Системно – деятельностный подход, как средство формирования познавательной активности на уроках биологии в 6 классе
статья по биологии (6 класс) на тему
в последние годы особое внимание обращено на общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика, и необходимо вооружить детей таким важным умением, как умение учиться на примере системно – деятельного подхода в обучении биологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Системно – деятельностный подход, как средство формирования познавательной активности на уроках биологии в 6 классе»
Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно - деятельностный подход. Пожалуй, впервые школьный стандарт построен на основе фундаментальных наук о ребенке. Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования и к ученику, как это было раньше.
Требования к подготовке выпускников со стороны общества изменились. Социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Об этом говорится и в Федеральном Государственном Образовательном стандарте.
В основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся на уроке.
Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы особое внимание обращено на общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика, и необходимо вооружить детей таким важным умением, как умение учиться на примере системно – деятельного подхода в обучении биологии.
В связи с этим необходимо переориентировать учебную деятельность на уроках биологии с передачи знаний и социального опыта, на развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
В новых документах «Фундаментальное ядро содержания общего образования» говорится, что «развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса».
В региональном документе « Концепция реализации в Самарской области национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» до 2015 года» говорится, что основная идея состоит в формировании инициативной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, обладающей умением выбирать профессиональный путь, готовой обучаться в течение всей жизни. Решение такой важной задачи будет способствовать инновационному развитию России и
осуществлению планов по дальнейшей модернизации всех сфер жизнедеятельности общества.
Анализ результатов моей педагогической деятельности, который был проведен в 2014 г. показал, что, существуют недостатки в образовательной процессе:
- мало освоена практическая деятельность учащихся на уроке;
- в основном образовательном процессе не развита познавательная активность, низкая активность учащихся в конкурсах и олимпиадах по биологии.
Возникают противоречия:
- между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения;
- между необходимостью повышения уровня образования и низким уровнем познавательной мотивации;
- между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика.
На основе проведенного анализа можно сформулировать существующую профессиональную проблему отбор, методов, средств, форм организации образовательного процесса на уроке и во внеурочное время деятельности обучающихся.
Для решения существующей профессиональной проблемы необходимо выдвинуть цель, поставить задачи и представить ожидаемые результаты по внедрению в образовательный процесс методики «Система деятельности педагога, направленная на развитие познавательной активности».
Цель данной работы – реализация технологии системно – деятельностного подхода для повышения познавательной активности на уроках биологии в 6 классе.
Задачи:
- Теоретически обосновать необходимость использования системно – деятельностного подхода для повышения познавательной активности на уроках биологии;
- На основе теоретического анализа определить характер влияния различных видов деятельности на повышение познавательной активности учащихся 6 класса на уроках биологии;
- Описать внедрение в образовательный процесс технологии системно – деятельностного обучения на уроках биологии;
- Охарактеризовать контрольно – диагностические средства, позволяющие определить эффективность педагогической деятельности, направленной на достижение поставленной цели.
Научная новизна исследования:
1) выявлена динамика развития познавательной активности детей на уроках биологии в 6 классе;
2) охарактеризованы методы системно – деятельностного технологии как средство повышения познавательной активности детей 6 класса;
3) обоснована необходимость использования системно – деятельностного подхода на уроках биологии в 6 классе.
Средства оценки результатов проекта:
Проведение мониторинга по итогам;
Анкетирование учеников.
Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности.
При переходе от одного урока к другому, от курса к курсу важно осуществлять преемственность между отдельными темами, чтобы сформировать целостное представление о сути живых организмов. В курсе ботаники, зоологии, анатомии человека изучается связь между строением и функцией на разных уровнях организации: клетка, ткань, органы, организм. Это прослеживается в 6 классе при изучении таких тем как: «Корень. Внешнее и внутреннее строение», «Побег и почки», «Стебель», «Лист. Внешнее и внутреннее строение» и др. Организацию образовательного процесса строю таким образом, чтобы сформировать общебиологические понятия, начиная с 6 класса, и в дальнейшем организую систему обучения основываясь на выделенных общих закономерностях, ведущих биологических понятиях.
При организации системно–деятельного подхода на уроках биологии я использую следующие технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения, основанного на личностном подходе. Данная технология позволяет сформировать такие общеучебные умения как мыслить, анализировать, используется личностный опыт ученика. Так, в 6 классе при изучении гипотез эволюции растений, обучающиеся самостоятельно выдвигают гипотезы исходя из собственного опыта, объясняют, почему они являются гипотезой, а не теорией, отстаивают свою точку зрения.
Технология разноуровневого обучения. Данное обучение осуществляю на всех этапах урока. При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты двух, трех уровней (разрабатываю сама). При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Самостоятельные и проверочные работы содержат задания обязательного уровня, задания повышенного уровня сложности.
Использую дифференцированное домашнее задание, даю возможность ученику выбрать задание самостоятельно, например, при изучении систематики в 6 классе «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные» предлагаю приготовить карточку по систематики капусты огородной, приготовить сообщения о сортах капусты, приготовить рисунки, отражающие многообразие крестоцветных, составить кроссворд, используя материал учебника.
Технология проблемно-диалогового обучения. Эмоционально насыщенными и продуктивными получаются уроки, где рассматривается проблемная, нестандартная ситуация.
Например, при изучении темы «Состав и строение семян» в 6 классе озвучиваю такой факт, что семена имеют различную форму и размеры, а как это зависит от распространения семян. Прошу объяснить данный факт. В беседе обучающиеся приходят к мнению о взаимосвязи состава, строения и распространения семян. В процессе беседы я не комментирую высказывания учащихся.
При изучении вирусов, говорю о том, что отношение к этим существам у ученого мира неоднозначное, они занимают пограничное положение между живой и неживой природой. После изучения, ответа на главный вопрос урока, задаю такой вопрос: «Можно ли выделить пятое царство живой природы – царство вирусов?». Это вызывает дискуссию между учениками, где они доказывают, отстаивают свою точку зрения.
Технология проектного обучения. Использование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.
Работа над проектом всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).
Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний. Так в 6 классе обучающиеся выполняют долгосрочные проекты по семействам цветковых растений.
Особое значение в изучении биологии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становиться в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ. Так, при выполнении лабораторной работы в 6 классе «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений» обучающиеся в ходе работы выдвигают предположения по строению какого органа можно определить принадлежность к семейству.
Для повышения мотивации к предмету, стимулирования учеников шестых классов часто предлагаю проведения домашних экспериментов, опытов, например, выращивание плесени и ведения дневника наблюдения, проращивание семян пшеницы и фасоли, наблюдения за ростом корня и др. В теме корень, вместо изучения параграфа «рост корня» можно провести домашний эксперимент с дальнейшим сообщение результатов на уроке. Или опережающее задание «вырастить разные типы корневых систем» и сообщить результаты при выполнении лабораторной работы по данной теме, таким образом формирую умение в устной и письменной форме представлять свои результаты.
С 6 класса ведется обучающимися биологический словарь терминов.
В 6 классе при изучении курса «Ботаники» обучающиеся заполняют альбом, где зарисовывают изучаемый объект, записывают краткую характеристику растения, его систематику, интересные факты, научные данные. Эта работа способствует повышению мотивации обучающихся, расширению их кругозора.
Контрольные работы составляю таким образом, чтобы они содержали задания разного уровня сложности. С шестого класса начинаю работу по подготовке к сдачи экзамена в формате ГИА и ЕГЭ, составляю работы таким образом, чтобы они содержали задания с выбором одного ответа из четырех, с выбором нескольких ответов, на соответствие, на умения давать краткий и полный ответ.
Результаты проекта:
Мониторинг учеников показал значительное повышение познавательной активности при использовании технологии системно – деятельностного подхода в преподавании и биологии. Дети активно участвуют в олимпиадах и конкурсах, успешно сдают ЕГЭ по биологии. Что указывает на более высокий уровень развития компонентов изучаемого феномена. При выполнении заданий ученики объясняли свои действия, которые необходимо выполнить для достяжения результата.
Таким образом, была обоснована необходимость и возможность развития познавательной активности детей 6класса на уроках биологии.
Наличие продукта на продажу:
Электронный носитель, содержащие следующие разделы:
- пояснительная записка;
- календарно – тематическое планирование на 6 класс по программе «Сферы»;
- календарно – тематическое планирование кружка по внеурочной деятельности «Живой мир»;
- подборка игр на развитие познавательной активности;
- конспекты уроков с использованием системно – деятельностного подхода в преподавании биологии в 6классе.
Результатом данной работы является стабильный интерес обучающихся к предмету, активное участие в предметных олимпиадах школьного, муниципального и всероссийского уровней.
Такая работа позволила добиться определенных результатов:
- 2011-2012 г. – Окружная олимпиада по биологии и экологии 5 призовых мест
- 2012–2013 г. – Окружная олимпиада – 7 призовых мест, призер Областной олимпиады по экологии
- 2013-2014 г. – Окружная олимпиада по биологии – 1 призовое место.
В результате использования методов, средств, сочетание различных технологий системно – деятельностного подхода наблюдается повышение мотивации обучающихся к предмету и динамика качества успеваемости.
год | успеваемость | Ср. балл |
2010 – 2011 | 100% | 3,9 |
2011 – 2012 | 100% | 3,9 |
2012 – 2013 | 100% | 4,1 |
2013 - 2014 | 100% | 4.0 |
Ожидаемые результаты
Применение системно – деятельного подхода на уроках биологии позволит:
- развить ценностно – смысловые, учебные и познавательные компетенции для повышения мотивации к изучению предмета;
- заинтересовать обучающихся в предмете;
- активизировать мыслительную деятельность.
Обучающиеся станут более самостоятельными, уверенными, коммуникативными в приобретении общеучебных умений, навыков, а также опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания. Повысится интерес не только к предмету, но и к учению в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство активизации познавательной активности на уроках биологии в малочисленной школе.
В современной методике и практике обучения биологии всё большее внимание уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных организационных форм и средств обучения. Это позв...
Исследовательская деятельность учащихся во внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности на уроках химии
основные принципы работы исследовательской деятельности учащихся во внеурочной время....
Системно-деятельностный подход как основа развития познавательного интереса на уроках физики
Данная статья рассматривает проблему познавательного интереса в контексте новых образовательных стандартов...
Системно-деятельностный подход как средство формирования ключевых компетенций на уроках истории и обществознания
статья учителя истории и обществознания Сапрыкиной Ольги Вадимовны...
Системно-деятельностный подход как средство повышения качества образования на уроках информатики и ИКТ
Актуальность заявленной темы педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития. Реформирование образования, ...
Мастер-класс "Реализация системно-деятельностного подхода с целью формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы".
Материал, представленный в данной презентации, был продемонстрирован на городском семинаре, участником которого я стала. Семинар был одним из этапов конкурса "Учитель года 2022"...
Системно-деятельностный подход как средство формирования исторического знания
В статье рассматривается системно-деятельностный подход как средство формирования исторического знания. Анализируются два различных вида организации урочного и внеурочного занятия (комбинированны...