Методическая разработка по биологии "Как питаются растения?", 5 класс
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Методическая разработка по биологии "Как питаются растения" включает технологическую карту урока, презентацию к уроку, тест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx23.61 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx871.67 КБ
Файл test_kak_pitayutsya_rasteniya.docx14.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 21                                                                                   5 класс, биология

Тема урока. Только ли лист кормит растение?

Цель урока:

Познавательная:  Продолжить формирование первоначальных систематизированных представлений о процессе питания растений.

Развивающая. Создать условия для развития мышления, развития навыков устной и письменной речи

Воспитательная. Формирование культуры учебного труда, умений аккуратно вести записи в тетрадях, умение контролировать свое поведение на уроке.

УУД, выполняемые учащимися

Познавательные

Объяснять значение корней в жизни растения. Развивать навыки работы учебником.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Регулятивные

Фиксировать результаты собственных исследований, использовать их для аргументированного ответа.

Личностные

Воспитывать чувство своего бережного отношения к природе.

Коммуникативные

Умение работать в паре, распределять обязанности, оценивать свою работу и работу товарищей, умение слушать друг друга

Оборудование: презентация, оборудование для демонстрации опыта: спиртовка, спички, стакан с водой комочек почвы, воронка, фильтр, стеклянная палочка, предметное стеклышко

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, выполняемые учащимися

1.Мотивация к учебной деятельности

Учитель:

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

2.Эпиграфом к нашему уроку послужат слова выдающегося русского академика К.А. Тимирязева:

«Растение – посредник между небом и землей. Оно истинный Прометей, похитивший огонь с неба. Похищенный им луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик паровой машины, и кисть художника, и перо поэта»

Как вы понимаете слова К.А.Тимирязева? Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке, если эпиграф урока такой?

Проверяют подготовку к уроку, сосредотачивают свое внимание.

Высказывают свое мнение об эпиграфе урока

Определяют тему урока, говорят о том, что на уроке мы продолжим изучение процесса питания растений.

  • Смыслообразование,
  • прогнозирование,
  • целеполагание,
  • планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками

2.Актуализация знаний (повторение)

1.На доске:

1. Собрать схему воздушного питания растений

2. Написать уравнение фотосинтеза

3. Словарь: ван Гельмонт, хлорофилл, хлоропласты, фотосинтез.

2.Фронтальная беседа:

  1. Какова роль солнечного света в образовании органических веществ в листьях растений?
  2. Какое вещество в листьях растений улавливает солнечную энергию?
  3. В каких органоидах клетки содержится хлорофилл?
  4. Какие вещества нужны растениям для образования органических веществ?
  5. Какое значение образование органических веществ в листьях имеет для животных?

3.Устно:

1. Как ван Гельмонт изучал питание растений?

2. Какова роль листьев в жизни растений?

Учитель: Итак, листья растений обеспечивают образование органических веществ, необходимых для роста растений.

А на сегодняшнем уроке мы попытаемся понять роль подземных органов растения в их питании. Знаете ли вы, как называются подземные органы растений?

Л.р. №5. Рассматривание корней растений (работа выполняется в парах)

Объясните, зачем растению так много корней.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания на доске, проверяют выполненные задания

Учатся строить монологический ответ, анализируют ответы, дают оценки ответов

Учащиеся выполняют лабораторную работу, пробное учебное действие, фиксируют индивидуальное затруднение

  • выполнение пробного учебного действия;(П)
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П)
  • фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(Р)
  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р)

3.Объяснение нового материала

1. Уточнение темы и основных задач урока:

  • выяснить роль корней в жизни и  в питании растений,
  • научиться выделять в тексте главные мысли
  • провести опыты, показывающие, какие вещества поглощает корень из почвы

2. Работа в парах с текстом учебника на странице 54-55 по алгоритму:

1. Прочитайте текст на странице 54-55.

2. Ответьте на 2 основных вопроса:

  1. О чем говорится в тексте?
  2. Что говорится в тексте об этом?

3.Выделите основные мысли текста (ключевые предложения)

4.Выделите предложения, подтверждающие основные мысли.

5. Сформулируйте вопросы к тексту по схеме:

1уровень – знание фактов, терминов(кто, что, когда и т.д.)

2 уровень – знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом)

3.Подведение итогов работы с текстом

4.Демонстрация опыта, доказывающего наличие минеральных солей в почве (обсуждение по плану(цель, ход, результат, вывод)

Учащиеся участвуют в формулировании задач урока, принимают решение в качестве информации использовать учебник.

Работают в парах по алгоритму.

  • целеполагание,
  • работа с текстом по алгоритму
  • выделение ключевых предложений в тексте
  • выделение главной и второстепенной информации
  • составление репродуктивных и расширяющих вопросов
  • умение описывать опыт по плану

4.Первичное закрепление с проговариванием вслух

1. Работа в парах. Проверка выполнения заданий алгоритма, ответы на вопросы

Эталоны ответов:

2.1-О роли корней в жизни и питании растений.

2.2– Корни служат растению опорой, обеспечивают растение водой и минеральными солями

3.1 Они служат растению опорой, удерживая его в земле. Кроме того, корни обеспечивают растение водой и растворенными в ней минеральными веществами.

5.1     1 уровень

  • Какую роль играют корни в жизни растения?
  • Какие вещества поглощают корни растений из почвы?

2 уровень

  • Почему корни могут служить опорой растения?
  • Каким образом можно узнать о том, какие вещества, кроме воды поглощают растения из почвы?
  • работа с текстом по алгоритму
  • выделение ключевых предложений в тексте
  • выделение главной и второстепенной информации
  • составление репродуктивных и расширяющих вопросов

умение описывать опыт по плану

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

1.Какую из перечисленных функций корни не выполняют:

А)закрепление растения в почве;

 Б) всасывание воды и минеральных солей из почвы;  

В) образование органических веществ в растении.

2. Органические вещества, накапливающиеся в корне, образуются в:

А)листьях;         б) самих корнях;   В)стеблях.

3.Органические вещества образуются в хлоропластах листьев из:

А) воды и кислорода;    Б) воды и углекислого газа;  

В)хлорофилла.        

4. Водой и минеральными солями растение обеспечивают:

А) листья;   Б) корни;   В) побеги;     Г)цветки.

5.Какое условие необходимо для образования хлорофилла в листьях:

А) наличие воды;   Б) наличие минеральных солей;   В) наличие света.

Эталон ответа

1 – В

2 – А

3 – Б

4 – Б

5 - В

  • Анализ, синтез, обобщение
  • Контроль
  • коррекция

6.Включение в систему знаний и повторение

1. Обобщающая беседа:

  1. Помогает ли материал сегодняшнего урока понять особенности питания растений?
  2. Какие органы растения принимают участие в питании?
  3. Какой вывод на основании знаний о роли листьев и корней в питании растений можно сделать?

Отвечают на вопросы учителя дают оценку полноты и правильности ответов

  • Осознанное произвольное построение речевого высказывания
  • Контроль
  • коррекция

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке

  1. Беседа:
    1.Чем  мы сегодня занимались?
    2.Что мы для этого делали?
    3.Что у нас получилось хорошо?
    4. Что нам пока не удается?
  2. Дайте оценку своей работы на уроке по предложенным критериям

Анализируют работу класса на уроке, отвечают на вопросы учителя

Оценивают свою работу на уроке по предложенным критериям

  • Контроль и оценка процесса и результата
  • Использование критериев для обоснования своего суждения
  • Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

8. Домашнее задание.§18, письменные задания к нему, рассказ Алешко «Росянка ловит насекомых»

Подготовить чтение по ролям текста «Почему лист зеленый»

Записывают домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Только ли лист кормит растение?

Слайд 2

Растение – посредник между небом и землей. Оно истинный Прометей, похитивший огонь с неба. Похищенный им луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик паровой машины, и кисть художника, и перо поэта. К.А. Тимирязев

Слайд 3

Тема урока: Только ли лист кормит растение? Основные задачи урока: выяснить роль корней в жизни и в питании растений, научиться выделять в тексте главные мысли, составлять провести опыты, показывающие, какие вещества поглощает корень из почвы

Слайд 4

2 . Работа в парах с текстом учебника на странице 54-55 по алгоритму: 1. Прочитайте текст на странице 54-55. 2. Ответьте на 2 основных вопроса: О чем говорится в тексте? Что говорится в тексте об этом? 3.Выделите основные мысли текста (ключевые предложения) 4.Выделите предложения, подтверждающие основные мысли. 5. Сформулируйте вопросы к тексту по схеме: 1уровень – знание фактов, терминов(кто, что, когда и т.д.) 2 уровень – знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом)

Слайд 5

Эталоны ответов: 2.1 -О роли корней в жизни и питании растений. 2.2 – Корни служат растению опорой, обеспечивают растение водой и минеральными солями 3 Они служат растению опорой, удерживая его в земле. Кроме того, корни обеспечивают растение водой и растворенными в ней минеральными веществами. 5 1 уровень Какую роль играют корни в жизни растения? Какие вещества поглощают корни растений из почвы? 2 уровень Почему корни могут служить опорой растения? Каким образом можно узнать о том, какие вещества, кроме воды поглощают растения из почвы?

Слайд 6

Карпушева А.Э. .

Слайд 7

Карпушева А.Э. корень КРОНА Карпушева А.Э .

Слайд 9

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: 1.Какую из перечисленных функций корни не выполняют: А)закрепление растения в почве; Б) всасывание воды и минеральных солей из почвы; В) образование органических веществ в растении. 2. Органические вещества, накапливающиеся в корне, образуются в: А)листьях; б) самих корнях; В)стеблях. 3.Органические вещества образуются в хлоропластах листьев из: А) воды и кислорода; Б) воды и углекислого газа; В)хлорофилла. 4. Водой и минеральными солями растение обеспечивают: А) листья; Б) корни; В) побеги; Г)цветки. 5.Какое условие необходимо для образования хлорофилла в листьях: А) наличие воды; Б) наличие минеральных солей; В) наличие света.

Слайд 10

Эталон ответа 1 – В 2 – А 3 – Б 4 – Б 5 - В

Слайд 11

Домашнее задание §18, письменные задания к нему, рассказ Алешко «Росянка ловит насекомых» Какие еще растения-хищники растут на разных материках? Найти ответ на вопрос в дополнительных источниках информации Подготовить чтение по ролям текста «Почему лист зеленый»



Предварительный просмотр:

Тест «Как питаются растения»

В1.

  1. Какое условие необходимо для образования хлорофилла в листьях растений?

А) вода;   Б) свет;   В) воздух;   Г) тепло.

  1. Органические вещества в растениях:

А) образуются в листьях зеленых растений на свету из воды и углекислого газа;  

Б) поглощаются из воздуха;   В) поглощаются из почвы;   г) образуются в корн6ях растений.

  1. Хлорофилл содержится:

А) в цитоплазме клетки;     Б) в ядре клетки;     В) в хлоропластах;   Г) в вакуолях клетки.

  1. Какова роль корней в образовании органических веществ в листьях растений:

А) укрепляют растение в почве;  Б) обеспечивают минеральными солями;   В) поглощают из почвы воду;    Г) улавливают свет.

  1. Какие клетки растения способны образовывать органические вещества из неорганических:

А) все растительные клетки;   Б) клетки, содержащие хлоропласты;   В) все клетки листа;  

Г) клетки корня

_______________________________________________________________________________

Тест «Как питаются растения»

В2

  1. Кто 300 лет назад провел опыт, чтобы понять, откуда растение получает питательные вещества?

А) Франческо Реди;   Б)К.А. Тимирязев;    В) Ян Сваммердам;   Г) ван Гельмонт.

  1. Хлорофилл нужен растениям, чтобы:

А) улавливать солнечный свет;    Б) придавать зеленый цве6т растениям;   В) обеспечивать рост;   Г) обеспечивать дыхание.

  1. Какие неорганические вещества используются растениями для образования органических веществ?

А) вода и минеральные соли;    Б) вода и углекислый газ;   В) вода и кислород;   Г) вода и воздух.

  1. Какие вещества поглощают корни растений из почвы:

А) воду и минеральные соли;    Б) органические вещества;   В)  беки, жиры и углеводы;  

Г) удобрения.

  1. Фотосинтез – это:

А) образование органических веществ;   Б) образование органических веществ из воды и углекислого газа в хлоропластах с использованием солнечной энергии;    В) процесс поглощения углекислого газа и выделения кислорода;   Г) процесс поглощения воды и углекислого газа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.

Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка классного часа «Питаться здорОво – это здОрово!»

Методическая разработка классного часа ориентирована на укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здорового образа жизни, углубление представлений о рациональном питании; продолжение ф...

Методическая разработка урока во 2-м классе по теме: «MY TOYS» (английский язык, 2 класс по учебнику «Английский в фокусе» Н.Быковой, Дж.Дули, М.Поспеловой, В.Эванс)

Методическая разработка урока во 2-м классе по теме: «MY  TOYS»(английский язык, 2 класс по учебнику  «Английский в фокусе» Н.Быковой, Дж.Дули, М.Поспеловой, В.Эванс)Тип урока: Обобщающий...