Методическая разработка по биологии "Как питаются растения?", 5 класс
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Методическая разработка по биологии "Как питаются растения" включает технологическую карту урока, презентацию к уроку, тест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.docx | 23.61 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 871.67 КБ |
test_kak_pitayutsya_rasteniya.docx | 14.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 21 5 класс, биология
Тема урока. Только ли лист кормит растение?
Цель урока:
Познавательная: Продолжить формирование первоначальных систематизированных представлений о процессе питания растений.
Развивающая. Создать условия для развития мышления, развития навыков устной и письменной речи
Воспитательная. Формирование культуры учебного труда, умений аккуратно вести записи в тетрадях, умение контролировать свое поведение на уроке.
УУД, выполняемые учащимися
Познавательные
Объяснять значение корней в жизни растения. Развивать навыки работы учебником.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
Регулятивные
Фиксировать результаты собственных исследований, использовать их для аргументированного ответа.
Личностные
Воспитывать чувство своего бережного отношения к природе.
Коммуникативные
Умение работать в паре, распределять обязанности, оценивать свою работу и работу товарищей, умение слушать друг друга
Оборудование: презентация, оборудование для демонстрации опыта: спиртовка, спички, стакан с водой комочек почвы, воронка, фильтр, стеклянная палочка, предметное стеклышко
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД, выполняемые учащимися |
1.Мотивация к учебной деятельности Учитель: Прозвенел звонок веселый. 2.Эпиграфом к нашему уроку послужат слова выдающегося русского академика К.А. Тимирязева: «Растение – посредник между небом и землей. Оно истинный Прометей, похитивший огонь с неба. Похищенный им луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик паровой машины, и кисть художника, и перо поэта» Как вы понимаете слова К.А.Тимирязева? Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке, если эпиграф урока такой? | Проверяют подготовку к уроку, сосредотачивают свое внимание. Высказывают свое мнение об эпиграфе урока Определяют тему урока, говорят о том, что на уроке мы продолжим изучение процесса питания растений. |
|
2.Актуализация знаний (повторение) 1.На доске: 1. Собрать схему воздушного питания растений 2. Написать уравнение фотосинтеза 3. Словарь: ван Гельмонт, хлорофилл, хлоропласты, фотосинтез. 2.Фронтальная беседа:
3.Устно: 1. Как ван Гельмонт изучал питание растений? 2. Какова роль листьев в жизни растений? Учитель: Итак, листья растений обеспечивают образование органических веществ, необходимых для роста растений. А на сегодняшнем уроке мы попытаемся понять роль подземных органов растения в их питании. Знаете ли вы, как называются подземные органы растений? Л.р. №5. Рассматривание корней растений (работа выполняется в парах) Объясните, зачем растению так много корней. | Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания на доске, проверяют выполненные задания Учатся строить монологический ответ, анализируют ответы, дают оценки ответов Учащиеся выполняют лабораторную работу, пробное учебное действие, фиксируют индивидуальное затруднение |
|
3.Объяснение нового материала 1. Уточнение темы и основных задач урока:
2. Работа в парах с текстом учебника на странице 54-55 по алгоритму: 1. Прочитайте текст на странице 54-55. 2. Ответьте на 2 основных вопроса:
3.Выделите основные мысли текста (ключевые предложения) 4.Выделите предложения, подтверждающие основные мысли. 5. Сформулируйте вопросы к тексту по схеме: 1уровень – знание фактов, терминов(кто, что, когда и т.д.) 2 уровень – знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом) 3.Подведение итогов работы с текстом 4.Демонстрация опыта, доказывающего наличие минеральных солей в почве (обсуждение по плану(цель, ход, результат, вывод) | Учащиеся участвуют в формулировании задач урока, принимают решение в качестве информации использовать учебник. Работают в парах по алгоритму. |
|
4.Первичное закрепление с проговариванием вслух 1. Работа в парах. Проверка выполнения заданий алгоритма, ответы на вопросы | Эталоны ответов: 2.1-О роли корней в жизни и питании растений. 2.2– Корни служат растению опорой, обеспечивают растение водой и минеральными солями 3.1 Они служат растению опорой, удерживая его в земле. Кроме того, корни обеспечивают растение водой и растворенными в ней минеральными веществами. 5.1 1 уровень
2 уровень
|
умение описывать опыт по плану |
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: 1.Какую из перечисленных функций корни не выполняют: А)закрепление растения в почве; Б) всасывание воды и минеральных солей из почвы; В) образование органических веществ в растении. 2. Органические вещества, накапливающиеся в корне, образуются в: А)листьях; б) самих корнях; В)стеблях. 3.Органические вещества образуются в хлоропластах листьев из: А) воды и кислорода; Б) воды и углекислого газа; В)хлорофилла. 4. Водой и минеральными солями растение обеспечивают: А) листья; Б) корни; В) побеги; Г)цветки. 5.Какое условие необходимо для образования хлорофилла в листьях: А) наличие воды; Б) наличие минеральных солей; В) наличие света. | Эталон ответа 1 – В 2 – А 3 – Б 4 – Б 5 - В |
|
6.Включение в систему знаний и повторение 1. Обобщающая беседа:
| Отвечают на вопросы учителя дают оценку полноты и правильности ответов |
|
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке
| Анализируют работу класса на уроке, отвечают на вопросы учителя Оценивают свою работу на уроке по предложенным критериям |
|
8. Домашнее задание.§18, письменные задания к нему, рассказ Алешко «Росянка ловит насекомых» Подготовить чтение по ролям текста «Почему лист зеленый» | Записывают домашнее задание |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Растение – посредник между небом и землей. Оно истинный Прометей, похитивший огонь с неба. Похищенный им луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик паровой машины, и кисть художника, и перо поэта. К.А. Тимирязев
Тема урока: Только ли лист кормит растение? Основные задачи урока: выяснить роль корней в жизни и в питании растений, научиться выделять в тексте главные мысли, составлять провести опыты, показывающие, какие вещества поглощает корень из почвы
2 . Работа в парах с текстом учебника на странице 54-55 по алгоритму: 1. Прочитайте текст на странице 54-55. 2. Ответьте на 2 основных вопроса: О чем говорится в тексте? Что говорится в тексте об этом? 3.Выделите основные мысли текста (ключевые предложения) 4.Выделите предложения, подтверждающие основные мысли. 5. Сформулируйте вопросы к тексту по схеме: 1уровень – знание фактов, терминов(кто, что, когда и т.д.) 2 уровень – знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом)
Эталоны ответов: 2.1 -О роли корней в жизни и питании растений. 2.2 – Корни служат растению опорой, обеспечивают растение водой и минеральными солями 3 Они служат растению опорой, удерживая его в земле. Кроме того, корни обеспечивают растение водой и растворенными в ней минеральными веществами. 5 1 уровень Какую роль играют корни в жизни растения? Какие вещества поглощают корни растений из почвы? 2 уровень Почему корни могут служить опорой растения? Каким образом можно узнать о том, какие вещества, кроме воды поглощают растения из почвы?
Карпушева А.Э. .
Карпушева А.Э. корень КРОНА Карпушева А.Э .
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: 1.Какую из перечисленных функций корни не выполняют: А)закрепление растения в почве; Б) всасывание воды и минеральных солей из почвы; В) образование органических веществ в растении. 2. Органические вещества, накапливающиеся в корне, образуются в: А)листьях; б) самих корнях; В)стеблях. 3.Органические вещества образуются в хлоропластах листьев из: А) воды и кислорода; Б) воды и углекислого газа; В)хлорофилла. 4. Водой и минеральными солями растение обеспечивают: А) листья; Б) корни; В) побеги; Г)цветки. 5.Какое условие необходимо для образования хлорофилла в листьях: А) наличие воды; Б) наличие минеральных солей; В) наличие света.
Эталон ответа 1 – В 2 – А 3 – Б 4 – Б 5 - В
Домашнее задание §18, письменные задания к нему, рассказ Алешко «Росянка ловит насекомых» Какие еще растения-хищники растут на разных материках? Найти ответ на вопрос в дополнительных источниках информации Подготовить чтение по ролям текста «Почему лист зеленый»
Предварительный просмотр:
Тест «Как питаются растения»
В1.
- Какое условие необходимо для образования хлорофилла в листьях растений?
А) вода; Б) свет; В) воздух; Г) тепло.
- Органические вещества в растениях:
А) образуются в листьях зеленых растений на свету из воды и углекислого газа;
Б) поглощаются из воздуха; В) поглощаются из почвы; г) образуются в корн6ях растений.
- Хлорофилл содержится:
А) в цитоплазме клетки; Б) в ядре клетки; В) в хлоропластах; Г) в вакуолях клетки.
- Какова роль корней в образовании органических веществ в листьях растений:
А) укрепляют растение в почве; Б) обеспечивают минеральными солями; В) поглощают из почвы воду; Г) улавливают свет.
- Какие клетки растения способны образовывать органические вещества из неорганических:
А) все растительные клетки; Б) клетки, содержащие хлоропласты; В) все клетки листа;
Г) клетки корня
_______________________________________________________________________________
Тест «Как питаются растения»
В2
- Кто 300 лет назад провел опыт, чтобы понять, откуда растение получает питательные вещества?
А) Франческо Реди; Б)К.А. Тимирязев; В) Ян Сваммердам; Г) ван Гельмонт.
- Хлорофилл нужен растениям, чтобы:
А) улавливать солнечный свет; Б) придавать зеленый цве6т растениям; В) обеспечивать рост; Г) обеспечивать дыхание.
- Какие неорганические вещества используются растениями для образования органических веществ?
А) вода и минеральные соли; Б) вода и углекислый газ; В) вода и кислород; Г) вода и воздух.
- Какие вещества поглощают корни растений из почвы:
А) воду и минеральные соли; Б) органические вещества; В) беки, жиры и углеводы;
Г) удобрения.
- Фотосинтез – это:
А) образование органических веществ; Б) образование органических веществ из воды и углекислого газа в хлоропластах с использованием солнечной энергии; В) процесс поглощения углекислого газа и выделения кислорода; Г) процесс поглощения воды и углекислого газа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.
Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...
Методическая разработка "Серия географических диктантов, 7 класс (Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны). 7 класс. – М.: Дрофа, 2008 г. )".
Серия диктантов за 7 класс....
Методическая разработка "Серия географических диктантов, 8 класс (Учебник: Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Ложбанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2008.)".
Географические диктанты по учебнику 8 класса....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка классного часа «Питаться здорОво – это здОрово!»
Методическая разработка классного часа ориентирована на укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здорового образа жизни, углубление представлений о рациональном питании; продолжение ф...
Методическая разработка урока во 2-м классе по теме: «MY TOYS» (английский язык, 2 класс по учебнику «Английский в фокусе» Н.Быковой, Дж.Дули, М.Поспеловой, В.Эванс)
Методическая разработка урока во 2-м классе по теме: «MY TOYS»(английский язык, 2 класс по учебнику «Английский в фокусе» Н.Быковой, Дж.Дули, М.Поспеловой, В.Эванс)Тип урока: Обобщающий...