Классный час «Мир цветов в мифах и легендах»
классный час по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 22 КБ |
klassnyy_chas_tsvety.pptx | 721.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Мир цветов в мифах и легендах»
Цель: воспитание любви к родной природе, развитие наблюдательности и интереса к окружающему миру.
Форма: коллективное творческое дело с элементами викторины.
Оформление класса: букеты цветов, рисунки учащихся, плакаты с эпиграфами.
Ход классного часа:
- Вступительное слово.
- Выступления «знатоков природы» с рассказами о цветах (стихи и легенды).
- Викторина.
- Заключительное слово учителя.
Добрый вечер наши гости, учителя, родители!
Как было бы хорошо сейчас подняться нам всем вместе к облакам и взглянуть на нашу землю с высоты птичьего полёта: увидеть ближайший лес, речку и дорогу, бегущую вдаль и много-много цветов, которые как разноцветные фонарики вспыхивают вдоль тропинок, на полянках и на наших клумбах. (Слайд 1)
О цветах сложено много сказок, мифов, преданий и легенд. Вспомните миф о юноше Гиацинте, из капель крови которого, по словам бога Апполона, вырос ароматный алый цветок – гиацинт.
Сегодня мы приглашаем вас в путешествие по бескрайнему миру цветов. Наши ребята «знатоки природы» подготовили для нас стихи и легенды о цветах.
Как хороши, как свежи были розы
В моём саду! Как взор прощальный мой!
Как я молил осенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Как я берёг, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих!
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.
И.П. Мятлев
Осенняя роза (Слайд 3)
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханием ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибщими одна,
Лишь ты одна, царица роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь для меня.
Легенда о розе
Когда то бог любви Амур играл в саду. Внезапно из цветов вылетела пчела и ужалила его. Амур рассердился, схватил свой лук и осыпал эти цветы стрелами. Так цветы приобрели знакомый нам вид и получили название – розы.
Древнерусская легенда – Анютины глазки (Слайд 4)
В венчиках анютиных глазок мы видим три цвета: белый – цвет надежды, жёлтый – удивления, фиолетовый – печали. По русской легенде, в трехцветных лепестках этого цветка отразились три периода жизни девочки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, доверяла людям, верила в добро и справедливость. На свою беду она повстречала легкомысленного парня, который ласковыми речами пробудил в девушке любовь. Всем сердцем полюбила его Анюта, а юноша испугался и заспешил в дорогу, бещая обязательно вернуться к своей избраннице. Долго ждала его Анюта, выходила на дорогу. Всматривалась вдаль и тахо угасала от тоски. А когда умерла, на её могиле выросли удивительные цветы с трехцветными лепестками, в которых отразилась надежда, удивление и печаль. Их назвали анютиными глазками.
Поют песню «Цветочница Анюта»
Я не люблю цветы с кустов,
Не называю их цветами.
Хоть прикасаюсь к ним устами,
Но не найду к ним нежных слов.
Я только тот люблю цветок,
Который врос корнями в землю,
Его люблю я и приемлю,
Как северный наш василёк.
С.А. Есенин
Украинская легенда о васильке (Слайд 5)
Молодого статного крестьянского парня Василия полюбила красавица русалка, и он ответил ей взаимностью. Были они очень счастливы, только никак не могли договориться, где им лучше жить вместе. Русалка звала Василия в милые сердцу прохладные воды реки, а молодой пахарь хотел поселиться у родных полей. Долго они спорили, уговаривали друг другая. Но никто не желал уступать. Тогда русалка решилась и превратила парня в голубой скромный цветок – василёк. Она надеялась, что голубой цветочек – Василий – василек рано или поздно придёт в её родной водяной дом. Но так и не дождалась: василёк крепко держится корнями за пашню и неразлучен с роднями полями.
А вы знаете, что во многих странах существуют национальные праздники, посвященные цветам. Например, в Англии чествуют незабудку, в Японии - хразантему.
Голубой светлой капелькой
В луговой цветной узор
Незабудка солнцем вкраплена,
Словно бусинка в ковер.
С.П. Красиков
Древнегреческая легенда о незабудке
Однажды богиня цветов Флора спустилась на Землю и стала раздавать названия всем цветам на земле. Все цветы были одарены именами, никого не пропустила прекрасная богиня и хотела уже удалиться, как вдруг услышала се-то слабый тонкий голосок: «Не забудь меня, флора! Дай и мне какое-нибудь имя!»
Оглянулась Флора, посмотрела вокруг и снова хотела уйти, так никого и не увидев. Но голос повторился и попросил для себя имя. И тут Флора заметила среди травы маленькие нежный цветок голубого цвета. Рассмеялась богиня, и сказала, что будет он называться незабудкой. А вместе с этим именем она наделила его чудесной силой – возвращать память тем людям, которые начнут забывать свою родину и своих близких.
Немецкий поэт Гёте очень любил фиалку. В настоящее время в Германии праздник весны называется этим цветком, да и для нашей страны он дорог.
Древнегреческая легенда о Фиалке.(Слайд 6)
Бог света Апполон преследовал одну из самых прекрасных дочерей Атласа, которая в страхе убегала от него.
И когда он почти настиг её, девушка с мольбой обратилась к Зевсу, чтобы громовержец укрыл её от Аполлона. Великий Зевс сжалился и превратил её в цветущую фиалку, спрятав в тени своих лесов. С тех пор каждую весну она цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса, радуя богов и богинь.
Возможно, этот цветок так бы и остался в небесных лесах и никогда бы не попал на землю. Но однажды юная Персефона, дочь Зевса и Дементры, рвала Фиалки, выбирая для своего букета самые нежные и красивые. Тут-то к ней и подкрался бог мрачного царства Аид и хотел похитить её. Персефона бросилась прочь, прижимая к груди сорванные цветы, но Аид все-таки догнал её. В испуге она выронила фиалки, и они упали на землю. Вот откуда двойственность почитания цветов у древних греков: с одной стороны, фиалка - знак печали, с другой – символ весны и оживающей природы.
На поля дохнуло ветром вешним,
Ивы распустились за прудом.
У тропинки маленький подснежник
Загорелся синим огоньком.
Закачался, слабенький и гибкий,
Удивленно радуясь всему.
И в ответ с приветливой улыбкой
Солнце наклоняется к нему.
С.П. Красиков
Христианская легенда о подснежнике (Слайд 7)
Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, Еве было сильно холодно и грустно. Тогда несколько снежинок сжалились над ней и превратились в цветы - подснежники. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда. С тех пор подснежник стал символом надежды.
Голубенький, чистый
Подснежник цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок…
Последние слезы о горе былом
И первые грёзы о счастье ином…
А.Н. Майков
Древнерусская легенда о ландыше.(Слайд 8)
А по древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши — символ чистоты, любви и грусти.
Звучит песня «Ландыши» в исполнении детей.
В мире существует так называемый язык цветов, например тюльпан означает гордость, незабудка – постоянство, красная роза – любовь, колокольчик – болтливость. (Слайд 9)
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
Конь несёт меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьёт своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Тёмно-голубые! А. К. Толстой
Христианская легенда о маргаритках
Когда Пресвятая Дева Мария была еще девочкой, то однажды ночью она смотрела на небо, усеянное звездами, и высказала желание: как хорошо бы было, если бы все эти чудесные звезды сделались земными цветами, и она смогла бы с ними играть. Звезды тот же час же отразились в блестящих капельках росы и когда на следующее утро солнце озарило землю, то вся она была усеяна, как звездами, белыми цветочками. Мария была в восхищении, украсила себя цветами, и отныне маргаритки стали любимыми цветами Богородицы.
Как мой садик свеж и зелен!
Распустилась в нём сирень;
От черёмухи душистой
И от лип кудрявых тень...
Правда, нет в нём бледных лилий,
Горделивых георгин,
И лишь пёстрые головки
Возвышает мак один,
Да подсолнечник у входа,
Словно верный часовой,
Сторожит себе дорожку,
Всю поросшую травой...
А. Н. Плещеев
Русская легенда об Иван-чае
Жил в одном селе под Питером паренёк Иван, любил щеголять в красной рубахе. Большую часть времени односельчане видели его в лесу, на опушках, среди цветов и трав. Любил он лес, изучал целебные свойства растений. Завидев мелькавший среди листвы алый цвет, говорили: «Да, это Иван, чай, ходит!».
Никто и не приметил, в какой момент запропастился Иван, но на опушках у околиц вдруг появились невиданные раньше красивые алые цветы. Люди, их увидев, принимали цветы за рубашку Ивана и стали снова говорить: «Да, это Иван, чай!». Так и пристало название к неожиданно появившимся цветам.
Привыкли к ним люди: красивые цветы, да душистые. А однажды попали цветы в котелок с кипятком и оказался отвар приятным и освежающим. Так и начали в том селе Копорье, что под Петербургом, делать из листьев и цветов иван-чая целебный напиток. Такова легенда о появлении на Руси иван-чая.
Вы знаете, многие цветы – это настоящая лесная аптека, помогающая человеку сохранить здоровье, продлить жизнь и излечится от недугов. Великий Жан Жак Руссо говорил своим друзьям: «Когда вы заметите, что я очень болен и мало надежды на выздоровление, снесите меня на луг, и вы увидите, что мне опять станет хорошо».
Я не степью хожу – я хожу по аптеке,
Разбираясь в ее травяной картотеке.
Беспредельная степь, бесконечная степь,
Ты – природой написанный странный рецепт.
И мне видится: тонкие корешки
В аккуратные сыплются порошки,
И качаются склянки с ромашкой на пробке,
И пилюли слагаются с веток в коробки.
Вы горячкой больны – вам накапали степь,
Вы в жару – нате степь на горчичном листе.
С.Кирсанов.
А закончим мы свой разговор о цветах сегодня на загадочной ноте.
Легенда о лилии (Слайд 10)
Рассказывают, что фиванская царица красавица Алкмена, мать Геркулеса, боясь мести ревнивой Юноны, чтобы укрыть рожденного ею от Юпитера Геркулеса, положила его под густой кустарник; но Минерва, знавшая божественное происхождение малютки, нарочно повела Юнону к этому месту и показала ей бедного, покинутого своей матерью ребенка. Здоровый, прелестный мальчуган очень понравился Юноне, и как защитница и покровительница всех новорожденных она согласилась дать томившемуся от жажды малютке пососать своего молока. Но мальчик, почувствовав в ней инстинктивно своего врага, так сильно укусил ее, что она, вскрикнув от боли, грубо оттолкнула его. Молоко брызнуло и, разлившись по небу, образовало Млечный путь, а несколько капель его, упав на землю, превратилось в лилии.
Викторина (Слайд 11)
- Какое растение согласно преданию цветет в ночь на Ивана Купалу?(папоротник)
- Из какого цветка появилась на свет Дюймовочка? (Тюльпан)
- Какие цветы росли у Кая и Герды? (Розы)
- Какое растение любят кошки? (Валериана)
- Какой цветок называют шпажником? (Гладиолус)
- Какой цветок изображен на статуе Будды? (Лотос)
- Какое второе название прочно закрепилось за растением алоэ? ( Столетник)
Заключительное слово
Один из мыслителей древности говорил, что если сорвать цветок, то он завянет, если поймать мотылька, то он умрёт, значит, к природе можно прикоснуться только сердцем. Я надеюсь, что сегодня, ребята, вы стали чуточку добрее по отношению к природе, и к самим себе. И пусть этот день, и каждый следующий, будет наполнен для вас яркими красками и приносит столько же радости, сколько приносит каждому человеку цветущий цветок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Царица роза.
Анютины глазки
Скромный цветок - василек
Символ весны и оживающей природы-фиалка .
Подснежник-символ радости и надежды .
Выглянул на солнце ландыш серебристый.
Колокольчики мои, цветики степные!
Загадочная и таинственная лилия .
Без цветов наша Земля не была бы такой прекрасной!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мифы и легенды.
Иллюстративный материал к уроку литературы в 5 классе "Мифы и легенды"....
Мифы и легенды о цветах.
Данная разработка может быть использована на внеклассном уроке по литературе. Учащиеся познакомятся с мифами и легендами о цветах....
Мифы и легенды Древней Греции.5 класс
Для того,чтобы урок прошёл успешно, необходимо дать предварительное задание учащимся: прочитать мифы о богах и 12 подвигов Геракла, выписать имя бога и указать сферу его покровительс...
Мифы и легенды в топонимике ольхонских бурят
Топонимика Ольхонского района. Географические названия в мифах и легендах ольхонских бурят....
Мифы и легенды Древнего Рима 5 класс
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА....
Отличие мифа от легенды. Мифы древней Греции
Конспект первого урока из системы уроков по теме "Мифы Дрквней Греции"...