Классный час «Мир цветов в мифах и легендах»
классный час по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Методическая разработка «Мир цветов в мифах и легендах»-это удивительное путешествие в мир красоты для учащихся любого возраста. Разработка выполнена в форме коллективного творческого дела с элементами викторины. Дополнена красочной презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx22 КБ
Файл klassnyy_chas_tsvety.pptx721.57 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Мир цветов в мифах и легендах»

Цель: воспитание любви к родной природе, развитие наблюдательности и интереса к окружающему миру.

Форма: коллективное творческое дело с элементами викторины.

Оформление класса: букеты цветов, рисунки учащихся, плакаты с эпиграфами.

Ход классного часа:

  1. Вступительное слово.
  2. Выступления «знатоков природы» с рассказами о цветах (стихи и легенды).
  3. Викторина.
  4. Заключительное слово учителя.

Добрый вечер наши гости, учителя, родители!

Как было бы хорошо сейчас подняться нам всем вместе к облакам и взглянуть на нашу землю с высоты птичьего полёта: увидеть ближайший лес, речку и дорогу, бегущую вдаль и много-много цветов, которые как разноцветные фонарики вспыхивают вдоль тропинок, на полянках и на наших клумбах. (Слайд 1)

О цветах сложено много сказок, мифов, преданий и легенд. Вспомните миф о юноше Гиацинте, из капель крови которого, по словам бога Апполона, вырос ароматный алый цветок – гиацинт.

Сегодня мы приглашаем вас в путешествие по бескрайнему миру цветов. Наши ребята «знатоки природы» подготовили для нас стихи и легенды о цветах.

Как хороши, как свежи были розы

В моём саду! Как взор прощальный мой!

Как я молил осенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

Как я берёг, как я лелеял младость

Моих цветов заветных, дорогих!

Казалось мне, в них расцветала радость,

 Казалось мне, любовь дышала в них.

                                                                        И.П. Мятлев

Осенняя роза (Слайд 3)

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил своё чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханием ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибщими одна,

Лишь ты одна, царица роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь для меня.

Легенда о розе

Когда то бог любви Амур играл в саду. Внезапно из цветов вылетела пчела и ужалила его. Амур рассердился, схватил свой лук и осыпал эти цветы стрелами. Так цветы приобрели знакомый нам вид и получили название – розы.

Древнерусская легенда – Анютины глазки (Слайд 4)

В венчиках анютиных глазок мы видим три цвета: белый – цвет надежды, жёлтый – удивления, фиолетовый – печали. По русской легенде, в трехцветных лепестках этого цветка отразились три периода жизни девочки Анюты с добрым сердцем и  доверчивыми глазами. Жила она в деревне, доверяла людям, верила в добро и справедливость. На свою беду она повстречала легкомысленного парня, который ласковыми речами пробудил в девушке любовь. Всем сердцем полюбила его Анюта, а юноша испугался и заспешил в дорогу, бещая обязательно вернуться к своей избраннице. Долго ждала его Анюта, выходила на дорогу. Всматривалась вдаль и тахо угасала от тоски. А когда умерла, на её могиле выросли удивительные цветы с трехцветными лепестками, в которых отразилась надежда, удивление и печаль. Их назвали анютиными глазками.

Поют песню «Цветочница Анюта»

Я не люблю цветы с кустов,

 Не называю их цветами.

Хоть прикасаюсь к ним устами,

 Но не найду к ним нежных слов.

 Я только тот люблю цветок,

Который врос корнями в землю,

Его люблю я и приемлю,

Как северный наш василёк.  

                                                      С.А. Есенин

Украинская легенда о васильке (Слайд 5)

Молодого статного крестьянского парня Василия полюбила красавица русалка, и он ответил ей взаимностью. Были они очень счастливы, только никак не могли договориться, где им лучше жить вместе. Русалка звала Василия в милые сердцу прохладные воды реки, а молодой пахарь хотел поселиться у родных полей. Долго они спорили, уговаривали друг другая. Но никто не желал уступать. Тогда русалка решилась и превратила парня в голубой скромный цветок – василёк. Она надеялась, что голубой цветочек – Василий – василек рано или поздно придёт в её родной водяной дом. Но так и не дождалась: василёк крепко держится корнями за пашню и неразлучен с роднями полями.

А вы знаете, что во многих странах существуют национальные праздники, посвященные цветам. Например, в Англии чествуют незабудку, в Японии - хразантему.

Голубой светлой капелькой

В луговой цветной узор

Незабудка солнцем вкраплена,

 Словно бусинка в ковер.

                                                 С.П. Красиков

Древнегреческая легенда о незабудке

Однажды богиня цветов Флора спустилась на Землю и стала раздавать названия всем цветам на земле. Все цветы были одарены именами, никого не пропустила прекрасная богиня и хотела уже удалиться, как вдруг услышала се-то слабый тонкий голосок: «Не забудь меня, флора! Дай и мне какое-нибудь имя!»

Оглянулась Флора, посмотрела вокруг и снова хотела уйти, так никого и не увидев. Но голос повторился и попросил для себя имя. И тут Флора заметила среди травы маленькие нежный цветок голубого цвета. Рассмеялась богиня, и сказала, что будет он называться незабудкой. А вместе с этим именем она наделила его чудесной силой – возвращать память тем людям, которые начнут забывать свою родину и своих близких.

Немецкий поэт Гёте очень любил фиалку. В настоящее время в Германии праздник весны называется этим цветком, да и для нашей страны он дорог.

Древнегреческая легенда о Фиалке.(Слайд 6)

Бог света Апполон преследовал одну из самых прекрасных дочерей Атласа, которая в страхе убегала от него.

И когда он почти настиг её, девушка с мольбой обратилась к Зевсу, чтобы громовержец укрыл её от Аполлона. Великий Зевс сжалился и превратил её в цветущую фиалку, спрятав в тени своих лесов. С тех пор каждую весну она цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса, радуя богов и богинь.

Возможно, этот цветок так бы и остался в небесных лесах и никогда бы не попал на землю. Но однажды юная Персефона, дочь Зевса и Дементры, рвала Фиалки, выбирая для своего букета самые нежные и красивые. Тут-то к ней и подкрался бог мрачного царства Аид и хотел похитить её. Персефона бросилась прочь, прижимая к груди сорванные цветы, но Аид все-таки догнал её. В испуге она выронила фиалки, и они упали на землю. Вот откуда двойственность почитания цветов у древних греков: с одной стороны, фиалка - знак печали, с другой – символ весны и оживающей природы.

На поля дохнуло ветром вешним,

 Ивы распустились за прудом.

У тропинки  маленький подснежник

Загорелся синим огоньком.

Закачался, слабенький и гибкий,

 Удивленно радуясь всему.

И в ответ с приветливой улыбкой

Солнце наклоняется к нему.

                                                       С.П. Красиков

Христианская легенда о подснежнике (Слайд 7)

Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, Еве было сильно холодно и грустно. Тогда несколько снежинок сжалились над ней и превратились в цветы -  подснежники. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда. С тех пор подснежник стал символом надежды.

Голубенький, чистый

Подснежник цветок!

А подле сквозистый,

 Последний снежок…

Последние слезы о горе былом

И первые грёзы о счастье ином…

                                         А.Н. Майков

Древнерусская легенда о ландыше.(Слайд 8)

А по древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши — символ чистоты, любви и грусти.

Звучит песня «Ландыши» в исполнении детей.

В мире существует так называемый язык цветов, например тюльпан означает гордость, незабудка – постоянство, красная роза – любовь, колокольчик – болтливость. (Слайд 9)

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

Конь несёт меня стрелой

На поле открытом;

Он вас топчет под собой,

Бьёт своим копытом.

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Не кляните вы меня,

Тёмно-голубые!                                               А. К. Толстой

Христианская легенда о маргаритках

Когда Пресвятая Дева Мария была еще девочкой, то однажды ночью она смотрела на небо, усеянное звездами, и высказала желание: как хорошо бы было, если бы все эти чудесные звезды сделались земными цветами, и она смогла бы с ними играть. Звезды тот же час же отразились в блестящих капельках росы и когда на следующее утро солнце озарило землю, то вся она была усеяна, как звездами, белыми цветочками. Мария была в восхищении, украсила себя цветами, и отныне маргаритки стали любимыми цветами Богородицы.

Как мой садик свеж и зелен!

Распустилась в нём сирень;

От черёмухи душистой

И от лип кудрявых тень...

Правда, нет в нём бледных лилий,

Горделивых георгин,

И лишь пёстрые головки

Возвышает мак один,

Да подсолнечник у входа,

Словно верный часовой,

Сторожит себе дорожку,

Всю поросшую травой...

А. Н. Плещеев

Русская легенда об Иван-чае

Жил в одном селе под Питером паренёк Иван, любил щеголять в красной рубахе. Большую часть времени односельчане видели его в лесу, на опушках, среди цветов и трав. Любил он лес, изучал целебные свойства растений. Завидев мелькавший среди листвы алый цвет, говорили: «Да, это Иван, чай, ходит!».

Никто и не приметил, в какой момент запропастился Иван, но на опушках у околиц вдруг появились невиданные раньше красивые алые цветы. Люди, их увидев, принимали цветы за рубашку Ивана и стали снова говорить: «Да, это Иван, чай!». Так и пристало название к неожиданно появившимся цветам.

Привыкли к ним люди: красивые цветы, да душистые. А однажды попали цветы в котелок с кипятком и оказался отвар приятным и освежающим. Так и начали в том селе Копорье, что под Петербургом, делать из листьев и цветов иван-чая целебный напиток. Такова легенда о появлении на Руси иван-чая.

Вы знаете, многие цветы – это настоящая лесная аптека, помогающая человеку сохранить здоровье, продлить жизнь и излечится от недугов. Великий Жан Жак Руссо говорил своим друзьям: «Когда вы заметите, что я очень болен и мало надежды на выздоровление, снесите меня на луг, и вы увидите, что мне опять станет хорошо».

Я не степью хожу – я хожу по аптеке,

Разбираясь в ее травяной картотеке.

Беспредельная степь, бесконечная степь,

Ты – природой написанный странный рецепт.

И мне видится: тонкие корешки

В аккуратные сыплются порошки,

И качаются склянки с ромашкой на пробке,

И пилюли слагаются с веток в коробки.

Вы горячкой больны – вам накапали степь,

Вы в жару – нате степь на горчичном листе.

                                                                     С.Кирсанов.

А закончим мы свой разговор о цветах сегодня на загадочной ноте.

 Легенда о лилии (Слайд 10)

Рассказывают, что фиванская царица красавица Алкмена, мать Геркулеса, боясь мести ревнивой Юноны, чтобы укрыть рожденного ею от Юпитера Геркулеса, положила его под густой кустарник; но Минерва, знавшая божественное происхождение малютки, нарочно повела Юнону к этому месту и показала ей бедного, покинутого своей матерью ребенка. Здоровый, прелестный мальчуган очень понравился Юноне, и как защитница и покровительница всех новорожденных она согласилась дать томившемуся от жажды малютке пососать своего молока. Но мальчик, почувствовав в ней инстинктивно своего врага, так сильно укусил ее, что она, вскрикнув от боли, грубо оттолкнула его. Молоко брызнуло и, разлившись по небу, образовало Млечный путь, а несколько капель его, упав на землю, превратилось в лилии.

Викторина (Слайд 11)

-  Какое растение согласно преданию цветет в ночь на Ивана Купалу?(папоротник)

- Из какого цветка появилась на свет Дюймовочка? (Тюльпан)

- Какие цветы росли у Кая и Герды? (Розы)

-  Какое растение любят кошки? (Валериана)

- Какой цветок называют шпажником? (Гладиолус)

- Какой цветок изображен на статуе Будды? (Лотос)

- Какое второе название прочно закрепилось за растением алоэ? ( Столетник)

Заключительное слово

 Один из мыслителей древности говорил, что если сорвать цветок, то он завянет, если поймать мотылька, то он умрёт, значит, к природе можно прикоснуться только сердцем. Я надеюсь, что сегодня, ребята, вы стали чуточку добрее по отношению к природе, и к самим себе. И пусть этот день, и каждый следующий, будет наполнен для вас яркими красками и приносит столько же радости, сколько приносит каждому человеку цветущий цветок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час Мир вокруг нас Цветы

Слайд 3

Царица роза.

Слайд 4

Анютины глазки

Слайд 5

Скромный цветок - василек

Слайд 6

Символ весны и оживающей природы-фиалка .

Слайд 7

Подснежник-символ радости и надежды .

Слайд 8

Выглянул на солнце ландыш серебристый.

Слайд 9

Колокольчики мои, цветики степные!

Слайд 10

Загадочная и таинственная лилия .

Слайд 12

Без цветов наша Земля не была бы такой прекрасной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мифы и легенды.

Иллюстративный материал к уроку литературы в 5 классе "Мифы и легенды"....

Мифы и легенды о цветах.

Данная разработка может быть использована на внеклассном уроке по литературе. Учащиеся познакомятся с мифами и легендами  о цветах....

Мифы и легенды Древней Греции.5 класс

Для того,чтобы урок прошёл успешно, необходимо дать предварительное задание учащимся: прочитать  мифы о богах и 12 подвигов Геракла,  выписать имя бога и указать сферу его покровительс...

Мифы и легенды в топонимике ольхонских бурят

Топонимика Ольхонского района. Географические названия в мифах и легендах ольхонских бурят....

Мифы и легенды Древнего Рима 5 класс

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА....

Отличие мифа от легенды. Мифы древней Греции

Конспект первого урока из системы уроков по теме "Мифы Дрквней Греции"...