Обобщение знаний по теме "Одноклеточные и многоклеточные организмы"
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Коломоец Жанна Ивановна

Разработка открытого урока , проведенного на районном семинаре, в 5а классе (ФГОС).  Урок-обобщение знаний на основе системно-деятельностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока на основе системно – деятельностного подхода.

Урок по биологии в 5 классе ФГОС.

Урок . «Обобщение знаний по теме «Одноклеточные и многоклеточные организмы»»

Цели: закрепить и обобщить знания о клеточном строении организмов

Предметные результаты:        

  • формировать умение выделять существенные признаки строения клеток  организмов;
  • формировать умение определять основные части клетки;
  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: вирусы, бактерии, пластиды,  ядро, вакуоль.

Метапредметные и личностные результаты:

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
  2. Сформировать умение выделять аналогии: выявлять аналогии и решать задачи на их основе, строить аналогичные закономерности.
  3. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  4. Сформировать умение, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  4. Сформировать умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Технология построения урока: развивающее обучение,

Материалы и оборудование:

- светофор,грибы,растения,животные.

- ПК

- Мультимедийный проектор

- Презентация к уроку

Этап

Содержание

Оборудо-оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

Организационный момент

I. Проб-лемная ситуация и актуали-зация знаний.

Вступительное слово.

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

А сейчас проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»

– Здравствуйте, ребята.

Ребята! НА ПРОШЛЫХ УРОКАХ мы с вами изучали общие признаки и свойства живых организмов..

Реята я предлагаю  повторить и закрепить эти знания.

Т.О. давайте опредилим цель нашего урока:

закрепить и обобщить знания об особенностях строении живых организмов.

Живые существа, населяющие нашу планету, очень разнообразны: по строению, по форме, по месту обитания. Но всех их что-то объединяет. Как вы думаете что?

-Клеточное строение.

Правильно

.Все живые организмы состоят из клеток.

А теперь попробуйте сформулировать тему урока

«Что ты знаешь о клеточном строении живых организмов?»

1 

2. – Расскажите мне, что вы уже знаете об организмах,   которые нас окружают?

Есть очень маленькие организмы. Не вооруженным глазом мы их не видим.

Что и Кто это?

1)Вирусы-это не живые организмы,

Они не имеют клеточного строения.

2)Бактерии-это живые организмы, состоящие из одной клетки.

Организмы, состоящие из одной клетки называются одноклеточные.

Это грибы-дрожжи, одноклеточные водоросли, животные,состоящие из 1 клетки-инфузория-туфелька,эвглена,амеба.

Но есть и мир других организмов ,тело которых построено из большого количества клеток. Такие живые организмы называются-многоклеточными.

Ребята, что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи - это основа для строительства дома)

-Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений).

- Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв - буквы, это основа слогов).

- Так и организмы растений, животных, человека? (Из клеток). Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка. 

    Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток.

Ребята, а с помощью чего удалось установить клеточное строение организмов?

С помощью увеличительных приборов.

А что относится к увеличительным приборам?

Лупа и микроскоп.

Демострационный материал:

Шишка,гриб,яблоко,рыба-еж,морской конек,растение,

Лупа и микроскоп.

сигнальные карточки

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Познавательные: слушают учителя.

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Познавательные УУД

4. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Применять ранее полученные знания в новой

ситуации.

Коммуникативные УУД

Формировать умения слушать и понимать речь других людей.

Приводить доказательства того, что клеточное строение – общий признак живых организмов.

II. Обобщение,систематизация и самостоятельное применнение знаний знаний.

III. Итоги урока.

Рефлексия

Ребята, следующую часть урока мы проведем активно. Для индивидуальной работы мне понадобится 8 учеников.

1. Один ученик работает у доски  с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы

х

Л

о

р

о

п

л

а

с

т

ы

1.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука?

г

у

К

2.Ученый открывший клетку.

м

и

К

р

о

с

к

о

п

  1. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?

ф

о

т

о

с

и

н

т

Е

з

  1. Процесс преобразования солнечной энергии в химическую.

в

А

к

у

о

л

ь

  1. Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.

м

и

Т

о

х

о

н

д

р

и

я

6.Органоид, который является источником энергии в клетке.

  1.  2 человека работают с микроскопом по приготовлению микропрепарата кожицы лука.

1 ученик собирает модель клетки.

  1. 2 ученика готовят выступление о дрожжах
  2. 2ученика с половинками ватмана или листами бумаги рисуют растительную и животную клетку.

С остальными учениками учитель ведет фронтальный опрос.

Любая клетка с наружи покрыта очень тонкой –клеточной мембраной

У растений в отличие от животных клеточная мембрана внешней стороной примыкает к плотной оболочке-клеточной стенке.

Содержимое клетки под мембраной-это вязкая полужидкая цитоплазма,которая постоянно движетя, обеспечивая перемещение веществ в клетки.

В цитоплазме находится ядро, несущее наследственную информацию.

Кроме ядра, в цитоплазме находятся  особые клеточные структуры-органоиды, которые обеспечивают жизненные процессы в клетке.

В растительной клетке есть полости, заполненные клеточным соком-вакуоли и особые органоиды –пластиды.

Пластиды бывают 3-х видов.

Бесцветные-лейкопласты,

Хромоплосты-желтые,красные

Хлоропласты—зеленые.

Подведение итогов: выслушивание отчетов работы учащихся.

  1. Сравниваем растительнуюи животную клетки у учеников с ватманами.
  2. Рассматриваем модель клетки
  3. С микроскопом
  4. –ученик читает

С лука сняли кожицу –
Тонкую, бесцветную,
Положили кожицу
На стекло предметное.
Микроскоп поставили,
Препарат – на столик,
Объектив направили,
Глядь, а лук – из долек!
Дольки – это клетки
С ядрами внутри,
Вакуоли крупные
В клетке рассмотри.
Снаружи – оболочка,
Под нею – цитоплазма.
Зеленые пластиды
Искать будешь напрасно.

5..ученики рассказывают о проведенном исследовании  о строение дрожжей под микроскопом

Не все знают, что продающиеся в магазинах пачки дрожжей – спрессованные живые организмы. Дрожжи – это тоже грибы, только они представляют собой отдельные округлые клетки, которые после деления легко расходятся.

Дрожжи, вероятно, одни из наиболее древних «домашних организмов». Тысячи лет люди использовали их для выпечки. Предполагается, что пиво египтяне начали варить за 6000 лет до н. э., а к 1200 году до н. э. овладели технологией выпечки дрожжевого хлеба наряду с выпечкой пресного.

В 1680 году голландский натуралист Антони ван Левенгук впервые увидел дрожжи в оптический микроскоп. Однако, из-за отсутствия движения, не распознал в них живые организмы. Лишь в 1857 году французский микробиолог Луи Пастер доказал, что спиртовое брожение — не просто химическая реакция, а биологический процесс, производимый дрожжами.

Цель: изучить строение дрожжей под микроскопом

порядок действий:-1.положила дрожжи в стакан с теплой подслащенной водой

2 поставила на несколько часов в теплое место

3.нанесла каплю жидкости из стакана с дрожжами на предметное стекло и приготовила препарат

4рассмотрела под микроскопом клетки дрожжей

5нарисовала увиденное.

описание результатов. 
Что наблюдаем.
 Видно множество овальных или продолговатых клеток. Клетки лежат отдельно или соединены в цепочки, часто ветвящиеся.

Внутри клеток заметны вакуоли и капли жира.

Цепочки образуются в результате почкования.

Вывод. Грибы-дрожжи – это одноклеточные организмы и имеющие форму шарика. Живут в питательной жидкости, богатой сахаром.Дрожжи-живой организм-питается и дышит.Выделение пузырьков -доказательство выделения углекислого газа.

Ребята,клетки-живые?

-Да.

Значит для клеток характерны свойства всех живых организмов.

Какие перечислите?

-питание,

-дыхание,

-рост,

-размножение,

-развитие.

-наследственность,

-изменчивость.

Сейчас мы с вами проведем небольшое исследование. Проверьте сами себя – поняли ли вы тот материал, о котором говорили сегодня на уроке.

Какие утверждения верны?

Поставьте знак “+” или “-”.

1.Клетка – основная единица строения всех живых организмов.

2.Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.

3.Пластиды – есть только у растительных клеток.

4.Лупа – самый сильный увеличительный прибор.

5.Живые клетки только питаются.

6.Клетки одинаковы по форме и размерам.

7.Организм человека состоит из клеток.

8.Одноклеточные организмы состоят из одной клетки, способной к самостоятельному существованию и выполняющей все функции жизнедеятельности, многоклеточные — это взаимосвязанная и взаимозависимая система клеток, выполняющих строго определенные функции в составе единого организма.

Оцените, пожалуйста, сами свои работы по ключу

1+  2+ 3+ 4-  5- 6- 7+ 8+

Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.

Синквейн – это способ, позволяющий пересказать какой-либо материал парой фраз. .

Составить  Синквейн – вирусы бактерии Клетка

Растительная, животная

Питается, дышит, размножается

Клетка-восьмое чудо света

                                                                   

Подведение итогов с помощью стихотворения:

Стихотворение «Клетки»

Автор- Русаков Дмитрий, уч-ся 5А класса

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

                                    Нам хорошие отметки

IV. Итог урока.

Обмен мнениями по заданиям.

– Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока).

красный – всё получилось, всё понрав

желтый – было интересно

зеленый –было трудно

Домашнее задание.

§10, закончить составление  синквейн а

4

Творческий уровень:

     сочинить сказку о  клетке

Выставляют оценки в дневник.

Записывают домашнее задание по выбору: если оценка «4» или «5» - то творческое задание; оценка «3» - проработать материал ещё раз.

Регулятивные УУД

4. Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

С ЛУКА СНЯЛИ КОЖИЦУ-

Тонкую, бесцветную,

ПОЛОЖИЛИ КОЖИЦУ

НА СТЕКЛО ПРЕДМЕТНОЕ.

МИКРОСКОП ПОСТАВИЛИ,

ПРЕПАРАТ-НА СТОЛИК,

Объектив направили,

ГЛЯДЬ, А ЛУК -ИЗ ДОЛЕК!

ДОЛЬКИ-ЭТО КЛЕТКИ

С ЯДРАМИ ВНУТРИ,

ВАКУОЛИ КРУПНЫЕ

В КЛЕТКЕ РАССМОТРИ.

СНАРУЖИ-ОБОЛОЧКА,

ПОД НЕЮ-ЦИТОПЛАЗМА.

Зеленые пластиды

Искать будешь напрасно.

Отчет по исследовательской работе.

Не все знают, что продающиеся в магазинах пачки дрожжей – спрессованные живые организмы. Дрожжи – это тоже грибы, только они представляют собой отдельные округлые клетки, которые после деления легко расходятся.

Дрожжи, вероятно, одни из наиболее древних «домашних организмов». Тысячи лет люди использовали их для выпечки. Предполагается, что пиво египтяне начали варить за 6000 лет до н. э., а к 1200 году до н. э. овладели технологией выпечки дрожжевого хлеба наряду с выпечкой пресного.

В 1680 году голландский натуралист Антони ван Левенгук впервые увидел дрожжи в оптический микроскоп. Однако, из-за отсутствия движения, не распознал в них живые организмы. Лишь в 1857 году французский микробиолог Луи Пастер доказал, что спиртовое брожение — не просто химическая реакция, а биологический процесс, производимый дрожжами.

Цель: изучить строение дрожжей под микроскопом

порядок действий:-1.положила дрожжи в стакан с теплой подслащенной водой

2 поставила на несколько часов в теплое место

3.нанесла каплю жидкости из стакана с дрожжами на предметное стекло и приготовила препарат

4рассмотрела под микроскопом клетки дрожжей

5нарисовала увиденное.

описание результатов. 
Что наблюдаем.
 Видно множество овальных или продолговатых клеток. Клетки лежат отдельно или соединены в цепочки, часто ветвящиеся.

Внутри клеток заметны вакуоли и капли жира.

Цепочки образуются в результате почкования.

Вывод. Грибы-дрожжи – это одноклеточные организмы и имеющие форму шарика. Живут в питательной жидкости, богатой сахаром.Дрожжи-живой организм-питается и дышит.Выделение пузырьков -доказательство выделения углекислого газа.

Стихотворение «Клетки»

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

                           Нам хорошие отметки

Цитоплазма

Цитоплазма

Цитоплазма

Цитоплазма

Вакуоль

Вакуоль

Вакуоль

Вакуоль

Клеточная

Стенка

Клеточная

стенка

Клеточная

стенка

Клеточная

мембрана

Клеточная

мембрана

Клеточная

мембрана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа "Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом" (природоведение)

лабораторная работа "Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом", с чётко поставленной целью, позволяющая не только провести исследования, но и повторить ранее изученный материал....

Урок "Обитание многоклеточных организмов в воде"

Презентация к уроку "Приспособленность организмов к водной среде обитания"...

Задания ЕГЭ по биологии по теме "Одно- и многоклеточные организмы"

Задания выбраны из открытого банка заданий ФИПИ....

Мастер – класс по биологии Обобщение знаний по теме «Строение клеток живого организма».

Цели:         Образовательная:·        Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, про...

Конспект урока-игры "Обобщение знаний по теме Строение и жизнедеятельность организмов "

Данный урок разрабатывался, как контрольно-обобщающий. Форма игры мотивирует учащихся к активной позиции на уроке и поиску недостающих знаний....

Интерактивная презентация по теме:"Обобщение и систематизация знаний по теме "Многообразие живых организмов"

Данная презентация-тренажёр по биологии будет полезной для обобщения и систематизации знаний по теме "Многообразие живых организмов" для обучающихся 5 класса....