Открытый урок "Покрытосеменные растения"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Аджигитова Анна Борисовна

Предварительный просмотр:

«ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ ИЛИ ЦВЕТКОВЫЕ»

Урок биологии в 6 классе


В.В. Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники.

Презентация

ЦЕЛЬ: изучить высшие цветковые растения.
ЗАДАЧИ:

  1. Учебно—познавательная: дать представление о высших растениях и их отличия от низших; о многообразии и внешнем строении цветковых растений.
  2. Воспитательная: создать условия, способствующие развитию воспитанию экологической грамотности; бережного отношения к природе;
  3. Развивающая: создать условия, способствующие развитию познавательной активности обучающихся; развитию речи, внимания, памяти. 

I. Организационный момент

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс!

И для меня уже награда

Сиянье ваших добрых глаз.

Начать урок мне разрешите

И мы отправимся сейчас

В мир удивительных открытий

Так, в добрый путь и добрый час!

II. Актуализация знаний.
Растительный мир нашей планеты очень разнообразен. Когда вы говорите «растения», что вы при этом представляете?
Вот видите, насколько трудно перечислить все, что входит в понятие «растения». Одни из них обитают в глубинах океана, другие растут возле дома или на пришкольном участке. Одни дают нам пищу, из других мы изготовляем одежду, третьи используем в медицинских целях. Одни радуют нас своими яркими красивыми цветками, а другие не цветут никогда. (слайд № 2)
Как же мы разберемся во всем многообразии растений? Мы совершим сегодня необычное и увлекательное путешествие. Каждому путешественнику полагается зачетный лист, в котором оценивают свои наблюдения и впечатления.
(см. приложение № 1)

- Без растений на Земле невозможна была бы жизнь. Царство Растения объединяет более 350 тыс. видов живых организмов и представлено самыми разнообразными формами. Вопросы:  Всегда ли на нашей планете было такое разнообразие живых организмов?  Для чего нам необходимы знания о растениях?

- Знания нужны для того, чтобы представлять разнообразие растительного мира и значение растений в природе и жизни человека, постараться сохранить это разнообразие.

  1. Проверка изученного материала

Самостоятельная работа учащихся по заданиям с гербарным материалом с дальнейшим обсуждением характеристики представителей разных отделов растений.

Задача этапа урока.  На данном этапе урока мы с вами вспомним основные признаки представителей отделов царства Растения и определим черты усложнения организации растений в процессе их исторического развития.

Для этого я прошу вас разделиться на группы и выполнить задание.

Задание.  Выбрать признаки к каждому отделу растений: моховидные, папоротниковидные, голосеменные

1. Только травянистые растения

2. Имеют корень, стебель, игольчатые листья

3. Имеют стебель, листья, ризоиды

4. Размножение спорами

5. Древесные формы растений

6. Оплодотворение без участия воды спермиями

7. Имеют корни, стебель и листья вайи

8. Оплодотворение при участии воды сперматозоидами

9. Размножение семенами

10. Травянистые и редко древовидные растения                                                     4 б.

                   

Слайд 4 Выявление и разрешение противоречий

Размножение Голосеменных        

1 б.        

Ответы учащихся выделены полужирным шрифтом в таблице «Размножение Голосеменных «+» и «–»».

«+»        

«-»

Почему голосеменные произрастают в более сухих местах?

Вода нужна для оплодотворения?

Оплодотворение без участия воды

Каким образом пыльца сосны попадает на семязачатки, расположенные на чешуйках женских шишек?

Ветроопыление

Семя

Чем объяснить, что появление семени является прогрессивным шагом в эволюции растений?

Запас питательных веществ

Надежный орган расселения        

Каким образом у голосеменных расположены семена?

Голые семена (расположены открыто)

не защищены: подвержены механическому повреждению, иссушению, переохлаждению

Каким образом природа разрешила данное противоречие?

Появление цветка

Слайд 5 Самопроверка

Каким образом на Земле шло развитие природы?

 На доске висят таблицы. Какую ошибку вы заметили?        

 Разместите правильно представителей этих отделов на «Лестнице развития» (постепенный показ слайда № 4 ).

3) Таблицы висят не в том порядке, необходимо повесить по историческому развитию природы: мхи, папоротники, голосеменные.

Выводы

- Итак, развитие жизни на Земле проходило от простого к сложному. На самой высокой ступени развития находятся Покрытосеменные растения. Именно этот отдел растений мы рассмотрим на нашем уроке.
Откройте тетради и запишите число и тему урока: «Покрытосеменные или цветковые растения». (слайд № 3)
Итак, мы отправляемся в путь!!!

  1. б.
  1. Изучение новых знаний

Тема урока: Отдел Покрытосеменные

Какую цель вы себе поставите на урок?

Появились 130 млн. лет назад в мезозойскую эру и 60 млн. лет господствуют на планете. Распространены на всех континентах, во всех климатических зонах Земли от Арктики до экваториальных лесов.        

1 мин.        

Цветковые, покрытосеменные, плодовые

Выделить существенные признаки покрытосеменных растений.

Слайд 6

 Просмотр видеофрагмента «Жизненные формы цветковых» (Приложение 2) [2]

Чем объяснить, что покрытосеменные растения по сравнению с другими отделами имеют большое разнообразие жизненных форм?

Почему цветковые получили широкое распространение на планете?        

2 мин.

 1 б.        

Более высокий уровень развития обеспечил способность приспосабливаться к различным климатическим условиям

Слайд 10

Задание №2: (индивидуальная работа)

Прочитав текст (с.80), выделите особенные (отличительные) признаки покрытосеменных [1].

Обсудите в группах (работа в группе – простая кооперация)

Выступление от групп        

3б.,        

Ответ:

Цветок

Плод

Двойное оплодотворение

Сосуды и сложные ситовидные трубки

Слайд 11

Задание №3 (индивидуальная работа)

Найдите соответствие между философскими категориям «общее-особенное-единичное» и данными понятиями: покрытосеменные растения, одуванчик, семенные растения

Обсудите в группах (работа в группе – сложная кооперация)

1 ряд - общее

2 ряд - особенное

3 ряд – единичное

Выступление от групп        

2б.,

Ответ:

1 ряд Общее - семенные растения

2. Особенное - покрытосеменные растения

3. Единичное - одуванчик

Слайд 12

Задание №4 (индивидуальная работа)

Раскройте понятие «покрытосеменные» по содержанию

Ответ: Покрытосеменные растения - семенные растения, образующие цветки и плоды

Закрепление материала

Слайд 13

Задание №5:

Составьте умозаключение к вопросу-суждению:

Как доказать, что мак является покрытосеменным растением?

Обсудите в группах (работа в группе)

Выступление от групп        

3б.

Слайд 14

Ответ:

1. Покрытосеменные растения - семенные растения, образующие цветки и плоды.

2. Мак образует цветки и плоды.

Следовательно, мак является покрытосеменным растением.

  • Физкультминутка

 Цель: отвлечь детей от умственного труда и провести комплекс упражнений для укрепления здоровья.

Учитель: Теперь давайте немного отдохнем. Встаньте между рядов. Выполняем упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна».

Во дворе стоит березка,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх,  потом тоже, стоя на другой ноге)

Ветер сильный налетел,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперед-назад)

Ветки гнутся взад - вперед.

Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты)

Значение покрытосеменных растений (Слайд № 16)

1. Значение в природе

а) основа растительного покрова некоторых природных зон;

б) поставляют в атмосферу кислород;

в) плодами и семенами питаются животные.

2. Значение в жизни человека

а) строительный материал;

б) изготовление бумаги, картона, волокон;

в) получают лекарства, масла.

V. Этап первичной проверки понимания изученного

Цель: установить правильность и осознанность изученного материала. Выявить проблемы первичного осмысления изученного материала, неверные представления у учащихся.

Биологическая разминка «Верю – не верю» (Слайд №17)

  1. Покрытосеменные – это цветковые растения.
  2. Покрытосеменные размножаются спорами.
  3. Покрытосеменные размножаются семенами.
  4. Покрытосеменные представлены в основном деревьями.
  5. Среди покрытосеменных нет травянистых растений.
  6. Семена не покрыты оболочкой и лежат открыто.
  7. Покрытосеменные образуют плоды.
  8. В плодах созревают семена.

1

2

3

4

5

6

7

8

+

-

+

-

-

-

+

+

 

VI. Этап информации о домашнем задании

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Домашнее задание (Слайд №21)

- обязательное: параграф 17, покрытосеменные, задание на странице 83;

- познавательное: приготовить сообщение о многообразии цветковых растений;

- творческое: нарисовать плакат, написать стихи, написать рассказ, составить кроссворд.

VII. Подведение итогов урока

Цель: дать качественную оценку работы класса в целом и отдельным учащимся.

Оценка деятельности класса.

VIII. Этап рефлексии

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Дерево настроения (учащиеся украшают яблоню красными, жёлтыми и зелёными  яблоками в зависимости от своего настроения)

IX. Итог урока.
Урок закончен. Спасибо, до свидания.

Образовательные результаты, которые будут достигнуты учащимися

Учащиеся получают представление о многообразии покрытосеменных растений, прослеживают их роль в биосфере и жизни человека, определяют отличительные черты покрытосеменных

Литература:

1. А. И. Никишев, А. А. Косорукова «Ботаника», дидактический материал, М., «Рауб-Илекса» 1998 г.

2. В.В. Пасечник. Учебник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения, М., Дрофа, 2009 г.

3. Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Биология. 6 класс».

4. В. Рохлов. «Занимательная ботаника», изд. «АСТ-Пресс». 1998 г.

5. Д. И. Трайтак. «Книга для чтения по ботанике», М., Просвещение, 1978.

6. Интернет - ресурсы

 http://fotki.yandex.ru/,

 http://koreiz.ru,

 http://forest.geoman.ru 



Предварительный просмотр:

Информационный лист

Заявка на оценку:

«5» - 12 и более бал.

«4» - 9-11 баллов
«3» - 6-8 баллов

Тема урока:

  1. Прочитав текст (с.80), выделите особенные (отличительные) признаки покрытосеменных

Общие признаки отдела покрытосеменные:

_

_

_  

  1. Найдите соответствие между философскими категориям «общее-особенное-единичное» и данными понятиями: покрытосеменные растения, одуванчик, семенные растения

Общее

Особенное

Единичное

  1. Раскройте понятие «покрытосеменные» по содержанию

  1. Составьте умозаключение к вопросу-суждению:

Как доказать, что мак является покрытосеменным растением?

    5.  Значение покрытосеменных растений в природе и для человека.

  1.  «Верю - не верю»

1

2

3

4

5

6

7

8

7. Домашнее задание (Слайд №21)

- обязательное: параграф 17, покрытосеменные, задание на странице 83;

- познавательное: приготовить сообщение о многообразии цветковых растений;

- творческое: нарисовать плакат, написать стихи, написать рассказ, составить кроссворд.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разнообразие растений

Слайд 2

Заявка на оценку: «5» - 12 и более бал. «4» - 9-11 баллов «3» - 6-8 баллов

Слайд 3

Задание №1 Выбрать признаки к каждому отделу растений: Моховидные, Папоротниковидные, Голосеменные 1. Только травянистые растения 2. Имеют корень, стебель, игольчатые листья 3. Имеют стебель, листья, ризоиды 4. Размножение спорами 5. Древесные формы растений 6. Оплодотворение без участия воды спермиями 7. Имеют корни, стебель и листья вайи 8. Оплодотворение при участии воды сперматозоидами 9. Размножение семенами 10. Травянистые и редко древовидные растения 4 балла

Слайд 4

Призна-ки Мохо-видные Папорот-никовид-ные Голосе-менные Жизне- нная форма Органы Размно- жение Оплодот- ворение Особенные признаки отделов 4 балла 1. Только травянистые растения 3. Стебель, листья, ризоиды 4. Спорами 4. Спорами 9. Семенами 8. При участии воды спермато- зоидами 8. При участии воды спермато- зоидами 6. Без участия воды спермиями 10. Травянистые и редко древовидные 5. Древесные формы 7. Корни, стебель и листья вайи 2. Корень, стебель, игольчатые листья

Слайд 5

Размножение Голосеменных «+» «-» Оплодотворение без участия воды Ветроопыление Семя Запас питательных веществ Надежный орган расселения Голые семена (расположены открыто) не защищены: подвержены механическому повреждению, иссушению, переохлаждению Появление цветка Семязачатки покрыты стенками завязи Рыльце

Слайд 6

Тема: Отдел Покрыто- семенные 130 млн лет назад Покрыто- семенных 250 тыс. видов Голосеме- нных 700 вид.

Слайд 7

Учебная задача Изучить особенности строения покрытосеменных растений Раскрыть значение покрытосеменных в природе и жизни человека

Слайд 8

Схема. Жизненные формы растений Жизненные формы Дерево Кустарник Трава

Слайд 9

Жизненные формы покрытосеменных растений Признаки Мохо-видные Папорот-никовид-ные Голосе-менные Жизненная форма Только травянистые растения Травянистые и редко древовидные Древесные формы Чем объяснить, что покрытосеменные растения по сравнению с другими отделами имеют большое разнообразие жизненных форм?

Слайд 10

Прочитав текст (с.80), выделите особенные (отличительные) признаки покрытосеменных растений Задание №2 3 балла

Слайд 11

Найдите соответствие между философскими категориям «общее-особенное-единичное» и данными понятиями: покрытосеменные растения, одуванчик, семенные растения Общее Особенное Единичное Задание №3 Семенные растения Покрыто- семенные растения Одуванчик 2 балла

Слайд 12

Задание №4 2 балла Раскройте понятие «покрытосеменные растения» по содержанию

Слайд 13

Покрытосеменные растения – это семенные растения, образующие цветки и плоды

Слайд 14

Задание №5 3 балла Составьте умозаключение к вопросу-суждению: Как доказать, что мак является покрытосеменным растением?

Слайд 15

Как доказать, что мак является покрытосеменным растением? 1. Покрытосеменные растения – это семенные растения, образующие цветки и плоды 2. Мак образует цветки и плоды Следовательно, мак является покрытосеменным растением

Слайд 16

Значение покрытосеменных растений 1. Значение в природе а) основа растительного покрова большинства природных зон; б) поставляют в атмосферу кислород; в) семенами и плодами питаются животные. 2. Значение в жизни человека а) строительный материал; б) пища для человека; в) изготовление бумаги, картона, волокон; г) получают лекарства, масла.

Слайд 17

Биологическая разминка «Верю – не верю» Покрытосеменные – это цветковые растения. Покрытосеменные размножаются спорами. Покрытосеменные размножаются семенами. Покрытосеменные представлены в основном деревьями. Среди покрытосеменных нет травянистых растений. Семена не покрыты оболочкой и лежат открыто. Покрытосеменные образуют плоды. В плодах созревают семена.

Слайд 18

Редкие и исчезающие растения Омской области Адонис весенний Ветреница лесная Валериана лекарственная Ирис сибирский

Слайд 19

Редкие и исчезающие растения Омской области Рябчик малый Кувшинка чисто-белая Прострел раскрытый Кубышка желтая

Слайд 20

А знаете ли вы, что…

Слайд 21

Д/З - обязательное: параграф 17, покрытосеменные, задание на странице 83; - познавательное: приготовить сообщение о многообразии цветковых растений; - творческое: составить кроссворд по теме: «Покрытосеменные».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по экологии растений Тема: «Вода в жизни растений».

Урок – обобщение.Цели урока:повторить и систематизировать знания учащихся о значении воды в жизни растений, о приспособленности к жизни в водной среде;продолжить формирование умения по распознаванию э...

Открытое занятие " Растения- часть живой природы"

Открытое занятие "  Растения- часть живой природы" Цель занятия- воспитание экологической культуры , воспитание любви к живой приироде.  Дать знания о растениях- деревьях, кустарниках,...

Конспект открытого урока по природоведению. Тема: Комнатные растения. Правила ухода за комнатными растениями.

Урок посвящен комнатным растениям, их значению в жизни людей,  правилам ухода за комнатными растениями, что поможет учащимся:·       расширить знания  о комнатных растен...

К открытом уроки биологии по теме "Организм растения, как единое целое", растения без корней

Материал для учащихся к открытому уроку биологии по теме: "Организм растения, как единое целое"...

К открытом уроки биологии по теме "Организм растения, как единое целое", растения без стеблей?

Материал для учащихся к открытому уроку биологии по теме: "ОРганизм растения,как единое целое"...

К открытом уроки биологии по теме "Организм растения, как единое целое", растения без листьев

Материал для учащихся к открытому уроку биологии по теме "Организм растения, как единое целое"...

К открытом уроки биологии по теме "Организм растения, как единое целое", растения без цветков

Материал к открытому уроки биологии для учащихся 6 класса по теме "Организм растения, как единое целое"...