Программа элективного курса « Вода, вода кругом вода » 9 класс.
учебно-методический материал по биологии (8, 9, 10 класс) на тему

Курдубина Галина Николаевна

Программа курса составлена для учащихся  интересующихся вопросами  экологии и природопользования , предусматривает направленность по естественно научному профилю. Курс разработан на  интегративной  основе с предметами химии, биологии, экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа элективного курса.60 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса.

« Вода, вода кругом вода »

9 класс

Г.Н.Курдубина , учитель МОУ Жирновской СОШ

Пояснительная записка

Программа курса составлена для учащихся  интересующихся вопросами  экологии и природопользования , предусматривает направленность по естественно научному профилю. Курс разработан на  интегративной  основе с предметами химии, биологии, экологии.

Целью данного курса является: формирование научных знаний учащихся, современных взглядов о месте воды в системе живого мира и роли воды в окружающей среде.

Основные задачи:

- обеспечить усвоение учащимися теоретических основ химии, биологии, экологии;

- знать строение, состав, значение воды для живых организмов.

- создание условий развития интеллектуальной сферы учащихся.

Курс рассчитан на 6 часов.

Учебно-тематический план.

№п\п

Темы занятий

Всего

часов

в том числе

Формы контроля,

творческие задания

лекций

прак.раб.

1.

Строение и свойства молекулы

1

1

Практическая работа

2

Круговорот воды в природе

1

Обсуждение сообщений учащихся

3

Жизнь зародилась в воде

1

лекция

Обсуждение творческих заданий

4

Вода обитаемая

1

лекция

Подготовка творческих заданий

5

Влияние антропогенного фактора на гидросферу

1

экскурсия

Отчет об экскурсии

6

Непознанное и неизвестное о воде

1

конференция

Круглый стол или конференция

Содержание программы.

Тема № 1. Строение и свойства молекулы воды.

Структура молекулы воды. Физические и химические свойства воды. Вода основной растворитель. Практическая работа с подготовкой результатов и выводов для всех учащихся.

Тема №2. Круговорот воды в природе.

Роль воды в круговороте веществ в природе. Обратимые и необратимые последствия преобразований окружающей среды. Химическое загрязнение водных ресурсов.

Тема № 3. Жизнь зародилась в воде.

Вода уникальное природное соединение, активная среда жизни. Функции воды в эволюции органического мира.

Тема №4. Вода обитаемая.

Значение воды в жизни растений. Поступление и передвижение воды в растении.

Растения экономно расходующие воду. Приспособления растений к добыванию воды.

Водные животные. Роль воды в организме человека и животных.

Тема № 5. Влияние антропогенного фактора на гидросферу.

Рациональное и нерациональное природоиспользование водных ресурсов человеком. Дефицит пресной воды. Особенности загрязнения океанов, морей, рек, озер. Методы защиты гидросферы.

Экскурсия на водоем или на местные очистные сооружения, с целью контроля за качеством питьевой воды.

Тема № 6. Непознанное и неизвестное о воде.

Вода –знакомое, загадочное, необъяснимое.

 Цель конференции: обобщение знаний учащихся о воде, развитие учебно-познавательной компетентности учащихся. Создание ориентационной основы для осознанного выбора естественно-научного профиля обучения.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Практическая работы: Определение прозрачности воды и интенсивности запаха воды.

1. Для опыта нежен прозрачный плоскодонный  стеклянный цилиндр диаметром 2-2,5см, высотой 30-35 см. Можно мерный цилиндр на 250 мл.без пластмассовой подставки.

Рекомендуем провести опыт сначала с дистиллированной водой, а затем с водоема и сравнить результаты. установить цилиндр на печатный текст и вливайте исследуемую воду, следя за тем, чтобы можно было читать через воду текст. Отметьте, на какой высоте вы не будете видеть шрифт .Измерьте высоты столбов воды линейкой. Сделайте вывод.

2. В коническую колбу с пробкой налейте исследуемую воду до 2\3 объема и сильно встряхните в закрытом состоянии. Затем откройте колбу и отметьте характер  и интенсивность  запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, пользуясь таблицей

Характеристика запаха

Интенсивность

Запаха( балл)

Отсутствие ощутимого запаха

0

Очень слабый запах - не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами

1

Слабый запах обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание

2

Запах легко обнаруживается

3

Отчетливый запах- неприятный и может быть причиной отказа от питья

4

Очень сильный запах -делает воду непригодной для питья

5

Экскурсия на водоем.

Определение степени загрязнения водоема по внешнему виду.

По требованию ГОСТа водоемов, на поверхности воды недопустимо присутствие плавающих пленок нефтепродуктов, масел жиров и других примесей. Они препятствуют аэрации воды, тормозят процессы самоочищения, снижают интенсивность фотосинтеза. Пленки, покрывая жабры рыб, нарушают дыхание, способствуют развитию процесса анаэробного распада органических веществ. Продукты распада приводят к вторичному загрязнению водоема и нередко являются токсичными.

Задание: определите степень загрязнения водоема по внешнему виду, используя таблицу.

Баллы

Характеристика загрязнения

0

Отсутствие пятен и пленок.

1

Отдельные пятна и серые пленки на поверхности водоема

2

Пятна и иррадиирующие пленки на поверхности водоема

3

Отдельные признаки нефти на берегах и прибрежной растительности.

4

Нефть в виде пятен и пленок покрывает большую часть поверхности водоема. Берега и прибрежная растительность вымазаны нефтью.

5

Поверхность водоема покрыта нефтью

Конференция  «Вода вокруг нас».

Цели конференции:

  • Показать учащимся . что вода – уникальное природное соединение, активная среда жизни;
  • Изучить физические, химические и аномальные свойства воды;
  • Познакомить учащихся с ролью воды в животных и растительных организмах, роль воды в организме человека;
  • Научить определять качество воды, ее пригодность для технических, бытовых и пищевых целей;
  • Продолжить развитие познавательной деятельности учащихся.

План конференции:

1. Выступление: «Вода – знакомое, загадочное, необъяснимое.

2. Роль воды в растительных организмах.

3. Роль воды в организме человека и животных.

4. Структура воды.

5. Физические свойства воды.

6. Химические свойства воды.

7. Вода –растворитель.

8. Очистка воды.

9. Круговорот воды в природе.

10. Дефицит пресной воды.

Литература:

Т.А.Попова  Экология в школе. Мониторинг природной среды. М.   2005 г.

К.С. Лосев  Вода. – Л. Гидрометеоиздат.1989.

Ю.В. Новиков М.ИМ. Сайфутдинов . Вода и жизнь на Земле» ИЗД. « Наука» М.1981г

А.И. Захлебный  Книга для чтения по охране природы. М. Просвещение 1986г

В.М. Сенкевич. И.Т. СураВечина . Экология и мир .Методичекое пособие для учителя. М. « Новая школа» 1994г.

В.В.Рюмин Занимательная химия. Ростов-на- Дону ЗАО « Книга»-2005

М. Эмото Тайная жизнь воды ( перевод с англ. О.Г. Белошеев.-МИНСК: « Попурри»

2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Внеклассное мероприятие "Вода. Вода. Кругом вода..."

Цель мероприятия: повысить уровень информированности учащихся 8-ых классов в вопросе защиты воды как важнейшего природного источника жизнеобеспечения человека. Информация о значении воды, содержании е...

Презентация "Вода. Вода. Кругом вода..."

Презентация составлена для внеклассного мероприятия "Вода. Вода. Кругом вода...", которое проводилось для учащихся восьмых классов с целью повысить уровень информированности в вопросе защиты воды...

Внеклассное мероприятие "Вода. Вода. Кругом вода!"

Внеклассное мероприятие можно провести в рамках недели географии, а также как обобщающий урок по теме "Гидросфера" в 6 классе.. Форма мероприятия - игра по типу телевизионной игры "Вопрос на засыпку"...

"Вода, вода, кругом вода..." интеллектуальная игра для учащихся по химии и не только, презентация

Игра подготовлена для учащихся 9 классов, состоит из 16 вопросов, объединенных в отдельные конкурсы: Географический, Биологический, Свойства воды, Обо всем понемногу. Правильные ответы появляются...

Презентация " Вода,вода кругом вода"

Интегрировать знания учащихся о распространении воды в природе, свойствах и значении воды для живых организмов.продолжить развитие умений сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы;  продол...

Внеклассное мероприятие "Вода, вода, кругом вода"

Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводилось с учащимися и родителями 5А  класса  школы. Мероприятие проводилось  в рамках месяца предметов естественно &nd...