«Гипотезы о происхождении жизни на Земле».
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему
«Гипотезы о происхождении жизни на Земле».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_biologii_v_11_klasse_po_teme_gipotezy_proishozhdeniya_zhizni.doc | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии в 11 классе.
Тема «Гипотезы о происхождении жизни на Земле».
Цель урока: изучить гипотезы о происхождении жизни.
Задачи урока:
- образовательная - познакомить с основными гипотезами о происхождении жизни, показать проблемность этого вопроса. Повторить строение эукариотической клетки.
- воспитательная – продолжить формировать представления о познаваемости мира, показать ведущую роль эксперимента в формировании научных знаний.
- развивающая – продолжить формирование умений составлять тезисы, анализировать и выдвигать предположения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютерные слайды, видеофрагмент, компьютерный тренажер.
Ход урока: I. Постановка задач.
II. Изучение нового материала.
III. Закрепление и осмысление.
IV. Актуализация знаний с целью подготовки к ЕГЭ.
V. Лабораторно-практический контроль (ИКТ)
VI. Дача домашнего задания.
I. Учитель знакомит с задачами и ходом урока.
II. Постановка познавательной задачи.
Что такое жизнь? Вспомните определение живого организма (ответ учащихся: определение по Волькенштейну).
Рассказ учителя с использованием компьютерных слайдов.
Как же возникли живые организмы? С древнейших времен люди пытались найти ответ на этот вопрос, и по мере того, как накапливались научные знания, представления людей о возникновении жизни на Земле менялись.
Существует несколько гипотез (схема).
Креационизм – сотворение. В разные времена у разных народов были свои представления о возникновении жизни. Свое отражение эти представления нашли в священных книгах различных религий, которые объясняют возникновение жизни как акт Творца. Гипотезу божественного происхождения жизни можно принять только на веру, так как экспериментально ее проверить нельзя. Следовательно, она не может рассматриваться с научной точки зрения.
Гипотеза самопроизвольного зарождения жизни. С античных времен и до середины XVII в. ученые не сомневались в возможности самопроизвольного зарождения жизни. Считалось, что живые организмы могут появляться из неживой материи, например, рыбы – из ила, мухи – из гнилого мяса… Первый удар по представлениям о самопроизвольном зарождении жизни нанесли эксперименты итальянского ученого Франческо Реди, который доказал невозможность самозарождения мух в гниющем мясе.
Окончательно победил принцип «все живое – из живого» после экспериментов французского ученого Луи Пастера.
Доказанность невозможности самопроизвольного зарождения жизни породила другую проблему. Если для возникновения живого организма необходим другой живой организм, то откуда взялся первый живой организм?
Это дало толчок к возникновению гипотезы панспермии. У нее было много сторонников, которые считали, что первые живые организмы возникли не на Земле, а были каким-то образом занесены из космоса. Но до сегодняшнего дня подтверждения этой гипотезы нет.
В 20-е гг. ХХ в. русский ученый А.И. Опарин и англичанин Дж. Холдейн высказали гипотезу о происхождении жизни в процессе биохимической эволюции углеродных соединений. Опарин исходил из того, что возникновение живой материи без участия живых организмов (абиогенное) было возможно только в условиях древней атмосферы. В первичной атмосфере планеты, насыщенной различными газами (NH3, H2, CH4), водяными парами, при мощных электрических разрядах, под действием ультрафиолетового излучения и большой солнечной радиации произошло образование органических веществ, предположительно белков, нуклеиновых кислот, липидов, которые накапливались в океане, образуя «первичный бульон». Известно, что в концентрированных растворах органические вещества могут образовывать сгустки, эти сгустки были названы коацерватами. Из раствора вокруг них поступали химические вещества, в них шел синтез новых соединений, в результате чего коацерваты росли и усложнялись.
Коацерваты рассматривались Опариным как пробионты – предшественники живой клетки. Позже белки объединились с нуклеиновыми кислотами, что позволило самовоспроизводиться, ведь нуклеиновые кислоты хранят наследственную информацию и передают ее последующим поколениям. Гипотеза Опарина-Холдейна завоевала много сторонников, так как получила экспериментальное подтверждение.
В 1953 г. американский ученый Стенли Миллер в созданной им установке смоделировал условия, предположительно существовавшие в первичной атмосфере Земли. В результате опытов были получены аминокислоты.
Сходные опыты повторялись и в других странах, результат везде был положительный. И на сегодняшний день гипотеза абиогенного происхождения жизни считается ведущей.
III. Организация самостоятельной работы учащихся с учебником.
Постановка познавательной задачи: итак, появились первые клетки.
Давайте предположим, какие процессы жизнедеятельности были у первых клеток: Самостоятельная работа с текстом учебника (стр. 345 – 346).
по способу питания – гетеротрофы;
по типу дыхания – анаэробы;
по структурной организации – прокариоты.
Закрепление: тезисами охарактеризуйте каждую гипотезу.
- божественное происхождение;
- «живое из неживого»;
- жизнь занесена из космоса;
- абиогенное возникновение жизни.
IV. Просмотр видеоролика «Строение эукариотической клетки»(ИКТ).
V. Выполнение тренажерных заданий на компьютере (ИКТ).
VI. Д/з: параграф 89.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовая проверочная работа 11 класс по теме "Гипотезы происхождения жизни на Земле"
Проверочная работа по теме"Гипотезы происхождения жизни на Земле" составлена в форме ЕГЭ, имеет два вида заданий: с выбором одного правильного ответа, с выборм нескольких ответов....
Гипотезы происхождения жизни на земле. Биология 11 класс
Гончаров В.Е. Гипотезы происхождения жизни на земле. Биология 11 класс...
Гипотезы происхождения жизни на Земле.
Презентация к уроку общей биологии в 9 классе, выполненная ученицей 9 класса. Может использоваться в качестве демострационного материала при объяснении новой темы, либо как пример творческого дом...
Методическая разработка занятия "Гипотезы происхождения жизни на Земле"
Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по разделу «История развития жизни на Земле»», составлена в строгом соответствии с рабочей программой и требованиями Государ...
Разработка урока по теме: Гипотезы происхождения жизни на Земле
В папке находится конспект урока, презентация к уроку, а также вариант теста на уроке, для проверки знаний...
Тест на тему Гипотезы происхождения жизни на земле
Задание включает в себя тестовые вопросы, задания на соответствие и открытый вопрос....
Разработка урока биологии в 9 классе по теме: Гипотезы происхождения жизни на Земле
Основная идея урока - создать условия для обсуждения современных гипотез происхождения жизни на Земле, раскрытие различий в подходах к объяснению проблемы, эволюции взглядов на проблему по мере ...