Лабораторные и практические работы по биологии
опыты и эксперименты по биологии (10 класс)
Лабораторная и практическая работа по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornye_i_prakticheskie_raboty_po_biologii.docx | 137.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №1
Тема: «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом»
Цель: создать условия для ознакомления с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения.
Оборудование: микроскоп, кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки из полости рта человека, чайная ложечка, покровное и предметное стекла, синие чернила, йод, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка
Ход работы:
1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло.
2. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте препарат покровным стеклом.
3. Снимите чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки.
4. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте препарат покровным стеклом.
5. Рассмотрите оба препарата под микроскопом.
6. Результаты сравнения занесите в таблицу 1 и 2.
Таблица №1 «Сходства и отличия растительной и животной клетки».
Особенности строения клетки | Растительная клетка | Животная клетка |
Черты сходства | ||
Черты отличия |
Таблица №2 «Сравнительная характеристика растительной и животной клетки».
Клетки | Цитоплазма | Ядра | Плотная клеточная стенка | Пластиды |
Растительная клетка | ||||
Животная клетка |
7. Нарисуйте строение растительной и животной клетки под микроскопом
8. Сделайте вывод о проделанной работе.
Практическая работа №2
Тема: «Сравнение процессов митоза и мейоза».
Цель: Обобщить знания о делении клеток. Выяснить черты сходства и различия в процессах митоза и мейоза.
Оборудование: карандаш, линейка, комплект инструктивных карточек.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ
- На основании таблицы ответить на вопросы
- что такое митоз;
- как изменяется формула ядра в клетке при митозе;
- как из одной диплоидной клетки образуются две диплоидные клетки;
- каково биологическое значение митоза.
Фаза митоза, набор хромосом (n-хромосомы,с - ДНК) | Рисунок | Характеристика фазы, расположение хромосом |
Профаза 2n4c | Демонтаж ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления, “исчезновение” ядрышек, конденсация двухроматидных хромосом. | |
Метафаза 2n4c | Выстраивание максимально конденсированных двухроматидных хромосом в экваториальной плоскости клетки (метафазная пластинка), прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим – к центромерам хромосом. | |
Анафаза 4n4c | Деление двухроматидных хромосом на хроматиды и расхождение этих сестринских хроматид к противоположным полюсам клетки (при этом хроматиды становятся самостоятельными однохроматидными хромосомами). | |
Телофаза 2n2c | Деконденсация хромосом, образование вокруг каждой группы хромосом ядерных мембран, распад нитей веретена деления, появление ядрышка, деление цитоплазмы (цитотомия). Цитотомия в животных клетках происходит за счёт борозды деления, в растительных клетках – за счёт клеточной пластинки. |
- На основании таблицы ответить на вопросы:
- что такое мейоз;
- как изменяется формула ядра в клетке при мейозе;
- как одной материнской клетки образуется четыре гаплоидные дочерние клетки;
- каково биологическое значение мейоза
Фаза мейоза, набор хромосом (n - хромосомы, | Рисунок | Характеристика фазы, расположение хромосом |
Профаза 1 | Демонтаж ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления, “исчезновение” ядрышек, конденсация двухроматидных хромосом, конъюгация гомологичных хромосом и кроссинговер. | |
Метафаза 1 | Выстраивание бивалентов в экваториальной плоскости клетки, прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим – к центромерам хромосом. | |
Анафаза 1 | Случайное независимое расхождение двухроматидных хромосом к противоположным полюсам клетки (из каждой пары гомологичных хромосом одна хромосома отходит к одному полюсу, другая – к другому), перекомбинация хромосом. | |
Телофаза 1 | Образование ядерных мембран вокруг групп двухроматидных хромосом, деление цитоплазмы. | |
Профаза 2 | Демонтаж ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления. | |
Метафаза 2 | Выстраивание двухроматидных хромосом в экваториальной плоскости клетки (метафазная пластинка), прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим – к центромерам хромосом. | |
Анафаза 2 | Деление двухроматидных хромосом на хроматиды и расхождение этих сестринских хроматид к противоположным полюсам клетки (при этом хроматиды становятся самостоятельными однохроматидными хромосомами), перекомбинация хромосом. | |
Телофаза 2 Всего | Деконденсация хромосом, образование вокруг каждой группы хромосом ядерных мембран, распад нитей веретена деления, появление ядрышка, деление цитоплазмы (цитотомия) с образованием двух, а в итоге обоих мейотических делений – четырех гаплоидных клеток. |
Ход работы:
1. Выясните черты сходства между митозом и мейозом и результаты занесите в таблицу.
Сравнение | Митоз | Мейоз |
Сходства |
| |
2. Выясните черты различий между митозом и мейозом (с небольшими уточнениями по фазам деления) и результаты занесите в таблицу.
Сравнение | Митоз | Мейоз |
Различия | ||
3. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика митоза и мейоза».
Сравнительная характеристика митоза и мейоза
Фазы клеточного цикла, ее итог | Митоз | Мейоз | |
I деление | II деление | ||
Интерфаза : синтез ДНК ,РНК , АТФ, белков , увеличение количества органелл, достраивание второй хроматиды каждой хромосомы |
|
|
|
Профаза: а) спирализация хромосом б) разрушение ядерной оболочки; в) разрушение ядрышек; г) формирование митотического аппарата: расхождение центриолей к полюсам клетки, образование веретена деления |
|
|
|
Метафаза: а) формирование экваториальной пластинки- хромосомы выстраиваются строго по экватору клетки; б) прикрепление нитей веретена деления к центромерам; в) к концу метафазы – начало разъединения сестринских хроматид |
|
|
|
Анафаза: а) завершение разделения сестринских хроматид; б) расхождение хромосом к полюсам клетки |
|
|
|
Телофаза – формирование дочерних клеток: а) разрушение митотического аппарата; б) разделение цитоплазмы; в) деспирализация хромосом; |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перечень лабораторных и практических работ по биологии
Перечень лабораторных и практических работ рекомендованных для проведения в 6-11 классах по биологии, с обязательной регистрацией в журнале (по технике безопасности при проведении лабораторных и...
Лабораторные и практические работы по биологии 11 класс
Представлена тематика и подробная инструкция к выполнению лабораторных и практических работ в 11 классе по биологии, которые соответствуют Федеральному компоненту образовательного стандарт...
Лабораторные и практические работы по биологии 10 класс
Представлена тематика и подробная инструкция к выполнению лабораторных и практических работ в 10 классе по биологии, которые соответствуют Федеральному компоненту образовательного стандарт...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ в 6-11 классах
Практическая часть представлена следующими видами работ: Вид учебной деятельностиЦель организации.Формируемые у учащихся навыкиОсобенности организации работы Демонстрационный опы...
График лабораторных и практических работ по биологии
График лабораторных и практических работ по биологии в 6-11 классах линия Пасечника В.В....
Лабораторная и практическая работа по биологии 8 класс
Лабораторная и практическая работа по биологии 8 класс...
Методологическая роль лабораторных и практических работ по биологии в рамках ФГОС.
Науку развивает человеческая любознательность, и задача учителя состоит в том, чтобы школьники не только запоминали совокупность знаний, но и освоили метод самостоятельного получения их в ...