Урок биологии в 7 классе «Лук и чеснок – многолетние пищевые лилейные растения
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

 ЦЕЛЬ:       оценить качество и уровень знаний и умений по теме: «Злаки». Продолжить знакомство с представителями лилейных на примере лука и чеснока, изучить биологические особенности, их пищевые и целебные свойства; развивать познавательный интерес, умение сравнивать, различать растения по характерным признакам, правильно соотносить по семействам; воспитывать ответственное отношение к изучению предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii_v_7_kl.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  биологии в 7 классе

Тема: «Лук и чеснок – многолетние

         пищевые лилейные растения»

Учитель: Гладкова Т.В.

ТЕМА:         «Лук и чеснок – многолетние пищевые лилейные растения»            

 ЦЕЛЬ:        оценить качество и уровень знаний и умений по теме: «Злаки». Продолжить знакомство с представителями лилейных на примере лука и чеснока, изучить биологические особенности, их пищевые и целебные свойства; развивать познавательный интерес, умение сравнивать, различать растения по характерным признакам, правильно соотносить по семействам; воспитывать ответственное отношение к изучению предмета.

ОБОРУДОВАНИЕ:        табл. «Семейство лилейные»; «Строение луковицы репчатого лука», натуральные объекты: зеленый лук, зеленый чеснок, образцы семян лука-чернушки, лука-севка.

Новые термины:              лук - чернушка, лук –севок, лук – репка, донце.

                                         ХОД  УРОКА

  1. Организация урока
  2. Проверка знаний

Учитель: Что было задано на дом?

а) Беседа:

        1)  На какие классы делятся все цветковые растения?

        2) Назовите признаки однодольных растений.

        3) Какие семейства относятся к классу однодольных растений?

                        (Злаки и лилейные)

        4) Предлагаю выполнить задание на доске – соединить стрелками

            злаки

                пшеница                З                мятлик    

                лилия                        Л                томаты

                рожь                        А                кукуруза

                клен                        К                ежа сборная

                овёс                        И                свёкла

Что характерно для всех подчеркнутых растений?

                - корень мочковатый

                - листья удлиненные

                - жилкование параллельное

                - соцветие: колос, метелка, початок

                - плод: зерновка

                - стебель: соломина

б) Индивидуальные задания.

                Карточка № 1

Задание: подчеркнуть признаки однодольных растений.

                                                     

Одна семядоля, две семядоли, корень стержневой, корень мочковатый, листья с сетчатым жилкованием, листья с линейным или дуговым жилкованием.

                

                Карточка № 2

Задание: перечислить растения семейства «злаки».

                                                     

     в) Задание «Что ты знаешь об этом?»

Рассказ обучающихся о декоративных  растениях семейства лилейные: ландыше, лилии, тюльпане, хлорофитуме.

Учитель:  Что общего у всех этих растений? Почему их объединили в одно семейство?

 Для всех лилейных характерны общие признаки: в цветке лилейных – 6 лепестков;

- 6 тычинок;

- 1 пестик;

- плод ягода или коробочка;

- корень мочковатый или корневище.

Обобщение ответов  учителем.

  1. Изучение нового материала.

                Учитель: Сегодня мы продолжаем знакомство с растениями семейства лилейные. Это обширное семейство, более 300 видов представителей. К лилейным относятся всем нам хорошо известные культуры – репчатый лук и чеснок. Они являются ценными пищевыми и очень полезными для человека растениями.

                Ученик: историческая справка о луке.

Лук с древнейших времен  (за 4000 лет до нашей эры) известен у разных народов, особенно на востоке. Он был в употреблении в Древнем Египте, у древних греков и римлян. Они считали, что сила и мужество солдат увеличивается при употреблении лука и включили обязательно его в военный рацион. В Египте лук почитался священным растением. Пучки лука находили в саркофагах вместе с мумиями.

        В средние века, во всех странах глубоко верили в чудодейственную силу амулетов, которым приписывалась сверхъестественная  способность сохранять человека.

        Английский король Ричард 1, прозванный за жестокость Ричард Львиное Сердце, носил на шее луковый амулет. В России, когда свирепствовали заразные болезни, в каждой избе вывешивалась связка лука. Народ верил, что лук защищает людей от болезней и верил не зря.

        Учитель: 1. Значение лука

Репчатый лук – очень важная овощная культура семейства лилейные. В пищу используют и луковицы и листья лука. Ни один в мире повар не будет готовить овощные, мясные и рыбные блюда без лука. Ведь лук содержит необходимые для человека питательные вещества и витамины, но и придает блюдам своеобразный вкус. Лук обладает целебными свойствами. В чем же целительная сила лука?

        Вам хорошо знакомы загадки о луке: «Сидит дед, во сто шуб одет, а кто его раздевает, тот слезы проливает». Отчего же человек плачет, когда чистит и режет лук?

        Оказывается, лук выделяет в воздух едкие вещества, от которых и льются слезы. Но не надо за это сердиться на лук: вещества, выделяемые этим растением (фитонциды) убивают болезнетворных микробов. Пожуйте в течение 3-х минут лук и у вас во рту погибнут микробы. Если вы это будете делать регулярно, то на долгие годы сохраните здоровые и красивые зубы. Почувствовав первые признаки простудного заболевания, ешьте лук. Если не можете есть, то можно разрезать луковицу и как можно чаще нюхать, время от времени освежая разрез. И вы совсем не заболеете или болезнь будет протекать в легкой форме.

2. Строение луковицы репчатого лука

        Разновидностей лука много, но самый распространенный и самый известный – это репчатый лук. Давайте рассмотрим луковицу и растение лука.

Луковица покрыта сверху сухими чешуями. Внутри – сочные чешуи. Это будущие листья: они отрастают от укороченного стебля – донца. Донце- это сжатый укороченный стебель. Цветоносный побег удлиненный и полый внутри. На нем и развивается шарообразное соцветие. Цветки лука мелкие беловатые. В цветке – 6 лепестков, 6 тычинок, 1 пестик, плод коробочка. Все перечисленные признаки указывают на то, что лук относится к семейству лилейные.

        Лук – растение многолетние, холодостойкое. В коробочке образуются семена – мелкие, черные: называются чернушка.

        В первый год высевают семена чернушки. Появившиеся всходы растут медленно, их регулярно пропалывают, иначе сорняки заглушают всходы. В этот год из чернушки вырастает лук –севок. Убирают его примерно в середине августа, хорошо просушивают. Весной следующего года севок высаживают в почву. И к осени из него вырастает лук –репка.

        На третий год на высаженных в почву луковицах репчатого лука образуются цветоносные побеги, растение зацветает, и в шарообразном соцветии образуются семена чернушки. Следовательно, лук – многолетнее овощное растение.

Витаминный урожай лука – зеленое перо можно получить не только когда выращиваешь его на грядке, но и можно в холодное время года вырастить на окнах в классе.

                Ученик: показывает выращенное растение чеснока и спрашивает детей, узнали ли они это растение?

Дает историческую справку о чесноке.

                Чеснок – широко известное травянистое многолетнее растение семейства лилейные, как и лук. Чеснок – выходец из киргизских степей. Это древняя культура, как и репчатый лук. В Древнем Римме чеснок входил в обязательный рацион легионеров так, как, по мнению римлян, кроме целебных свойств он обладал способностью  придавать воинам силу и мужество.

        В Египте на строительство пирамид сгоняли тысячи рабов, которым ежедневно давали в пищу лук и чеснок, чтобы не болели. За время строительства пирамиды, как гласит надпись на камне, на репчатый лук и чеснок было потрачено более 40 тыс. чистого серебра.

        Древние греки и славяне в прошлые века считали чеснок незаменимым средством против укусов ядовитых змей. Поэтому они называли чеснок «змеиной травой». Современная наука доказала, что чеснок обладает сильным бактерицидным свойством. Чеснок способен убивать болезнетворные микробы.

        И все-таки прямое назначение чеснока – пищевое. Он и специя, он и пряность. Всего один покрошенный  зубец чеснока придает блюдам аппетитный привкус и запах. Чеснок применяю чаще всего как приправу к мясным и рыбным блюдам, а в качестве специи добавляют к разным маринадам и консервам.        

        Учитель:   В последние годы все чаще можно увидеть в продаже чеснок маринованный. Он имеет острый вкус и приятный запах.

     Учитель предлагает учащимся рассмотреть растение чеснока. Луковица чеснока сверху покрыта плотными сухими чешуйками. Она состоит из нескольких мелких луковиц – зубков. Зубки – это почки, которые вырастают на укороченном стебле – донце.

        Чеснок – травянистое растение, более холодостойкое, чем лук. Он выдерживает морозы при посадке под зиму. Чеснок выращивают из зубков. Из однозубок на следующий год вырастают обычные многозубковые луковицы. Чеснок сажают осенью до заморозков, примерно в 20-х числах октября, чтобы зубчики успели укорениться.

        Уход: прополка, полив, рыхление. Убирают чеснок не полностью созревшим, так как перезревший чеснок распадается на отдельные зубки и плохо храниться. Собранный чеснок сушат и хранят при температуре +10С в сухом помещении.

  1. Закрепление нового материала.
  1. Работа с тетрадью. Краткие записи. Лук – многолетнее овощное растение.

1-й год:  семена чернушки                       лук – севок

2-й год:  лук – севок                               лук – репка

3-й год: лук – репка                            семена чернушки

  1. Закончи предложение:

А) Лук и чеснок являются представителями семейства лилейные.

Б) В почве у лука находится луковица

В) Сверху луковица покрыта сухой чешуей

Г) Листья лука отрастают от укороченного стебля – донца

Д) Зубки чеснока вырастают на донце

Е) Плод лука – коробочка

Ж) Семена лука называют чернушка

З) Из чернушки вырастает лук-севок

И) Лук и чеснок – это многолетние растения

К) Объясните, как вы понимаете поговорку «Лук от семи недуг»

        

        Учитель: Хочу, чтобы уходя с урока вы взяли за основу, чтобы на вашем столе часто присутствовали лук и чеснок, а вы были здоровы

  1.  Задание на дом.
  1. Учебный материал на стр. 126-131, 159-161 по новому учебнику.
  2. Зарисовать растение репчатого лука по таблице.

  1. Итог урока.

                Предлагаю оценить ответы товарищей, отметить активность учеников нашего класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОБЖ в 6 классе по теме: «Лесная аптека » («Лекарственные растения»)

На уроке учащиеся 6-х классов знакомятся с некоторыми лекарственными растениями Подмосковья, способами их применения. Приобретают практические навыки и умения использования различных лекарственных рас...

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Урок в 6 классе по теме "Рост и развитие растений".

Урок проводится в 6 классе по теме "Рост и развитие растений" ( Раздел: Жизнедеятельность организмов). Учебник: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс "Дрофа" 2008. Тип урока : комбинированный....

биология-6 класс Тема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″ (по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)

биология-6 классТема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″(по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель: Изучить жи...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 5 КЛАССА (по учебнику «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс Авторы УМК: В. В. Пасечник и др.) Срок реализации 2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка(5 класс, 35 часов в неделю) Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологическ...

Класс однодольные.Сем.злаковые и лилейные.

Характеристика класса однодольные сем.злаковые и лилейные....