеллектуальная игра для учащихся по химии и не только, презентация
Игра подготовлена для учащихся 9 классов, состоит из 16 вопросов, объединенных в отдельные конкурсы: Географический, Биологический, Свойства воды, Обо всем понемногу. Правильные ответы появляются...
Презентация " Вода,вода кругом вода"
Интегрировать знания учащихся о распространении воды в природе, свойствах и значении воды для живых организмов.продолжить развитие умений сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы; продол...
Внеклассное мероприятие "Вода, вода, кругом вода"
Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводилось с учащимися и родителями 5А класса школы. Мероприятие проводилось в рамках месяца предметов естественно &nd...