Программа волонтерского отряда
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему
Программа волонтерского отряда "Апельсин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmv_volonterskogo_otryada_.docx | 71.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Человек может жить до 100 лет, - говорил Академик И.П.Павлов. – Мы сами своей невоздерживаемостью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».
Здоровье ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Все мы от рождения получаем определенный генетический набор, который должен обеспечить достижение максимально возможных жизненных целей. Но реализовать эти возможности на практике и достичь своего жизненного потолка даже в идеальных жизненных условиях могут только здоровые люди, среди которых ведущих здоровый образ жизни существенно больше.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимают « состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Если тело здорово, но нет ощущения радости и полноты жизни, то это уже болезнь. Здоровье – это непостоянное свойство организма и поэтому требует активной и разумной помощи. Человек сам несет ответственность за состояние своего здоровья. Но почему-то многие люди, никак не желают признавать тот факт, что в большинстве своих болезней они сами повинны. Большинство болезней – это следствие нездорового образа жизни, расплата за свое невежество.
Неправильное питание, курение, потребление алкоголя, снижение объема двигательной активности людей всех возрастов – вот основные факторы, которые способствуют разрушению здоровья. В настоящее время самым существенным фактором продолжающегося ухудшения здоровья населения выступает массовая алкоголизация. Число больных алкоголизмом растет из года в год, детей с умственной отсталостью рождается все больше и больше, смертность от алкогольных причин достигает до полумиллиона человек, алкоголизм помолодел, появился пивной алкоголизм, а в медицине – новая специальность – детский нарколог. Очевидно, что при такой ситуации здоровый образ жизни - насущная необходимость.
Название ЗОЖ, а также его основы и принципы принадлежат основателю древнегреческой медицины – Гиппократу. С точки зрения философии «Здоровый образ жизни» - это категория социального бытия, дающая представление об образе жизни, основанном на принципах нравственности, рационально организованном, активном, трудовом, закаливающим и, в то же время, защищающем от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющим до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Обучение здоровому образу жизни (ЗОЖ) следует начинать прививать уже с детства, и школе в решении этой задачи отводится первостепенная роль.
Сегодня одной из приоритетных задач системы образования является укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии прочно входят в учебно-воспитательный процесс. Особое место по формированию здорового образа жизни занимает систематическая воспитательная работа с классным коллективом, так как решить проблему асоциального поведения детей только силами специалистов невозможно. Необходимо привлекать к этой работе широкие слои общественности, в том числе и самих подростков. Подросткам нужна поддержка в их стремлении к лидерству, активности, раскрытию своего потенциала. Они не всегда воспринимают информацию, которую пытаются донести до них взрослые, так как для них более значима группа сверстников. Поэтому для эффективности профилактики здорового образа жизни необходимо выбрать максимально действенный канал – саму подростковую среду, где « равный обучает равного».
Целью данной программы является педагогическая поддержка становления и развития у учащихся ответственного отношения к сбережению и укреплению своего здоровья.
Задачи программы:
- создать условия для формирования представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций
- дать представление о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;- содействовать формированию представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни, навыков позитивного коммуникативного общения.
Основные направления реализации программы
Просветительско-воспитательная работа с учащимися направлена на
- воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам
-развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
Принципы и особенности организации программы
Аксиологический принцип. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеруведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений учащихся с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию обеспечить возможность выбора ЗОЖ при построении системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования этому идеалу. Особое значение для нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого воспитательном процессе делает возможным его организацию диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Воспитание, направленное развитие навыков ЗОЖ обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников.
Формы реализации программы.
Программа, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:
- интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
- проведение часов здоровья;
- факультативные занятия;
- работа в волонтерском отряде;
- проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин,
экскурсий и т. п.;
- организацию дней здоровья.
Одной из ведущих форм организации воспитания здорового образа жизни в школе можно рассматривать организацию работы волонтерского движения.
Замыслом создания такого отряда стало предположение о том, что если обучить членов отряда по специальной программе, мотивируя их к передаче полученной информации другим учащимся, то таким образом можно целеноправлено довести до подростков идеи здорового образа жизни. При этом данная ситуация позволяет подросткам – членам отряда удовлетворить свое стремление быть взрослым, получить права и функции, традиционно принадлежащие взрослым, расширить кругозор и сформировать гражданскую позицию по отношению к общественным проблемам.
Целью создания отряда является:
- Актуализация темы здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения среди учащихся
- реализации творческого потенциала учащихся
- развитие коммуникативных способностей и умения убеждать в преимуществе здорового образа жизни
- воспитание активной жизненной позиции.
Основные принципы создания такого молодежного объединения стали добровольность, заинтересованность, независимость, активная жизненная позиция.
В состав отряда входят учащиеся 9-11 классов.
Актив отряда представлен учащимися профильного медицинского класса. В состав актива отряда входят: председатель отряда, редактор, фотограф, лекторская группа, аналитическая группа, группа ПО.
Основные направления деятельности отряда «Апельсин»:
- Образование – усвоение научных знаний, умений и навыков здорового образа жизни.
- Просвещение – распространение знаний о правильном образе жизни
- Пропаганда-рапространение идеи здорового образа жизни с целью приобрести сторонников.
- Диагностика- распознавание и оценка состояний проявления отношения учащихся к своему образу жизни
Устав волонтерского отряда «Апельсин»
I Общая часть
- Волонтерский отряд «Апельсин» - добровольная общественная организация, объединяющая учащихся, которые никогда не употребляли или отказались от употребления алкогольных напитков и курения, придерживаются здорового образа жизни, ибо осознали, какой личный и общественный вред приносят вредные привычки. Волонтеры здорового образа жизни своим примером способствуют сохранению своего здоровья и здоровья окружающих.
- Основные цели отряда:
- Актуализация темы здоровья человека как важнейшей ценности
- Создание учебно-информационного пособия «Здоровый образ жизни»
- Средства достижения целей отряда
- Изучение истории формирования здорового образа жизни, борьбы против алкоголизма и курения
- Активная пропаганда против алкоголя, курения, наркомании.
- Организация интересного досуга, способствующего расширению кругозора, появлению интереса к науке, искусству, спорту
- Расширение деятельности клуба, участие в работе городских конференций, форумов, обмен опыта с другими отрядами.
- участие в акциях
II. Права и обязанности членов отряда
- Обязанности членов отряда:
- самообразование и самосовершенствование
-активное участие в работе отряда
- забота о чести отряда
-отказ от вредных привычек
- Права членов отряда:
- принимать участие в работе отряда
- избирать актив отряда и быть избранным
III. Поощрение волонтеров
-объявить благодарность за заслуги работы в отряде
- наградить грамотой, подарками
- проведение праздника «Дня волонтера»
План работы отряда «Апельсин» на 2010-2011 уч. год
Мероприятие | Дата |
Планирование, организация работы отряда День здоровья. Туристический поход «Дворцы» Участие в оценке санитарно-гигиенического состояния школы | Сентябрь |
Оформление уголка волонтерского отряда Акция «Поможем другим сделать правильный выбор!» Анкетирование «Толерантность и мы» Участие в организации и проведения осеннего субботника | октябрь |
Подготовка и участие в городском слете волонтерских отрядов | ноябрь |
Диагностика Классные часы в 7-8 классах « Твой выбор и его последствия» | декабрь |
20-минутки «Будь здоров» Зимние забавы: ледовый городок, лыжная база | Январь |
Классные часы в начальной школе «Красивая улыбка» | февраль |
Участие в школьной научно-практической конференции « Первые шаги в науку» Экологическая акция «День Земли» | март |
Участие в организации и проведении месяца здоровья Туристическая поездка | апрель |
Подведение итогов | май |
Методическое обеспечение программы
Работа по данной программе опирается на статью 2 Федерального закона «Образование», согласно которой среди принципов государственной политики в области образования выдвигаются приоритет жизни и здоровья человека; статья 51 закона «Об образовании» предусматривает создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников; статья 28 закона «Об образовании» предусматривает обеспечение охраны здоровья, санитарных норм и требований для детских учреждений.
Содержание программы
№ | Содержание | Формы проведения | Примечание |
1 2 3 4 5 6 7 | Позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье Профилактическая работа по употреблению ПАВ, алкоголя среди молодежи, формирование ЗОЖ
Спортивно-оздоровительные мероприятия Воспитание инициативы, организованности, трудолюбия. Воспитание толерантности Использование здоровьесберегающих технологий на уроке Профилактика асоциального поведения детей(в результате употребления алкоголя , наркотиков, ПАВ | Предметные уроки Классные часы, беседы, волонтерский отряд анкетирование, Конкурс презентаций экскурсии Туристические поездки, Дни здоровья, спортивные праздники Волонтерский отряд, участие в оценке уровня санитарно-гигиенического состояния школы Анкетирование, беседы, тренинги Семинар для учителей Родительские собрания | Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 |
Ожидаемые результаты
Гипотеза: учащиеся владеют информацией о том, какие факторы способствуют становлению здорового образа жизни, способны правильно организовывать свою учебную и внеурочную деятельность, могут противостоять негативному влиянию социальной среды.
Ожидаемые результаты:
приобретение детьми навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми;
сформированность у учащихся устойчиво-негативного личностного отношения к табаку, алкоголю, наркотическим веществам;
умение справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
способность дифференцировать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих;
умение безопасно вести себя в ситуациях, связанных с возможностью неблагоприятного воздействия психоактивных веществ, а также в социально опасных ситуациях;
сформированность позитивного образа «Я» подростков, что существенно снизит конфликтность и расширит социальные связи детей.
Литература
- Анастасова Л.П., Кучменко В.С. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии.- М.:Вентана-Граф,2007
- Говорин Н.В. Социальные и медицинские последствия пьянства, акоголизма и наркомании.-Чита: Экспресс-издательство,2007.
- Кулагина М.Ю. Возрастная психология.-М.:УРАО,1997
- Маюров А.Н. Антиалкогольное воспитание. – М.:Просвещение,1998.
- Сергеева В.П. Классный руководитель:планирование и организация работы.- М.:Педагогическое общество России, 2004.
- Федорова М.З. , Кучменко В.С. Экология человека.Культура здоровья.-М.: Вентана-Граф,2003.
Приложение 1
- ДИАГНОСТИКА ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ
К НАРКОМАНИИ И АЛКОГОЛИЗМУ У ПОДРОСТКОВ
«Заяц и лиса».
Инструкция: Прочитай басню.
Жила в лесу лисица.
Слыла плутовка рыжая большою мастерицей
На всякие отвары и снадобья.
Умела кумушка-лиса
Отвар дурманящий готовить.
Она тем зельем часто угощала зверей.
Они за это ей давали всякой живности,
Добытой на охоте.
Так припеваючи, жила лиса не первый год.
Вот как-то, собирая листья для дурман-настоя,
Лиса встречает зайца на лужайке.
Привет, лиса! Здорово, заяц, как поживаешь?
Спасибо, дорогая, хорошо,
Семья отличная! Работа по душе!
Чего ещё желать на этом свете?!
Доволен я судьбой сполна!!! –
Ей заяц отвечает.
И тут заметив у нее в руках лукошко,
Спросил он осторожно:
Ты что-то стряпать собралась из этих листьев?
О, да, дружок, готовлю зелье я,
Особое, для избранных зверей,
Чуть погодя, ты приходи ко мне,
И так и быть, я дам тебе попробовать чудного зелья.
В назначенное время с интересом,
Приходит в лисью нору он.
Плутовка встретила его с улыбкой,
Речами сладкими пленяя,
Она ему подала чашу с зельем.
Приняв бокал, он чуть его пригубил
Приятный цвет, и вкус приятный,
Что ж, лиса, пью за твое здоровье.
Тут в голове все помутилось,
Тепло прошло по телу,
Затем ему уже казалось, что он
Как рыбка в океане
Мелькает средь больших глубин,
То, мотыльком, казалось малым,
Порхает средь больших цветов.
Проходит время,…Боже мой!
Но что случилось с зайцем?
Ушла зайчиха, нет семьи,
Одни пустые стены…
А вид у зайца – просто срам,
Тут – клок, там – клок. Вот ужас!
А у косого на уме всего одна забота:
Чего б ещё отдать лисе, чтоб получить блаженство.
А вскоре слух прошел в лесу,
Что нету больше зайца –
Заснул, бедняга во хмелю,
И не проснулся больше…
Инструкция: Нарисуй на листке бумаги запомнившийся отрывок. Помни, что никто не будет оценивать качество твоего рисунка. Нам интересно, что именно ты нарисуешь, а не то, как ты это сделаешь. Подпиши, пожалуйста, что ты изобразил. Спасибо за работу!
Обработка: Высокий уровень - положительное отношение к аддукции – на рисунке изображен заяц, принимающий от лисы чашу, заяц в состоянии опьянения; Средний уровень – осведомленность о наличии проблемы, способах изготовления ПАВ и т.п. – на рисунке изображена лиса, изготавливающая зелье, собирающая листья, её дом и снадобья; Низкий уровень – отрицательное отношение к аддукции, осознавание последствий употребления ПАВ – на рисунке изображен заяц без семьи, в пустом доме, уход зайчихи и зайчат, могила зайца, заяц при смерти, заяц ищущий, чтобы отдать лисе, страшный и несчастный заяц.
Приложение 6
Раздаточный материал для родителей: Признаки.
КАК МОЖНО ЗАПОДОЗРИТЬ, ЧТО РЕБЕНОК НАЧАЛ ПРИНИМАТЬ НАРКОТИКИ? Прежде всего, мы хотим Вас предупредить, что все ваши подозрения по отношению к сыну или дочери должны высказываться Вами тактично и разумно. Вы обязаны все взвесить, обсудить всей семьей и только в том случае, если не какой-то один, а практически все признаки измененного поведения появились в характере вашего ребенка, вы можете высказать в слух свои подозрения подростку. Какие же это признаки?
Еще раз хотим обратить Ваше внимание на то, что отдельные, описанные выше признаки могут быть симптомами различных психологических трудностей подросткового и юношеского возраста. В некоторых случаях так могут начинаться заболевания психики. Вы можете начинать всерьез думать о наркотиках, только если Вы твердо уверены, что у Вашего ребенка есть признаки, по крайней мере, восьми из девяти, описанных выше изменений поведения. – не впадайте в панику; |
Признаки употребления ПАВ. Неожиданные изменения направленности интересов подростка и круга его общения, не связанные с объективными причинами (переходом в другую школу, переездом в другую местность) в сочетании с появлением друзей или подруг, о которых вы ранее не знали. Странные особенности поведения: периодически и без видимых причин чрезмерная возбужденность или заторможенность, агрессивность или пассивность, колебания настроения. Изменения внешнего облика: возросшая неряшливость, непонятный запах от одежды, волос, кожи лица, рук, изо рта. Особенно выдают человека, который употребляет наркотики, глаза: их блеск или затуманенность, суженные зрачки, мало реагирующие на изменение освещенности. Появление у подростков различных предметов, которых вы ранее не видели: упаковки от таблеток; ампулы; кусочки фольги; чайная ложечка в его вещах или чужие чайные ложечки в доме, обычно с закопченной внешней стороной; а также носимые с собой предметы, которые могут быть использованы в качестве жгута (резинка, провод, пояс, ремень и т.д.); кусочки каких-то растений. Признаки “лекарственной” заинтересованности подростков: исчезновение из домашней аптечки некоторых препаратов (димедрол, тазепам и т.д.), а также повышенный интерес к средствам бытовой химии. |
ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ДЕЙСТВИЯ НАРКОТИКОВ:
Внешний вид и поведение в той или иной мере напоминает состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при слабом запахе, не соответствующем состоянию;
Изменение сознания: сужение, искажение, помрачение;
Изменение настроения: беспричинное веселье, смешливость, болтливость, злобность, агрессивность, явно не соответствующие данной ситуации;
Изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации);
Изменение координации движений: их плавность, скорость, соразмерность (размашистость, резкость, неточность), неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно явное при закрытых глазах), нарушенный почерк;
Изменение цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи или, наоборот, покраснение лица и верхней части туловища;
Блеск глаз; сильно суженные или сильно расширенные зрачки, не реагирующие на свет;
Изменение слюноотделения: повышенное слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ, осиплость голоса;
Изменение речи: ее ускорение, подчеркнутая выразительность, или же замедленность, невнятность, нечеткость речи ("каша во рту").
Раздаточный материал для родителей.
Факторы риска злоупотребления наркотиками • асоциальное поведение в раннем детстве • отчуждение и изоляция • асоциальное поведение в позднем детстве и раннем подростковом возрасте • протест и бунтарство • положительное отношение к употреблению наркотиков • восприимчивость к влиянию сверстников • друзья, употребляющие табак, алкоголь и другие наркотики Защитные факторы • взаимоотношения с любящим взрослым — самоидентификация с ролевой моделью • возможность вносить свой вклад в значимое общее дело, восприниматься другими как находчивый, изобретательный, нужный, имеющий потенциал • эффективность в работе, игре, отношениях • здоровые ожидания и позитивный взгляд в будущее • способность оценивать себя (рефлексия) • самодисциплина • навыки решения проблем и критического мышления чувство юмора Как спровоцировать своих детей на употребление алкоголя и наркотиков 1. Никогда не сидеть за совместной трапезой всей семьей. 2. Никогда не организовывать семейные поездки (еженедельно, ежемесячно или ежегодно), которых дети ждали бы с нетерпением, как семейной встречи. 3. Обращаться к детям, но не говорить с ними, никогда не слушать. 4. Наказывать детей в присутствии других детей и никогда не хвалить их за хорошее поведение. 5. Всегда решать проблемы детей или принимать решения за них. 6. Возложить ответственность за нравственное и духовное воспитание детей на школу или на церковь. 7. Никогда не позволять своим детям испытывать холод, усталость, разочарование, переживание неудач и т.п. 8. Угрожать детям таким образом: “Если ты когда-нибудь попробуешь алкоголь или наркотик, я накажу тебя”. 9. Ожидать, что ваш ребенок будет учиться на “отлично” по всем предметам. 10. Всегда доделывать все за них и препятствовать тому, чтобы они принимали ответственность на себя. 11. Не позволять детям выражать отрицательные эмоции: злость, гнев, страх, грусть и т.д. 12. Чрезмерно опекать их и не объяснять им смысл слова “последствия”. 13. Заставлять детей чувствовать, что ошибки - это грехи. 14. Никогда не доверять своим детям. |
Приложение
Информация для оформления стенда или классного уголка.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НАРКОТИКАХ. Официальной, наиболее распространенной классификацией наркотиков является классификация МКБ-10, разработанная Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ). Все вещества и препараты, способные сформировать зависимость при их употреблении, можно разделить на 3 группы:
Употребление препаратов конопли (каннабиса) с наркотической целью является наиболее распространенной формой наркомании. Наркотическое действие оказывают психоактивные вещества, содержащиеся в конопле, — каннабиноиды. Конопля содержит около 60 каннабиноидов, часть из которых биологически активна. Одним из опасных последствий курения гашиша является то, что он открывает путь к дальнейшему злоупотреблению более сильными наркотиками. При ежедневном или почти ежедневном курении гашиша уже через 1—2 мес. появляются признаки психической зависимости. В отсутствие наркотика у больных возникают вялость, сонливость, снижается настроение, мысли неотступно возвращаются к наркотическому средству и желанию покурить. Начинает расти толерантность: устойчивость к веществу – увеличивается доза. Количество папирос с гашишем, выкуренных за день, постепенно увеличивается (от 2—3 до 4—5 и более), употребляются все более крепкие его сорта, и курение становится более интенсивным. Вначале курение, как правило, носит нерегулярный групповой характер, особенно у подростков. Многие подростки употребляют гашиш только в "своей компании", т.е. наблюдается так называемая "групповая психическая зависимость. Такой групповой характер курения гашиша у подростков сохраняется довольно долго. Но по мере развития наркомании они начинают курить гашиш и в одиночку. Последствия длительной наркотизации. Хроническая интоксикация гашишем приводит к изменениям личности больных. Они становятся пассивными, вялыми, замкнутыми, угрюмыми, внимание их неустойчиво, а память снижена. При хроническом употреблении гашиша описан также псевдопаралитический синдром. Могут наблюдаться шизоформные галлюцинаторно-параноидные психозы, впервые отмеченные Л.В.Анцыферовым. С учетом этого неоднократно поднимался вопрос о связи между злоупотреблением препаратами каннабиса и развитием шизофрении. Кроме этого – у таких больных часто развивается рак легких. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа волонтерского отряда
программа волонтерского отряда, презентация отряда...
Развитие волонтерской деятельности среди учащихся, на примере волонтерского отряда "Храни добро"
Аннотация. В последние десятилетия наблюдается тенденция повышение напряженности в отношениях между людьми и отсутствие сочувствия к чужому горю.Соответственно, в настоящее время од...
Программа волонтерского отряда "Доброе сердце"
Программа волонтерского отряда "Доброе сердце"...
программа волонтерского отряда
Участие в волонтерских проектах - это прекрасная возможность подготовить себя к реальной жизни, с ее проблемами и радостями. Только при организации всевозможных проектов можно узнать на практике то, ч...
Рабочая программа Волонтерского отряда "VITA"
Одной из основных целей молодёжной политики Российской Федерации является вовлечение молодёжи в социальную практику путём развития волонтёрской деятельности.Волонтерство- институт формирования и разви...
Программа волонтерского отряда
Программа волонтерского отряда "Импульс" для воспитанников детского дома "Островок"...
Программа волонтерского отряда "Доброе сердце"
Программа волонтерского отряда "Доброе сердце"...