Рабочая программа по биологии 10-11 класс.
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа по курсу "Биология" для 10-11 классов разработана на основе авторской программы И.Н.Пономаревой "Общая биология. 10-11 класс " М. Вентана-Граф, 2009г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_10-11_klass.docx | 68.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано
зам.директора по УВР
___________А.Н.Исаенкова
«29» августа 2016 года
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ГОРОД СОЧИ, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по биологии
Класс: 10 – 11 классы
Учитель: Лапатина Татьяна Эдуардовна
Кол-во часов: 10 класс – 70 часов, 2 часа в неделю, 11 класс – 68 часов, 2 часа в неделю.
Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по курсу «Общая биология». Программа разработана на основе программы среднего (полного) общего образования по биологии. (Базовый уровень) авторов: И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Л.В.Симоновой. Издательство «Вентана-Граф» 2009 г.
10 класс
№ п/п | Содержание: разделы и темы уроков | Кол-во часов | Дата проведения урока | Оборудование урока | |
По плану | По факту | ||||
Раздел 1. Введение в курс общебиологических явлений. | 12 | ||||
Тема 1.1. Элементарные понятия общей биологии. | 6 | ||||
1 | Предмет изучения общей биологии | 02.09 | Таблица «Комплекс биологических наук и межпредметных дисциплин», рисунки пчелы и мухи | ||
2 | Основные свойства жизни | 05.09 | Карточка – информация «Методы изучения биологии», лупа, микроскоп | ||
3 | Отличительные признаки живого, понятие жизнь. | 09.09 | Таблица-«живые организмы» | ||
4 | Биосистема-структурная единица живой материи. | 12.09 | Таблица «Комплекс биологических наук и межпредметных дисциплин» | ||
5 | Уровни организации живой природы: молекулярный. | 16.09 | Карточки – задания, таблица «Уровни организации живой материи», схема «Уровни организации живой материи» | ||
6 | Уровни организации живой природы: клеточный. | 19.09 | |||
7 | Уровни организации живой природы: организменный. | 23.09 | |||
8 | Уровни организации живой природы: популяционно-видовой | 26.09 | |||
9 | Уровни организации живой природы: биогеоценотический. | 30.09 | |||
10 | Уровни организации живой природы: биосферный. | 03.10 | .Гербарные материалы растений, рисунки с изображением животных, иллюстрирующие приспособленность данных организмов. | ||
11 | Биологические методы .Значение практической биологии. . | 07.10 | Таблица «От химической революции к биологической эволюции» | ||
12 | Экскурсия. Многообразие видов в родной природе. | 10.10 | |||
Раздел 2.Биосферный уровень организации жизни. | 18 | ||||
Тема 2.1. Эволюция биосферы на Земле. | 7 | ||||
13 | Учение В.И.Вернадского о биосфере. | 14.10 | Портрет В.И. Вернадского, физическая карта мира, таблица « Границы биосферы», карточки – задание «Живое вещество и его функции» | ||
14 | . Функции живого вещества в биосфере | 17.10 | Таблица «Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере», карточки – задание «Круговорот углерода, азота, фосфора» | ||
15 | Гипотезы возникновения жизни на Земле. | 21.10 | Таблица «Биосфера» | ||
16 | Гипотезы А.И.Опарина и Дж.Холдейна о возникновении живого вещества на Земле. | 24.10 | Портрет А.И. Опарина, схемы «Этапы химической революции», «коацервант - пробионт» | ||
17 | Эволюция в развитии биосферы. | 28.10 | Таблица «Круговорот веществ и превращения энергии». | ||
18 | Этапы биологической эволюции. | 07.11 | Гербарные материалы растений, рисунки с изображением животных разных биоценозов, схемы трофических цепей и экологических пирамид | ||
19 | Эволюция биосферы. | 11.11 | Фотографии леса и пшеничного поля, гербарные материалы сельскохозяйственных и декоративных растений, коллекции вредителей сельского хозяйства | ||
Тема 2.2. Характеристика биосферы. | 3 | ||||
20 | Круговорот веществ и потоки энергии в биосфере | 14.11 | Таблица «Биогеоценоз дубравы», «Роль различных организмов в пищевой цепи» | ||
21 | Биологический круговорот. | 18.11 | Гербарные материалы растений, рисунки с изображением животных разных биоценозов, схемы трофических цепей и экологических пирамид | ||
22 | Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. | 21.11 | Таблица- «Экосистемы». | ||
Тема 2.3.Человек и биосфера. | 8 | ||||
23 | Человек как житель биосферы. | 25.11 | Таблицы «Генотипическая изменчивость», «Борьба за существование», «Естественный отбор». | ||
24 | Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. | 28.11 | |||
25 | Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. | 02.12 | |||
26 | Особенности биосферного уровня организации живой материи. | 05.12 | |||
27 | . Среды жизни организмов на Земле. | 09.12 | |||
28 | Экологические факторы, их значение в жизни организмов. | 12.12 | Гербарий растений и фотографии животных различных систематических групп, карточка – задание. | ||
29 | Лабораторная работа: «Определение пылевого загрязнения воздуха» (Д). | 16.12 | |||
30 | Обобщение по теме «Биосферный уровень организации жизни». | 19.12 | |||
Раздел 3. Биогеоценотический уровень организации жизни. | 16 | ||||
Тема 3.1. Понятие о биогеоценозе. | 6 | ||||
31 | Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. | 23.12 | Карточка – информация, рисунки исчезнувших видов животных | ||
32 | Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. | 26.12 | Гербарные материалы растений, рисунки с изображением животных разных биоценозов. | ||
33 | Пространственная и видовая структура биогеоценоза. | 13.01 | |||
34 | Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. | 16.01 | Таблица «типы связей» | ||
35 | Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. | 20.01 | Таблица «приспособленность организмов» | ||
36 | Лабораторная работа «Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе» (Д). | 23.01 | |||
Тема 3.2. Характеристика экосистем. | 10 | ||||
37 | Строение и свойства экосистем. | 27.01 | |||
38 | Круговорот веществ и превращение энергии в биогеоценозе. | 30.01 | |||
39 | Устойчивость и динамика экосистем. | 03.02 | |||
40 | Зарождение и смена биогеоценозов. | 06.02 | Таблица «Смена Экосистем». | ||
41 | Саморегуляция в экосистеме. | 10.02 | |||
42 | Многообразие экосистем. | 13.02 | Таблица «Экосистемы». | ||
43 | Агроэкосистема. | 17.02 | Таблица «Агросистемы». | ||
44 | Сохранение разнообразие экосистем. | 20.02 | Книга «Редкие и исчезающие виды растений и животных», Красная книга, карточки - задание | ||
45 | Экологические законы природопользования | 24.02 | |||
46 | Обобщение по теме «Биогеоценотический уровень организации жизни». | 27.02 | |||
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень организации жизни. | 24 | ||||
Тема 4.1. Вид и популяция как биосистемы | 4 | ||||
47 | Вид, его критерии и структура. | 03.03 | Портреты К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина, карточки - закрепления | ||
48 | Популяция как форма существования вида. | 06.03 | |||
49 | История эволюционных идей. | 10.03 | |||
50 | Популяция как основная единица эволюции. | 13.03 | |||
. Тема 4.2. Понятие об эволюции. | 5 | . | |||
51 | Движущие силы ,факторы и результаты эволюции. | 17.03 | Портрет Ч.Дарвина, книга «Происхождение видов…», схема «Причинно – следственные связи в теории Дарвина», | ||
52 | Лабораторная работа «Обнаружение признаков аромарфоза у растений и животных» (Д). | 20.03 | |||
53 | Видообразование. | 24.03 | Карточки – информация, гербарный материалы растений, рисунки животных, иллюстрирующие процессы видообразования. | ||
54 | Система живых организмов на Земле. | 03.04 | |||
55 | Современное учение об эволюции. | 07.04 | |||
Тема 4.3. Эволюция человека. | 3 | ||||
57 | Человек как уникальный вид живой природы. | 10.04 | |||
58 | Этапы происхождения и эволюция человека. | 14.04 | Таблица «Антропогенез». | ||
59 | Гипотезы происхождения человека. | 17.04 | |||
Тема 4.4. Биологическое разнообразие и эволюция. | 11 | ||||
60 | Основные закономерности эволюции | 21.04 | |||
61 | Основные направления эволюции. | 24.04 | Портрет А.Н. Северцова | ||
62 | Биологический прогресс и биологический регресс. | 28.04 | Схема учебника. | ||
63 | Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. | 01.05 | |||
64 | Проблема сохранения биологического разнообразия. | 05.05 | Демонстрация «Красной книги». | ||
65 | Всемирная стратегия сохранения природных видов. | 08.05 | |||
66 | Особенности популяционно-видового уровня жизни. | 12.05 | |||
67 | Экскурсия. Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных. | 15.05 | |||
68 | Обобщение по теме « Популяционно-видовой уровень организации жизни». | 19.05 | |||
69 | Итоговый урок. | 22.05 | |||
70 | Повторение. | 26.05 |
11 класс
№ п/п | Содержание: разделы и темы уроков | Кол-во часов | Дата проведения урока | Оборудование урока | |
По плану | По факту | ||||
Раздел 5. Организменный уровень организации живой материи | 34 | ||||
Тема 5.1. Организм как биосистема | 7 | ||||
1 | Организменный уровень жизни и его роль в природе. | 05.09 | Гербарный материал растений, рисунки животных различных систематических групп | ||
2 | Организм как биосистема | 07.09 | |||
3 | Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов | 12.09 | Набор схем в конвертах, таблицы из разных курсов, иллюстрирующие формы размножения
| ||
4 | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов | 14.09 | |||
5 | Различия организмов в зависимости от способа питания | 19.09 | |||
6 | Размножение организмов – половое и бесполое. | 21.09 | Набор схем в конвертах, таблицы из разных курсов, иллюстрирующие формы размножения, клубень картофеля, плодовое тело гриба, дрожжи, луковица, папоротник, мох сфагнум,фиалка | ||
7 | Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. | 26.09 | Таблицы «Митоз», «Двойное оплодотворение у растений». | ||
Тема 5.2.Развитие организма | 3 | ||||
8 | Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный период.
| 28.09 | Таблицы «Индивидуальное развитие хордовых (на примере ланцетника)», «Биогенетический закон», Книга «Ошибки природы», фотографии людей с уродствами | ||
9 | Постэмбриональный период развития организма. | 03.10 | |||
10 | Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека. | 05.10 | Видеофильм. | ||
Тема 5.3. Понятия «наследственность» и «изменчивость» | 3 | ||||
11 | Наследственность и изменчивость – свойства организмов. | 10.10 | |||
12 | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. | 12.10 | Портрет Г. Менделя, карточка - информация | ||
13 | Изменчивость признаков организма и ее типы. | 17.10 | Таблица «Типы изменчивости», карточка- задание | ||
Тема 5.4. Законы Г.Менделя | 4 | ||||
14 | Генетические закономерности наследования. | 19.10 | Таблицы «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание» | ||
15 | Цитологические основы генетических закономерностей наследования | 24.10 | |||
16 | Моногибридное скрещивание. Лабораторная работа №1 «Решение элементарных генетических задач (моногибридное скрещивание)» | 26.10 | Карточки с задачами. | ||
17 | Дигибридное скрещивание. Лабораторная работа №2 «Решение элементарных генетических задач (дигибридное скрещивание)» | 07.11 | Карточки с задачами. | ||
Тема 5.5. Закономерности наследования признаков | 8 | ||||
18 | Закон Т.Моргана | 09.11 | Портрет Т. Моргана, модель ДНК, таблица «Коссинговер», пластилиновые модели хромосом | ||
19 | Хромосомная теория наследственности | 14.11 | Таблица «Хромосомные наборы». | ||
20 | Взаимодействие генов | 16.11 | |||
21 | Лабораторная работа №3 «Решение элементарных генетических задач (взаимодействие генов)» | 21.11 | Карточки с задачами. | ||
22 | Современные представления о гене, генотипе и геноме | 23.11 | |||
23 | Генетика пола | 28.11 | Таблица «Генетика пола» | ||
24 | Наследование, сцепленное с полом | 30.11 | Таблицы «Генетика пола», «Основные типы хромосомного определения пола», карточки - инструкции «Заболевания сцепленные с полом». | ||
25 | Наследственные болезни. | 05.12 | |||
Тема 5.6. Генетика и медицина | 3 | ||||
26 | Наследственные болезни. Мутагены и их влияние на организм человека. | 07.12 | Рисунки в учебнике. | ||
27 | Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. | 12.12 | |||
28 | Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу. Факторы, определяющие здоровье человека. | 14.12 | Модель ДНК, таблица «Строение хромосом», схема «Классификация мутагенов» | ||
Тема 5.7. Царство Вирусы | 3 | ||||
29 | Вирусы – неклеточная форма существования организмов. | 19.12 | Таблица «Строение вируса» | ||
30 | Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом. | 21.12 | Видеофильм. | ||
31 | Вирусология – наука о вирусах | 26.12 | Портрет Д.И.Ивановского | ||
Тема 5.8. Основы селекции | 5 | ||||
32 | Генетические основы селекции. | 28.12 | |||
33 | Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | 16.01 | Портрет Н.И.Вавилова | ||
34 | Основные методы селекции | 18.01 | Портрет Н.И. Вавилова, книга Н.И. Вавилова «Пять континентов», физическая карта мира. | ||
23.01 | |||||
Раздел 6. Клеточный уровень организации жизни | 18 | ||||
Тема 6.1. История развития науки о клетке | 3 | ||||
36 | Развитие знаний о клетке. Основные положения клеточной теории, ее значение. | 25.01 | Портреты Шванна и Шлейдена. | ||
37 | Методы изучения клетки | 28.01 | |||
Тема 6.2. Клеточный уровень организации жизни | 11 | ||||
38 | Клетка как этап эволюции живого в истории Земли | 01.02 | |||
39 | Многообразие клеток и тканей. | 06.02 | Таблица «Строение клеток» карточка - информация | ||
40 | Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности организмов | 08.02 | Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки». Модель клетки | ||
41 | Основные части клетки, ее постоянные и временные компоненты | 13.02 | Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки». Модель клетки. | ||
42 | Клетки прокариот и эукариот | 15.02 | Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение бактериальной клетки», «Структура хромосом», модель ДНК. | ||
43 | Гомологичные и не гомологичные хромосомы | 20.02 | Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение бактериальной клетки», «Структура хромосом», модель ДНК. | ||
44 | Значение видового постоянства | 22.02 | |||
45 | Формы и размеры хромосом в клетке | 27.02 | Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение бактериальной клетки», «Структура хромосом», модель ДНК. | ||
46 | Понятие «природосообразность» | 1.03 | хромосом», модель ДНК. | ||
47 | Разнообразие, характеристика и значение бактерий | 06.03 | |||
48 | Многообразие одноклеточных организмов | 08.03 | Модели одноклеточных организмов. | ||
Тема 6.3. Жизнедеятельность клетки | 4 | ||||
49 | Клеточный цикл жизни клетки. Митоз. Лабораторная работа №5 «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня» (Д) | 13.03 | Таблицы «Митоз»,микроскоп, микропрепарат клеток кончика корня лука. | ||
50 | Мейоз. | 15.03 | Таблицы «Мейоз», карточки - повторение | ||
51 | Структура и функции хромосом. | 20.03 | |||
52 | Обобщение по теме «Клеточный уровень организации жизни». | 22.03 | |||
Раздел 7. Молекулярный уровень проявления жизни | 15 | ||||
Тема 7.1. Химия клетки | 5 | ||||
53 | Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе. | 03.04 | |||
54 | Основные химические соединения (органические и неорганические) живой материи. | 05.04 | Таблицы «Строение и функции липидов», «Строение и функции углеводов», ««Строение и функции белков», модель ДНК | ||
55 | Роль органических веществ в клетках организма человека. | 10.04 | Модель структуры белка. | ||
56 | Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. ДНК. | 12.04 | Модель ДНК. Таблицы «Строение и функции нуклеиновых кислот», модель ДНК, карточки - информация | ||
57 | Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. | 17.04 | |||
Тема 7.2. Молекулярные процессы в клетке | 5 | ||||
58 | Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез. | 19.04 | Вытяжка хлорофилла, различные плоды, корнеплоды, таблицы «Фотосинтез», «Типы питания» | ||
59 | Процессы биосинтеза молекул белка. | 24.04 | |||
60 | Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах. Клеточное дыхание. | 26.04 | |||
61 | Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Регуляторы биомолекулярных процессов. | 01.05 | Схема «Этапы энергетического обмена». | ||
62 | Естественные и искусственные биополимеры | 03.05 | Таблицы «Генетический код», «Биосинтез белка», модель ДНК, карточка – информация. | ||
Тема 7.3. Экологическая культура человечества | 5 | ||||
63 | Роль химических элементов в обменных процессах живых систем. | 08.05 | |||
64 | Химическое загрязнение окружающей среды – глобальная экологическая проблема. | 10.05 | |||
65 | Последствия деятельности человека в окружающей среде. | 15.05 | Книга «Редкие и исчезающие виды растений и животных», Красная книга, карточки - задание | ||
66 | Экологическая культура-важнейшая задача человечества | 17.05 | |||
67 | Обобщение по теме «Молекулярный уровень проявления жизни». | 22.05 | |||
Раздел 8. Заключение | 1 | ||||
68 | Обобщение знаний о многообразии жизни. | 24.05 | Карточки – задание |
Пояснительная записка.
Программа составлена в связи с тем, что в соответствии со школьным учебным планом на курс биологии в 10-11 классах выделено 2 часа в неделю (138 часов: 70 ч. в 10 классе -35 недели и 68 часов в 11 классе -34 недели).
При составлении программы за основу взята программа среднего (полного) общего образования по биологии. Базовый уровень авторов: И.Н.Пономарева. О.А. Корнилова, Л.В.Симонова .Издательство М. «Вентана-Граф» 2009 г. С увеличением часов на темы: введение курс общебиологических явлений; биосферный уровень; биогеоценотический уровень; понуляционно-видовой уровень в 10 классе. Организменный и клеточный уровень в 11 классе
Программа построена на важной содержательной основе- свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни
Программа авторов обеспечена учебником ,который написан доступным для учащихся языком, даны очень грамотные, понятные иллюстрации, которые не встречаются в учебниках других авторов, четко выделены основные термины и понятия, много дополнительного материала находящиеся вне текста. В конце каждого раздела даны вопросы для обсуждения, которые можно использовать на обобщающих учебных занятиях и как задания на дом.
При составлении программы увеличены часы в разделах и темах, которые недостаточно хорошо усваиваются учащимися из-за сложности и вызывают наибольшие затруднения при выполнении заданий ЕГЭ на основе анализа : химический состав клетки, строение ,эукариотической и прокариотической клеток, вирусы, наследственность и изменчивость организмов, современное эволюционное учение, экосистемы и присущие им закономерности.
Для систематического контроля знаний учащихся, анализа и корректировки усвоения учебного материала выделены часы для тематического учета знаний.
Больше часов выделено на выработку умений применять знания в нестандартных ситуациях в виде решения различных биологических задач
В программе сохранены все обязательные для выполнения лабораторные работы и экскурсии.
Программа соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования.
Введение в курс общебиологический явлений | Авторская программа | Рабочая программа | |
1 | Введение в курс общебиологических явлений | 6 | 12 |
2 | Биосферный уровень организации жизни | 9 | 18 |
3 | Биогеоценотический уровень организации жизни | 8 | 16 |
4 | Популяционно- видовой уровень организации жизни | 12 | 24 |
Итого в 10 классе | 35 | 70 | |
5 | Организменный уровень организации жизни | 17 | 34 |
6 | Клеточный уровень организации жизни | 9 | 18 |
7 | Молекулярный уровень проявления жизни | 8 | 15 |
8 | Заключение | 1 | 1 |
Итого в 11 классе | 35 | 68 | |
Всего в 10-11 классах | 70 | 138 |
Программа
среднего (полного) общего образования по биологии
10-11 классы
Программа составлена на основе государственной программы базового уровня авторов: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова.
Содержание курса
138 часов(70 часов – 10 класс + 68 часов – 11 класс)
По 2 часа в неделю в 10 кл. (35 недель) и 11 кл. (34 недели).
10 классс
Раздел 1
Введение в курс общебиологических явлений.
12 часов
Отличительные признаки живого.
Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы.
Биологические методы изучения природы ( наблюдение, измерение, описание, эксперимент).
Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.
Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.
Раздел 2
Биосферный уровень организации жизни
18 часов
Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.
Гипотезы А.И.Опарина и Дж.Холдейна о возникновении жизни(живого вещества) на Земле. Этапы биологических эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговорот веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосфера и экосистема.
Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношения человека и природы в развитии биосферы.
Особенности биосферного уровня организации живой материи.
Среды жизни организмов на земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальные действия экологических факторов.
Раздел 3
Биогеоценотический уровень организации жизни
16 часов
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема.
Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.
Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.
Раздел 4
Популяционно-видовой уровень организации жизни
24 часа
Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.
История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.
Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ).
Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюция человека. Гипотезы происхождения человека.
Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс.
Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.
Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Раздел 5
Организменный уровень организации живой материи
34 часа
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.
Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапротрофы, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).
5.1. Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя. Никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.
5.2. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.
Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.
Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.
Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
5.3. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.
Раздел 6
Клеточный уровень организации жизни
18 часов
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.
Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.
Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.
Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.
Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки – митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.
Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.
Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие «природосообразность». Научное познание и проблема целесообразности.
Раздел 7
Молекулярный уровень проявления жизни
15 часов
Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.
Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.
Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.
Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.
Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как у уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.
Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке.
Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.
Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.
Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура – важная задача человечества.
Раздел 8
Заключение
1 час
Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых.
Лабораторные и практические работы:
1.Определение пылевого загрязнения воздуха.
2.Исследование черт приспособленностей растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе.
3.Обнаружение признаков ароморфозов у растений и животных.
4.Решение элементарных генетических задач.
5.Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.
Экскурсии:
1.Многообразие видов в родной природе.
2.Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная Ч. Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ в природе и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять:
роль биологии в формировании научного мировоззрения;
вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;
Взаимосвязи организмов и окружающей среды;
Причины эволюции, изменяемости видов, нарушения развития организмов, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
Необходимости сохранения многообразия видов;
решать:
Элементарные биологические задачи;
Составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания)
описывать:
Особей видов по морфологическому критерию;
выявлять:
Приспособление организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в своей местности;
сравнивать:
Биологические объекты, тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы, процессы полового и бесполого размножения, искусственный и естественный отбор и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать:
Различные гипотезы сущности жизни, происхождение жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде
изучать:
Изменения в экосистемах на биологических моделях
находить:
Информацию о биологических объектах в различных источниках и критически её оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек, правила поведения в природной среде;
Оказание первой помощи при простудных заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
Оценка этических аспектов некоторых объектов в области биотехнологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программа биология 5-9 класс ФГОС
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова...
Рабочие программы биология 5- 7 класс
Программа разработа в соответствии с ФГОС СОО...