Рабочая программа по биологии 7-9 классы Пасечник
рабочая программа по биологии (7, 8, 9 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 7-9 классы Пасечник стандарт 2004 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
b_7-9_rp_16-17_-_kopiya.docx | 87.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Щекинская средняя общеобразовательная школа»
Бобровский филиал
РАССМОТРЕНА на заседании школьного методического объединения от «01» сентября 2016 г. № 1 ____________ | РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета от «01» сентября 2016 г. № 2 | УТВЕРЖДЕНА приказом от 01.09.2016 г.№ 1-230 Директор МБОУ "Щекинская СОШ» __________ Е.П.Кузичкина
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «БИОЛОГИЯ»
(7-9 классы)
Учитель: Баранова Антонина Петровна
I квалификационной категории
2016 год
Содержание.
| 3 |
| 4 |
| 8 |
| 18 |
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для обучающихся 7-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами:
- Законом «Об образовании» №273 от 29.12.2012 г.;
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года),
- Примерной программой, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта по биологии
- ООП МБОУ «Щекинская СОШ»
- Программой формирования универсальных учебных действий;
- Списком учебников ОУ, соответствующему Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2016-2017 уч. год, реализующих программы общего образования в соответствии с ФГОС
- Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03)
- Программой к завершённой предметной линии учебников по биологии под редакцией В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой в 8 и 9 классах, а в 7 классе с учётом пожеланий обучающихся и их родителей используется учебник под редакцией Трайтака Д.И.,
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников, потому что базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Особенность построения курса состоит в том, что изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Цели изучения предмета:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
- работа с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
- наблюдение за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказании первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ – инфекции.
Задачи:
- развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы,
- создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций;
- создание условий для формирования умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни, безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Курс рассчитан на реализацию в объёме 208 часов, 2 часа в неделю.
В содержание программы к завершённой линии учебников по биологии под редакцией В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой для 9 класса внесены следующие дополнения и изменения, общий объём которых не превышает 15%:
Класс | Дидактическая единица | Объём учебного времени | Причина корректировки |
9 класс | Тема 1.3. Организменный уровень | Увеличен на 2 часа | Учащиеся испытывают затруднения при решении генетических задач |
Тема 1.5. Экосистемный уровень | Уменьшен на 3 часа | По учебному плану «МБОУ Щекинская СОШ» отводится 68 часов вместо 70 и | |
Тема 1.6. Биосферный уровень | Уменьшен на 1 час |
2. Требования к уровню подготовки обучающихся
7 класса
Учащиеся должны знать:
- - значение видового многообразия животного мира;
- - роль животных в природе и жизни человека;
- - связи животных со средой обитания;
- - особенности строения и жизнедеятельности животных из разных систематических групп (на примере типичных объектов); - отличительные особенности строения и жизнедеятельности позвоночных и беспозвоночных животных;
- - основные систематические категории изучаемых животных;
- - экологические факторы, влияющие на животных;
- - роль животных в пищевых цепях в биоценозах;
- - влияние деятельности человека на животный мир;
- - редкие и исчезающие виды животных, правила охраны животных;
- - правила и нормы поведения человека в природе.
Учащиеся должны уметь:
- - проводить наблюдения за животными;
- - ухаживать за животными уголка живой природы;
- - пользоваться оптическими приборами и лабораторно-экскурсионным оборудованием;
- - определять виды наиболее распространенных животных родного края (по внешнему виду, на таблицах, фотографиях, микропрепаратах);
- - составлять цепи (сети) питания животных в биоценозах;
- - владеть приемами работы с учебником и другими пособиями;
- - проводить просветительскую работу по охране животных.
8 класса
В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:
- сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;
- нализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
9 класса
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
называть
- общие признаки живых организмов;
- признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
- причины и результаты эволюции;
приводить примеры
- усложнения растений и животных в процессе эволюции;
- природных и искусственных сообществ;
- изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
- наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать
• строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
- деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
- строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;
- обмен веществ и превращение энергии;
- роль ферментов и витаминов в организме;
- особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
- дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
- иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
- размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
- вирусы как неклеточные формы жизни;
- среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
- природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
- искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать
- взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
- родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
- особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
- роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
- влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
- меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
- влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
- роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
• организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
- клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
- наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;
сравнивать
- строение и функции клеток растений и животных;
- организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
- семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;
применять знания
- о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
- о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
- о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
- о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
- о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
- о клеточном строении организмов всех царств;
- о родстве и единстве органического мира;
об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
наблюдать
- сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;
- результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;
соблюдать правила
- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
- проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;
- бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
- здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
3. Содержание учебного предмета
ЖИВОТНЫЕ (70 ч, 2 ч в неделю) Введение (2 ч)
Животные - часть живой природы. Зоология - комплекс наук о животных. Понятие о фауне. Многообразие животного мира. Среды обитания животных. Классификация животного мира: царство, типы, классы, отряды, семейства, роды, виды.
Раздел 1 ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (5 ч)
Одноклеточные животные, или простейшие
Общая характеристика одноклеточных животных. Корненожки. Жгутиконосцы. Инфузории. Споровики. Паразитизм простейших. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Практические работы | № 1 «Изучение одноклеточных под микроскопом». |
№ 2 «Изучение капли раствора мела под микроскопом» | |
№ 3 «Изучение эвглены зеленой и вольвокса» | |
№ 4 «Изучение простейших в сенном настое» |
Раздел II.
МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ (24 ч)
Кишечнополостные 3 ч
Многоклеточные животные. Общая характеристика кишечнополостных. Пресноводная гидра. Среда обитания и внутреннее строение. Процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, размножение). Рефлекс. Регенерация. Медузы. Коралловые полипы. Коралловые рифы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Практические работы | № 5 «Изучение фиксированного препарата пресноводной гидры» |
«Наблюдения за пресноводной гидрой в аквариуме» |
Черви (5 ч)
Общая характеристика червей. Типы червей: плоские круглые, кольчатые. Среды обитания червей. Внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей.
Свободноживущие плоские черви: молочно-белая планария. Паразитические плоские черви: печеночный сосальщик, бычий цепень.
Круглые черви: человеческая аскарида, нематоды. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики глистных заболеваний.
Кольчатые черви: дождевой червь. Пиявки. Особенности строения и жизнедеятельности. Значение дождевых червей в почвообразовании.
Практические работы | № 6 «Изучение нематод - паразитов растений» |
№ 7 «Изучение строения и наблюдение за поведением дождевого червя». |
Моллюски (4 ч )
Общая характеристика типа моллюсков. Классы: брюхоногие, двустворчатые, головоногие моллюски. Cpeда обитания и распространение моллюсков. Внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности моллюсков. Виноградная улитка. Слизни. Беззубка обыкновенная. Кальмар. Значение моллюсков в природе и жизни человека.
Практические работы | № 8 «Изучение внешнего строения моллюсков по влажным препаратам и натуральным объектам». |
№ 9 «Наблюдение за улитками в аквариуме и в природе» |
Членистоногие (12 ч)
Общая характеристика типа членистоногих. Классы членистоногих.
Класс Ракообразные. Речной рак. Среда обитания, покровы, внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности речного рака. Многообразие ракообразных. Их значение в природе и жизнедеятельности человека. Охрана ракообразных.
Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Пауки. Скорпионы. Клещи. Паук-крестовик. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности. Внекишечное пищеварение. Инстинкты. Значение паукообразных в природе и жизни человека. Клещи - переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры предосторожности
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Особенности строения, процессов жизнедеятельности и развития жуков. Бабочки. Тутовый шелкопряд. Общественные насекомые. Медоносные пчелы. Муравьи. Наездники. Насекомые - паразиты и распространители болезней человека и животных. Значение насекомых в природе и сельском хозяйстве.
Практические работы | № 10 «Внешнее строение членистоногих (работа с коллекцией»). |
№ 11 «Покровы и внешнее строение речного рака». | |
№ 12 «Внешнее строение насекомых (по коллекциям»). | |
№ 13 «Изучение кладок яиц, гусениц и куколок бабочек». | |
№ 14 «Наблюдения за жизнью пчел и муравьев». |
Экскурсия №1 в плодовый сад «Нахождение и сбор зимующих "гнезд" боярышницы, кольчатого и непарного шелкопрядов».
Раздел III ТИП ХОРДОВЫЕ (34 ч)
Подтип Бесчерепные (2 ч)
Общая характеристика типа хордовых. Ланцетник. Среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности ланцетника.
Практическая работа: № 15 «Внешнее строение ланцетника».
Подтип Черепные (32 ч) Рыбы (7 ч)
Общая характеристика рыб. Видовое разнообразие рыб. Распространение, экологические группы рыб (по месту обитания). Особенности внешнего строения рыб в связи с водным образом жизни. Внутреннее строение рыб. Особенности процессов жизнедеятельности и обмена веществ у рыб. Размножение, развитие и миграции рыб. Происхождение, классификация и значение рыб в природе. Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Практические работы | № 16 «Внешнее строение, формы и окраски тела рыб» |
№ 17 «Внутреннее строение рыбы». | |
№ 18 «Изучение боковой линии рыбы» |
Земноводные (4 ч)
Класс Земноводные. Общая характеристика. Cpeды обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Особенности процессов жизнедеятельности и обмена веществ у земноводных. Размножение, развитие и происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе.
Практические работы | № 19 «Внешнее строение лягушки». |
№ 20 «Строение скелета лягушки». |
Пресмыкающиеся (3 ч)
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика. Особенности внешнего строения пресмыкающихся. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся. Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Происхождение пресмыкающихся. Многообразие современных пресмыкающихся (чешуйчатые, черепахи, крокодилы), их значение и охрана.
Практические работы | № 21 «Наблюдение за черепахой». |
Птицы (8 ч)
Класс Птицы. Общая характеристика. Особенности внешнего строения птиц. Особенности строения скелета, мускулатуры, внутреннего строения и процессов жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Жизнедеятельность птиц в течение года. Происхождение птиц. Основные систематические группы современных птиц. Экологические группы птиц по местам обитания. Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц. Одомашнивание птиц. Птицеводство.
Практические работы | № 22 «Внешнее строение птицы (на примере чучел». |
№ 23 «Строение перьев птиц». | |
№ 24 «Строение скелета птицы». | |
№ 25 «Строение куриного яйца». |
Экскурсия №2 «Наблюдение за зимующими птицами своей местности».
Млекопитающие (10 ч)
Класс Млекопитающие. Общая характеристика. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности млекопитающих. Размножение, развитие и забота о потомстве у млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие современных млекопитающих. Экологические группы млекопитающих (по месту обитания). Разведение одомашненных млекопитающих. Охрана млекопитающих.
Практические работы | № 26«Внешнее строение млекопитающих» |
№ 27 «Строение скелета млекопитающих» |
Резервное время - 5 ч. распределено следующим образом:
по 1 часу добавлено в следующие темы
- Одноклеточные животные,
- Членистоногие
- пресмыкающиеся,
- птицы,
- млекопитающие
8 класс. Человек и его здоровье (70 часов, 2 часа в неделю)
Введение (1 час)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
- Происхождение человека (3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
2. Строение и функции организма (57 часов)
Тема 2.1.Общий обзор организма (1 час)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани (5 часов)
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.
■ Лабораторная работа
- Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микроарепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
■ Лабораторные работы
- Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.
- Коленный рефлекс и др.
Тема 2.4. Опорно-двигательная система (7 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
■ Лабораторные работы
- Микроскопическое строение кости.
- Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).
- Утомление при статической и динамической работе.
- Выявление нарушений осанки.
- Выявление плоскостопия (выполняется дома).
- Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.
Тема 2.5. Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
■ Лабораторная работа
- Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.
■ Лабораторные работы
- Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.
- Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
- Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
- Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Тема 2.7. Дыхательная система (4 часа)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.
■ Лабораторные работы
- Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
- Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Тема 2.8. Пищеварительная система (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация торса человека
■ Лабораторная работа
- Действие ферментов слюны на крахмал.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
Тема 2.9. Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды , и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
■ Лабораторные работы
- Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
- Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Тема 2.11. Выделительная система (1 час)
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».
Тема 2.12. Нервная система человека (5 часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Анали-тико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека
■ Лабораторные работы
- Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга
- Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
Тема 2.13. Анализаторы (5 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Лабораторная работа
- Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные работы
- Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.
- Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Тема 2.15. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.
РАЗДЕЛ 3 Индивидуальное развитие организма (5 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода.- Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.
Резерв времени — 4 часа распределено следующим образом:
по 1 часу добавлено в следующие темы
- Внутренняя среда организма
- Кровеносная и лимфатическая системы организмов
- Выделительная система
- Нервная система человека
9 класс Введение в общую биологию (70 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы (54 часа)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общее понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
■Лабораторная работа 1 Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
1.3. Организменный уровень (14 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуаль передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
■ Лабораторная работа 2 Выявление изменчивости организмов.
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
■ Лабораторная работа 3 Изучение морфологического критерия вида.
Тема 1.5. Экосистемиый уровень (8 часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
РАЗДЕЛ 2. Эволюция (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
■ Экскурсия №1. Причины многообразия видов в природе.
РАЗДЕЛ 3. Возникновение и развитие жизни (7часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
■ Лабораторная работа 4 Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
■ Экскурсия№2. В краеведческий музей или на геологическое обнажение
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
7 класс
Название раздела | Наименование темы | Колич. часов (всего) | Из них (количество часов) | |||
практич | контрольн | экскурсии | ||||
Введение | 2 | |||||
РАЗДЕЛ 1. Одноклеточные животные | 6 | 4 | ||||
РАЗДЕЛ 2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные (25 часов) | Тип Кишечнополостные | 3 | 1 | 1 | ||
Черви | 5 | 2 | ||||
Моллюски | 4 | 2 | ||||
Членистоногие | 13 | 5 | 1 | 1 | ||
РАЗДЕЛ 3. Тип Хордовые (36 ч) | Подтип Бесчерепные | 2 | 1 | |||
Подтип Черепные (34 ч) | РЫБЫ | 7 | 3 | 1 | ||
ЗЕМНОВОДНЫЕ | 4 | 2 | ||||
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ | 4 | 1 | ||||
ПТИЦЫ | 9 | 4 | 1 | 1 | ||
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ | 11 | 2 | 1 | |||
ИТОГО: | 70 | 27 | 5 | 2 |
8 класс
Тема раздела, модуля, курса | Количество часов (всего) | Из них (колич. часов) | ||
практические | контрольные | экскурсии | ||
Введение | 1 | |||
РАЗДЕЛ 1. Происхождение человека | 3 | |||
РАЗДЕЛ 2. Строение и функции организма | 61 | |||
Тема 2.1. Общий обзор организма | 1 |
| ||
Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани | 5 | 1 | 1 | |
Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма | 1 |
| ||
Тема 2.4. Опорно-двигательная система | 7 | 4 | 1 | |
Тема 2.5. Внутренняя среда организма | 4 | 1 | ||
Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма | 7 | 3 | 1 | |
Тема 2.7. Дыхательная система | 4 | 1 | ||
Тема 2.8. Пищеварительная система | 6 | 1 | 1 | |
Тема 2.9. Обмен веществ и энергии | 3 | 2 | ||
Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция | 3 |
| ||
Тема 2.11. Выделительная система | 2 |
| ||
Тема 2.12. Нервная система человека | 6 | 2 | ||
Тема 2.13. Анализаторы | 5 | 1 | ||
Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика | 5 | 2 | 1 | |
Тема 2.15. Железы внутренней секреции (эндокринная система) | 2 | |||
РАЗДЕЛ 3. Индивидуальное развитие организма | 5 | |||
ИТОГО: | 70 | 18 | 5 |
9 класс
Название раздела | Наименование темы | Количество часов (всего) | Из них (количество часов) | ||
Лабораторные работы | КР | экскурсии | |||
Введение | 2 | ||||
РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы (54 часа) | Тема 1.1. Молекулярный уровень | 10 | 1 | ||
Тема 1.2. Клеточный уровень | 15 | 1 | 1 | ||
Тема 1.3. Организменный уровень | 16 | 1 | 1 | ||
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень | 3 | 1 | |||
Тема 1.5. Экосистемный уровень | 5 | ||||
Тема 1.6. Биосферный уровень | 3 | ||||
РАЗДЕЛ 2. Эволюция | 7 | 1 | |||
РАЗДЕЛ 3. Возникновение и развитие жизни | 7 | 1 | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 68 | 4 | 4 | 2 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Щекинская средняя общеобразовательная школа»
Бобровский филиал
РАССМОТРЕН на заседании школьного методического объединения от «01» сентября 2016 г. № 1 ____________ | РАССМОТРЕН на заседании педагогического совета от «01»сентября 2016 г. № 2 | УТВЕРЖДЕН приказом от 01.09.2016 г.№ 1-231 Директор МБОУ "Щекинская СОШ» __________ Е.П.Кузичкина
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебного предмета «Биология»
для учащихся _7-9_ классов
Учитель: Баранова Антонина Петровна
I квалификационной категории
2016-2017 учебный год
Рабочая программа реализуется при работе с УМК:
- Трайтак Д.И., Суматохин С.В. Биология: Животные. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Мнемозина, 2014. - 272 с.
- Суматохин С.В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В.Суматохин. - М.: Мнемозина, 2014. - 116 с.
- Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2014.-336 с.
- Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2014. – 96 с.
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2003 – 304 с.
- В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.
Литература для учителя
- Семенцова В.Н. Биология 7 класс. Технологические карты уроков: Метод пособие. - СПб.: «Паритет», 2003. - 224 с. (Серия «Поурочное планирование»)
- Игошин Г.П. Уроки биологии в 7 классе. Развернутое планирование. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004. - 272 с. - (Учитель года России).
- Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6 - 9 классы (авторская линия Н.И.Сонина). - СПб.: Паритет, 2005. - 128 с.
- Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005;
- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. К комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника. 5-11 классы.
Инструментарий для оценивания уровня образованности учащихся изложен в Положении о едином орфографическом режиме МБОУ «Щекинская СОШ»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Примечания | |
план | факт | ||||
Введение (2 ч) | |||||
1 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Значение и разнообразие животного мира | 1 | 01.09. | ||
2 | Что изучает зоология | 1 | 07.09 | ||
Раздел 1. Одноклеточные животные (6ч) | |||||
3 | Общая характеристика одноклеточных животных. П.Р. № 1 «Изучение одноклеточных под микроскопом» | 1 | 08.09 | ||
4 | Типы Корненожки и Фораминиферы. П.Р. № 2 «Изучение мела под микроскопом» | 1 | 14.09 | ||
5 | Тип Жгутиконосцы. П.Р. № 3 «Изучение эвглены зеленой и вольвокса» | 1 | 15.09 | ||
6 | Тип Инфузории. П.Р. № 4 «Изучение простейших в сенном настое» | 21.09 | |||
7 | Паразитизм простейших | 1 | 22.09 | ||
Раздел 2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные (25 ч) | |||||
Тип Кишечнополостные (3 ч) | |||||
8 | 1 | 28.09 | |||
9 | Тип Кишечнополостные. П.Р. №5 «Изучение фиксированного препарата пресноводной гидры» | 1 | 29.09 | ||
10 | Медузы. Коралловые полипы | 1 | 05.10 | ||
11 | Обобщающее повторение К.Р. 1 «Кишечнополостные» | 1 | 06.10 | ||
Черви (5 ч) | |||||
12 | Общая характеристика червей. Тип плоские черви. | 1 | 12.10 | ||
13 | Паразитические плоские черви, или Гельминты. | 1 | 13.10 | ||
14 | Тип Круглые Черви. П.Р. №6 «Изучение нематод – паразитов растений» | 1 | 19.10 | ||
15 | Кольчатые черви. П.Р. № 7 «Изучение строения и наблюдение за поведением дождевого червя». | 1 | 20.10 | ||
16 | 1 | 26.10 | |||
Тип Моллюски (4 ч) | |||||
17 | Общая характеристика моллюсков. П.Р. №8 «Изучение внешнего строения моллюсков» | 1 | 27.10 | ||
18 | Класс Брюхоногие моллюски. П.Р. № 9 «Наблюдение за улитками в аквариуме» | 1 | 09.11 | ||
19 | 1 | 10.11 | |||
20 | Класс Головоногие моллюски | 1 | 16.11 | ||
Тип Членистоногие (13 ч) | |||||
21 | Общая характеристика типа членистоногих. П.Р. № 10 «Внешнее строение членистоногих» | 1 | 17.11 | ||
22 | Рост, развитие и размножение членистоногих | 1 | 23.11 | ||
23 | Класс Ракообразные. П.Р. № 11 «Покровы и внешнее строение речного рака» | 1 | 24.11 | ||
24 | Класс Паукообразные. Клещи. | 1 | 30.11 | ||
25 | Класс Насекомые. П.Р. №12 «Внешнее строение насекомых (по коллекциям)» | 1 | 01.12 | ||
26 | Развитие насекомых | 1 | 07.12 | ||
27 | Отряд Жесткокрылые, или Жуки | 1 | 08.12 | ||
28 | Отряд Бабочки, или Чешуекрылые. П.Р. № 13 «Изучение кладок яиц, гусениц и куколок бабочек» | 1 | 14.12 | ||
29 | Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. П.Р. №14 «Наблюдение за жизнью пчел и муравьев» | 1 | 15.12 | ||
30 | Отряд Перепончатокрылые. Муравьи | 1 | 21.12 | ||
31 | Значение насекомых в природе и сельском хозяйстве. К. Р. 2 по теме «Членистоногие» | 1 | 22.12 | ||
32 | Повторный инструктаж по технике безопасности. Экскурсия №1 в плодовый сад | 1 | 11.01 | ||
33 | Насекомые – паразиты и распространители болезней человека и животных | 1 | 12.01 | ||
Раздел 3. Тип Хордовые (36 ч) | |||||
Подтип Бесчерепные (2 ч) | |||||
34 | Общая характеристика типа Хордовые. | 1 | 18.01 | ||
35 | Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. П.Р. № 15 «Внешнее строение ланцетника». | 1 | 19.01 | ||
Подтип Черепные (34 ч) | |||||
РЫБЫ (7ч) | |||||
36 | Места обитания и внешнее строение рыб | 1 | 25.01 | ||
37 | Многообразие способов движения, форм и окраски рыб. П.Р. № 16 «Внешнее строение, формы и окраски тела рыб» | 1 | 26.01 | ||
38 | Особенности внутреннего строения рыб. П.Р. №17 «Внутреннее строение рыбы». | 1 | 01.02 | ||
39 | Нервная система и органы чувств рыб. П.Р. №18 «Изучение боковой линии рыбы» | 1 | 02.02 | ||
40 | Размножение, развитие и миграция рыб | 1 | 08.02 | ||
41 | Происхождение, классификация и значение рыб в природе. | 1 | 09.02 | ||
42 | Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных запасов. К.Р. 3 по теме «Рыбы» | 1 | 15.02 | ||
Класс ЗЕМНОВОДНЫЕ (4ч) | |||||
43 | Общая характеристика и внешнее строение земноводных. П.Р. №19 «Внешнее строение лягушки» | 1 | 16.02 | ||
44 | Особенности внутреннего строения земноводных. П.Р. №20 «Строение скелета лягушки». | 1 | 22.02 | ||
45 | 1 | 01.03 | |||
46 | Многообразие земноводных. Их значение. | 1 | 02.03 | ||
Класс ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (4ч) | |||||
47 | Внешнее строение пресмыкающихся. П.Р. № 21 «Наблюдение за черепахой» | 1 | 09.03 | ||
48 | Особенности внутреннего строения и происхождения пресмыкающихся | 1 | 15.03 | ||
49 | Многообразие пресмыкающихся, их значение в природе и для человека | 1 | 16.03 | ||
50 | Обобщающее повторение по темам «Класс Рыбы», «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся». | 1 | 22.03 | ||
Класс ПТИЦЫ (9 ч) | |||||
51 | Внешнее строение птиц. П.Р. № 22 «Внешнее строение птицы», П.Р. №23 «Строение перьев птиц» | 1 | 05.04 | ||
52 | Скелет и мускулатура птиц. П.Р. №24 «Строение скелета птицы». | 1 | 06.04 | ||
53 | 1 | 12.04 | |||
54 | Размножение птиц. П.Р. № 25 «Строение куриного яйца» | 1 | 13.04 | ||
55 | Сезонные изменения в жизни птиц. Экскурсия №2 «Наблюдение за зимующими птицами своей местности». | 1 | 19.04 | ||
56 | Происхождение птиц. Основные систематические группы современных птиц | 1 | 20.04 | ||
57 | Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц | 1 | 26.04 | ||
58 | Одомашнивание птиц. Птицеводство. Экскурсия. | 1 | 27.04 | ||
59 | Обобщающие повторение по теме «Класс Птицы». К.Р.4 по теме «Птицы» | 1 | 03.05 | ||
Класс МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (11 ч) | |||||
60 | Внешнее строение млекопитающих. П.Р. № 26 «Внешнее строение млекопитающих» | 1 | 04.05 | ||
61 | Скелет и мускулатура млекопитающих. П.Р. № 27 «Строение скелета млекопитающих» | 1 | 10.05 | ||
62 | Внутреннее строение млекопитающих | 1 | 11.05 | ||
63 | Внутреннее строение и процессы жизнедеятельности млекопитающих | 1 | 17.05 | ||
64 | Нервная система и органы чувств млекопитающих | 1 | 18.05 | ||
65 | Размножение и развитие млекопитающих | 1 | 24.05 | ||
66 | Происхождение млекопитающих. Многообразие современных зверей. | 1 | 24.05 | ||
67 | Экологические группы млекопитающих. Наземные и подземные звери | 1 | 25.05 | ||
68 | 1 | 25.05 | |||
69 | Домашние животные | 1 | 31.05 | ||
70 | Обобщение по теме «Млекопитающие». К.Р. 5 по курсу «Животные». | 1 | 31.05 |
8 класс
№ | Темы уроков | Количество часов | Д/з | Дата | Примечание | |
план | факт | |||||
ВВЕДЕНИЕ. Науки, изучающие организм человека (1 час) | ||||||
Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение. Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. | 1 | §1,2 | 01.09 | |||
Раздел I. Происхождение человека (3 часа) | ||||||
Систематическое положение человека | 1 | §3 | 07.09 | |||
Историческое прошлое людей | 1 | §4 | 08.09 | |||
Расы человека | 1 | §5 | 14.09 | |||
Раздел II. Строение и функции организма (61 час) | ||||||
Тема 2.1. Общий обзор организма (1 час) | ||||||
Общий обзор организма человека | 1 | §6 | 15.09 | |||
Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани (5 часа) | ||||||
Строение клетки | 1 | §7 | 21.09 | |||
Физиология клетки | 1 | §7 | 22.09 | |||
Ткани. Типы тканей и их свойства | 1 | §8 | 28.09 | |||
Нервная ткань. Л.Р. №1 «Рассматривание клеток и тканей в микроскоп» | 1 | §8 | 29.09 | |||
Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организма. Ткани» КР 1 по теме «Клеточное строение организма. Ткани» | 05.10 | |||||
Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час) | ||||||
Рефлекторная регуляция функций в организме | 1 | §9 | 06.10 | |||
Тема 2.4. Опорно-двигательная система (7 часов) | ||||||
Значение опорно-двигательной системы. Строение костей. Л.Р. №2 «Микроскопическое строение кости» | 1 | §10 | 12.10 | |||
Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей | 1 | §11 | 13.10 | |||
Добавочный скелет. Соединение костей | 1 | §12 | 19.10 | |||
Мышцы, их строение и функции. Л.Р. №3 «Мышцы человеческого тела» | 1 | §13 | 20.10 | |||
Работа скелетных мышц. Л.Р. №4 «Утомление при статической и динамической работе | 1 | §14 | 26.10 | |||
Осанка. Предупреждение плоскостопия. Л.Р. №5 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия» | 1 | §15 | 27.10 | |||
Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система» КР 2 по теме «ОДС» | 1 | §16 | 09.11 | |||
Тема 2.5. Внутренняя среда организма (4 часа) | ||||||
Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. | 1 | §17 | 10.11 | |||
Строение и функции эритроцитов. Л.Р. №6 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» | 1 | §17 | 16.11 | |||
Лейкоциты. Иммунитет. | 1 | §18 | 17.11 | |||
Иммунология на службе здоровья | 1 | §19 | 23.11 | |||
Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая система организма (7 часов) | ||||||
Органы кровообращения. | 1 | §20 | 24.11 | |||
Круги кровообращения. | 1 | §21 | 30.11 | |||
Строение и работа сердца. | 1 | §22 | 01.12 | |||
Движение крови по сосудам. Л.Р. №7. «Положение венозных клапанов», №8 «Определение скорости кровотока» | 1 | §23 | 07.12 | |||
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Л.Р. №9 «Функциональная проба: реакция с/с системы на дозированную нагрузку» | 1 | §24 | 08.12 | |||
Первая помощь при кровотечениях. | 1 | §25 | 14.12 | |||
Обобщающий урок по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная система» КР 3 по теме «Кровеносная система» | 1 | § | 15.12 | |||
Тема 2.7. Дыхательная система (4 часа) | ||||||
Значение дыхания. Органы дыхательной системы | 1 | §26 | 21.12 | |||
Легкие. Легочное и тканевое дыхание. Л.Р. №10 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. | 1 | §27 | 22.12 | |||
Повторный инструктаж по технике безопасности. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания | 1 | §28 | 11.01 | |||
Первая помощь при нарушении дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания. | 1 | §29 | 12.01 | |||
Тема 2.8. Пищеварительная система (6 часов) | ||||||
Питание и пищеварение. | 1 | §30 | 18.01 | |||
Пищеварение в ротовой полости. Л.Р. №11 «Действие ферментов слюны на крахмал» | 1 | §31 | 19.01 | |||
Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. | 1 | §32 | 25.01 | |||
Функции тонкого и толстого кишечника. Барьерная роль печени | 1 | §33 | 26.01 | |||
Регуляция пищеварения | 1 | §34 | 01.02 | |||
Гигиена питания. КР 4 по теме «Пищеварительная система» | 1 | §35 | 02.02 | |||
Тема 2.9. Обмен веществ и энергии (3 часа) | ||||||
Обмен веществ и энергии. Л.Р. №12 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена» | 1 | §36 | 08.02 | |||
Витамины. | 1 | §37 | 09.02 | |||
Энерготраты человека и пищевой рацион. Л.Р. №13 «Составление пищевых рационов» | 1 | §38 | 15.02 | |||
Тема 2.10. Покровные органы. Терморегуляция. (3 часа) | ||||||
Кожа – наружный покровный орган | 1 | §39 | 16.02 | |||
Терморегуляция организма. Закаливание. | 1 | §41 | 22.02 | |||
Гигиена кожи, одежды и обуви. | 1 | §40 | 01.03 | |||
Тема 2.11. Выделительная система (2 часа) | ||||||
Выделение. Строение и функции почек. | 1 | §42 | 02.03 | |||
Гигиена органов выделительной системы | 1 | §42 | 09.03 | |||
Тема 2.12. Нервная система человека (6 часов) | ||||||
Значение нервной системы | 1 | §43 | 15.03 | |||
Рефлекторный принцип работы нервной системы | 1 | §43 | 16.03 | |||
Строение нервной системы. Спинной мозг | 1 | §44 | 22.03 | |||
Головной мозг. Строение и функции. Л.Р. №14 «Пальценосовая проба» | 1 | §45 | 05.04 | |||
Передний мозг. Строение и функции | 1 | §46 | 06.04 | |||
Периферическая нервная система. Л.Р. №15 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга» | 1 | §47 | 12.04 | |||
Тема 2.13. Анализаторы. Органы чувств (5 часов) | ||||||
Значение органов чувств. Анализаторы. | 1 | §48 | 13.04 | |||
Зрительный анализатор. | 1 | §49 | 19.04 | |||
Гигиена зрения. Л.Р. №16 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением» | 1 | §50 | 20.04 | |||
Слуховой анализатор | 1 | §51 | 26.04 | |||
Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса. | 1 | §52 | 27.04 | |||
Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов) | ||||||
Наука о поведении и психике. Л.Р. № 17 «Выработка навыка зеркального письма» | 1 | §53 | 03.05 | |||
Врожденные и приобретенные программы поведения. | 1 | §54 | 04.05 | |||
Сон и сновидения. | 1 | §55 | 10.05 | |||
Особенности ВНД человека. Л.Р. № 18 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды» | 1 | §55 | 11.05 | |||
Воля. Эмоции. Внимание. Итоговая контрольная работа за курс 8 класса | 1 | § | 17.05 | |||
Тема 2.15. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа) | ||||||
Железы внутренней секреции и гормоны. | 1 | § | 18.05 | |||
Нарушение гуморальной регуляции. | 1 | § | 24.05 | |||
Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (5 час) | ||||||
Жизненные циклы. Размножение. | 1 | §60 | 25.05 | |||
Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | 1 | §61 | 25.05 | |||
Развитие ребенка после рождения. | 1 | §63 | 31.05 | |||
Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем | 1 | §62 | 31.05 | |||
Здоровье – величайшая ценность для личности и общества | 31.05 |
9 класс
№ | Тема урока | Колич часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
ВВЕДЕНИЕ (2 ч.) | |||||
Вводный инструктаж по технике безопасности. Биология – наука о жизни. Методы исследования | 1 | 01.09. | |||
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы | 1 | 06.09 | |||
РАЗДЕЛ 1. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. (43 ч) | |||||
Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 ч) | |||||
Молекулярный уровень: общая характеристика. | 1 | 08.09 | |||
Углеводы. | 1 | 13.09 | |||
Липиды | 1 | 15.09 | |||
Белки. Состав и строение. | 1 | 20.09 | |||
Функции белков. | 1 | 22.09 | |||
Нуклеиновые кислоты: строение и функции | 1 | 27.09 | |||
АТФ и другие органические соединения клетки. | 1 | 29.09 | |||
Биологические катализаторы | 1 | 04.10 | |||
Вирусы. | 1 | 06.10 | |||
Обобщающий урок по теме «Молекулярный УОЖ» КР 1 по теме «Молекулярный УОЖ» | 1 | 11.10 | |||
Тема 1.2. Клеточный уровень (15 час) | |||||
Основные положения клеточной теории. | 1 | 13.10 | |||
Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | 1 | 18.10 | |||
Двумембранные органоиды клетки. | 1 | 20.10 | |||
Одномембранные органоиды | 1 | 25.10 | |||
Немембранные органоиды | 1 | 27.10 | |||
Различия в строении клеток прокариот и эукариот. Л.Р. №1 Рассматривание клеток под микроскопом | 1 | 08.11 | |||
Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция. | 1 | 10.11 | |||
Энергетический обмен в клетке | 1 | 15.11 | |||
Питание клетки. Гетеротрофы. Хемосинтез | 1 | 17.11 | |||
Фотосинтез. | 1 | 22.11 | |||
Биосинтез белков. | 1 | 24.11 | |||
1 | 29.11 | ||||
Деление клетки. Митоз. | 1 | 06.12 | |||
1 | 08.12 | ||||
Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень». КР2 по теме «Клеточный уровень» | 1 | 13.12 | |||
Тема 1.3. Организменный уровень. (16 ч) | |||||
Бесполое размножение организмов. | 1 | .12 | |||
Половое размножение организмов. Оплодотворение. | 1 | 15.12 | |||
Онтогенез. Биогенетический закон. | 1 | 20.12 | |||
Задачи и методы генетики. Генетическая символика. | 1 | 22.12 | |||
Повторный инструктаж по технике безопасности. Моногибридное скрещивание | 1 | 10.01 | |||
Решение задач по теме «Моногибридное скрещивание» | 1 | 12.01 | |||
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | 1 | 17.01 | |||
Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков. | 1 | 19.01 | |||
Решение задач по теме «Дигибридное скрещивание». | 1 | 24.01 | |||
Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест. | 1 | 26.01 | |||
Взаимодействие генов. | 1 | 31.01 | |||
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | 02.02 | |||
Модификационная изменчивость. Норма реакции. Л.Р. №2. «Выявление изменчивости организмов» | 1 | 07.02 | |||
Мутационная изменчивость. | 1 | 09.02 | |||
Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Основные методы селекции | 1 | 14.02 | |||
Обобщающее повторение по теме «Организменный уровень» КР 3 по теме «Организменный уровень» | 1 | 16.02 | |||
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 ч.) | |||||
Вид и его критерии. Л.Р. №3 Изучение морфологического критерия вида. | 1 | 21.02 | |||
Популяция – форма существования вида. | 1 | 28.02 | |||
Биологическая классификация. | 1 | 02.03 | |||
Тема 1.5. Экосистемный уровень (5 ч). | |||||
Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | 1 | 07.03 | |||
Состав и структура сообщества. | 1 | 09.03 | |||
Потоки вещества и энергии в экосистеме. | 1 | 14.03 | |||
Продуктивность сообщества. | 1 | 16.03 | |||
Саморазвитие экосистемы. | 1 | 21.03 | |||
Тема 1.6. Биосферный уровень (3ч) | |||||
Биосфера. Среды жизни. | 1 | 04.04 | |||
Средообразующая деятельность организмов. | 1 | 06.04 | |||
Круговорот веществ в биосфере. | 1 | 11.04 | |||
РАЗДЕЛ 2. ЭВОЛЮЦИЯ (7 ч) | |||||
Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. | 1 | 13.04 | |||
Борьба за существование и естественный отбор. | 1 | 18.04 | |||
Формы естественного отбора. | 1 | 20.04 | |||
Приспособленность организмов к среде обитания - результат эволюции. | 1 | 15.04 | |||
Изолирующие механизмы. Видообразование. Экскурсия №2. Причины многообразия видов в природе. | 1 | 27.04 | |||
Макроэволюция. | 1 | 02.05 | |||
Основные закономерности эволюции. | 1 | 04.05 | |||
РАЗДЕЛ 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ (7 ч) | |||||
Гипотезы возникновения жизни. | 1 | 11.05 | |||
Происхождение жизни. Л.Р. № 4 Изучение палеонтологических доказательств эволюции. | 1 | 16.05 | |||
Основные этапы развития жизни на Земле. | 1 | 18.05 | |||
Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. Экскурсия №2 в краеведческий музей | 1 | 23.05 | |||
Развитие жизни в протерозое и палеозое | 1 | 23.05 | |||
Развитие жизни в мезозое и кайнозое | 1 | 25.05 | |||
Обобщающее повторение. Итоговая КР за курс 9 класса | 1 | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по биологии (6-9 классы), Пасечник В.В.
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:· Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом...
Рабочая программа по биологии для 8 класса, Пасечник, издательство Просвещение.
Рабочая программа разработана для учебника биологии 8 класса. Автор В.В. Пасечник. Издательство "Просвещение", 2014 год. Серия "Линия жизни"....
Рабочая программа по биологии в 7 классе (Пасечник)
Рабочая программа по биологии в 7 классе (Пасечник)...
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Пасечник В.В Линия жизни
Рабочая прграмма по биологии 5-9 классы...
рабочая программа по биологии 5-9 классы Пасечник Линия жизни
рабочая программа по биологии 5-9 классы Пасечник Линия жизни...
рабочая программа по биологии 10-11 классы Пасечник Линия жизни
рабочая программа по биологии 10-11 классы Пасечник Линия жизни...
Рабочая программа по биологии 5 - 9 класс Пасечник
Программа по биологии для основной школы предназначена для обучающихся 5 – 9 классов, изучающих предмет биология.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образовани...