Комплект контрольно–оценочных средств по предмету "Биология"
учебно-методический материал по биологии на тему
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ БИОЛОГИЯ
Форма проведения - дифференцированный зачет
для студентов специальности
280707 «Защита в чрезвычайных ситуациях»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosy_biologiya_2015.docx | 89.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОДМОСКОВНЫЙ КОЛЛЕДЖ «ЭНЕРГИЯ»
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ООТ г. Ногинск
______________С.В.Ерлыкова
«___»___________2015г.
КОМПЛЕКТ
КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
БИОЛОГИЯ
Форма проведения - дифференцированный зачет
для студентов специальности
280707 «Защита в чрезвычайных ситуациях»
Ногинск 2015г
Разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Подмосковный колледж «Энергия», преподаватель биологии Павлова Е.С.
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
- Область применения
Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины БИОЛОГИЯ.
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и итоговой аттестации в форме Дифференцированного зачета.
КОС разработаны в соответствии с основной профессиональной образовательной программой по специальности по специальностям СПО 280707 «Защита в чрезвычайных ситуациях»
1.2. Макет комплекта контрольно-оценочных средств учебной дисциплины
Предмет оценивания (освоенные умения, усвоенные знания ) 1 | Показатели оценки результатов 2 | Вид аттестации (текущий, рубежный контроль, промежуточная аттестация) 3 | Тип контрольного задания 4 |
У1объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов | Обоснование, Формирование, выполнение доказательства классов живой природы | текущий | Устный опрос, тестовая работа, самостоятельная работа |
У2 решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); | Определение, формирование ,доказательство ,решение, демонстрация знаний генетики | текущий | фронтальный контроль знаний (тестирование открытого и закрытого типов) письменный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный кгенигенигенионтроль. Практический контроль, устный индивидуальный контроль. |
У3 описывать особей видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей | Нахождение доказательств определение морфологических критериев | текущий | устный и индивидуальный контроль |
У4сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; | Обоснование, Формирование, выполнение доказательства живой и неживой природы | текущий | письменный и фронтальный контроль, устный, индивидуальный контроль |
У5анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; | Выделение, определение, доказательство, обоснование происхождения всего живого | текущий | Творческие работы |
У6находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; | Выполнение, нахождение, определение источников знаний | текущий | письменный и фронтальный контроль, устный, индивидуальный контроль |
31использовать приобретенные знания и умения в практической Выполнение, нахождение, определение,деятельности и повседневной жизни | доказателства | текущий | устный, индивидуальный контроль |
32 соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; | выполнение | текущий | Устный, индивидуальный контроль, тестирование ,выполнение практических работ |
33основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости | Выполнение, нахождение, определение, доказательство | текущий | Устный, индивидуальный контроль, тестирование ,выполнение практических работ |
34строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура); | Выполнение, нахождение, определение, решение задач | текущий | Устный, индивидуальный контроль, тестирование ,выполнение практических работ |
З5сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; | Выполнение, Выделение формирование определять биологические прцессы | Диф\зачет | Устный, индивидуальный контроль, тестирование ,выполнение практических работ |
Комплект контрольно-измерительных материалов
Контрольная работа по биологии №1 «Учение о клетке»
Вариант № 1
Часть А. Задания с одним вариантом ответа
А 1. Молодая клетка отличается от старой клетки тем, что в ней
А) мелкие вакуоли Б) разрушено ядро В) много хлоропластов Г) крупные вакуоли
А 2. Форму грибной клетке придает
А) ядро Б) вакуоль В) оболочка Г) цитоплазма
А 3. Цитоплазма в животной клетке
А) придает клетке форму В) обеспечивает поступление веществ в клетку
Б) выполняет защитную функцию Г) осуществляет связь между частями клетки
А 4. Органические вещества клетки
А) углеводы Б) вода В) ионы натрия и калия Г) минеральные соли
А 5. Органические вещества клетки, выполняющие строительную и энергетическую функцию
А) белки Б) жиры В) углеводы Г) нуклеиновые кислоты
А 6. Растительную клетку можно узнать по наличию в ней
А) ядра Б) оболочки В) цитоплазмы Г) хлоропластов
А 7. Живые организмы, клетки которых не имеют оболочки (клеточной стенки)
А) бактерии Б) грибы В) растения Г) животные
А 8. Общим для большинства растительных и грибных клеток является
А) наличие ядра Б) способ питания В) наличие хлоропластов Г) строение оболочки
Часть В.
В 1. Выберите три признака, характерных только для растительных клеток
А) наличие митохондрий и рибосом Г) клеточная стенка из целлюлозы
Б) наличие хлоропластов Д) запасное вещество – гликоген
В) запасное вещество - крахмал Е) ядро окружено двойной мембраной
В 2. Установите соответствие между перечисленными функциями и частями клетки
Функции Части клетки
А) отвечает за наследственность 1. Ядро
Б) граница 2. Клеточная мембрана
В) участвует в делении клетки
Г) обмен веществ
Д) форма
Е) защита
В 3. Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения.
Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – (А)_______, которые заполнены (Б)_______. В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – (В)_______. Они могут быть разных цветов. Зелёные – (Г)_______, участвуют в процессе (Д)________; оранжевые – хромопласты, придают окраску листьям…
СПИСОК СЛОВ
1.ядро 2. хлоропласт 3. клеточный сок 4. оболочка 5. вакуоль 6. фотосинтез 7. пластиды
Часть С. Пользуясь текстом «Неорганические вещества», ответьте на вопросы.
Вода составляет около 80% массы клетки; в молодых быстрорастущих клетках — до 95%, в старых — 60%. Роль воды в клетке велика. Она является основной средой и растворителем, участвует в большинстве химических реакций, перемещении веществ, терморегуляции, образовании клеточных структур, определяет объем и упругость клетки. Большинство веществ поступает в организм и выводится из него в водном растворе. Биологическая роль воды определяется специфичностью строения: полярностью ее молекул и способностью образовывать водородные связи, за счет которых возникают комплексы из нескольких молекул воды. Если энергия притяжения между молекулами воды меньше, чем между молекулами воды и вещества, оно растворяется в воде. Такие вещества называют гидрофильными (от греч. «гидро» — вода, «филее» — люблю). Это многие минеральные соли, белки, углеводы и др. Если энергия притяжения между молекулами воды больше, чем энергия притяжения между молекулами воды и вещества, такие вещества нерастворимы (или слаборастворимы), их называют гидрофобными (от греч. «фобос» — страх) — жиры, липиды и др.
1. В каких клетках можно наблюдать максимальное содержание количества воды?
2. Какие вещества называются гидрофобными?
3. Какая основная роль воды в клетке?
Тест «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»
Вариант № 2
Часть А. Задания с одним вариантом ответа
А 1. Старая клетка отличается от молодой клетки тем, что в ней
А) нет вакуолей Б) разрушено ядро В) много хлоропластов Г) крупные вакуоли
А 2. Форму растительной клетке придает
А) ядро Б) вакуоль В) оболочка Г) цитоплазма
А 3. Цитоплазма в растительной клетке
А) придает клетке форму В) обеспечивает поступление веществ в клетку
Б) выполняет защитную функцию Г) осуществляет связь между частями клетки
А 4. Неорганические вещества клетки
А) углеводы Б) нуклеиновые кислоты В) белки Г) минеральные соли
А 5. Органические вещества клетки, обеспечивающие хранение наследственной информации и передачу ее потомкам
А) белки Б) жиры В) углеводы Г) нуклеиновые кислоты
А 6. Оформленное ядро отсутствует в клетках
А) грибов Б) бактерий В) растений Г) животных
А 7. В клетках растений, в отличие от клеток грибов и животных происходит
А) дыхание Б) питание В) выделение Г) фотосинтез
А 8. Общим для большинства растительных и животных клеток является
А) наличие ядра Б) способ питания В) наличие хлоропластов Г) строение оболочки
Часть В.
В 1. Выберите три признака, характерных только для растительных клеток
А) наличие митохондрий и рибосом Г) клеточная стенка из целлюлозы
Б) наличие хлоропластов Д) запасное вещество – гликоген
В) запасное вещество - крахмал Е) ядро окружено двойной мембраной
В 2. Установите соответствие между перечисленными функциями и частями клетки
Функции Части клетки
А) граница 1. Цитоплазма
Б) заполняет пространство 2. Клеточная мембрана
В) объединяет структуры клетки
Г) обмен веществ
Д) транспорт веществ
Е) защита
В 3. Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения.
Каждая клетка имеет плотную прозрачную (А)________. Под ней находится живое бесцветное вязкое вещество – (Б)_____, которая медленно движется. Внутри клетки находится небольшое плотное тельце – (В)_______, в котором можно различить (Г) ________. С помощью электронного микроскопа было установлено, что ядро клетки имеет очень сложное строение, в нем находится (Д)________.
СПИСОК СЛОВ
1.ядро 2. хлоропласт 3. цитоплазма 4. оболочка 5. вакуоль 6. ядрышко 7. хромосомы
Часть С. Пользуясь текстом «Неорганические вещества», ответьте на вопросы.
Вода составляет около 80% массы клетки; в молодых быстрорастущих клетках — до 95%, в старых — 60%. Роль воды в клетке велика. Она является основной средой и растворителем, участвует в большинстве химических реакций, перемещении веществ, терморегуляции, образовании клеточных структур, определяет объем и упругость клетки. Большинство веществ поступает в организм и выводится из него в водном растворе. Биологическая роль воды определяется специфичностью строения: полярностью ее молекул и способностью образовывать водородные связи, за счет которых возникают комплексы из нескольких молекул воды. Если энергия притяжения между молекулами воды меньше, чем между молекулами воды и вещества, оно растворяется в воде. Такие вещества называют гидрофильными (от греч. «гидро» — вода, «филее» — люблю). Это многие минеральные соли, белки, углеводы и др. Если энергия притяжения между молекулами воды больше, чем энергия притяжения между молекулами воды и вещества, такие вещества нерастворимы (или слаборастворимы), их называют гидрофобными (от греч. «фобос» — страх) — жиры, липиды и др.
1. В каких клетках можно наблюдать минимальное содержание количества воды?
2. Какие вещества называются гидрофильными?
3. Что определяет вода в клетке?
Критерии оценки:
Контрольная работа состоит из 3 частей: часть А – 8 заданий по 1 баллу за каждый верный ответ;
часть В – 3 задания по 2 балла за каждый ответ;
часть С – 1 задание 3 балла за верный ответ.
Процент результативности (количество набранных баллов) | Оценка уровня подготовки | |
Балл (отметка) | Вербальный аналог | |
17-15 | 5 | отлично |
14-12 | 4 | хорошо |
11-9 | 3 | удовлетворительно |
8-0 | 2 | неудовлетворительно |
Ответы на тест:
Вариант № 1 Часть А
А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8
А В Г А В Г Г Г
Часть В
В1 – б, в, г
В2 – а1, б2, в1, г2, д2, е2
В3 – а5, б3, в7, г2, д6
Часть С
1. В молекулах быстрорастущих клетках содержится максимальное количество воды – до 95 %.
2. Гидрофобные – это вещества нерастворимые или слаборастворимые.
3. Основная роль воды в клетке – среда, растворитель.
Вариант № 2
Часть А
А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8
Г В Г Г Г Б Г А
Часть В
В1 – б, в, г
В2 – а2, б1, в1, г2, д1, е2
В3 – а4, б3, в1, г6, д7
Часть С
1. В молекулах старых клетках содержится минимальное количество воды – 60 %.
2. Гидрофильные – это вещества растворимые в воде.
3. Вода в клетке определяет объем и упругость.
Контрольная работа по биологии №2 «Обмен веществ и превращение энергии. Размножение»
1 вариант.
I. Закончить следующие выражения:
- Углеводы имеют общую формулу –
- Дисахариды- это биополимеры, состоящие из……мономеров
- Сложные углеводы – это -
- Нарушение кровоснабжения наблюдается при атеросклерозе
причиной является -
- Запасные питательные вещества растений и животных -
- Молекула белка состоит из -
- Первичная структура белка в пространстве представляет собой -
- Утрата белковой молекулой своей структурной организации -
- Дезенфецирующее свойство этилового спирта связано с гибелью микро организмов из-за -
- Вторичная структура молекулы белка в пространстве….
- Белки-ферменты выполняют роль -
- Растительные масла жидкие,так как -
- Углеводы бывают двух типов -
- Менее энергетически богатые при окислении -
- Целлюлоза, крахмал, гликоген имеют разные свойства -
II. Выберите 3 правильных ответа из 6 предложенных:
Для бескислородного этапа энергетического обмена характерно:
А) происходит в цитоплазме
Б) происходит в митохондриях
В) образуется пировиноградная или молочная кислота
Г) энергетический эффект-2 молекулы АТФ
Д) завершается образованием АТФ, углекислого газа и воды
Е) энергетический эффект-36 молекул АТФ
III. Азотистое основание аденин, рибоза, 3 остатка фосфорной кислоты входят в состав:
А) ДНК
Б) РНК
В) АТФ
Г) белка
IV. В процессе фотосинтеза выделяется кислород:
А)в темновую фазу
Б)при выбивании электронов из хлорофилла
В)в световую фазу
Г)из АТФ
V. В отличии от т-РНК молекулы и-РНК
А) доставляют АК к месту синтеза белка
Б) служат матрицей для синтеза т-РНК
В) доставляют наследственную информацию о первичной структуре белка из ядра к рибосоме
Г) переносят ферменты к месту сборки молекул белка
2 вариант.
I. Закончить следующие выражения:
- Полимеры-это молекулы, состоящие из повторяющихся-
- К липидам относят-
- Аминокислоты- мономеры….
- Сахароза состоит из…..
- Всего известно…….аминокислот
- АК в молек уле белка соединяются между собой с помощью…..
- Белки- это…
- Третичная сруктура молекулы белка представляет собой…
- К мономерам углеводов относят….
- Процесс восстановления трехмерной формы белка…
- Основной компонент ногтей, копыт, волос-белок….
- Жир по строению состоит…..
- Животный жир твердый, так как в его состав входят …..кислоты
- 1грамм…..при окислении выделяет наибольшее количество энергии
- Моносахаридом целлюлозы крахмала, гликогена является….
II. Выберите 3 правильных ответа из 6 предложенных:
Для кислородного этапа энергетического обмена характерно
А) происходит в митохондриях
Б) происходит в лизосомах
В) завершается образованием АТФ , углекислого газа, воды
Г) энергетический эффект-2 молекулы АТФ
Д) образуется брожение
Е) энергетический эффект-36 молекул АТФ
III.Органоид в котором между аминокислотами образуются пептидные связи:
А) лизосома
Б) митохондрия
В) хлоропласт
Г) рибосома
IV.В процессе фотосинтеза при участии углекислого газа и воды образуется органическое вещество:
А) АТФ
Б) АК
В) глюкоза
Г) хлорофилл
V. Единство происхождения всего живого можно объяснить
А )транскрипцией
Б) трансляцией
В) универсальностью кода
Г) триплетностью.
ОТВЕТЫ:
1вариант: I. 1- Сn(H2O)m, 2-двух, 3-полисахариды, 4-холестериновые бляшки, 5-крахмал и глицерин, 6-АК, 7-последовательность АК, 8-денатурация, 9-денатурация белков бактерий, 10- спираль, 11-катализаторов,12- ВЖК-непредельные, 13-моно и полисахариды, 14-углеводы, белки, 15- из-за пространственного строения молекул. (по 1баллу).
II.-А,В,Г,( 3 балла), III-В,(2 балла), IV-В, (2балла), V-В(2балла).
2вариант: I. 1-мономеров, 2-жиры и жироподобные вещества, 3-белков, 4- глюкозы, фруктозы, 5- двадцать, 7- пептидной связи, 8- глобула, 9- глюкозу, фруктозу, галактозу, 10-ренатурация, 11-кератин, 12-глицерин и ВЖК, 13-ВЖК-предельные, 14-жира-38,9кДж, 15-глюкоза.(по 1 баллу)
II.-А,В,Е( 3 балла), III- Г(2балла), IV-В (2 балла), V-В( 2 балла).
Критерии оценки:
Процент результативности (количество набранных баллов) | Оценка уровня подготовки | |
Балл (отметка) | Вербальный аналог | |
21-19 | 5 | отлично |
18-16 | 4 | хорошо |
15-13 | 3 | удовлетворительно |
12-0 | 2 | неудовлетворительно |
Размножение.
1.Назовите вид размножения, который способствует гибкому развитию организма на изменение условий среды:
А) бесполое размножение, б) вегетативное, в) половое, г) все известные виды размножения ( 1балл)
2. Закончите фразу: « Растения размножаются…путями.» ( 3 балла)
3. Укажите какой набор хромосом получают дочерние клетки при митозе:
А) гаплоидный, б) триплоидный, в) тетраплоидный, г) диплоидный.( 1балл)
4. Определите характер гена морщинистого семени относительно гена гладкого семени, если известно, что гибриды обладают гладкими семенами
А) рецессивный, б) доминантный, г) аллельный.( 1балл)
5.Назовите закон, согласно которому гибриды 1 поколения обладают одинаковыми признаками по изучаемому фенотипу (1балл)
6. Вывод о родстве растений и животных можно сделать на основании ( 2балла)
А) хромосомной теории. Б) закона сцепленного наследования. В) теории генов. Г) клеточной теории.
7. Назовите 2типа скрещивания в селекции животных (2 балла)
8. Какой органоид обеспечивает транспорт веществ в клетке?
А) хлоропласт.б) митохондрия, в) рибосома, г) эндоплазмотическая сеть.(1балл)
9.В какой фазе мейоза происходит коньюгация хромосом?
А) интерфазе, б) профазе I, в) метафазе I ,г) профазе II ( 3балла)
10.Установите последовательность фаз митоза
А) расхождение сестринских хроматид, б) удвоение молекулы ДНК, в) образование метафазной пластинки, г) деление цитоплазмы (2балла)
11.Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов:
Характеристики
А. Из половых хромосом содержатся только Х-хромосомы,
Б.Из половых хромосом содержатся только Х или Y хромосомы,
В. Крупная клетка округлой формы,
Г. Мелкая клетка с длинным хвостиком,
Д. Подвижная,
Е.Неподвижная.
Половые клетки.
- Сперматозоид
- Яйцеклетка. ( 2балла)
12.Может ли быть голубоглазым ребенок у кареглазых родителей? (2балла)
13.Форму глобулы имеет структура молекулы белка
А) первичная.
Б) вторичная,
В) третичная,
Г) четвертичная (1балл)
14. Какова функция ДНК в синтезе молекулы белка?
А) самоудвоение, Б) транскрипция, В) синтез т-РНК, Г) синтез и-РНК ( 1балл)
15.Что входит в состав нуклеотида
А) АК, б) азотистое основание, в) жир, г) углевод, д) остаток фосфорной кислоты. ( 1балл)
Критерии оценки:
Процент результативности (количество баллов) | Оценка уровня подготовки | |
Балл (отметка) | Вербальный аналог | |
21-19 | 5 | отлично |
18-16 | 4 | хорошо |
15-13 | 3 | удовлетворительно |
13-0 | 2 | неудовлетворительно |
№ | Размножение |
1 | В |
2 | Бесполое и половое |
3 | Г |
4 | А |
5 | I закон Менделя |
6 | Г |
7 | Родственное и неродственное |
8 | Г |
9 | Б |
10 | А Б Г В |
11 | Сперматозоид- Б Г Д ; яйцеклетка – А В Е |
12 | Да, если родители гетерозиготные, по цвету глаз, фенотип 3:1 |
13 | В |
14 | Г |
15 | Б Г Д |
Итоговая контрольная работа (зачет)
1 вариант
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных
А 1. Как называют науку о закономерностях наследственности и изменчивости
1. Экология
2. Биотехнология
3. Селекция
4. Генетика
А 2. Парные гены, определяющие окраску лепестков ночной красавицы, расположенные в гомологичных хромосомах, называют
1. Рецессивными
2. Доминантными
3. сцепленными
4. аллельными
А 3. Различные формы одного и того же гена – это
1. фенотип
2. кодон
3. аллель
4. Генотип
А 4. При скрещивании морских свинок с генотипами Аавв + ааВВ получится потомство с генотипом:
1. ААВв
2. АаВв
3. АаВВ
4. ааВВ
А 5. Признак, который не проявляется в гибридном поколении, называют
1. промежуточным
2. мутацией
3. доминантным
4. рецессивным
А 6. Цвет волос у человека контролируют парные гены, которые расположены в гомологичных хромосомах и называются:
1. доминантными
2. рецессивными
3. аллельными
4. сцепленными
А 7. Как называется совокупность генов, полученных от родителей?
1. Кариотип
2. Фенотип
3. Генотип
4. Геном
А 8. Как называется первый закон Г. Менделя?
1. Закон расщепления признаков в соотношении 3 : 1
2. Закон единообразия первого поколения
3. Неполное доминирование при промежуточном наследовании признаков
4. Промежуточное наследование при неполном доминировании
А 9. Что такое анализирующее скрещивание?
1. Скрещивание с гомозиготной по рецессивным признакам формой
2. Скрещивание с гомозиготной по доминантным признакам формой
3. Скрещивание с гетерозиготой
4. Для одних случаев - скрещивание с гетерозиготой, для других - с гомозиготой
А10. При скрещивании черного кролика (Аа) с черным кроликом (Аа) в поколении F 1 получится:
1. 100% черных кроликов
2. 75% черных и 25% белых кроликов
3. 50% черных и 50% белыз кроликов
4. 25% черных и 75% белых кроликов
Задача № Б1
При скрещивании гороха с серой окраской сенменной кожуры с таким же растением получено 118 растений с серой и 39 растений с белой кожурой. Если же исходное растение скрестить с растением, имеющим белую кожуру, получится половина растений с серой кожурой, а роловина с белой кожурой. Какой генотип имеют исходные растения?
Задача № Б2
Мать имеет вторую группу крови, отец тоже вторую группу. Какие группы крови можно ожидать у детей?
Задача № Б3
При скрещивании красноглазых самок дрозофилы с красноглазым самцом (ген красного цвета доминантен, признак сцеплен с полом) получено три части красноглазых и одна часть белоглазых особей. Определите генотипы родителей и потомства и расщепление по полу.
Часть В Задания с одним вариантом ответа
В 1. Молодая клетка отличается от старой клетки тем, что в ней
А) мелкие вакуоли Б) разрушено ядро В) много хлоропластов Г) крупные вакуоли
В 2. Форму грибной клетке придает
А) ядро Б) вакуоль В) оболочка Г) цитоплазма
В3. Цитоплазма в животной клетке
А) придает клетке форму В) обеспечивает поступление веществ в клетку
Б) выполняет защитную функцию Г) осуществляет связь между частями клетки
В 4. Органические вещества клетки
А) углеводы Б) вода В) ионы натрия и калия Г) минеральные соли
В 5. Органические вещества клетки, выполняющие строительную и энергетическую функцию
А) белки Б) жиры В) углеводы Г) нуклеиновые кислоты
В 6. Растительную клетку можно узнать по наличию в ней
А) ядра Б) оболочки В) цитоплазмы Г) хлоропластов
В 7. Живые организмы, клетки которых не имеют оболочки (клеточной стенки)
А) бактерии Б) грибы В) растения Г) животные
В 8. Общим для большинства растительных и грибных клеток является
А) наличие ядра Б) способ питания В) наличие хлоропластов Г) строение оболочки
Ответы
А1-4; А2-4; А3-3; А4-2; А5 -4; А6 -3; А7 -3; А8-2; А9-1; А10-2;
Часть В
В1 В2 В3 В4 В5 В6 В7 В8
А В Г А В Г Г Г
2 вариант
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных
А 1. Как называется совокупность внешних и внутренних признаков, полученных от родителей
1. Кариотип
2. Фенотип
3. Генотип
4. Геном
А 2. Как называется второй закон Г. Менделя?
5. Закон расщепления признаков в соотношении 3 : 1
6. Закон единообразия первого поколения
7. Неполное доминирование при промежуточном наследовании признаков
8. Промежуточное наследование при неполном доминировании
А 3. Какая часть гомозиготных особей получается при скрещивании гетерозигот?
1. Одна вторая
2. Одна третья
3. Одна четвертая
4. Три четвертых
А 4. Как называются особи, не дающие расщепления в потомстве?
1. Гомозиготные
2. Гетерозиготные
3. Особи с доминантными признаками
4. Особи, образующие два типа гамет
А 5. Какие суждения верны?
1. Фенотип зависит только от генотипа
2. Фенотип зависит от взаимодействия генотипа и среды
3. Генотип гороха с желтыми семенами может быть только АА
4. Второй закон Г.Менделя называется законом единообразия первого поколения
А 6. Известно, что карий цвет глаз у человека – доминантный признак, голубой - рецессивный, Какова вероятность появления кареглазого ребенка, если оба родителя кареглазые гетерозиготы?
1. 25% 2. 50% 3. 75% 4. 100%
А 7. Взаимодействие аллельных генов – причина:
1. Промежуточного наследования
2. Сцепленного наследования
3. Независимого наследования
4. единообразия потомства
А 8. Существенное влияние на развитие потомства оказывают возникшие у родителей:
1. модификационные изменения
2. соматические мутации
3. генные мутации
4. возрастные изменения
А 9. Норма реакции связана с
1. мутационной изменчивостью
2. фенотипической изменчивостью
3. гаметогенезом
4. овогенезом
А10. Болезнь Дауна связана с появлением лишней 21 пары хромосом в генотипе человека, поэтому подобное изменение называют
1. соматической мутацией
2. геномной мутацией
3. полиплоидией
4. гетерозисом
Задача № Б1
При скрещивании двух растений гороха с пазушными цветами, получено 62 растения с пазушными и 22 растения с верхушечными цветами. Каковы генотипы родительских растений? Сколько гомозиготных растений среди потомков?
Задача № Б2
У матери первая группа крови, у отца неизвестна. Ребенок имеет первую группу крови. Может ли у отца быть вторая группа крови?
Задача № Б3
У бабочек женский пол определяется ХY – хромосомами, а мужской - ХХ. Признак «цвет кокона» сцеплен с полом (с Х – хромосомой). Белый цвет кокона – доминантный признак. Каким будет потомство от скрещивания белококонной линии с темнококонной ( самцы – темнококонные, самки – белококонные).
Часть В. Задания с одним вариантом ответа
В 1. Старая клетка отличается от молодой клетки тем, что в ней
А) нет вакуолей Б) разрушено ядро В) много хлоропластов Г) крупные вакуоли
В 2. Форму растительной клетке придает
А) ядро Б) вакуоль В) оболочка Г) цитоплазма
В 3. Цитоплазма в растительной клетке
А) придает клетке форму В) обеспечивает поступление веществ в клетку
Б) выполняет защитную функцию Г) осуществляет связь между частями клетки
В 4. Неорганические вещества клетки
А) углеводы Б) нуклеиновые кислоты В) белки Г) минеральные соли
В 5. Органические вещества клетки, обеспечивающие хранение наследственной информации и передачу ее потомкам
А) белки Б) жиры В) углеводы Г) нуклеиновые кислоты
В 6. Оформленное ядро отсутствует в клетках
А) грибов Б) бактерий В) растений Г) животных
В 7. В клетках растений, в отличие от клеток грибов и животных происходит
А) дыхание Б) питание В) выделение Г) фотосинтез
В 8. Общим для большинства растительных и животных клеток является
А) наличие ядра Б) способ питания В) наличие хлоропластов Г) строение оболочки
Ответы
А1-2; А2-1; А3-1; А4-1; А5 -2; А6 -3; А7 -1; А8-3; А9-2; А10-2
Часть В
В1 В2 В3 В4 В5 В6 В7 В8
Г В Г Г Г Б Г А
Критерии оценки
Контрольная работа состоит из 2 частей:
часть А – 10 заданий по 1 баллу за каждый верный ответ;
часть Б с задачами – 3 задачи по 3 балла за правильное решение;
часть В – 8 заданий по 1 баллу за каждый верный ответ;
Процент результативности (количество набранных баллов) | Оценка уровня подготовки | |
Балл (отметка) | Вербальный аналог | |
27-25 | 5 | отлично |
24-21 | 4 | хорошо |
20-18 | 3 | удовлетворительно |
17-0 | 2 | неудовлетворительно |
Контрольная работа №3 по теме «Эволюция»
I Вариант
Часть 1. Выберите один верный ответ из четырех предложенных.
1. Группу особей данного вида считают популяцией на основании того, что они
1) могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство
2) уже несколько поколений существуют относительно обособленно от других групп этого вида
3) фенотипически и физиологически сходны
4) генетически близки.
2. Какие приспособления к перенесению неблагоприятных условий сформировались в процессе эволюции у земноводных, живущих в умеренном климате?
1) запасание корма
2) оцепенение
3) перемещение в теплые районы
4) изменение окраски.
3. Какой из перечисленных показателей не характеризует биологический прогресс?
1) экологическое разнообразие
2) забота о потомстве
3) широкий ареал
4) высокая численность.
4. Морфологическим критерием вида является
1) сходный набор хромосом и генов
2) особенности процессов жизнедеятельности
3) особенности внешнего и внутреннего строения
4) определенный ареал распространения.
5. Пример внутривидовой борьбы за существование -
1) соперничество самцов из – за самки
2) «борьба с засухой» растений пустыни
3) сражение хищника с жертвой
4) поедание птицами плодов и семян
6. Наследственная изменчивость имеет важное значение для эволюции, так как способствует:
1) снижению уровня борьбы за существование
2) снижению эффективности естественного отбора
3) увеличению генетической неоднородности особей в популяции
4) уменьшению генетической неоднородности особей в популяции
7. Обмен генами между популяциями одного вида может прекратиться из – за
1) изоляции популяций
2) внутривидовой борьбы
3) изменения климатических условий
4) борьбы за существование между популяциями.
8. Естественный отбор – это
1) процесс сокращения численности популяции
2) процесс сохранения особей с полезными им наследственными изменениями
3) совокупность отношений между организмами и неживой природой
4) процесс образования новых видов в природе.
9. Результатом эволюции является
1) борьба за существование
2) приспособленность организмов
3) наследственная изменчивость
4) ароморфоз.
10. Дивергенция представляет собой
1) расхождение признаков у родственных видов
2) схождение признаков у неродственных видов
3) образование гомологичных органов
4) приобретение узкой специализации.
Часть 2.
1. Выберите три верных ответа из шести предложенных.
Результатом эволюции является
1) Повышение организации живых существ
2) появление новых морозоустойчивых сортов плодовых растений
3) возникновение новых видов в изменившихся условиях среды
4) выведение новых высокоурожайных сортов пшеницы
5) выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота
6) формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях.
2. Установите соответствие между причиной видообразования и его способом.
ПРИЧИНА СПОСОБ
ВИДООБРАЗОВАНИЯ
А) расширение ареала исходного вида 1) географическое
Б) стабильность ареала исходного вида 2) экологическое
В) разделение ареала вида естественными преградами
Г) разделение ареала вида искусственными преградами
Д) многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала.
3. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса.
А) борьба за существование
Б) размножение особей с полезными изменениями
В) появление в популяции разнообразных наследственных изменений
Г) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями
Д) закрепление приспособленности к среде обитания.
Часть 3.
1. В чем проявляется приспособленность птиц к неблагоприятным условиям зимы в средней полосе России?
2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структура. 3. Совокупность всех генов популяции называется ее генофондом. 4. Каждый вид, как правило, состоит из одной популяции. 5. Численность популяции всегда стабильна.
II вариант
Часть 1. Выберите один верный ответ из четырех предложенных.
1. Во внутривидовой конкуренции в конечном итоге побеждают:
1) особи с определенными фенотипами и генотипами
2) семейства и роды
3) виды
4) биогеоценозы
2. У кажите неверное утверждение.
Идиоадаптации ведут к
1) росту численности вида
2) расселению особей на новые территории
3) общему подъему организации
4) возникновению приспособлений к среде обитания
3. Синтетическая теория эволюции считает минимальной эволюционной единицей:
1) особь
2) вид
3) популяцию
4) разновидность
4. Примером ароморфоза можно считать:
1) перья у птиц
2) раскрашенную морду самца павиана
3) большой клюв у пеликана
4) длинную шею у жирафа
5. Сложные отношения между особями одного вида, разных видов и неживой природой называют:
1) естественным отбором
2) искусственным отбором
3) видообразованием
4) борьбой за существование
6. Ареал, занимаемый видом в природе, это критерий
1) морфологический
2) физиологический
3) биохимический
4) географический
7. Гомологичными органами являются крылья бабочки и крылья
1) летучей мыши
2) пчелы
3) летучей рыбы
4) воробья
8. Приспособленность летучих мышей к ловле насекомых с помощью издаваемых ими ультразвуков – это результат
1) действия движущих сил эволюции
2) проявления законов наследственности
3) проявления модификационной изменчивости
4) методическим отбором
9. Полезные мутации распространяются в популяции благодаря
1) перемещению особей
2) свободному скрещиванию
3) физиологической изоляции
4) экологической изоляции
10. Расширение ареала зайца – русака – пример
1) дегенерации
2) ароморфоза
3) биологического прогресса
4) биологического регресса
Часть 2.
1. Выберите три верных ответа из шести.
Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?
1) наличие воскового налета на листьях клюквы
2) яркая сочная мякоть у плодов черники
3) наличие млечных желез у млекопитающих
4) появление полной перегородки в сердце у птиц
5) уплощенная форма тела у скатов
6) двойное оплодотворение у покрытосеменных растений
2.Установите соответствие между биологическим явлением и его значением в эволюционном процессе.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ ЗНАЧЕНИЕ
А) естественный отбор 1) фактор
Б) приспособленность организмов к среде 2) результат
В) образование новых видов
Г) комбинативная изменчивость
Д) сохранение видов в стабильных условиях
Е) борьба за существование
3. Установите последовательность эволюционных процессов и явлений в ходе видообразования.
А) борьба за существование
Б) естественный отбор
В) противоречие между неограниченным размножением и ограниченными жизненными ресурсами
Г) возникновение различных способов приспособления к условиям окружающей среды
Д) образование новых видов.
Часть 3.
1. Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно – воздушной среде обитания? Укажите не менее трех примеров.
2. Домовая мышь – млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал – Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно. В естественных условиях питается семенами. Ведет ночной и сумеречный образ жизни. В помете обычно рождается от 5 до 7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.
Ответы.
I Вариант
Часть 1.
1. 1
2. 2
3. 2
4. 3
5. 1
6. 3
7. 1
8. 2
9. 2
10. 1
Часть 2.
1. 1, 3, 6
2. 1 2 1 1 2
3. ВАГБД
Часть 3.
1. Варианты ответа:
1. линька, развитие густого перьевого покрова;
2. запасание жира;
3. запасание и смена кормов;
4. кочевки и перелеты.
2. Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 5.
1 – популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию;
2 – виды состоят из разного числа популяций;
3 – численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы.
II Вариант
Часть 1.
1. 1
2. 3
3. 2
4. 1
5. 4
6. 4
7. 2
8. 1
9. 2
10. 3
Часть 2.
1. 1, 2, 5
2. 1 2 2 1 2 1
3. В А Б Г Д
Часть 3.
1. Элементы ответа
1. особенности строения, связанные с полетом: полые кости, превращение передних конечностей в крылья;
2. особенности, обеспечивающие высокий уровень обмена веществ и теплокровность: 4 – х камерное сердце, особое строение органов дыхания (легкие и воздушные мешки);
3. развитие центральной нервной системы, сложное поведение.
2. Элементы ответа:
1) географический критерий – ареал;
2) экологический критерий – особенности питания, изменение активности в течение суток;
3) физиологический критерий – число детенышей в помете.
Критерии оценки
Контрольная работа состоит из 3 частей:
часть 1– 8 заданий по 1 баллу за каждый верный ответ;
часть 2-– 3 задания по 2 балла за правильное решение;
часть 3 – 2 задания по 3 балла за каждый верный ответ;
Процент результативности (количество набранных баллов) | Оценка уровня подготовки | |
Балл (отметка) | Вербальный аналог | |
20-18 | 5 | отлично |
17-15 | 4 | хорошо |
14-12 | 3 | удовлетворительно |
11-0 | 2 | неудовлетворительно |
Контрольная работа №4 по теме «Происхождение жизни на Земле»( №5)
Вариант 1
Часть А
Выпишите номера вопросов, рядом с ними запишите буквы правильных ответов.
1. Живое отличается от неживого:
а) составом неорганических соединений;
б) наличием катализаторов;
в) взаимодействием молекул друг с другом;
г) обменными процессами.
2. Первыми живыми организмами на нашей планете были:
а) анаэробные гетеротрофы;
б) аэробные гетеротрофы;
в) автотрофы;
г) организмы-симбионты.
3. К такому общему свойству живого, как саморегуляция, относится:
а) наследственность;
б) изменчивость;
в) раздражимость;
г) онтогенез.
4. Сущность теории абиогенеза состоит в:
а) происхождении живого из неживого;
б) происхождении живого от живого;
в) сотворении мира Богом;
г) занесении жизни из Космоса.
5. Кристалл не является живой системой, т.к.:
а) он не способен к росту;
б) он не способен к размножению;
в) ему не свойственна раздражимость;
г) не все свойства живого ему присущи.
6. Опыты Луи Пастера доказали возможность:
а) самозарождения жизни;
б) появления живого только из живого;
в) занесения «семян жизни» из Космоса;
г) биохимической эволюции.
7. Из перечисленных условий наиболее важным для возникновения жизни является:
а) радиоактивность;
б) наличие жидкой воды;
в) наличие газообразного кислорода;
г) масса планеты.
8. Углерод является основой жизни на Земле, т.к. он:
а) является самым распространенным на Земле элементом;
б) первым из химических элементов стал взаимодействовать с водой;
в) имеет небольшой атомный вес;
г) способен образовывать устойчивые соединения с двойными и тройными связями.
9. Исключите лишнее:
а) 1668 г.;
б) Ф.Реди;
в) мясо;
г) бактерии.
10. Расположите в логической последовательности следующие имена:
а) Л.Пастер;
б) А.Левенгук;
в) Л.Спалланцани;
г) Ф.Реди.
Часть Б
Закончите предложения.
1. Теория, постулирующая сотворение мира Богом (Творцом), – … .
2. Доядерные организмы, не имеющие ограниченного оболочкой ядра и органоидов, способных к самовоспроизведению, – … .
3. Фазовообособленная система, взаимодействующая с внешней средой по типу открытой системы, – … .
4. Советский ученый, предложивший коацерватную теорию происхождения жизни, – … .
5. Процесс, в результате которого организм приобретает новую комбинацию генов, – … .
Часть В
Дайте краткие ответы на следующие вопросы.
1. Каковы общие признаки живой и неживой материи?
2. Почему при возникновении первых живых организмов в атмосфере Земли должен был отсутствовать кислород?
3. В чем состоял опыт Стенли Миллера? Что соответствовало «первичному океану» в этом опыте?
4. В чем заключается основная проблема перехода от химической эволюции к биологической?
5. Перечислите основные положения теории А.И. Опарина.
Вариант 2
Часть А
Выпишите номера вопросов, рядом с ними запишите буквы правильных ответов.
1. Живое отличается от неживого:
а) составом неорганических соединений;
б) способностью к саморегуляции;
в) взаимодействием молекул друг с другом;
г) обменными процессами.
2. Первыми живыми организмами на нашей планете были:
а) анаэробные гетеротрофы;
б) аэробные гетеротрофы;
в) автотрофы;
г) организмы-симбионты.
3. К такому общему свойству живого, как самовоспроизведение, относится:
а) метаболизм;
б) репродукция;
в) раздражимость;
г) онтогенез.
4. Сущность теории биогенеза состоит в:
а) происхождении живого из неживого;
б) происхождении живого от живого;
в) сотворении мира Богом;
г) занесении жизни из Космоса.
5. Звезда не является живой системой, т.к.:
а) она не способна к росту;
б) она не способна к размножению;
в) она не обладает раздражимостью;
г) не все свойства живого ей присущи.
6. Опыт Франческо Реди доказал невозможность:
а) самозарождения жизни;
б) появления живого только из живого;
в) занесения «семян жизни» из Космоса;
г) биохимической эволюции.
7. Из перечисленных условий наиболее важным для возникновения жизни является:
а) радиоактивность;
б) наличие воды;
в) наличие источника энергии;
г) масса планеты.
8. Вода является основой жизни, т.к.:
а) является хорошим растворителем;
б) обладает высокой теплоемкостью;
в) увеличивает свой объем при замерзании;
г) обладает всеми перечисленными свойствами.
9. Исключите лишнее:
а) 1924 г.;
б) Л.Пастер;
в) мясной бульон;
г) бактерии.
10. Расположите в логической последовательности следующие имена:
а) Л.Пастер;
б) С.Миллер;
в) Дж.Холдейн;
г) А.И. Опарин.
Часть Б
Закончите предложения.
1. Процесс образования живыми организмами органических молекул из неорганических за счет энергии солнечного света – … .
2. Доклеточные образования, обладавшие некоторыми свойствами клеток (способность к обмену веществ, самовоспроизведению и т.п.), – … .
3. Разделение раствора белков, содержащего и другие органические вещества, на фазы с большей или меньшей концентрацией молекул – … .
4. Английский физик, предположивший, что адсорбция была одним из этапов концентрирования органических веществ в ходе предбиологической эволюции – … .
5. Свойственная всем живым организмам система записи наследственной информации в молекулах ДНК в виде последовательности нуклеотидов – … .
Часть В
Дайте краткий ответ на поставленный вопрос.
1. В чем состоял опыт Стенли Миллера? Что соответствовало «молниям» в этом опыте?
2. Почему масса планеты, на которой может возникнуть жизнь, не должна быть больше 1/20 массы Солнца?
3. К какой стадии развития жизни на Земле можно отнести слова гоголевского героя: «Числа не помню. Месяца тоже не было. Было черт знает что такое»?
4. Какие условия необходимы для возникновения жизни?
5. Что такое панспермия? Кто из известных вам ученых придерживался этой теории?
Ответы
Вариант 1
Часть А: 1г, 2а, 3в, 4а, 5г, 6б, 7б, 8г, 9г, 10 г,б,в,а.
Часть Б: 1 – креационизм; 2 – прокариоты; 3 – коацерват; 4 – А.И. Опарин; 5 – половой процесс.
Часть В.
1. Живая и неживая материи состоят из одних и тех же химических элементов, физические и химические процессы с их участием проходят по общим законам.
2. Кислород – сильный окислитель, и все вновь возникающие органические молекулы были бы немедленно окислены.
3. В 1953 г. С.Миллер создал экспериментальную установку, в которой были смоделированы условия первичной Земли и путем абиогенного синтеза были получены молекулы биологически важных органических соединений. «Первичному океану» в этом опыте соответствовала колба с кипящей водой.
4. Основная проблема перехода от химической эволюции к биологической состоит в объяснении возникновения самовоспроизводящихся биологических систем (клеток) вообще и генетического кода в частности.
5. Основные положения теории Опарина:
– жизнь – одна из стадий эволюции Вселенной;
– возникновение жизни – закономерный результат химической эволюции соединений углерода;
– для перехода от химической эволюции к биологической необходимы формирование и естественный отбор целостных, обособленных от среды, но постоянно с ней взаимодействующих многомолекулярных систем.
Вариант 2
Часть А: 1 б,г, 2а, 3б, 4б, 5г, 6а, 7б, 8г, 9а, 10 а,г,в,б.
Часть Б: 1 – фотосинтез; 2 – протобионты; 3 – коацервация; 4 – Дж.Бернал; 5 – генетический код.
Часть В.
1. В 1953 г. С.Миллер создал экспериментальную установку, в которой были смоделированы условия первичной Земли и путем абиогенного синтеза были получены молекулы биологически важных органических соединений. «Молнии» в этом опыте имитировались высоковольтными электрическими разрядами.
2. Если масса планеты больше 1/20 массы Солнца, на ней начинаются интенсивные ядерные реакции, что повышает ее температуру, и она начинает светиться собственным светом.
3. К начальной стадии биохимической эволюции Земли.
4. Для возникновения жизни необходимы следующие основные условия:
– наличие определенных химических веществ (в том числе воды в жидкой фазе);
– наличие источников энергии;
– восстановительная атмосфера.
Дополнительными условиями могут являться масса планеты и определенный уровень радиоактивности.
5. Панспермия – занесение «семян жизни» на Землю из космоса. Сторонники: Ю.Либих, Г.Гельмгольц, С.Аррениус, В.И. Вернадский.
Критерии оценки
Ответы части А оцениваются в 1 балл, части Б – в 2 балла, части В – в 3 балла. Максимальное количество баллов за контрольную работу – 35.
Процент результативности (количество набранных баллов) | Оценка уровня подготовки | |
Балл (отметка) | Вербальный аналог | |
26-35 | 5 | отлично |
18-25 | 4 | хорошо |
12-17 | 3 | удовлетворительно |
12-0 | 2 | неудовлетворительно |
Контрольная работа №5 по теме «Экология»( №6)
ВАРИАНТ I
Инстукция для учащихся. При выполнении заданий выберите номер правильного ответа
А1. Факторы, определяющие пределы выживаемости вида, называют:
1. биотическими
2. оптимальными
3. экологическими
4. антропогенными
А 2. Ограничивающим фактором называется фактор:
1. только антропогенный
2. с широким диапазоном значений
3. снижающий выживаемость видов
4. по значению несколько ниже оптимального
А 3. Экосистемы не могут существовать без:
1. внесения удобрений
2. круговорота веществ
3. вмешательства человека
4. уничтожения вредителей
А 4. Паразитизм – форма связи в популяциях, при которой паразит:
1. приносит пользу хозяину
2. всегда приводит хозяина к гибели
3. не приносит хозяину ни вреда, ни пользы
4. приносит хозяину вред, но не вызывает его немедленной гибели
А 5. Определите правильно составленную пищевую цепь:
1. ястреб→дрозд → гусеница → крапива
2. крапива → дрозд →гусеница →ястреб
3. гусеница→ крапива → дрозд → ястреб
4. крапива → гусеница →дрозд → ястреб
Инстукция для учащихся. Выберите несколько верных ответов. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.
В 1. Выберите три правильных ответа. В экосистеме луга обитают:
A. крот
Б. дятел
В. полёвка
Г. ондатра
Д. выхухоль
Е. полевая мышь
Инстукция для учащихся. Внимательно прочитайте текст, определите последовательность элементов ответа, запишите обозначающие их буквы в таблицу
В 2. Расположите в логической последовательности процессы, приводящие к смене экосистем:
А. Заселение среды обитания особями другого вида
Б. Поглощение из окружающей среды организмами одного вида определённых веществ
В. Сокращение численности особей данного вида вследствие изменения ими среды обитания
Г. Изменение среды обитания, уменьшение в ней ресурсов, необходимых для жизни данного вида
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
|
|
Инстукция для учащихся. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В 3. Установите соответствие между особенностью питания организма и группой организмов.
ОСОБЕННОСТЬ ПИТАНИЯ | ГРУППА ОРГАНИЗМОВ |
А) захватывают пищу путём фагоцитоза Б) используют энергию солнечного света В) используют энергию, заключенную в пище Г) синтезируют органические вещества из неорганических на свету Д) используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ | 1. Автотрофы 2. Гетеротрофы |
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Инстукция для учащихся. Дайте свободный развёрнутый ответ
С1. В некоторых лесных биогеоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных. Приведите не менее трех элементов ответа.
ВАРИАНТ II
Инстукция для учащихся. При выполнении заданий выберите номер правильного ответа
А1. Взаимное влияние одного и разных видов относится к факторам:
1. биотическими
2. оптимальными
3. экологическими
4. антропогенными
А 2. Биотическим оптимумом называется:
1. отрицательное действие биотических факторов
2. положительное действие биотических факторов
3. наилучшее сочетание всех факторов, влияющих на организм
4. наилучшее сочетание абиотических факторов, влияющих на организм
А 3. К причинам экологического кризиса в современную эпоху не относится:
1. строительство плотин на реках
2. рациональное природопользование
3. сельскохозяйственная деятельность человека
4. увеличение протяженности шоссейных дорог
А 4. Зарастание водоёма происходит в результате:
1. уменьшение испарения воды
2. увеличение площади водоёма
3. повышение уровня воды и образование метана
4. снижение уровня воды и накопление органических веществ
А 5. Определите правильно составленную пищевую цепь:
1. чайка→ окунь→ мальки рыб → водоросли
2. водоросли → чайка→ окунь→ мальки рыб
3. мальки рыб → водоросли → окунь→ чайка
4. водоросли →мальки рыб → окунь → чайка
Инстукция для учащихся. Выберите несколько верных ответов. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.
В 1. Назовите три характеристики животных, в наибольшей мере страдающих в результате хозяйственной деятельности человека:
А. оседлые
Б. совершающие миграции
В. питающиеся разнообразной пищей
Г. использующие небольшое число пищевых объектов
Д. пластичные, быстро осваивающие новые территории
Е. виды, популяции которых находятся на границе ареала
Инстукция для учащихся. Внимательно прочитайте текст, определите последовательность элементов ответа, запишите обозначающие их буквы в таблицу
В 2. Установите последовательность саморазвития и смены экосистем:
А. березняк
Б. смешанный лес
В. скала
Г. лишайник и водоросли
Д. мхи и папоротники
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
|
|
|
|
Инстукция для учащихся. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В 3. Найдите соответствие между природной и искусственной экосистемами и их признаками.
ПРИЗНАКИ ЭКОСИСТЕМ | ЭКОСИСТЕМЫ |
1)действует естественный отбор 2) разнообразие видового состава 3) разомкнутый круговорот веществ 4) преобладание искусственного отбора 5) упрощенность взаимоотношений между видами 6) сложная сеть взаимосвязей между организмами 7) устойчивость, способность к длительному существованию 8)преобладание монокультур, популяций немногих видов | А. Природная экосистема Б. Агроценоз |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
|
|
|
|
Инстукция для учащихся. Дайте свободный развёрнутый ответ
С 1.Что такое ноосфера? Какова её главная особенность? Кто является автором учения о ноосфере?
Ответы
ВАРИАНТ I
Номер задания | А 1 | А 2 | А 3 | А 4 | А 5 |
Ответ | 1 | 3 | 2 | 4 | 4 |
Номер задания | В 1 | В 2 |
Ответ | А Б Е | Б Г В А |
В 3
А | Б | В | Г | Д |
2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
С
Ответ (критерии оценивыания)
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа 1. Вначале численность куриных возроасла, т.к. были уничтожены их враги (естественно регулирующие численность); 2. Затем численность куриных сократилась из-за нехватки корма; 3. Возросло число больных и ослабленных особей из-за распростанения болезней и отсутствия хищников. |
|
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ правильный, но неполный, включает два из названных выше элементов ответа, не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ неполный, включает один из названных выше элементов ответа, возможны биологические неточности | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
ВАРИАНТ II
Номер задания | А 1 | А 2 | А 3 | А 4 | А 5 |
Ответ | 1 | 3 | 2 | 4 | 4 |
Номер задания | В 1 | В 2 |
Ответ | А Г Е | ВГДАБ |
В3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
А | А | А | Б | Б | А | А | Б |
С
Ответ (критерии оценивыания)
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа 1. ноосфера – сфера разума, высшая стадия развития биосферы, когда разумная деятельность человека становится главным и определяющим фактором её развития; 2. главная особенность ноосферы: человек выступает как геохимическая сила, особенность которой её разумность; 3. учение о ноосфере разработал В.И. Вернадский.. |
|
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает два из названных выше элементов ответа и содержит биологических ошибок, или ответ включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает одино из названных выше элементов ответа, не содержит биолгических ошибок, или ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биолгические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Критерии оценки
Процент результативности (количество набранных баллов) | Оценка уровня подготовки | |
Балл (отметка) | Вербальный аналог | |
18-16 | 5 | отлично |
15-13 | 4 | хорошо |
12-10 | 3 | удовлетворительно |
9-0 | 2 | неудовлетворительно |
Дифференцированный зачет
I Задание-ТЕСТ
Выбрать правильный ответ
1 вариант
1)Основоположник клеточной теории
- Ч. Дарвин
- М. Шлейден
- Р. Гук
- Т. Шван
2) Какие вещества являются мономерами белка
- Глюкоза
- АК
- Жирные кислоты
- Глицерин
3) Наука цитология изучает:
- Строение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов
- Строение органов организмов
- Фенотип организмов разных царств
- Морфологию растений и их развития
4) Конъюгация хромосом характерна для процесс:
- Оплодотворение
- Профазы II деления мейоза
- Митоза
- Профазы I деление мейоза
5) В каких органеллах растительных клеток идет синтез АТФ:
- Хлоропластах
- Митохондриях
- Рибосомах
- Лизосомах
6) Из яйцеклетки развивается девочка, если в процессе оплодотворения в зиготе оказались хромосомы
- 44А+ XY
- 23A + X
- 44A + XX
- 23A+ Y
7) В результате какого типа деления клетки получают 4 гаплоидные клетки
- Митоза
- Мейоза
- Амитоза
8) Какой из перечисленных показателей не характеризует биологический прогресс?
- экологическое разнообразие
- забота о потомстве
- широкий ареал
- высокая численность
9) Морфологическим критерием вида является
- сходный набор хромосом и генов
- особенности процессов жизнедеятельности
- особенности внешнего и внутреннего строения
- определенный ареал распространения.
10) Ограничивающим фактором не является:
- недостаток тепла
- недостаток влаги
- суточное вращение Земли
Ответы: 1) b, d 2) b 3) a 4) d 5) a 6) a 7) b 8) c 9) c 10) c
2 Вариант
1)Какой процесс осуществляется в хромосомах
- Фотосинтез
- Синтез белка
- Синтез АТФ
2) Какие углеводы являются полисахаридами
- Глюкоза
- Рибоза
- Целлюлоза
- Крахмал
3) Какое деление характерно для соматических клеток
- Амитоз
- Редукционное деление
- Митоз
- Мейоз
4) Основоположник генетики
- Т. Морган
- Г. Мендель
- В. И. Вернадский
- Аристотель
5) Фотолиз это
- Фермент окисления глюкозы
- Процесс синтеза органических веществ
- Процесс расщепления молекулы воды
- Процесс редупликации
6) Укажите генотип голубоглазого мужчины, страдающего дальтонизмом.
a) aabb b) aaXbY
c)Aabb d)AaXBY
7)Представьте, что исследователь изучает закономерности наследования только нескольких генов организма. Как называется совокупность этих генов в диплоидной клетке?
a) генотип d) фенотип
b) геном e) генофонд
c) кариотип
8) Пример внутривидовой борьбы за существование -
a) соперничество самцов из – за самки
b) «борьба с засухой» растений пустыни
c) сражение хищника с жертвой
d) поедание птицами плодов и семян
9) Абиотическими факторами среды не являются:
a) вода и выпадение осадков
b) грунт
c) взаимодействие организмов типа «паразит-хозяин»
10) У дрожжей
- Штамм
- Сорт
- Порода
- Колония
Ответы: 1) b 2) c, d 3) c 4) b 5) c 6) b 7) a 8) a 9) b, c 10) a
II Задание Решить задачу
1 Вариант
Задача № 1
При скрещивании двух растений гороха с пазушными цветами, получено 62 растения с пазушными и 22 растения с верхушечными цветами. Каковы генотипы родительских растений? Сколько гомозиготных растений среди потомков?
2 Вариант
Задача № 2
У матери первая группа крови, у отца неизвестна. Ребенок имеет первую группу крови. Может ли у отца быть вторая группа крови?
III Закончить определение
1 Вариант
1) Участок ДНК, содержащий информацию о структуре одного белка-
2) Явление преобладание у гибрида признака одного из родителей –
3) I Закон Менделя называется-
4) Скрещивание при котором прослеживается наследование двух пар альтернативных признаков-
5) Совокупность особей обладающих сходными критериями, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства населяющих ареал –
6) Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор это-
7) Наука о историческом изменение живых существ и их сообществ-
8) Наука о взаимно отношениях организмов между собой и окружающей средой-
9) Явление подражания беззащитного вида хорошо защищенным-
10) Организмы питающиеся готовыми органическими веществами-
Ответы: 1) Ген 2) Доминирование 3) Закон независимого наследования признаков 4) Дигибридное скрещивание 5) Вид 6) Факторы эволюции
7) Эволюции 8) Экология 9) Мимикрия 10) Гетеротрофы
2 Вариант
1) Совокупность особей одного вида населяющих определенную территорию внутри ареал вида свободно скрещивающихся между собой частично изолированы -
2) Климат относится к факторам
3) Процесс образования на свету органического вещества в клетках растения-
4) Организмы способные синтезировать органические соединения из неорганических-
5) Вегетативное размножение это способ размножения
6) Оплодотворенная половая клетка (яйцеклетка) –
7) Соответствие формы тела объектам неживой природы-
8) Историческое развитие группы организмов-
9) Наука о развитии зародышей –
10) Оболочка Земли, состав, структура и энергетика корой определяются совокупной деятельностью всех живых организмов-
Ответы: 1) Популяция 2) Абиотическим 3) Фотосинтез 4) Гетеротрофы 5) Бесполое 6) Зигота 7) Маскировка 8) Филогенез 9) Эмбриология
10) Биосфера
Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов) | Оценка уровня подготовки | |
Балл (отметка) | Вербальный аналог | |
80 ÷ 100 | 5 | отлично |
79 ÷ 80 | 4 | хорошо |
79÷ 60 | 3 | удовлетворительно |
менее 50 | 2 | неудовлетворительно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно -оценочно средств учебной дисциплины физическая культура
КОС для 1 курсов...
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ. 01. Приготовление блюд и гарниров из овощей и грибов
КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля ПМ. 01. Приготовление блюд и гарниров из овощей и грибовпо профессии НПО 260807.01 Повар, кондитер базовой подготов...
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ. 02. Технология подготовки сырья и приготовления блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога и теста
КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля ПМ. 02. Технология подготовки сырья и приготовления блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, твор...
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ. 03. Приготовление супов и соусов
КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля ПМ. 03. Приготовление супов и соусовпо профессии НПО 260807.01 Повар, кондитер базовой подготовки...
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине "Материаловедение"
Тестовые задания к зачету по учебной дисциплине "Материаловедение" 262023.01 Мастер столярного и мебельного производства; эталоны ответов; критерии оценки...
Комплект контрольно-оценочных средств
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения дисциплины _Налоги и налогообложение_ основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по специальн...
Комплект контрольно-оценочных средств общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.19 «Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики»
Комплект контрольно-оценочных средств общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...