Интегрированный урок биологии с психологией "Психогигиена"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Урок биологии по теме "Гигиена" интегрирован с психологией, на котором шестиклассники систематизируют знания о гигиене, а также получают навыки психогигиены, выражающиеся в приемах работы с негативными эмоциями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии интегрированный с психологией «ПсихоГигиена» в 6 классе

Цель:  Развитие гигиенических понятий о гигиене тела и психики человека.

Задачи:1. Систематизация знаний о гигиене тела.

2) Создание условий для осознания учащимися навыков собственной гигиены.

3) Ознакомление с приемами психогигиены.

4) Развитие навыков работы в команде.

5) Развитие навыков рефлексии учащихся.

Вводная беседа – знания о гигиене + легенда +определение. 5-7 минут

    1.Приветствие. Информация об интегрированном уроке.

- Сегодня мы будем систематизировать знания об уходе за собой, учиться работать в команде, узнаем про психогигиену и освоим некоторые умения из этой области. ( К.И.)

- Ребята, что вам известно о слове «гигиена»? (спросить не более 3-х, т.к. ограничение времени).

- Слово «гигиена» пришло к нам из Древней Греции и означает «целебный, приносящий здоровье». Такие правила называются гигиеной. В мифах Древней Греции рассказывается о боге врачевания Асклепии. Он знал секреты лечебных трав, мог готовить лекарства даже из змеиного яда. Поэтому Асклепия часто изображали с посохом, который обвивает змея.. У Асклепия было  дочери — Гигиея и Панацея. Они помогали своему отцу лечить людей. Отсюда возникло слово «гигиена» и выражение «панацея от всех бед», то есть спасительное средство от хворей и прочих неприятностей. Именем этой богини названа наука Гигиена, которая изучает влияние труда и быта на здоровье человека. ( Л.В.)

Сообщения учеников, сопровождаемые слайдами. 1 мин

2. Сферы гигиены: г.тела ( руки, ноги лицо, тело);быта ( одежда, жилище, рабочее и спальное место); труда ( режим дня, сон, физкультура). Работают со схемами и заранее заготовленными понятиями, которые в соответствии с ролями в группе оформляют. 8 минут. ( К.И.)

3. Выступление групп – итог работы и добавления. 7 минут.

4. Памятка индивидуальная. 1 минута.

- Сейчас каждый из вас получит памятку о личной гигиене. Ознакомьтесь с ней внимательно и выделите те пункты, выполнять которые вам не хочется, или вы про них не знали, а с сегодняшнего дня вы будете тренировать свою силу воли и  регулярно их соблюдать.

- Поднимите руки те, кто нашел в памятке 2-3 новых для себя пункта? ( Л.В.)

5. О психогигиене. Управление эмоциями. 1 минута ( Л.В.)

- Ребята, как вы думаете, что значит термин «психогигиена»?

      - Психогигиена — это наука о сохранении и укреплении психического здоровья человека. Доказано, что от эмоций человека во многом зависит его здоровье в целом, поэтому  управление своими эмоциями очень важно. Гармония с собой и гармония с миром редко даны человеку от природы, чаще для этого требуются старания и соответствующая работа.  

6.Пружина – как символ не выраженных негативных эмоций. 1 минута

- Сегодня я решила показать вам пружину. Как вы думаете, для чего? Представьте себе, ваши негативные эмоции похожи на пружину. Мы будем сравнивать пружину, например, со злостью. Когда вы начнете слегка злиться, пружина начнет постепенно сжиматься. Вас толкнули, не приняли в игру, вы на кого-то злитесь, злость накапливается и пружина сжимается все сильнее (сжать пружину). Легко ли держать такую пружину? А к чему стремится пружина? Конечно, выпрямиться. Так происходит и с вашим поведением. В результате ваша злость внутри копится и в какой-то момент она выходит наружу и тогда, когда вас разозлят, вы можете сказать обидные слова и даже ударить обидчика, мы часто жалеем потом о своем поступке. Как же нам быть? (Дать ребятам возможность сказать о своих вариантах.)

7. Позитивное мышление. 5 минут

- Существует множество способов «распрямить» пружину так, чтобы она никого не поранила, т.е. справиться со своими негативными эмоциями. Один из них – позитивное мышление. Как вы считаете, что это такое? ..Да, это так.(Работа со слайдом.)

- Мысли про себя могут быть темными, и тогда настроение будет мрачным, грустным, неприятным. Приведите пример таких мыслей, пожалуйста.

- А еще мысли о себе  могут быть светлыми. Давайте приведем пример светлых мыслей.

- Дело в том, что наши мысли влияют на наше настроение. У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит на долго "застревать" на грустных мыслях. И что  мы  можем изменить, если на ситуацию повлиять не  можем? Да, свои мысли. (Слайд с цветками "Даже если...",  "В любом случае...").Давайте поупражняемся  в позитивном мышлении. Назовите пример ситуации, когда возникают темные мысли (поссорился с другом, получил «2»). Произносится название первого цветка: "Даже если...( я поссорился с другом)", а потом называется второй цветок: "В любом случае..." и классу предлагается завершить фразу, предлагая свой вариант (например,"... я что-нибудь придумаю, но плакать и грустить не буду, это бесполезно").

8. Упражнения на расслабление. «Солдат и кукла» - делаем со всем классом. 1 минута.

- Еще один способ психогигиены – умение расслабиться, таким образом избавиться от напряжения в теле, возникающем от плохих мыслей и эмоций. Расслабление и регулирование нервной системы.  Встаньте прямо, руки прижаты к телу. Напрягите максимально все свое тело. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (показ позы).

 А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла (показ позы). Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными...

Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку, абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева (10 секунд).

Теперь станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.

Снова станьте солдатом... (10 секунд).

Теперь опять тряпичной куклой...

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стряхните воду с волос... Теперь – с верхней части ног и ступней...

 Упражнение «Лед - Цветок» - 1 минута.

- В ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох. Чтобы успокоиться:

глубоко выдохните (как будто вы хотите отогреть лед на стекле теплым дыханием);

задержите дыхание так долго, как сможете;

сделайте несколько глубоких вдохов, как будто хотите вдохнуть аромат цветка ;

снова задержите дыхание.

Уже через 3-5 минут такого дыхания вы отметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Высказывают свои ощущения. 1 минута

9. Памятка по психогигиене. 1 минута

10.Заключительный опыт – чашки Петри. 2 минуты

11.Итог урока.  Заранее готовятся распечатки с этапами урока и дети разными цветами помечают  что было важным (зеленым), полезным (синий), интересным ( желтый), новым ( красный).

Распечатки вклеиваются в тетрадь. 2 минуты

12. Благодарим за урок.

Вырази твое отношение к уроку, обведя в правом столбике соответствующую твоему мнению оценку :

1.

Понятие «Гигиена»

 Новое Интересное  Полезное

2.

История слова «гигиена»

Новое Интересное  Полезное

3.

Историческая справка

- выражения «дойти до ручки»;

- о внимании русских царей к гигиене.

Новое Интересное  Полезное

4.

Сферы гигиены: тело, труд, быт.

Новое Интересное  Полезное

5.

Работа в команде с плакатом

Новое Интересное  Полезное

6.

Выполнение своей роли в команде

Новое Интересное  Полезное

7.

Презентовать итог своей работы

Новое Интересное  Полезное

8.

Понятие «Психогигиена»

Новое Интересное  Полезное

9.

Понятие «Позитивное мышление»

Новое Интересное  Полезное

10

Прием  позитивного мышления «Даже если…,.в любом случае»

Новое Интересное  Полезное

11.

Упражнение «Солдат и кукла»

Новое Интересное  Полезное

12.

Упражнение «Лед и цветок»

Новое Интересное  Полезное

13.

Знакомство с памятками

- по гигиене,

- по психогигиене

Новое Интересное  Полезное

14.

Презентация к уроку

Новое Интересное  Полезное


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок биологии ПсихоГигиена

Слайд 2

Мы будем: - систематизировать знания об уходе за собой, -учиться работать в команде, - узнаем про психогигиену, - освоим некоторые умения из этой области.

Слайд 3

Гигиена – «целебный, приносящий здоровье»

Слайд 6

Личная гигиена

Слайд 7

Болезнетворные бактерии – разносчики болезней

Слайд 8

Психогигиена

Слайд 10

Позитивное мышление

Слайд 11

Позитивное мышление "Темные" мысли: я плохой я не умею я боюсь я не справился меня обидели "Светлые" мысли: я справляюсь я научусь все будет хорошо я не буду бояться

Слайд 12

Выбираем мысли как цветы

Слайд 13

Даже если.. В любом случае..

Слайд 14

Снимаем напряжение

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Цель урока обобщить,  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследс...

Открытый интегрированный урок биологии и литературы "Курочка Ряба в биологии и литературе( 7класс)

Урок был создан для закрепления и углубления знаний по теме Птицы".в форме познавательной игры с применением групповой и индивидуальной работы учащихся.Использовались интерактивные комьютерные задания...

Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"

Происходящие в современном обществе перемены требуют  совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни"  в контексте  философско  – антропологического понимания зарождения жизни на ...

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального  мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю....