Формирование познавательных УУД на уроках биологии
статья по биологии на тему
Выстуление на районной конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelnyh_uud.docx | 17.3 КБ |
poznavatelnye_uud.pptx | 436.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных УУД на уроках биологии
Новый мир имеет новые условия
и требует новых действий
Н. Рерих
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
- личностный;
- регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
- познавательный;
- коммуникативный.
Я остановлюсь на формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические универсальные действия, действия постановки и решения проблем.
Общеучебные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символическое моделирование;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач, в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Приемы формирования познавательных УУД
В блоке познавательных УУД выделяется группа общеучебных универсальных учебных действий, первое из которых – формулирование цели. Не менее важным УУД является обучение приемам поиска информации – одно из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации – это глобальная сеть Интернет, печатные источники (словари, справочники, энциклопедии) и, в первую очередь учебники. Учащиеся учатся в этом случае искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения.
На своих уроках уделяю внимание работе с текстом учебника. Такой метод, как самостоятельная работа с учебником может быть репродуктивным, но при условии, когда учащиеся самостоятельно без участия учителя по его заданию читают текст и преобразовывают его в план (Требования к составлению плана прописаны в учебнике стр 18, что очень облегчает задачу), схему, таблицу, другие формы записи. Этот метод становится активным, так как эта работа сопряжена с мыслительными операциями анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, конкретизации и обобщения. Этот метод эффективно активизирует и развивает логическое мышление, что позволяет дифференцировать работу с обучающимися.
В ходе обучения биологии использую разнообразные приемы работы с текстом учебника, которые играют важнейшую роль в формировании познавательных УУД:
- найти место в учебнике, где описываются объект, процесс, явление, представленные визуально: на картинке и т.д.;
- сравни объекты, карточки с рисунками, найти общее и различия. Умения сравнивать – это умения устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия.
Задания в рабочей тетради очень помогают в реализации работы с учебником.
Примеры
Итак, что же дают познавательные универсальные учебные действия?
Обеспечивают учащимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения;
- ставить учебные цели;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавательные УУД : общеучебные , логические универсальные действия, действия постановки и решения проблем . Основные виды УУД : - личностный; - регулятивный - познавательный; - коммуникативный
Общеучебные : - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; - выбор наиболее эффективных способов решения задач, в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; - определение основной и второстепенной информации; - свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; .
- - понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование.
Обучение приемам поиска информации – одно из самых востребованных на практике задач . В ходе обучения биологии использую разнообразные приемы работы с текстом учебника, которые играют важнейшую роль в формировании познавательных УУД: найти место в учебнике, где описываются объект, процесс, явление, представленные визуально: на картинке и т.д .; Приемы формирования познавательных УУД
Например : стр.45 рис.26 Рост клетки. Чем отличается молодая клетка от старой ?
составь текст с биологическими ошибками, использую прием «лови ошибку», например «В состав органических веществ входят следующие вещества- белки,жиры,вода , углеводы» разбей текст одного параграфа учебника на части и озаглавь их ; придумай название к тексту по изучаемой теме;
Игра «Светофор» Растения – живые организмы; Все растения на Земле – цветковые; Растения, выращиваемые человеком – дикие; Растения очень разнообразны; У многоклеточных растений тело состоит из множества клеток, сгруппированных в ткани и органы; В зависимости от сложности строения растения могут быть одноклеточными и многоклеточными; Все растения Земли – одноклеточные; Во влажных местах произрастают засухоустойчивые растения.
разбей текст одного параграфа учебника на части и озаглавь их; придумай название к тексту по изучаемой теме; - составь суждение по тексту параграфа; - выдели ключевые слова в отрывке текста, напиши их в тетради;
- расскажи по опорным словам (разверни информацию); заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы; Пример: Клетка заполнена полужидкой …, в которой находятся …, …., … и другие внутриклеточные образования .
Для формирования и развития умения «свертывания» информации можно использовать алгоритм составления схемы: Запишите тему, выделите ключевые слова. Найдите основные разделы текста, дайте им название. Установите взаимосвязи (стрелки, блоки). Приведите примеры.
- создай таблицу (сверни информацию) по параграфу. Такое конспектирование является хорошей подготовкой к восприятию и умению быстро и точно сворачивать материал на уроках-лекциях, что является подготовкой к учебе в ВУЗах.
Работа с таблицами, графиками, диаграммами, отражающими как строение, так процессы жизнедеятельности объектов живой природы требует от учащихся активизации внимания, памяти, мышления.
Строение клетки 1 5 4 3 2
Задание №1. Какой органоид обозначен цифрой 1, 2, 3, 4, 5.
Правильный ответ: 1.Ядро 2. Ц итоплазма 3.Вакуоль 4.Хлоропласты 5.Оболочка
С инквейн Пример: 1. Клетка. 2. Структурная, функциональная. 3. Дышит, питается, воспроизводит. 4. Основной элемент живой материи. 5. Жизнь.
- составь предложение по теме …Ткани, используя слова «так, как», «потому, что», «следовательно», «если, то»; - составь разные предложения с одним и тем же понятием; - составь систему понятий в тетради (форму представления большого объема материала, связанного между собой понятиями, терминами), которая часто представляется в виде схемы:
Виды растительных тканей Покровная Образовательная Основная механическая проводящая
Л огические УУД. Это и осмысление текстов, заданий, умение выделять главное, сравнивать, различать, обобщать, классифицировать, моделировать, проводить анализ. Используемые приемы: «интеллектуальные атаки» - метод аналогии, то есть подобрать необходимые по смыслу слова;
Пример: Болезнетворные бактерии → питаются →размножаются →отравляют организм → вызывают заболевания
Сравните растительную и бактериальную клетки Растительная клетка Бактериальная клетка Запишите отличительные признаки бактерий.
Умения обобщать- это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему- либо. Обобщение - это мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях. Пример: Что общего у этих грибов ?
- найти «лишнее» слово из списка, дать объяснение выбору; Пример: подосиновик, опенок, рыжик,мукор , грузди,мухомор . построить логическую цепочку, т. е упорядочить набор слов: Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии, яблоня, осина, кокки,бабочки,муравьи,подберезовик , г рузди,бациллы
(развивается умение классифицировать) . - назвать одним словом, то есть обобщить несколько слов одним понятием или термином; Пример: Клетки, ткани, органы, организмы. (Уровни организации живых сис - тем). Развивается умение классифицировать.
Действия постановки и решения проблем: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Пример: Рассмотреть под микроскопом препарат растительной ткани, опре - делить какая это ткань. Укажите признаки, по которым вы определили вид ткани, укажите местоположение этой ткани в растении. - задачи, связанные с самонаблюдением;
Итак, что же дают познавательные универсальные учебные действия? - Обеспечивают учащимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения; - ставить учебные цели; - создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности учащихся, как один из путей формирования творческой личности на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
Формирование устойчивого познавательного интереса зависит от эмоционально-положительного отношения к учению....
статья Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии
На уроке в новой образовательной ситуации возможна подготовка субъекта, творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании, через активн...
Системно – деятельностный подход, как средство формирования познавательной активности на уроках биологии в 6 классе
в последние годы особое внимание обращено на общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика, и необходимо вооружить детей таким важным умением, как умение учиться на примере систем...
"Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии"
Из опыта работы учителя биологии. Развитие познавательного интереса в области биологических дисциплин способствует формированию у обучающихся естественнонаучной картины мира, ...
Приемы формирования познавательных УУД на уроках биологии
Методическая разработка приемов формирования позновательных УУД по биологии...
формирование познавательного интереса на уроках биологии
Одной из важнейших педагогических проблем является развитие у учащихся глубокого интереса к теоретическим и практическим знаниям по биологии, обладать которыми , несомненно, должен каждый человек.Каки...
Формирование познавательных УУД на уроках биологии
Формирование познавательных УУД на уроках биологии...