Конспект урока
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Глазкова Юлия Анатольевна

Подробный конспект открытого урока "Приспособленность организмов к среде обитания", сопровождаемый презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: "Приспособленность организмов к среде обитания

(СЛАЙД 1)

Цель урока: Создать условия для эффективного усвоения знаний о приспособленности организмов к среде обитания.

Задачи: Образовательные – закрепить знания о формах естественного отбора; — сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания; — познакомить с видами приспособлений у растений и животных; — раскрыть относительный характер приспособлений; — подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений, с использованием учения о движущих силах эволюции; — расширить кругозор учащихся.

Развивающие — развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление; — эмоциональную сферу: уверенность в себе; — мотивационную сферу: стремление добиться успехов; — коммуникативную сферу: навыки работы в паре.

Воспитательные — воспитывать целостное восприятие мира; — формировать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: ноутбук, ММП: презентация Microsoft Power Point «Приспособленность организмов», картинки растений и животных

Тип урока : комбинированный ( первичное изучение нового материала и первичное закрепление)

Методы обучения : частично – поисковый.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная.

Ход урока.

Девиз урока «Ты наблюдаешь жизнь, которую никогда не увидят те, кто не научился терпеливо всматриваться в неё» Теодор О. Зокки английский натуралист.

1.Мотивационно - организационный этап. Постановка целей и задач урока.

Вступительное слово учителя Вспомним, ребята, какой восторг вызывают у нас произведения искусства: скульптуры, картины, музыкальные произведения. Они заставляют нас остановится в жизненной суете, прислушаться, оглянуться, что – то вспомнить. К сожалению, не всегда подобная реакция бывает у нас при виде живых организмов. А ведь каждый из них может претендовать на звание произведения, но не искусства, а природы. Вспомните, насколько причудливы и удивительны, могут быть самые обычные, привычные для нас живые организмы. У самого крохотного существа могут быть такие особенности, такие качества, которые имеют не только эстетическое значение, но и практическую пользу. Взять, например жабу( слайд 2) мирно сидящую на камне и едва заметную на нем. Восемьсот миллионов лет эволюция создавала её такой, какова она сейчас. Она одно из консервативных созданий на Земле. Эта жаба мало, чем отличается от своих предков, живших десятки  миллионов лет, но она благополучно существует и в наши дни, понятие «красота» в природе отсутствует, его придумал человек, зато есть понятия «целесообразность», «необходимость», «приспособленность». Вот как раз последнее и станет темой нашего сегодняшнего разговора.

Главное, что необходимо выяснить – Действительно ли, приспособления так необходимы каждому живому организму в отдельности и всему виду в целом?

Запишите в тетрадь дату и тему урока (СЛАЙД 1)

2Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы изучили с вами естественный отбор, выяснили результаты этого отбора. В форме фронтальной беседы предлагается ответить на вопросы

_Какие особи выживают в результате естественного отбора? (самые приспособленные)

Как вы считаете, какое значение приспособленность  имеет для организмов?

-приспособленность к  условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства.

Возникает вопрос, как образуются приспособления? Попробуем объяснить  образование хобота у слона и длинной шеи у жирафа с  точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина.

(На экране фотография слона и жирафа  и формулировка поставленного вопроса)

(слайд 4)

Предположительные ответы учащихся:

По Линнею: приспособленность организмов – проявление изначальной целесообразности. Движущей силой является Бог, слонов, жирафов как и всех животных создал Бог. Поэтому все слоны с момента возникновения обладают длинным хоботом, а  все жирафы длинной шеей

По Ламарку: способности  организмов изменяются под воздействием внешней среды. Движущей силой эволюции является стремление организмов к совершенству. Слоны при добывании пищи вынуждены были постоянно вытягивать свою верхнюю губу, чтобы достать пищу . Этот признак передается по наследству. Так возник длинный хобот слонов. Жирафы при добывании пищи в засуху, когда травянистый покров выгорает, вынуждены питаться листьями деревьев, в результате чего они постоянно вытягивали свою шею, чтобы достать листья, таким образом, в результате упражнения и вытянулась шея. Этот признак передается по наследству. Так возникла длинная шея у жирафов

По Дарвину: среди множества  слонов были животные с хоботами разной длины. Те из них, у кого хобот был  немного длиннее, более успешно добывали себе пищу и выживали. Этот признак передавался по наследству. Так, постепенно, возник длинный хобот слонов,

среди множества жирафов были животные с шеей разной длины. Те из них, у кого шея была немного длиннее, более успешно добывали себе пищу (листья с деревьев) и выживали, а животные с короткой шеей не получали пищу и устранялись действием естественного отбора. Этот признак передавался по наследству. Так, постепенно, возникла длинная шея у жирафа.

Как вы думаете, кто из ученых был прав.

3 Изучение нового материала

Одним из результатов естественного отбора, являющегося направляющей движущей силой процесса эволюции, можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций - приспособлений к среде обитания. Мы с вами узнали, что в природе выживают самые сильные и приспособленные особи.

Причины приспособленности — движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.(5слайд)

-Давайте же выясним, что такое приспособленность организмов к среде обитания?

_ Слушаю ваши предположения?!

- Определение появляется на слайде 6,7 ребята записывают его в тетрадь

Приспособленность- или адаптация

(Приспособленность - соответствие признаков организма (внутреннего и внешнего строения, физиологических процессов, поведения) среде обитания, позволяющее выжить и дать потомство.

- Мы выяснили, что все живые организмы обитают в разных условиях окружающей среды, поэтому по-разному к ней приспособлены. Давайте выясним, какие формы приспособленности существуют у растений и животных.

-Для удобства работы на уроке я вам предлагаю заполнить вот такую таблицу (раздать таблицу для заполнения), которую вы заполните на уроке, а затем вклеите в тетради.

Табл. Виды адаптаций у живых организмов

Вид адаптации

Значение приспособленности

Примеры

Среда обитания

- Существует несколько типов адаптаций Мы познакомимся с основными из них: (слайд 8)

Морфологические адаптации (изменения формы тела, окраски, размеров)

-обтекаемая форма тела у рыб и птиц (кайра, тупик, гагара);

-перепонки между пальцами у водоплавающих животных;

-густой шерстный покров, оперение, белая окраска зимой у северных обитателей (песец, заяц, куропатка, горностай);

-плоское тело у придонных рыб;

Физиологические адаптации Приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания, направленная на сохранение постоянства внутренней среды организма - гомеостаза.

-накопление жира пустынными животными перед наступлением засушливого сезона (верблюд)

-способность морских зверей подолгу находиться под водой благодаря дыханию (легкие крупнее, в крови больше гемоглобина, запас кислорода в миоглобине) китообразные и ластоногие

Поведенческие адаптации (изменения поведения в тех или иных условиях).

- забота о потомстве улучшает выживание молодых животных, повышает устойчивость их популяций.

- образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи. Что облегчает пропитание и защиту (волки, многие птицы).

- сезонные миграции (северный олень, перелетные птицы).

- птичьи базары (кайра, тупик, чайка-маевка).

- предусмотрительное поведение: спячка, запасание корма (медведи, барсуки, белка, крот).

Теперь мы перейдем ко второй части нашего урока. Вы получили заранее творческое задание, самостоятельно познакомится с некоторыми видами адаптаций и описать нам их интересные особенности. По мере выступления каждого ученика вы заполняете таблицу в рабочих листках.

- Предоставим слово ребятам.  Первый отчет о проделанной работе предоставим 1 паре- они расскажут нам о морфологических адаптациях на конкретных примерах

Морфологические адаптации

1)Они связаны с изменением строения тела.(слайд9)

А)обтекаемая форма тела у дельфина,

Б)появление перепонок между пальцами ног у водоплавающих птиц

В)формирование у придонных рыб плоского тела (камбала)

2)Покровительственная окраска ( слайд 10,11)

Покровительственная окраска очень важна для видов животных, не имеющих эффективных средств защиты от хищников. Благодаря ей животные становятся менее заметными на местности.

А)Покровительственную окраску имеют донные рыбы, и большинство насекомых.

Б)На севере чаще встречается белая или светлая окраска, помогающая маскироваться на снегу (полярные медведи, полярные совы, песцы, детеныши ластоногих.

В)У ряда животных появилась окраска, образованная чередованием светлых и темных полос или пятен, делающая их менее заметными в кустарниках и густых зарослях (тигры, молодые кабаны, зебры, пятнистые олени

Г)Некоторые животные способны очень быстро менять окраску в зависимости от условий (хамелеоны, осьминоги, камбала

Д)самки птиц, высиживающие яйца, почти неотличимы от фона местности.

Яйца птиц также окрашены под цвет местности.

3)Маскировка(слайд12)

Суть маскировки в том, что форма тела и его окраска делают животных похожими на листья, сучки, ветви, кору или колючки растений. Часто встречается у насекомых, обитающих на растениях например  у палочника.

4)Предостерегающая или угрожающая окраска(слайд 13)

Некоторые виды насекомых, имеющих ядовитые или пахучие железы, имеют яркую предостерегающую окраску. Поэтому хищники, однажды столкнувшиеся с ними, надолго запоминают эту окраску и больше не нападают на таких насекомых (например, осы, шмели, божьи коровки, колорадские жуки и ряд других).

5)Мимикрия (слайд 14)

Мимикрия — это окраска и форма тела у безобидных животных, подражающие их ядовитым собратьям. Например, некоторые неядовитые змеи похожи на ядовитых. Цикады и сверчки напоминают крупных муравьев. У некоторых бабочек на крыльях имеются крупные пятна, напоминающие глаза хищников.

- Предоставим слово ребятам из второй пары. Они расскажут нам о Физиологических адаптациях.

Физиологические адаптации

Этот тип адаптаций связан с перестройкой обмена веществ у организмов. (СЛАЙД 15)

А)Многие пустынные животные перед наступлением засушливого сезона накапливают много жира: при его окислении образуется большое количество воды. Птицы и млекопитающие способны регулировать потери воды с поверхности дыхательных путей. Например, верблюд при лишении воды резко сокращает испарение как с дыхательных путей, так и через потовые железы.

Б)Рептилии и птицы, проводящие большую часть жизни в морских просторах и пьющие морскую воду, приобрели специальные железы, позволяющие им быстро избавляться от избытка солей.

В)Многие ныряющие  животные могут сравнительно долго обходиться без доступа кислорода. Например, тюлени ныряют на глубину 100—200 и даже 600 метров и находятся под водой 40—60 минут. Это объясняется, большим количеством особого пигмента, находящегося в мышцах, — миоглобина. Миоглобин способен связать в 10 раз больше кислорода, чем гемоглобин

Г) Ночные хищники, например совы, превосходно видят в условиях слабого освещения. У некоторых змей хорошо развита способность к термолокации. Они различают на расстоянии объекты, если разница их температур составляет всего 0,2 °С. Многие животные прекрасно ориентируются в пространстве с помощью эхолокации (летучие мыши, совы, дельфины)

К этой же группе адаптаций относятся и

Биохимические адаптации (СЛАЙД 16)

Этот тип адаптаций связан с образованием определенных веществ, облегчающих защиту от врагов или нападение на другие организмы. Сюда можно отнести

яды змей, скорпионов, пауков и некоторых других животных, облегчающие им охоту;

антибиотики грибов и бактерий, защищающие их от конкурентов;

токсины растений, предохраняющие их от выедания;

пахучие вещества клопов и некоторых других насекомых, отпугивающие врагов.

- Ребята из третьей пары расскажут нам об «Поведенческих адаптациях»

.

Поведенческие адаптации

Данный тип адаптаций связан с изменением поведения в тех или иных условиях.

1)Забота о потомстве ( СЛАЙД 17)может проявляться в разной форме. Многие рыбы охраняют икру, откладываемую между камнями.

Азовские и каспийские бычки откладывают икру в ямки, вырытые в дне, и охраняют её затем в течение всего развития.

Самец колюшки строит гнездо с выходом и входом. Некоторые американские сомы прилепляют икру на брюхо и носят её на себе все время развития. Многие рыбы вынашивают икру во рту или даже в желудке. В это время родитель ничего не ест.

Существуют виды лягушек, у которых икринки развиваются в специальной выводковой сумке на спине.

Значительно более сложные и многообразные формы заботы о потомстве наблюдаются у высших позвоночных. Так, птицы откладывают оплодотворённые яйца в специальные сооружения – гнёзда. Яйца развиваются под влиянием тепла, сообщаемого им телом родителей, и не зависят от случайностей погоды. Выведенных птенцов не оставляют на произвол судьбы, а длительное время выкармливают и охраняют их.

Наивысшей степени развития достигают формы поведения у млекопитающих животных. Это проявляется и в отношении к детёнышам. Звери не только кормят своё потомство, но и обучают ловить добычу. Ещё Ч.Дарвин отмечал, что хищные звери учат своих детёнышей избегать опасностей, в том числе охотников.

2Приспособления к периодическим факторам среды

(СЛАЙД 18)

Выживание амфибий в условиях недостатка влаги в  пустыне обеспечивается целым рядом приспособлений. У них меняется характер активности: она приурочивается к периодам повышенной влажности. В пустынях лягушки охотятся только ночью, когда влага конденсируется на почве и на растительности, а днем укрываются в норах грызунов.

Ласточки, аисты, соловьи осенью улетают на зимовку в теплые края, а весной снова возвращаются. Поэтому их называют перелетными птицами. Так они приспособились к периодическим изменениям времен года. Ведь с наступлением зимы количество семян и плодов, насекомых, мелких животных, которыми питаются птицы, уменьшается.

Кроме птиц, в холодное время года от недостатка корма страдают и звери. Чтобы пережить этот неблагоприятный период, животные имеют различные приспособления. еж, барсук с осени до весны находятся в обустроенных норах, а бурый медведь — в берлоге. В это время они не питаются и не двигаются, их дыхание замедляется. Такое состояние называется спячкой. Запасы жира, накопленные этими животными осенью, обеспечивают их существование в течение нескольких зимних месяцев.

Ящерицы и лягушки зимой находятся в состоянии оцепенения. Подобное состояние присуще  и насекомым. Они находятся в таком состоянии до весны, а потом «оживают» — начинают двигаться в поисках пищи.

- Спасибо ребятам за содержательные сообщения!

4Рефлексия

Соотнесите приведённые примеры приспособлений с их характером.

  1. Окраска шерсти белого медведя
  2. Окраска жирафа
  3. Окраска шмеля
  4. Форма тела палочника
  5. Окраска божьей коровки
  6. Яркие пятна у гусениц
  7. Строение цветка орхидеи
  8. Внешний вид  мухи-журчалки
  9. Форма цветочного богомола
  10. Поведение жука-бомбардира
  1. Покровительственная окраска
  2. Маскировка
  3. Мимикрия
  4. Предупреждающая окраска
  5. Приспособительное поведение

Ребята, какое эволюционное значение для живых организмов имеют адаптации?

Ответ: адаптации помогают живым организмам выжить и оставить плодовитое потомство.

 Верно, запишите значение адаптаций в тетрадь.

От чего зависит формирование того или иного приспособления?

Ответ: от действия факторов окружающей среды.

Сегодня на уроке мы познакомились с адаптацией различных живых организмов к среде обитания. Выяснили, что у всех особей в ходе эволюции формируется генетически закреплённые свойства, обеспечивающие наилучшую приспособленность организмов к среде обитания. Но, как и всё в этом мире, любая приспособленность относительна!

Еще Ч. Дарвин подчеркивал, что все приспособления, сколько бы совершенными они не были, носят относительный характер, т.е. полезны лишь в типичной среде обитания.

- Например, дятел легко перемещается по стволам деревьев, но его конечности плохо приспособлены для перемещения по поверхности почвы.

Напротив страусы, которые не способны летать, прекрасно бегают

Водоплавающие птицы плохо перемещаются по суше.

Белая окраска зайца делает его незаметным на снегу, но хорошо заметным на фоне темных стволов деревьев и т.д.

Приспособление к определенным условиям может быть бесполезно или даже вредно при появлении новых условий. Однако условия обитания меняются постоянно и иногда очень резко. В этих случаях накопленные ранее адаптации могут затруднить формирование новых, что может вести к вымиранию больших групп организмов, как это случилось более 60—70 миллионов лет назад с некогда очень многочисленными и разнообразными динозаврам.

- (Запишите в тетрадь как вывод, что приспособленность носит относительный характер)

Естественный отбор формирует приспособление к конкретным условиям существования (в данное время и в данном месте), а не ко всем возможным условиям среды. В нетипичных условиях они могут оказаться бесполезными или вредными. ( слайд 19)

Обобщение

- Таким образом, приспособленность - это относительная целесообразность строения и функций организма, являющаяся результатом естественного отбора, устраняющего неприспособленных к данным условиям существования особей.

В настоящее время на нашей планете постоянно происходят различные экологические катастрофы, приводящие к вымиранию живых организмов, не способных быстро адаптироваться к быстро меняющимся условиям среды!

- Домашнее задание: параграф 7, записи в тетради выучить.

- Сегодня на уроке вы работали очень хорошо. Вашу работу я оцениваю следующим образом:

- выступающие с сообщениями – 5

Дополнительные "5" получают ребята, которые работали над созданием презентации.

- Ваши письменные работы, я позже проверю и поставлю вам за нее оценки.

Всем спасибо за урок, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...