урок-модуль "Кольчатые черви"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Ивашкевич Ирина Николаевна

урок с проведением лабораторной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul.doc59 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt614 КБ

Предварительный просмотр:

№ УЭ

Цель. Содержание заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: Изучить особенности внешнего  и внутреннего строения Кольчатых червей.

Познакомиться с многообразием Кольчатых червей. 

УЭ-1

5 мин.

Цель: Проверить степень усвоения тем «Плоские и круглые черви»

Задание: За ограниченное время выполните на листочках тест. Выполненные работы сдайте учителю.

  1. У Плоских червей радиальная симметрия.
  2. Промежуточный хозяин сосальщиков – малый прудовик.
  3. Круглые черви раздельнополые.
  4. У Плоских червей сквозная пищеварительная система.
  5. Ленточные черви свободноживущие.
  6. Снаружи Круглые черви покрыты плотной кутикулой.
  7. Финна – личинка печеночного сосальщика.
  8. Бычий цепень паразитирует в кишечнике.
  9. Большую роль в распространении аскарид играют комнатные мухи.
  10. Белая планария -  представитель Ресничных плоских червей.

10 баллов

Работайте индивидуально

Если утверждение верно – ставится «+», неверно – «-»

УЭ-2

3 мин.

Цель: Подготовка к восприятию нового материала.

Задание:

1. Просмотрите видеофильм и ответьте на вопросы:

Каких животных вы видите на экране?

Многие ли из вас видели их в природе?

Где они обитают?

К какому типу животных относятся?

2. Запишите в тетрадь тему урока.

Внимательно смотрите видеофильм

Обсудить ответы на вопросы в классе

Работайте индивидуально в тетради

УЭ-3

4 мин.

Цель: Познакомиться с многообразием Кольчатых червей.

Задание:

Пользуясь текстом учебника на ст.125-130, составьте схему классификации Кольчатых червей, приведите пример одного  представителя каждого класса. Правильность выполненного задания проверьте по Приложению №1.

5 баллов

Работайте индивидуально в тетради

Оцените работу в баллах

УЭ - 4

15 мин.

Цель: Изучить внешнее строение Кольчатых червей на примере дождевого червя.

Задание:

  1. Выполните лабораторную работу «Внешнее строение дождевого червя», используя Приложение 2 и  виртуальную ЛР на компьютере.
  2. Оформите данную работу в тетрадях для лабораторных работ .
  3. Результаты выполненной работы обсудите в группе.

5 баллов

Внимательно выслушайте указания учителя

Работайте в тетрадях для ЛР

Работайте в группе

Оцените работу в баллах

УЭ - 5

7 мин.

Цель: Изучить внутреннее строение Кольчатых червей.

Задание:

1. Прослушайте рассказ учителя о внутреннем строении кольчатых червей.

2. Ответьте на вопросы:

1.Назовите отделы пищеварительной системы Кольчатых червей?

2. Как дышат Кольчатые черви?

3.Назовите органы выделения Кольчатых червей?

4.Чем представлена нервная система Кольчатых червей?

5.Каковы особенности кровеносной системы Кольчатых червей?

5 баллов

Внимательно слушайте рассказ учителя, основные моменты фиксируйте в тетради

Работайте в классе

Оцените свои ответы в баллах

УЭ -6

5 мин.

Цель: Проверить степень усвоения знаний.

Задание: 1.Выполните за ограниченное время тест в Приложении 3.

2. Обменяйтесь выполненными работами с соседом. Оцените работу соседа по пятибалльной шкале, используя ответы со слайда, за каждый правильный ответ 1 балл.

5 баллов

Работайте индивидуально

Оцените работу соседа

УЭ-7

5 мин.

Цель: Подведение итогов урока, выбор домашнего задания.

Задание:

1.Подсчитайте общее число баллов? Поставьте оценку за урок.

2. Прочитайте интегрирующую цель урока.

3.Достигли ли вы заданных целей? В какой степени? Что мешало достижению цели?

4. Что осталось непонятным?

5. Выберите себе домашнее задание в зависимости от оценки, полученной на уроке. Запишите в дневник:

«5» - Составить кроссворд по теме «Кольчатые черви».

«4» - Прочитать текст ст.125-127. Составить тест по теме (5 вопросов

«3» - Прочитать текст ст.125-127. Ответить на вопросы: письменно - 1, 3, 5; устно – 2, 4, 7 на ст.131.

Работайте индивидуально

30-29 баллов – «5»

22-28 баллов – «4»

15-21 балл – «3»

0-14 баллов – «2»

Работайте с классом

Выберите Д/з

Приложение 1

Кольчатые черви

Многощетинковые                  Малощетинковые                     Пиявки

                      - нереида                                    - дождевой червь                     - рыбья

                      - пескожил                                 - трубочник                              - улитковая

                      - чешуйник                                - энхитрей                                 - медицинская

Приложение 2

Лабораторная работа №

Тема «Внешнее строение дождевого червя»

Цель: (см.Виртуальная Л.Р.).

Оборудование: компьютер.

Ход работы:

1. Зарисуйте внешнее строение дождевого червя, соблюдая правила оформления рисунков.

(см.Виртуальная Л.Р.).

2. Выполните все задания виртуальной лабораторной работы.

Вывод: (см.Виртуальная Л.Р.)

Приложение 3

Тест «Кольчатые черви»

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1.Тип Кольчатые черви включает классы:

а)многощетинковые, малощетинковые, ресничные черви

б)пиявки, малощетинковые, многощетинковые черви

в)пиявки, сосальщики, дождевые черви

г)цепни, пиявки, сосальщики

2.Представителем класса Малощетинковые является:

а)пескожил                                в)дождевой червь

б)планария                                 г)пиявка

3. Кровеносная система у дождевого червя:

а)замкнутая                                              в)отсутствует

б)незамкнутая                                          г)включает сердце

4. Дыхание у кольчатых червей:

а)отсутствует                                                в)дышат кислородом

б)бескислородное                                         г)при помощи легких

5. Метанефридии – это:

а)личинки кольчатых червей                            в)боковые выросты тела у червей

б)органы выделения кольчатых червей           г)органы осязания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЭ-1. Цель: Проверить степень усвоения темы «Плоские и Круглые черви» У Плоских червей радиальная симметрия. Промежуточный хозяин сосальщиков – малый прудовик. Круглые черви раздельнополые. У Плоских червей сквозная пищеварительная система. Ленточные черви свободноживущие.

Слайд 2

УЭ-1. Цель: Проверить степень усвоения темы «Плоские и Круглые черви» Снаружи Круглые черви покрыты плотной кутикулой. Финна – личинка печеночного сосальщика. Бычий цепень паразитирует в кишечнике. Большую роль в распространении аскарид играют комнатные мухи. Белая планария - представитель Ресничных плоских червей.

Слайд 3

Тема: Особенности организации Кольчатых червей.

Слайд 4

УЭ-0 Интегрирующая цель: Изучить особенности внешнего и внутреннего строения Кольчатых червей. Познакомиться с многообразием Кольчатых червей.

Слайд 5

УЭ-3 Цель: Познакомиться с многообразием Кольчатых червей. Задание: Пользуясь текстом учебника на ст.125-130, составьте схему классификации Кольчатых червей, приведите пример одного представителя каждого класса. Правильность выполненного задания проверьте по Приложению №1.

Слайд 6

ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ класс МНОГОЩЕТИНКОВЫЕ ( Polychaeta ) нереида пескожил чешуйник класс ПИЯВКИ (Hirudinea) – рыбья - улитковая - медицинская класс МАЛОЩЕТИН КОВЫЕ ( Oligohaeta ) дождевой червь трубочник - энхитрей

Слайд 7

Лабораторная работа: «Внешнее строение дождевого червя»

Слайд 8

Внутреннее строение Пищеварительная система Кровеносная система Выделительная система Нервная система Половая система

Слайд 9

Пищеварительная система Ротовое отверстие → глотка → пищевод → зоб → желудок → кишечник → анальное отверстие

Слайд 10

Кровеносная система Продольные сосуды Кольцевые сосуды «Сердца»

Слайд 11

Выделительная система Выделительные воронки Метанефридии

Слайд 12

Нервная система Брюшная нервная цепочка Окологлоточное нервное кольцо

Слайд 13

Половая система Семенники ( ♂ ) Яичники ( ♀ ) Встречаются как гермафродиты, так и раздельнополые Поясок

Слайд 14

Дыхание Дыхательной системы – НЕТ! Всей поверхностью тела; У некоторых представителей имеются специальные выросты – кожные жабры.

Слайд 15

Вопросы: 1.Назовите отделы пищеварительной системы Кольчатых червей? 2. Как дышат Кольчатые черви? 3.Назовите органы выделения Кольчатых червей? 4.Чем представлена нервная система Кольчатых червей? 5.Каковы особенности кровеносной системы Кольчатых червей?

Слайд 16

Ответы(5 баллов): 1 – б 2 – в 3 – а 4 – в 5 – б

Слайд 17

1.Тип Кольчатые черви включает классы: а)многощетинковые, малощетинковые, ресничные черви б)пиявки, малощетинковые, многощетинковые черви в)пиявки, сосальщики, дождевые черви г)цепни, пиявки, сосальщики 2.Представителем класса Малощетинковые является: а)пескожил в)дождевой червь б)планария г)пиявка

Слайд 18

3. Кровеносная система у дождевого червя: а)замкнутая в)отсутствует б)незамкнутая г)включает сердце 4. Дыхание у кольчатых червей: а)отсутствует в)дышат кислородом б)бескислородное г)при помощи легких 5. Метанефридии – это: а)личинки кольчатых червей в)боковые выросты тела у червей б)органы выделения кольчатых червей г)органы осязания

Слайд 19

Критерии оценок 30 - 29 баллов – «5» - Так Держать! 22 - 28 баллов – «4» - Еще чуть-чуть и будет «5» 15 - 21 балл – «3» - Будьте внимательнее 0 – 14 баллов – «2» - О чем думаете на уроке?

Слайд 20

Домашнее задание «5» - Составить кроссворд по теме «Кольчатые черви». «4» - Прочитать текст ст.125-127. Составить тест по теме (5 вопросов) «3» - Прочитать текст ст.125-127. Ответить на вопросы ст.131: письменно - 1, 3, 5; устно – 2, 4, 7 Составить синквейн к слову «Параподии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс Малощетинковые черви. Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. (VII класс)

Цель урока: выяснить особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя, раскрыть особенности размножения и роль дождевых червей в природе....

Тесты - Царство Животные (Простейште, Кишечнополостные, Кольчатые черви, Круглые черви, Плоские черви)

Готовые тестовые задания.По темам:1. Простейшие2. Кишечнополостные3. Кольчатые черви4. Круглые черви5. Плоские червиОтветы прилагаються....

презентация к уроку "Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви"

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цели урока:Образовательные: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно про...

Карточки по зоологии по теме "Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви "

Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся по зоологии. Они помогут учителю оценить знания учащихся по теме "Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви"....

Тема урока: Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки.

Конспект урока по биологии по теме: Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки.7 класс (по концентрическому принципу ФГОС)Учебник «Биология:Многообразие жи...

Контрольная работа по темам: "Тип: плоские черви, тип: круглые черви, тип: кольчатые черви"

Контрольная работа предназначена для класса с углубленным изучением биологии....