Методическая разработка ( для преподавателей и обучающихся) Тема: «Строение клетки»
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему
Методическая разработка может быть использована преподавателями при подготовке и проведении теоретического занятия по теме «Строение клетки» по «Анатомии и физиологии человека» для специальности 34.02.01 «Сестринское дело». Цель проведения занятия с использованием данной методической разработки – формирование общих и профессиональных компетенций медицинской сестры, организация самостоятельной работы студентов и повышение мотивации к изучению анатомии и физиологии человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.t._po_kletke.docx | 240.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Республики Мордовия
ГБПОУ Республики Мордовия «Темниковский медицинский колледж»
Методическая разработка
теоретического занятия по
«Анатомии и физиологии человека»
на тему:
«Строение клетки»
Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»
г. Темников
Аннотация
Методическая разработка может быть использована преподавателями при подготовке и проведении теоретического занятия по теме «Строение клетки» по «Анатомии и физиологии человека» для специальности 34.02.01 «Сестринское дело». Цель проведения занятия с использованием данной методической разработки – формирование общих и профессиональных компетенций медицинской сестры, организация самостоятельной работы студентов и повышение мотивации к изучению анатомии и физиологии человека.
Методическая разработка
теоретического занятия по теме:
«Строение клетки»
Цели урока:
обучающая - ознакомить студентов со строением клетки;
развивающая – развивать у студентов клиническое мышление, умение последовательно излагать материал, планировать учебную деятельность, умение работать с медицинской литературой;
воспитательная –воспитывать необходимые для медицинских работников черты характера: аккуратность, внимательность, дисциплинированность и любовь к избранной профессии.
Студент должен знать:
Строение правого и левого легкого;
Расположение легких в грудной клетке;
Строение и количество бронхолегочных сегментов;
Строение ацинуса;
Строение альвеол;
Строение плевры;
Средостение.
Студент должен уметь:
проецировать органы дыхания на скелете человека;
Использовать медицинскую терминологию.
Студент должен иметь представление:
О границах легких;
О границах плевры;
Об органах, расположенных в средостении.
Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы:
Медицинская сестра/ медицинский брат должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):
ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 11.Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
Медицинская сестра/медицинский брат должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно- гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1.Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2.Осуществлять лечебно- диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3.Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4.Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5.Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6.Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7.Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8.Оказывать паллиативную помощь.
ПК 3.1.Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2.Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3.Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников, установленные ФГОС, определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.
Тип урока: объяснительно-иллюстрированный с применением информационно-компьютерных технологий.
Место проведения урока: анатомический кабинет.
Время проведения урока: 90 минут
Материальное оснащение урока: мультимедийный проектор с экраном, диски с анатомическими слайдами по теме: «Дыхательная система», таблица - «Легкие человека», муляж – «Легкие человека», влажные препараты – легкие человека.
План проведения занятия:
№ п/п | Название этапа урока | Описание | Цели | Время |
1 | Организационный момент | Проверка состава студентов и готовность кабинета к занятию. Сообщение темы занятия. | Активация группы для проведения занятия | 2 мин |
2 | Контроль исходного уровня знаний. | Опрос по теме: «Введение в анатомию» | Контроль качества усвоения знаний. | 25 мин |
3 | Объяснение нового материала. Формирование новых понятий знаний, навыков. | Тема: «Строение клетки». | Дать системные представления о строении легких, плевры и средостения. | 45 мин |
4 | Контроль полученных знаний. | Краткий опрос студентов по ключевым моментам нового материала. | Закрепление знаний, полученных на уроке. | 10 мин |
5 | Подведение итогов занятия. | Анализ проверочного занятия, краткая характеристика ответов студентов. Выставление оценок. | Систематизация знаний по теме. Определение задач по дальнейшему совершенствованию знаний студентов. | 5 мин |
6 | Задание на дом. | Р.П.Самусев «Анатомия человека» С.283-304 Р.П.Самусев «атлас анатомии человека» с.266-274,рабочая тетрадь ст.29 задание №2 | Мотивация на дальнейшее усвоение предмета «Анатомия и физиология человека» | 3мин |
Контроль исходного уровня знаний, т.е. пройденного материала проводится разными способами:
а) 3 человека работают с тестами;
б) 3 человека с карточками;
в) остальные студенты опрашиваются фронтально.
Вопросы для фронтального опроса:
- Какие органы относятся к дыхательным?
- Значение дыхательной системы человека.
- Какие органы относятся к верхним дыхательным путям?
- Какие органы относятся к верхним дыхательным путям?
- Рассказать строение полости носа - показ слайда №1
- Строение гортани - показ слайда №2
- Строение трахеи и бронхов - показ слайда №3
Объяснение нового материала.
Основы цитологии. Клетка.
Клетка (cellula)
Клетка - это наименьшая
структурно-функциональная
единица организма, обладающая
основными свойствами живой
материи: чувствительностью,
обменом веществ и способностью
к размножению. Клетки
различаются по размеру, форме,
строению и функции. Размеры
клеток микроскопические. По
форме различают шаровидные,
веретеновидные, чешуйчатые
(плоские), кубические,
столбчатые (призматические),
звездчатые, отростчатые
(древовидные) клетки. Каждая клетка (Рис.1.) содержит ядро и цитоплазму с включенными в нее органеллами и включениями.
Компоненты клетки: строение и функции
- Клеточная оболочка (Рис.2.), плазмолемма, покрывает клетку и отделяет ее от окружающей среды. Через нее осуществляется транспорт веществ внутрь клетки и из нее. По своему составу представляет собой сложный липопротеиновый комплекс.
- Цитоплазма состоит из гиалоплазмы, органелл и включений.
- Гиалоплазма основное вещество цитоплазмы, участвует в обменных процессах клетки.
- Органеллы постоянные части клетки: эндоплазматическая сеть, митохондрии, комплекс Гольджи, клеточный центр (центросома), лизосомы.
• Эндоплазматическая сеть
(рис.3.) каналы, образованные мембранами и связанные с клеточной мембраной; представлена в виде агранулярной (гладкой) и гранулярной (зернистой) сетей; гладкая сеть участвует в обмене липидов и полисахаридов, гранулярная -в синтезе белка, к ее стенкам прилегают
5
4.
рибосомы (место синтеза клеточного белка) - плотные частицы, содержащие белок и РНК;
• Митохондрии
(рис.4.) расположены возле ядра; имеют форму палочек, зерен; состоят из двух мембран: внешней и внутренней, которая образует складки (крипты) с расположенными в них ферментами; являются энергетическими органами клетки, участвуют в процессах окисления, фосфорилирования;
- Комплекс Гольджи (Рис. 5.) внутриклеточный сетчатый аппарат в виде сетки и пузырьков вокруг ядра; участвует в транспорте и химической обработке веществ, в выведении за пределы клетки продуктов ее жизнедеятельности;
- Клеточный центр (Рис. 6.) располагается обычно возле ядра или комплекса Гольджи и содержит два плотных образования - центриоли; участвует в процессе деления клеток и в образовании подвижных органов - жгутиков, ресничек;
• Лизосомы (Рис.7.) пузырьки заполненные ферментами, «санитары» клетки: растворяют ее отжившие элементы.
3. Включения временные образования, которые появляются и исчезают в процессе обмена веществ. Они могут быть белковыми, жировыми, пигментными и другими,
а также физиологическими или патологическими.
Специализированные органоиды - структуры, которые
выполняют специфические функции и находятся в некоторых
типах клеток:
- Миофибриллы длинные нити, проходящие внутри мышечного волокна;
- Нейрофибриллы выявляются в цитоплазме тела и всех отростков нервных клеток. Это тонкие нити, которые проводят возбуждение (нервные импульсы);
- Реснички это плазматические выросты, располагаются на свободной поверхности клеток, их движение перемещает частички пыли, жидкость.
- Жгутики это плазматические выросты, длиннее ресничек, имеются у сперматозоидов.
- Ворсинки микровыросты оболочки клетки.
6
III. Ядро (Рис. 8.) располагается
внутри клетки, хранит
генетическую информацию,
участвует в синтезе белка.
Ядро покрыто ядерной
оболочкой. Заполнено ядро
нуклеоплазмой, в котором
содержится одно или два
ядрышка (синтезирует белок,
является носителем генов в
виде ДНК, содержит РНК) и хроматин в виде плотных зернышек
или лентовидных структур, богатых белком и хорошо
окрашивающихся.
Химический состав клетки
Химические элементы, имеющиеся в клетке, делят на три большие
группы: макроэлементы (углерод, кислород, водород и азот),
мезоэлементы (сера, фосфор, калий, кальций, натрий, железо, магний, хлор) и микроэлементы (цинк, йод, медь, марганец, фтор, кобальт и др.).
Вещества клетки делят на неорганические и органические.
К неорганическим веществам относятся вода и минеральные соли.
Вода в клетке является растворителем, средой для протекания реакций.
Минеральные соли в клетке могут находиться в растворенном или не растворенном состояниях. Растворимые соли диссоциируют на ионы. Наиболее важными катионами являются калий и натрий, облегчающие перенос веществ через мембрану и участвующие в возникновении и проведении нервного импульса; кальций, который принимает участие в процессах сокращения мышечных волокон и свертывании крови, магний, входящий в состав хлорофилла, и железо, входящее в состав ряда белков, в том числе гемоглобина. Цинк входит в состав молекулы гормона поджелудочной железы — инсулина, медь требуется для процессов фотосинтеза и дыхания. Важнейшими анионами являются фосфат-анион, входящий в состав АТФ и нуклеиновых кислот, и остаток угольной кислоты, смягчающий колебания рН среды. Недостаток кальция и фосфора приводит к рахиту, нехватка железа — к анемии.
Органические вещества клетки представлены углеводами, липидами, белками, нуклеиновыми кислотами, АТФ, витаминами и гормонами.
Жизненный цикл клетки
Клеточный цикл — это период существования клетки от момента еѐ образования путем деления материнской клетки до собственного деления.
Жизнь клетки между делениями называется интерфазой. Интерфаза состоит из 3-х периодов: пресинтетический, синтетический и постсинтетический. Пресинтетический период следует сразу за делением. В это время клетка интенсивно растет, увеличивая количество митохондрий и рибосом. В ядре
7
клетки набор генетического материала = 2п2с. В синтетический период происходит репликация (удвоение) количества ДНК, а также синтез РНК и белков. Набор генетического материала (хроматина) становится 2п4с. В постсинаптический период клетка запасается энергией, синтезируются белки ахроматинов ого веретена, идет подготовка к митозу.
Существуют различные типы деления клеток:
- Амитоз (прямое) (Рис.9.) – клетка делится на две равные или неравные части. Встречается редко.
- Митоз (непрямое) (Рис.10.)– наиболее распространено. Митоз состоит из 4-ч фаз:
1. Профаза -
начальная фаза митоза. В
это время начинается
спирализация ДНК и
укорочение хромосом.
2.
Ядрышко и ядерная оболочка исчезает, и ядро распадается, центриоли клеточного центра расходятся по полюсам клетки, между ними растягиваются нити веретена деления (2n4с).
3.
4.
Метафаза - хромосомы движутся к центру, к ним прикрепляются нити веретена. Хромосомы располагаются в плоскости экватора, состоят из 2-х хроматид. Число хромосом в клетке (2n4с). Анафаза - сестринские хроматиды (появившиеся в синтетическом периоде при удвоении ДНК) расходятся к полюсам. Набор хромосом остается 2n, но хроматид 2.
Телофаза (telos греч. - конец) обратна профазе: хромосомы
становятся тонкими длинными, формируются ядерная оболочка и
ядрышко. Заканчивается телофаза
разделением цитоплазмы с
образованием двух дочерних
клеток (2n2c).
III. Мейоз (Рис.11.) – репродуктивное
деление, при котором количество
хромосом уменьшается вдвое
(гаплоидный, единичный набор
хромосом). Так размножаются
половые клетки.
Возбудимость клетки
Некоторые клетки и ткани (нервная, мышечная и железистая) специально приспособлены к осуществлению быстрых реакций на раздражение. Такие клетки и ткани называют возбудимыми, а их способность отвечать на раздражение возбуждением называют возбудимостью.
В ответ на действие раздражителей в возбудимых клетках возникает
возбуждение – совокупность сложных физических, физико-химических,
химических процессов и функциональных изменений. Обязательным признаком
возбуждения является изменение электрического состояния поверхностной
клеточной мембраны. Клетки при возбуждении переходят от состояния
физиологического покоя к состоянию свойственной данной клетке
физиологической деятельности: мышечное волокно сокращается, железистая клетка выделяет секрет.
Обратное возбуждению явление – торможение – нервный процесс, приводящий к угнетению или предупреждению возбуждения.
Обмен веществ в клетке
Клетка усваивает поступающие вещества, расщепляет их с образованием энергии, необходимой для теплопродукции, выделения секретов, движений и нервной деятельности; синтезирует сложные вещества. Из клетки выводятся конечные продукты обмена веществ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока биологии и презентация по теме "Строение эукариотической клетки"
разработка урока биологии в 10 классе ....
Методическая разработка урока биологии для обучающихся 8 класса по теме «Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости»
Методическая разработка урока биологии предназначена для учащихся 8 класса, изучающих курс биологии по линии Н.И. Сонина.Цели урока:Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:механической и химичес...
Методическая разработка ( для преподавателей и обучающихся) Тема: «Оказание первой медицинской помощи»
РецензияМетодическая разработка по дисциплине ОГСЭ.03. «Английский язык», на тему: «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим» содержит необходимый практический и теоретический материал по теме ...
Обучающий тест по теме "Строение растительной клетки", биология, 5 класс
Обучающий тест по биологии для 5 класса "Строение растительной клетки" позволяет изучить данную тему самостоятельно, в необычной форме. Учащиеся, читая вопросы-задания, получают возможность ...
Методическая разработка (для преподавателей и обучающихся) Жизнь, творчество, судьба. Сатира М.Булгакова. Анализ «Собачьего сердца»
Методическая разработка (для преподавателей и обучающихся) Жизнь, творчество, судьба. Сатира М.Булгакова. Анализ «Собачьего сердца»...
Методическая разработка урока по биологии для 6 класса по теме: «Строение растительной клетки»
Урок изучения нового материала, способствует активизации самообразовательной активности учащихся. В основу урока заложен проблемный метод изучения материала (проблемные вопросы, проблемные ситуации)....
Методическая разработка технологической карты урока по теме “Строение клетки: цитоплазма и её органоиды”
Для развития умений переносить знания из познавательной области в практическую, важно развивать умение преобразовывать информацию в таблицы и схемы. На данном уроке применяется метод-интеллект карт...