Классный час: «Совершенный человек все ищет в себе».
классный час по биологии (8 класс) на тему

Гумерова Римма Рауфовна

Классный час: "Совершенный человек все ищет в себе". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час: «Совершенный человек все ищет в себе».

Здравствуйте, ребята. Я, ребята, не только учитель географии и биологии, но и являюсь классным руководителем 8 класса и проведу классный час и надеюсь на плодотворную работу. Тема у нас  сегодня очень интересная.  Давайте мы вместе ее обсудим.

Посмотрите, пожалуйста, на экран  (презентация)

Дагестанский поэт Расул Гамзатов написал такие стихи:

«Вон человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил друг,  плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком.

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нем?» –

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком.

Что я могу сказать о нем плохого?»

Прочитайте их еще раз внимательно и попробуйте сказать, о чем эти стихи. Ответы детей.  Чувствуете разницу? Те, кто заражен недоверием и злостью, скорее всего сами

такими и являются и думают о плохом.  А те, кто таковыми не являются, думают,  в первую очередь, о хорошем.  

Давайте разберем  подобную  ситуацию. Вот послушайте.

Из магазина выходит бабушка с тяжелой сумкой.  Молодой человек предлагает ей помощь. Это наблюдают выходящие из магазина люди.

– Ох, и прыткий какой!  Сумку ему подавай! Украсть решил! –

говорит один. А другой отвечает:  – Зачем вы так! Парень просто решил помочь!

Два человека видели и слышали одно и то же.  Но первый решил, что была

попытка украсть,  а  второй расценил поступок юноши как предложение помощи.

Почему? Ответы детей

Мы видим в  окружающих, прежде всего, те качества, которые развиты в нас самих. Доброжелательный человек отметит доброжелательность, коварный сам вечно ищет подвоха от других.

И наша тема звучит очень красиво. Посмотрите: «Совершенный человек все ищет в себе» (презентация)   Согласитесь, очень интересная тема.

 А что же такое СОВЕРШЕНСТВО?  Предложите мне, пожалуйста, синонимы к слову совершенство    (идеальный, безупречный, безукоризненный, превосходный, лучший)    В толковом словаре С.И.Ожегова это слово дается так: «Совершенство – полнота всех достоинств, высшая степень какого-нибудь положительного качества» (презентация)

 Обсуждение термина:   В совершенстве владеть иностранным языком.  Довести до совершенства. Верх совершенства.  О чем говорится? Все ли люди  совершенны?

Как вы думаете, о чем, прежде всего нам надо поговорить, какова будет цель нашей беседы.

 Ответы детей. О самовоспитании, самосовершенствовании, работе над собой.  

Да, и это будет целью нашего классного часа.

Хороший человек, конечно, верит, что мы живем среди хороших людей. Именно с этой позиции и нужно строить свои отношения с людьми. Если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми  не обойтись, для этого необходимо учиться общению. Что бы вы вложили в понятие «Мир общения»? ( Друзья, семья и близкие люди, школа и одноклассники, окружающие нас люди).

Люди во все времена пытались выработать универсальные правила взаимоотношения людей.

(презентация)  Заповедь «Возлюби ближнего как самого себя» стара, как мир. 

человек любит того, кому даёт! Тот, в кого он вкладывает душевные и физические силы, становится частью его самого! Именно к нему он испытывает чувство близости. Он и ближний его ‒ это один человек; это он сам.

(презентация) А золотое правило этики гласит «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе» «не делайте другим того, чего не хотите себе»

Вы слышали о таких правилах? А другие люди знают об этих правилах? Почему люди знают, как нужно поступать, а поступают наоборот?  Что мешает нашим взаимоотношениям? Неумение выслушать до конца, нечестность, унижение, застенчивость, невежливость. грубость, бескультурье, неуважение, неумение идти на компромисс,  неумение ценить решение другого,  давление на человека, бестактность, использование обидных слов и выражений, оскорбительных прозвищ,

Что помогает взаимоотношениям?  (Здравствуйте, спасибо,                  пожалуйста, извините... - эти простые слова имеют власть над нашим настроением. Очень важно, чтобы они всегда присутствовали в общении людей на работе, в общественных местах, употреблялись в семье. Если человек грамотно излагает свои мысли, умеет себя вести, с уважением относится к собеседнику, мы говорим о том, что этот человек владеет культурой общения.                Существуют правила, выполнение которых помогает  наладить хорошие отношения с людьми:   - Общение на равных, без грубости и подобострастия. -Уважение личного мнения собеседника. -Отсутствие желания выяснять, кто прав, а кто виноват. -Общение на уровне просьб, а не приказов. -Поиск компромиссных решений. -Умение ценить решение другого. -Умение принимать опыт других.)

Ну, теперь вы, ребята, наверное,  догадались, как надо улучшать себя? Ответы детей (надо работать над собой, не  унижать других).

А как же совершенствоваться? Об этом  есть много мудрых притч. Вот одна из них:

Ученику, который  постоянно всех критиковал, Мастер  сказал:

-  Если ищешь совершенства, стремись изменить Себя, а не других.   Проще самому надеть сандалии, чем покрывать ковром всю землю.       О чем эта притча? (презентация)  Мне очень понравилась другая притча. Вот, послушайте.

Притча о совершенстве.  

У одной женщины было два больших горшка; каждый из них висел на разных концах палки, которую она несла на шее. Один горшок был с небольшой трещиной, и в конце длинного пути от реки к дому он оставался заполненным только наполовину. А другой был прекрасен и всегда доставлял полную порцию воды.

В течение нескольких лет так продолжалось ежедневно, и женщина приносила домой только полтора горшка воды. Конечно, совершенный горшок гордился достижениями. А бедный треснувший горшок стыдился своего недостатка и был расстроен, потому что мог сделать лишь половину того, что требуется.

Однажды, окончательно убедившись в собственной непригодности, бедный горшок заговорил с женщиной у ручья:

— Мне стыдно за себя, потому что из-за моей трещины на обратном пути домой постоянно просачивается вода.

В ответ женщина улыбнулась и сказала:

— Ты заметил, что с твоей стороны дорожки есть цветы, а на стороне другого горшка - нет? Это потому, что я всегда знала о твоём изъяне, и на твоей стороне посеяла цветы. Каждый день, когда мы возвращаемся, ты поливаешь их. Если бы ты не был таким, какой ты есть, не было бы этой красоты...

У всех есть свои недостатки и, вместе с тем, личностные особенности, которые делают нашу жизнь интересной и достойной. Важно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нём хорошее. 

А вы сами можете придумать какую-нибудь подобную ситуацию из вашей школьной жизни?  Ответы детей

  Я классный руководитель  и часто сталкиваюсь со следующей ситуацией, что кто-то кого-то обозвал или обидел. Когда начинаю выяснять причины такого поступка, слышу в ответ, а вы не знаете, что он мне сказал или сделал.( Он первый начал) На что я всегда говорю так. Ты должен отвечать только за свои поступки и поступать так, чтобы ни тебе, ни твоим родителям никогда стыдно не было за твое воспитание. Есть такие красивые слова «Видя чужие пороки, умный избавляется от своих».

«Совершенство – это знание человека о своем несовершенстве»  Аристотель  (презентация)  Как вы думаете, о чем речь? Ответы детей ( человек не может достичь совершенства никогда, он только может к этому стремиться) . 

Человек внимательно смотрит на себя как бы со стороны, и часто бывает, недоволен собой. Тогда  и   появляется  программа  самоулучшения.

Каждый из вас, я надеюсь, знает, кто такой Лев Николаевич Толстой. Великий русский писатель и мыслитель. Послушайте, какой резкой критике он подвергает себя в молодости:

«Я дурен собой,  неловок... скучен для других, нескромен,  нетерпим  и  стыдлив  как ребенок.  Я почти   невежда. Что я знаю,  тому я выучился  кое-как  сам, урывками,  без связи,  без толку  и  то  так мало.  Я  невоздержан,  нерешителен,  непостоянен, глупо – тщеславен   и   пылок,  как  все  бесхарактерные  люди. Я  не  храбр. Я неаккуратен  в  жизни  и  так ленив, что  праздность  сделалась  для меня  почти неодолимой привычкой. Я умен, но  ум  мой  еще   никогда  ни  на  чем  не  был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни    ума светского, ни ума делового. Я честен, то есть люблю добро, сделал привычку     любить его; и когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием; но есть вещи, которые я люблю больше добра – славу».

Затем он составляет программу самовоспитания: (презентация) 

Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что.

Что исполняешь, исполняй хорошо.

Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить.

Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силою…

«Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков:

бесхарактерности, раздражительности и лени», – писал Л.Н. Толстой.

Сейчас я попрошу вас выполнить задание. Каждому из вас я раздам лист, на котором написаны различные человеческие качества:

Хочу воспитать в себе                                                               Хочу увидеть в других

  1. Уверенность в себе.
  2. Терпимость к другим
  3. Целеустремленность, сила воли
  4. Честность, порядочность
  5. Доброта, человечность
  6. Решительность
  7. Взаимопонимание, сочувствие
  8. Доброжелательность
  9. Выдержка, уравновешенность
  10.  Щедрость

Вы получите несколько минут,  чтобы разделить   эти качества  на  2  группы:  какие хотите воспитать в себе,  а  какие увидеть в других.  Спасибо.

Зачитайте,  что  у  вас  получилось,  а  остальные  посмотрите  на  свои  работы,  похоже или  нет?  Ответы детей

А вот какие данные были получены учеными:

Какие качества люди хотели воспитать в себе:

На первом месте  уверенность,  решительность - 46%

целеустремленность, силу воли  -  30% опрошенных;

А вот окружающим людям все хотели бы добавить:

На первом месте - доброты, человечности - 50% опрошенных;

честности, порядочности  - 30%;

взаимопонимания, сочувствия - 22%;

К какому выводу приводят нас ученые?

Люди желают себе больше твердости, а окружающим больше мягкости. Но ведь

и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы «твердой

поступью» идем в ином направлении. В результате возникает взаимная

неудовлетворенность и напряжение. Если вы чувствуете дефицит доброты в

окружающих – значит нужно быть добрее самим. Вас не понимают – постарайтесь

понять других. Ощущаете вокруг недостаток честности – станьте честными сами.

Мы так много сегодня говорили о различных человеческих качествах, что уже, наверное, готовы составить портрет совершенного человека.  (презентация) 

Вот я прикреплю сюда, на маркерную доску нашего человека, вы его будете наполнять так, чтобы он у нас был совершенным. Какие качества мы ему придадим?

- честный

-справедливый

-умный

-работающий  над собой

-доброжелательный

-уравновешенный

-целеустремленный и т.д

Должен ли человек стремиться к совершенству? Ради чего нужно работать над

собой? Ответы детей : Чтобы стать лучше, стать умнее.

Работать над собой, совершенствовать себя нужно для себя и для других. Чтобы

приносить большую пользу людям, человеку необходимо самому стать лучше. Чем

больше людей он сделает счастливыми, тем счастливее будет сам.

Совершенство – категория абстрактная. Сколько к нему ни стремись приблизиться, оно, как горизонт, отодвигается все дальше. Но человек обязательно, хотя бы в одном, выбранном  и  любимом  направлении,  будет  стремиться  к  нему,  будь   то  знания, умения, физические данные  или  иные  категории.

Игра «Комплимент»   А, напоследок,  поиграем в игру. Эта игра  направлена на то, чтобы научиться видеть хорошее в другом человеке.   Вы же все не зря сидите вместе за партой  с кем-то  (и много лет!),  наверное, из-за того, что в нем есть какие-то качества, которые вам нравятся.  Напишите,  пожалуйста, вот на этих «сердечках» ,  что вам нравится в вашем соседе за партой,   что привлекает в нем.  В каждом отметьте только хорошее,  доброе:  это могут быть черты характера,  особенности  внешности  или  поведения.  

Подарите эти «сердечки» друг другу. Надеюсь,  написанные  в них  прекрасные черты  сохранятся в вас и преумножатся в будущем …

Учитель: Каждый человек - индивидуальность. Даже самый неприметный человек похож, образно говоря, на древнеримскую виллу. (презентация)  Эти дворцы богачей обычно имели гладкие фасады, создававшие ощущение стандартности, однообразия. Но за фасадом внутри помещений - роскошное убранство, празднества, богатство и неповторимость. Так и в людях: за внешней неприметностью скрывается богатый душевный мир, множество задатков, оригинальных мыслей.  Только важно суметь разглядеть все это.

(презентация)  Я думаю, ребята,  кого-нибудь из вас  наш  сегодняшний  разговор заставил задуматься  по-настоящему?  Если такие ребята здесь  и  правда есть,  то я очень рада, это значит, наш разговор был сегодня не напрасным.

Спасибо за внимание  и за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Моя самооценка, или как полюбить себя»

классный час по данной теме можно провести в 8-10 классах...

Классный час «Гармоничный человек - здоровый человек» для учащихся 11 класса

Возраст участников17, 18 лет. Мероприятие продолжается 40 минут, используется интерактивная доска.  Подготовлена выставка «Лучшие люди мира». Тема классного часа «Гармоничный человек...

Классный час в 10 классе «Путь к себе»

Способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию....

Классный час Кто курит табак, тот сам себе враг

Классный час о вреде курения для 6 класса...

Классный час "Агрессивный человек = слабый человек"

Формирование адекватного поведения подростка в сложных жизненных ситуациях и освоить "безвредные" способы разрядки гнева и агрессивности....

Внеклассное чтение по теме «Нравственный идеал совершенного человека»

Актуальность. Проблема нравственного воспитания актуальна: современный мир с быстрейшим темпом развития имеет положительные и негативные стороны влияния на подрастающее поколение. Именно поэтому, ведя...

Классный час "Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг"

В результате занятия участники смогут: • сформулировать понятие «дружба», • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем, • приобретут навыки работы в сотрудничестве, • поймут, ч...