Анализ работы инновационной деятельности
методическая разработка по биологии на тему

Попова Т.А.

Описание и анализ инновационной деятельности. Методическая тема "Методика проведения интегрированных уроков с применением метода сотрудничества,метода проектов и использование информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1analiticheskii_otchett_word_2.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет                        Попова Т.А.

Аналитический отчет

Поповой Татьяны Александровны

учителя биологии ГОУ СОШ № 364 ВОУДО города Москвы.

Описание и анализ инновационной деятельности.

Методическая тема: Методика проведения интегрированных уроков с применением метода сотрудничества, метода проектов и использования информационных технологий.

Работая вот уже 40 лет в школе, мне, Поповой Татьяне Александровне, приходилось часто обновлять традиционные формы и методы обучения. Переход современного общества к информационной эпохе определяет основные задачи системы школьного образования – развития информационной и коммуникативной культуры будущего специалиста. Для достижения поставленной задачи я стала внедрять компьютерные технологии в процессе обучения на уроках биологии и во внеурочной деятельности. Информатизация и компьютеризация современной школы требует разработки универсальной методики проведения интегрированных уроков с использованием информационных технологий и поэтапного накопления материально-технической базы образовательного процесса, чем я в настоящее время и занимаюсь, работая над темой по самообразованию «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании биологии».

Используя опыт проведения интегрированных уроков и дифференцированного подхода к обучению, за 10 лет совместной работы с учителем информатики и ИТ, мной смоделирована и апробирована методика проведения интегрированных уроков, где информационные технологии являются инструментом для получения, закрепления и применения знаний на практике.

Компьютерные технологии помогают мне:

- повысить качество знаний и интерес к изучаемому материалу;

- привлекать пассивных учеников к работе;

- делать занятия более наглядными;

- приучать учащихся к самостоятельной работе;

- повышать интенсивность учебного процесса;

- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

- обеспечить учебный процесс новыми, ранее не доступными материалами, которые помогают учащимся проявить их творческие способности.  

Мультимедиа презентации

Давно и успешно на уроках биологии мною используется компьютерные презентации. Их удобно использовать для объяснения нового материала. Действительно, как облегчается жизнь, когда нет необходимости перебирать многочисленные таблицы в поисках наглядного материала! Тем более, что не все объекты и явления биологии отображены в учебных таблицах.

- при объяснении нового материала;

- при закреплении;

- для контроля знаний;

- для сопровождения докладов учащихся

-На конференциях по научно-исследовательской деятельности

Но, включая учащихся в активную творческую работу, необходимо всегда учитывать, что в классе совместно обучаются дети с разной учебной мотивацией. Разные возможности учеников приводят к неизбежной конкуренции между ними, а это только снижает качество обучения.

Поэтому, перед изучением темы, я провожу уроки мотивации:

- раскрываю необходимость темы в системе знаний;

- раскрываю практическую сторону данной темы (для чего в жизни нужна данная тема);

- какие проблемы поднимаются в изучении данной темы;

- над чем в теме будем работать;

- какие обязательные знания должны усвоить при изучении темы;

- какие познавательные проблемы и задачи встретятся в данной теме.

Задача такого урока – заинтересовать каждого ученика в изучении темы, спланировать ученику свою деятельность во внеурочное время, вовлечь в работу каждого ученика, чтобы она была интересной и разнообразной. Цель безусловно одна – повысить процент учащихся, усвоивших материал темы или урока на «хорошо» и «отлично».

Наиболее эффективно проходит метод « Обучение в сотрудничестве»

При этом мной применяются следующие способы преподавания.

  1. «Учимся вместе»

Формирую группы по 4-5 человек с однородными по степени обученности детьми. «Сильные» обучают «слабых», поскольку оценка выставляется учителем одна после ответа одного из учеников и чтобы «слабый» ученик не подвел группу товарищей, «сильные» проверяют качество усвоения материала «слабых» и с особой тщательностью.

  1. Формирую группы из 4-5 человек и перед каждой ставлю свою задачу, которую им необходимо объяснить остальным ученикам. Этот вариант подразумевает работу консультантов и экспертов.
  2. «Обучение в команде». Каждый ученик получает индивидуальное задание по степени подготовленности. Успех всей группы возможен при работе каждого учащегося. Такой вариант применим в том случае, когда задания большие, а времени мало.

(тематика уроков см. на стр.     )

Контроль усвоения знаний.

С помощью готовых тестовых программ (например, «Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия») провожу проверку знаний учащихся, осуществляя дифференцированный и индивидуализированный подходы.

Хорошо подготовленные ученики успевают сделать большее количество заданий. Слабо подготовленные учащиеся получают возможность проделать работу над ошибками и таким образом все-таки прийти к верному ответу.

Тщательно отбираю материал с учетом возрастных особенностей и уровня обученности, при этом применяю различные формы контроля знаний.

  1. устная форма, когда «сильный» ученик проверяет содержание материала у «слабого».
  2. обязательная часть – устный ответ из всех предложений в технологических картах темы вопросах по своему усмотрению, при этом получают оценку «3».

Если у ученика есть желание, он приступает к дополнительной части зачета в письменной форме. Вопросы предлагаются повышенной трудности. Ученик за дополнительное задание получает «четыре», а если ученик желает отвечать на «5» - даётся ещё один вопрос.

Эта задача личностно-ориентированной педагогики, которой присущи все положительные черты групповой работы. Однако, если традиционно в группе на уроках биологии активно работает часть учащихся, остальные только воспроизводят уже подготовленный другими членами группы материал, то при использовании ИКТ, в частности техники презентации, пробуждается интерес к биологии, т.к. ученики равнодушные к этому предмету чаще всего, увлекаются науками технического цикла и, конечно, работой на компьютере и в Интернете. Презентация позволяет таким учащимся применить и показать свои навыки, умения знания, связанные с возможностями компьютерных программ, а также познакомиться с содержанием тем по биологии, научиться отбирать необходимый материал, как текстовой, так и иллюстрированный, использовать компьютерные программы так, чтобы они зрелищнее, удобнее отображали материал по предмету.

Проектная деятельность на уроках биологии –учитель Попова Т.А.

Использование ИКТ на уроках актуальна также при работе учителя по проектным технологиям. Проектные технологии имеют множество различных модификаций, но в основном работа над проектом осуществляется на протяжении нескольких занятий в учебном процессе или нескольких месяцев во внеурочной деятельности.

Под проектом понимается самостоятельная творческая работа, выполняемая учеником под руководством учителя, т.е. деятельность учащихся от идеи проекта до его защиты. На интегрированных уроках «Биология – информатика» хорошо применимы полные проекты, используемые учащимися и учителями на отдельных этапах урока. Эти проекты готовятся заранее и требуют некоторых навыков работы с программой презентации на основе систематизации знаний по теме с использованием раздаточного материала, цифровой техники и др.

_____

Данная комбинированная методика опробована мной в разных классах на разном учебном материале. Во всех случаях качество обученности выше, чем при традиционном преподавании на 15-20%.

Эта методика является универсальной. Ее можно использовать при интеграции практически любых предметов, объединенных общими целями и идеями. Для того, чтобы интегрированные уроки не были большой редкостью для учащихся и не сталкивались с организационными трудностями, учителям биологии и информатики необходимо скорректировать учебные программы.  

Методическая тема:

Внешкольные формы работы,

как процесс самоидентификации ребенка.

Современное образование подразумевает реализацию учебного плана, формирование научного типа мышления и профильность образования.

Формирование научного типа мышления проходит несколько стадий развития:

1.Учебно–практическая деятельность – практическая работа, выполняемая учащимися в процессе обучения (лабораторные работы, практические задания, практикумы).

2.Исследовательская деятельность – главной целью, которой, является развитие личности учащегося, которая проводится ежегодно под моим руководством на базе парка «Лосиный остров». Организация проведения исследований стало самой эффективной работой « в малых группах». Участники делятся на группы 2-4 человека. Каждый участник получает конкретные задачи, которые он решает самостоятельно. Исследовательскую деятельность, т.е. изучение парка «Сокольники», который входит в состав национального парка «Лосиный остров», я провожу с ребятами во время элективного курса «Парк: его история и современность».

Этот курс носит комплексный характер:

  1. это помогает учащимся понять, насколько сложной экосистемой является наш парк «Сокольники».
  2. как сказываются на его обитателях и состоянии антропогенные факторы.
  3. понять общую экологическую обстановку парка и провести ученические краеведческие исследования.
  4. курс носит профориентационную направленность, нацеливает на изучение деятельности работников паркового хозяйства и их профессий.

Цели курса

  1. Развитие понятий о разнообразных жизненных формах растений, населяющих парк «Сокольники».
  2. Определение видового разнообразия растений и животных.
  3. Создание условий для самостоятельной индивидуальной и групповой деятельности учащихся по оценке состояния разных участков парка.
  4. Создание условий для развития исследовательской компетентности учащихся по средствам:

- организации работы со справочной литературой об истории парка и о людях, которые внесли клад в его становление и развитие;

- геологической истории местности, на которой расположен парк.

5.        Содействие профессиональной ориентации и выбору профиля дальнейшего обучения.

Учебно-тематический план

элективного курса «Парк: его история и современность».

№ п/п

Содержание

Кол – во

часов

В том числе

Формы контроля

Теоре-тических

Практи-ческих

1

Введение. Значение парка для человека.

1

1

-

Записи источников для самостоятельного поиска информации.

2

История парка геологическое прошлое, особенности архитектурного стиля.

2

-

2

Сообщения учащихся.

3

Исследования состояния парка:

- качество почвенного покрова

- оценка качества воздуха

- оценка качества водных объектов и качества воды

- характеристика зеленых насаждений: определение и качественное состояние

- характеристика фауны парка: её определение и качественное состояние

- анкетирование посети-телей парка по оценке окружающей среды

3

3

4

8

2

1

1

1

1

-

2

2

3

7

2

Почвенный профиль и его характеристика, отчеты по качеству воздуха, воды.

Определение видового разнообразия представителей флоры и фауны.

Представление результатов анкетирования.

4

Комплексный анализ проведенного исследования. Самооценка индивидуального маршрута и своего вклада в исследование.

 

1

-

1

Оценка творческих отчётов на основе данных о состоянии парка.

5

Общественная акция «Сохраним наш парк».

2

-

2

Участие в акции.

ИТОГО

34

6

28

Для сохранения нашего парка, а также повышения качества жизни, создания благоприятной среды обитания для жителей России, ученики нашей школы приняли участие в ΙΙΙ Всероссийском конкурсе научно-инновационных проектов «Чистая планета для нашего будущего»   (2008-2009 гг.).

Конкурс проводится в рамках международной образовательной программы «Поколение 21» компании «Сименс».

Тематика работ:

Экология

Проекты должны раскрыть научно- технические решения одной из самых острых проблем современности – защиты окружающей среды.

Цель конкурса – поддержка талантливых учеников 10-х и 11-х классов.

Конкурс проводится в 2 этапа:

Ι. Региональный - отборочный этап Всероссийского конкурса.

ΙΙ. Федеральный – итоговый этап, проводится в Москве.

Таким образом, каждый член исследовательской группы чувствует себя незаменимым и необходимым в творческом процессе. Одновременно он чувствует себя неотъемлемой частью группы, учится отстаивать своё мнение и уважать мнение окружающих, нуждается в необходимости постоянной коммуникации.

Результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный творческий продукт.

Исследования моих учеников являются комплексными, т.к. в их основе лежит несколько наук.

Для обработки результатов исследования ребятами используются новейшие информационные технологии, способствующие тому, чтобы ребята правильно и грамотно представляли свои работы на выставках и конференциях.

В2013-2014-учебном году мне пришлось работать по новой ФГОС программе в 3 классе по « Окружающему миру.»  На этих уроках большое внимание уделяется проектной деятельности, под которой понимается самостоятельная творческая работа , выполняемая учеником под руководством учителя т.е. деятельность учащихся от идеи проекта до его защиты. Проектная деятельность расширяет  кругозор по этому предмету, повышает способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации. Происходит непроизвольное запоминание учебного материала. Наилучшим образом развиваются творческие способности. Развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Много тем связаны с охраной  природы ,поэтому для лучшего восприятия природных особенностей родного края, я провожу проектно-исследовательскую деятельность на тему : «Парк Сокольники.»

Это помогает учащимся понять, насколько сложной экосистемой является наш парк « Сокольники.» ,понять общую экологическую обстановку парка и провести экологические исследования.  Самое главное для этого возраста- показать значимость этого парка для людей и как сказываются на него обитателях и состоянии антропогенные факторы, научить беречь и охранять природу.

( Тематика проектов прилагается)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ организации инновационной деятельности в муниципальной системе образования города Омска

Анализ организации инновационной деятельности в муниципальной системе образования города Омска в условиях реализации федерального Проекта модернизации образования...

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»

В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...

Анализ работы внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Земля - живая планета»

Программа кружка « Земля - живая планета » разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» для 1 класса....

Управление развитием образовательных учреждений - инновационных площадок в условиях сетевого взаимодействия. Обобщение опыта работы учителя в рамках инновационной деятельности

Данный материал позволяет представить содержание работы учителя в инновационных условиях, увидеть возможности для достижения нового качества образования. В материале обобщается опыт работы по вопросу ...

Система работы "Инновационная деятельность на уроках русского языка и литературы"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12666630","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"330","style":"width: 500px; height: 344px;","width":"480"}}]]Ссылка на материал с пр...

Анализ применения инновационных технологий в воспитательной работе.

Краткий обзор тематических мероприятий проведенных в 2017 году  и внедрение новых инновационных технологий с целью повышения профессиональных компетентностей....