Рабочая программа по ФГОС по биологии в 6 классе (Пасечник)
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа по ФГОС по биологии в 6 классе (Пасечник)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_biologiya_6_klass_fgos_2016-2017.doc | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 348
Невского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА Решением Педагогического совета Протокол от «___»_______2016 г №_____ | «УТВЕРЖДЕНА» Приказ от «____» _________2016 г №_____ Директор ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга _________________В.Н. Васильева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ______________биологии________________________
(предмет, курс)
класс _________________6_________________________
срок реализации программы__________1 год____________
учитель __Тихонов В.А., ---____________
(Ф.И.О., квалификационная категория учителя)
Санкт-Петербург
2016
Пояснительная записка к рабочей программе
по курсу биологии 6 класс
Цели и задачи:
Основные цели изучения биологии в 6 классе:
- освоение знаний о процессах жизнедеятельности организмов: обмене веществ, питании, дыхании, передвижении, росте, развитии и размножении, взаимосвязи процессов, о регуляции и саморегуляции процессов в организме, об основах поведении животных и человека.
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения особенностей жизнедеятельности различных организмов, находить и использовать информацию для выполнения заданий различных типов, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
- применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Задачи:
- изучить сущность основных процессов, характерных живым организмам, особенности жизнедеятельности разных организмов.
- научиться объяснять процессы, сравнивать их у разных организмов
- научиться характеризовать процессы жизнедеятельности по плану;
- научиться различать и объяснять процессы жизнедеятельности по схемам, рисункам.
Нормативные документы и методические рекомендации, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Образовательная программа и учебный план ГБОУ СОШ № 348 на 2016-2017 учебный год;
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
- «Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения);
- Программа авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.),
Обоснование выбора программы, определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. В ней также соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образовании.
Программа является базовой т. е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы, который должен быть представлен в любой рабочей или авторской программе.
В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие основных видов деятельности обучаемых, в частности включать обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Информация о внесенных изменениях
Рабочая программа составлена без внесения изменений.
Используемые учебники:
Автор: Пасечник В.В.
Биология. Бактерии, грибы, растения: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений /
Под ред. проф. Пасечника В.В. – М.: Дрофа, 2012 – 144 с.: ил.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно БУП 2016 года). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение ОБЖ в 5 классе составит 35 часа.
1 четверть – 9 часов
2 четверть – 7 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 8 часов
Используемые технологии:
- Технология критического мышления
- Технология развивающего обучения
- Проектная и исследовательская деятельность
Виды и формы промежуточного и итогового контроля
Виды контроля:
- вводный,
- текущий,
- тематический,
- итоговый,
Формы контроля:
- проверочная работа;
- тест;
- фронтальный опрос;
- зачет
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, проверочные работы, тесты) и устный опрос (собеседование).
Основной формой итогового контроля является тестирование, зачеты.
Требования к уровню усвоения дисциплины.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс (35 ч, 1 ч в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева.
Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Раздел 3. Классификация растений (б ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Резервное время — 2 ч
Календарно – тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Тема урока/домашнее задание | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
Понятия | Предметные результаты | УУД, ИКТ компетентности | Личностные результаты | ||
1. | 2. | 4. | 5. | 6. | 7. |
РАЗДЕЛ 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов) | |||||
1. | Строение семян двудольных растений Л.Р №1 «Изучение строения семян двудольных растений» Задание на дом Изучить § 1 до статьи «Строение семян однодольных растений». | Семя : главные части семени (Эндосперм, зародыш, кожура, корешок, одна и две семядоли, почечка, стебелек | Формирование понятий: Семя. Многообразие семян. Строение семян разных растений. Семена однодольных и двудольных растений, Внешнее и внутреннее строение семян | Р: Умение высказать предположение и его доказать; умение преобразовывать практическую задачу в познавательную П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями К: Умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при выполнении исследовательских заданий. | Формирование мотивации (учебной, социальной ) Развитие навыков сотрудничества ; развитие самостоятельности; . Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) |
2. | Строение семян однодольных растений Л.Р №2 «Изучение строения семян однодольных растений» Задание на дом Изучить § 1 до конца, ответить на вопросы и выполнить задания в конце параграфа | однодольные; семядоля; эндосперм; зародыш; околоплодник; зерновка. | Формирование умения определить существенные различия однодольных растений
| Р:Умение осуществлять взаимоконтроль при работе в паре; умение преобразовывать практическую задачу в познавательную П: Структурирование знаний из личного опыта. Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями К: Умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий,
| Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в паре; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания Осознанной |
3 | Виды корней. Типы корневых систем Л. Р. №3 «Стержневая и мочковатая корневые системы». Задание на дом Изучить § 2, выполнить задания в конце параграфа | главный, боковые, придаточные корни; стержневая и мочко ватая корневые системы . | Формирование умения определить понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». | Р : умение преобразовывать практическую задачу в познавательную П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями К: инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов | формирование осознанной мотивации к выполнению задания |
4 | Строение корней Л.р. №4 «Корневой чехлик и корневые волоски». Задание на дом Изучить § 3, ответить на вопросы | главный, боковые, придаточные корни; стержневая и мочковатая корневые системы | Формирование понятий «зоны корня» «корневой чехлик», «зона деления», «зона роста» (растяжения), «зона всасывания», «зона проведения». | Р:Умение высказывать предположение и его доказать. П: Структурирование знаний из личного опыта К: Умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при сборе информации на основе практических опытов | Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение толерантного и межкультурного взаимодействия в паре |
5 | Условия произрастания и видоизменения корней Задание на дом Изучить § 4, ответить на вопросы | корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». | имеют представление о видоизменениях корней как результате приспособления растений к условиям существования. | Р:Умение высказывать предположение и его доказать. П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями Структурирование знаний из личного опыта К: Умение задавать вопросы, | Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) |
6 | Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега Задание на дом Изучить § 5, ответить на вопросы | побег; почка; верхушечная, пазушная, придаточная почки; вегетативная, генеративная почки; конус нарастания; узел; междоузлие | Научатся объяснять смысл важнейших биологических терминов и понятий, определять основные части побега на схемах, таблицах, рисунках и натуральных объектах | Р: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, П: Использовать приёмы работы с информацией К: определение целей, , способов взаимодействия, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции | Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук |
7 | Внешнее строение листа Л. Р.№5 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». Задание на дом Изучить § 6,ответить на вопросы | листовая пластинка; черешок; листья черешковые и сидячие; листья простые и сложные; жилкование | Научатся объяснять смысл определять основные части листа на схемах, таблицах, рисунках и натуральных объектах, характеризовать строение простых и сложных листьев | Р: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. П: Использовать приёмы работы с информацией К: отстаивание своей позиции, умение строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, | осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
8 | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев Л.р.№6 «Строение кожицы листа Задание на дом Изучить §7, 8 | световые и теневые листья; видоизменения листа. | Научатся характеризовать внутреннее строение листа и его части, определять на рисунках типы клеток и называть их функции, устанавливать взаимосвязь строения и функций листа | Р: свободно ориентироваться в содержании учебника, находить нужную информацию П: осваивать приёмы исследовательской деятельности, соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе | Проявляют интеллектуальные и творческие способности, понимают необходимость учения, владеют способами самоорганизации учебной деятельности |
9 | Строение стебля. Многообразие стеблей Л.Р.№7 «Внутреннее строение ветки дерева». Задание на дом Изучить § 9, ответить на вопросы | травянистый стебель; деревянистый стебель; прямостоячий, вьющийся, лазающий, ползучий стебли; чечевички; | Получат представление о разнообразии стеблей, научатся описывать внутреннее строение стебля, его функции, определять возраст дерева по спилу | Р: выполнять задания по алгоритму, свободно ориентироваться в содержании учебника, П: Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определённому признаку. К: Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации | осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
10 | Видоизменение побегов Л. Р.№8 «Строение клубня, луковицы» Задание на дом Изучить § 10, ответить на вопросы | видоизмененный побег; корневище; клубень; луковица. | Называть видоизменённые побеги, приводить примеры. Устанавливать признаки сходства надземных и подземных побегов | Р: составлять план работы с учебником, отвечать на вопросы, П: формулирование проблемы, уметь работать с лабораторным оборудованием, К: аргументация своей точки зрения, отстаивание своей позиции, слушать одноклассников и принимать их позицию | проводят самооценку уровня личных учебных достижений, осознают потребность и готовность к самообразованию . |
11 | Цветок и его строение Л. Р.№9 «Строение цветка». Задание на дом Изучить § 11, ответить на вопросы в конце параграфа | пестик; тычинка; лепестки; венчик; чашелистики; чашечка; цветоножка; цветоложе; околоцветник | Знание особенностей строения цветков. Объяснение различий между однодомными и двудомными растениями | П.: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, Р:Развитие навыков самооценки и самоанализа. К: умение воспринимать информацию на слух | Представление о цветках как органах, обеспечивающих половое размножение покрытосеменных растений. |
12 | Соцветия Задание на дом Изучить § 12, ответить на вопросы в конце параграфа, | соцветие. | Умение различать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, муляжах и живых объектах основные типы соцветий, приводить примеры растений, имеющих различные соцветия | П.: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, К.: умение воспринимать информацию на слух | Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных занятий. |
13 | Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян Л. Р.№10 «Классификация плодов». Задание на дом Изучить § 13,14 ответить на вопросы , | плоды простые и сборные, сухие и сочные, односемянные и многосемянные; ягода; костянка; орех; зерновка; семянка; боб; стручок; коробочка; соплодие. | Знание принципов классификации плодов: по количеству семян, по характеру околоплодника | П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов. Р: делать выводы по результатам работы. К.: строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | Осознание значения многообразия плодов и семян для распространения цветковых растений |
14 | Контрольная работа по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Задание на дом Не задано | Все понятия темы | имеют представление о строении растительного организма | П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов. Р: делать выводы по результатам работы К.: умение воспроизводить информацию | формируется научное мировоззрение: учащиеся подводятся к выводу о родстве цветковых растений |
Раздел 2 «Жизнь растений» (10ч) | |||||
15 (1) | Минеральное питание растений Задание на дом Изучить § 15, Повторить клеточное строение листа. | минеральное питание; корневое давление; почва; плодородие; удобрение | знают, в чем заключается и как происходит минеральное питание растений | П.развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: получать информацию в ходе наблюдения за демонстрацией опыта и на ее основании делать вывод. К.: умение дискутировать | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта. |
16 (2) | Фотосинтез Задание на дом Изучить § 16,
| фотосинтез; хлорофилл; хлоропласты; органические вещества. | знают об условиях протекания фотосинтеза, о роли хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ. | П.развивается умение наблюдений за экспериментом Р: фиксировать, объяснять анализировать результаты. экспериментов К.: делать выводы, ,высказывать версии | формируется экологическая культура на основании осознания необходимости борьбы с загрязнением воздуха, охраны растений и сохранения лесов. |
17 (3) | Дыхание растений Задание на дом Изучить § 17, | устьица; чечевички | учащиеся знают об особенностях дыхания у растений, о значении дыхания в жизни растений. | П : осваиваются основы исследовательской деятельности, Р: фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов-. К.: умение рассуждать, поддерживать диалог | формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений |
18 (4) | Испарение воды растениями. Листопад Задание на дом Изучить § 18, ответить на вопросы, Повторить материал о внутреннем строении стебля, тканях растений. | испарение; листопад | учащиеся знают о значении испарения воды и роли листопада в жизни растений | П. развиваются навыки исследовательской деятельности Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений К.: умение делать выводы, ,высказывать версии | формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру. |
19 (5) | Передвижение веществ в растении Л.р. №11 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». Задание на дом Изучить § 19, Повторить материал о строении семян однодольных и двудольных растений. | проводящие ткани; сосуды; ситовидные трубки | Учащиеся имеют представление о передвижении минеральных и органических веществ в растениях и о значении этих процессов для растений.
| П: развивается умение фиксировать, анализировать и объяснять результаты биологических экспериментов Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений К.: умение делать выводы, | формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений |
20 (6) | Прорастание семян Задание на дом Изучить § 20, | проросток. | учащиеся могут перечислить условия прорастания семян. | П: развивается умение фиксировать, анализировать и объяснять результаты биологических экспериментов Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений К.: умение делать выводы | формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений |
21 (7) | Способы размножения растений Задание на дом Изучить § 21 Повторить материал о строении высших и низших споровых растений. | половое, бесполое, вегетативное размножение; гамета;, зигота, сперматозоид; спермий; яйцеклетка. | учащиеся знают, что размножение — одно из важнейших свойств живого организма; могут назвать способы размножения у растений и объяснить преимущество полового размножения перед бесполым. | П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самооценки К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. | умеют объяснять необходимость знаний |
22 (8) | Размножение споровых растений Задание на дом Изучить § 22, | заросток; предросток; зооспора; спорангий | учащиеся знают особенности размножения споровых растений | П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самооценки К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. | формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений |
23 (9) | Размножение семенных растений Задание на дом Изучить § 23, | пыльцевой мешочек; пыльца; пыльцевая трубка | учащиеся знают особенности размножения семенных растений | П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самооценки К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. | формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения споровых и семенных растений |
24 (10) | Вегетативное размножение покрытосеменных растений Задание на дом Изучить § 25, . Повтор § 15 - 25, | черенок; отпрыск; отводок; прививка; культура тканей; привой; подвой. | учащиеся знают особенности вегетативного размножения покрытосеменных растений, умеют проводить размножение комнатных растений с помощью черенкования. | П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самостоятельной работы К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. | формируется познавательный мотив на основе интереса к вегетативному размножению растений в при роде и сельском хозяйстве. |
Раздел 3 Классификация растений (6ч.) | |||||
25 (1) | Систематика растений Тест по теме «Жизнь растений» Задание на дом Изучить § 26, ответить на вопросы | систематика растений; вид; род; семейство; порядок; класс; отдел; царство; сорт. | имеют представление о классификации покрытосеменных, их особенностях строения и многообразии. Знают характеристику классов Однодольных и Двудольных. | П: Устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, умеют сравнивать и делать выводы Р: Умение организовано выполнять задания. К: правильно формулировать вопросы и слушать ответы | Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности |
26 (2) | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные Задание на дом Изучить § 27, | семейство Крестоцветные; семейство Розоцветные. | иметь представление об особенностях растений семейств Крестоцветных и Розоцветных Знать культурные растения семейств и их значение в жизни человека.
| П: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов Р: Развитие навыков самооценки К: воспринимать разные формы информации | Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих |
27 (3) | Семейства Пасленовые и Бобовые Сложноцветные Задание на дом Изучить § 28, Повторить материал о Характерных признаках однодольных растений. | семейство Пасленовые; семейство Мотыльковые; семейство Сложноцветные; плоды многоорешек и многокостянка. | Иметь представление об особенностях растений семейств Бобовых, Пасленовых и Сложноцветных. Знать культурные растения, значение в жизни человека. | П: Умение работать с понятийным аппаратом Р: Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками К: Умение правильно формулировать вопросы и слушать ответы | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейств Пасленовые, Бобовые и Сложноцветные |
28 (4) | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные Задание на дом Изучить § 29, Под готовить со общения о культурных растениях, выращиваемых в данной местности | семейство Лилейные; семейство Злаки. | иметь представление об особенностях растений семейств Злаки и Лилейные. Знать культурные растения и их значение в жизни человека. | П: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов Р: Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками К: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы | Потребность в объективной оценке своей деятельности, со стороны окружающих |
29 (5) | Важнейшие сельскохозяйственные растения Задание на дом Изучить § 30, Повтор § 26- 30. | культурные растения | учащиеся имеют представление о многообразии культурных растений и особенностях их агротехники. | П: Уметь работать с изобразительной наглядностью Р: выполнять задания по алгоритму К: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы | Умение применять полученные знания на практике. |
30 (6) | Контрольная работа по теме «Классификация растений» Задание на дом Не задано | Все понятия темы | Имеют представление о классификации покрытосеменных растений | П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, сравнивать объекты. Р: делать выводы по результатам работы К.: умение воспроизводить информацию | формируется научное мировоззрение: учащиеся подводятся к выводу о родстве цветковых растений |
Раздел 4. Природные сообщества (3 ч) | |||||
31 (1) | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе Задание на дом. Изучить § 31 | Растительное сообщество; типы растительных сообществ; растительность; типы растительности, ярусность | Различение естественных и искусственных сообществ. Знание значения пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ. Умение составлять элементарные пищевые цепи. | П.: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Р: развитие навыков самооценки и самоанализа. \К.: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Представление о многообразии природных сообществ Понимание важности пищевых связей для осуществления круговорота веществ |
32 (2) | Развитие и смена растительных сообществ Задание на дом. | смена сообществ. | Многообразие естественных растительных сообществ. Смена растительных сообществ, ее причины. | П.: Уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую Р: Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки К.: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы | Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке результатов деятельности со стороны окружающих |
33 (3) | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Задание на дом. Летние задания | растительное сообщество; приспособленность растений к обитанию в сообществе | Иметь представление о структуре конкретного фитоценоза, расположенного в окрестностях школы. Знать правила поведения в природе и последствия влияния человека на природные сообщества | П.: Умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной речи Р: выполнять здания по алгоритму К.: Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации | Умение практически использовать полученные знания Уметь объяснять необходимость знаний о природных сообществах ближайшего окружения. сообществ |
34-35 | Резервное время – 2 часа |
Планируемые образовательные результаты обучающихся.
Ученик научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- взаимосвязь растений с другими организмами;
- растительные сообщества и их типы;
- закономерности развития и смены растительных сообществ;
- о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
- устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
- определять растительные сообщества и их типы;
- объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
- проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
- воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;
- знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе;
- понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
- умение реализовывать теоретические познания на практике;
- осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к само_
- развитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;
- признание учащимися прав каждого мнение;
- проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
- понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- умение слушать и слышать другое мнение;
- умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
Основная литература.
- Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы: - М.: Просвещение, 2014 (стандарты второго поколения).
- В. В. Пасечник. Биология Бактерии, грибы, растения. 6 класс. М.: Дрофа 2012. .
- Верзилин Н. М. По следам Робинзона: Справочные материалы по биологии. М.: Просвещение, 1994.
- Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и отватах. М.: Просвещение, 1996.
- Гуленкова М. А. Дидактические материалы по биологии. 6-7 кл. М.: Просвещение, 1997.
- Никишов А. И. Биология. 6-9 кл.: Справочник школьника. М.: Дрофа, 1996.
- Козлова Т. А., Купченко В. С. Биология в таблицах. М.: Дрофа, 1997.
- Драгомилов В. Н. Тесты по биологии. 6-11 кл. М.: Генжер, 1996.
- Калинова Г. С. и др. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. М.: Просвещение, 1996.
- Реймерс Н. Ф. Краткий словарь биологических терминов. М.: Просвещение, 1992, 1995.
- Реброва Л. В., Прохорова Е. В. Опорные конспекты по биологии. М.: Просвещение, 1997.
- Сухов Т. С. Тесты по биологии. 6-7 кл. М.: Дрофа, 1997.
- Сухов Т. С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 кл. М.: Дрофа, 1996.
- Якушкина Н. И. Физиология растений. М.: Просвещение,1993.
- Сухов Т. С. Как повысить результативность в обучении. М.: Столетие,1997.
Дополнительная литература
- Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта +, 1994. – 92 – 336с.
- Верзилин Н. И. По следам Робинзона: книга для учащихся среднего и старшего школьного возраста. М.: Просвещение, 1994. – 218 с.
- Мир культурных растений: справочник / В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. 381 с.: ил.
Internet – ресурсы:
- Банк передового преподавательского опыта – биология. http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/pedbank/sorJich/bio
- Бесплатные обучающие программы по биологии. http://www.history.ru/freebi.htm
- ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/
- Информация по экспериментам в областях: биохимия, биофизика, физиология, генная инженерия. http://rpg.da.ru/
- Министерство образования РФ. http://www.mmistry.ru/
- Научные новости биологии. www.bio.nature.ru/
- Новости науки и биотехнологии. http://molbiol.edu.ru/
- Проект «Вся Биология». http://sbio.info/
- Сайт еженедельника «Биология» издательского дома «Первое сентября» http://www.1september.ru/ru/bio.htm
- Сайт Центра экологического обучения и информации. http://www.ceti.ur.ru/
- Способ создания виртуальной модели биологического объекта. http://biology.id.ru/
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». http://www. km.ru/education
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). http://fcior.edu.ru/
- «Эйдос», центр дистанционного образования. www.eidos.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и КТП по биологии 5 класс_ФГОС
Рабочая программа и КТП по биологии 5 кл _ФГОС_ на основе программы авторов И.Н. Понамарёвой, В.С. Кучменко и др...
Рабочая программа по изучению курса биологии 5 класса ФГОС ООО
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5-9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной ...
Рабочая программа по изучению курса «Биология – 8 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю 34 часа)
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной ...
Рабочая программа по изучению курса «Биология- 8 класс» Индивидуальное обучение по программе СКОУ VIII вид ( 1час в неделю 34часа)
Рабочая программа составлена на основе программы по биологии В.В.Воронковой, Т.М.Лифановой, С.А.Кустовой для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовате...
Рабочая программа по изучению курса «Биология- 9 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю, 34 часа)
Рабочая программа по биологии составлена на основе программы Федерального базисного плана. «Природоведение. Биология. Естествознание.» сборник нормативно-правовых документов и методических мате...
Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс. "Современные теории биологии".
Курс рассчитан на 17 часов....
Рабочая программа элективного курса по биологии 6 класс "Юный биолог"
Программа элективного курса по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, п...