Методическая разработка ( для преподавателей и обучающихся) Тема: «Строение клетки»
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

     Методическая разработка может быть использована преподавателями при подготовке и проведении теоретического  занятия по теме «Строение клетки» по «Анатомии и физиологии человека» для специальности 34.02.01  «Сестринское  дело».  Цель проведения занятия с использованием данной методической разработки – формирование общих и профессиональных компетенций медицинской сестры, организация  самостоятельной работы студентов и повышение мотивации к  изучению анатомии и физиологии человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.t._po_kletke.docx240.82 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Республики Мордовия

ГБПОУ Республики Мордовия «Темниковский медицинский колледж»

                                                                           

Методическая разработка

теоретического занятия по

«Анатомии и физиологии человека»

на тему:

«Строение клетки»

Специальность 34.02.01 «Сестринское  дело»


Мышцы/Физиология

г. Темников

Аннотация

     Методическая разработка может быть использована преподавателями при подготовке и проведении теоретического  занятия по теме «Строение клетки» по «Анатомии и физиологии человека» для специальности 34.02.01  «Сестринское  дело».  Цель проведения занятия с использованием данной методической разработки – формирование общих и профессиональных компетенций медицинской сестры, организация  самостоятельной работы студентов и повышение мотивации к  изучению анатомии и физиологии человека.

 

Методическая разработка

 теоретического занятия по теме:

 «Строение клетки»

 

Цели урока:

обучающая - ознакомить студентов со строением клетки;

развивающая – развивать у студентов клиническое мышление, умение последовательно излагать материал, планировать учебную деятельность, умение работать с медицинской литературой;

воспитательная –воспитывать необходимые для медицинских работников черты характера: аккуратность, внимательность, дисциплинированность и любовь к избранной профессии.

Студент должен знать:

Строение правого и левого легкого;

Расположение легких в грудной клетке;

Строение и количество бронхолегочных сегментов;

Строение ацинуса;

Строение альвеол;

Строение плевры;

Средостение.

Студент должен уметь:

проецировать органы дыхания на скелете человека;

Использовать медицинскую терминологию.

Студент должен иметь представление:

О границах легких;

О границах плевры;

Об органах, расположенных в средостении.

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы:

Медицинская сестра/ медицинский брат должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 11.Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Медицинская сестра/медицинский брат должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2.  Проводить санитарно- гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1.Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2.Осуществлять лечебно- диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3.Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4.Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5.Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6.Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7.Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8.Оказывать паллиативную помощь.

ПК 3.1.Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2.Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3.Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

Конкретные требования к уровню подготовки выпускников, установленные ФГОС, определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.

Тип урока: объяснительно-иллюстрированный с применением информационно-компьютерных технологий.

Место проведения урока: анатомический кабинет.

Время проведения урока: 90 минут

Материальное оснащение урока: мультимедийный проектор с экраном, диски с анатомическими слайдами по теме: «Дыхательная система», таблица  - «Легкие человека», муляж – «Легкие человека», влажные препараты – легкие человека.

План проведения занятия:

п/п

Название этапа урока

Описание

Цели

Время

1

Организационный момент

Проверка состава студентов и готовность кабинета к занятию. Сообщение темы занятия.

Активация группы для проведения занятия

2 мин

2

Контроль исходного уровня знаний.

Опрос по теме: «Введение в анатомию»

Контроль качества усвоения знаний.

25 мин

3

Объяснение нового материала.

Формирование новых понятий знаний, навыков.

Тема: «Строение клетки».

Дать системные представления о строении легких, плевры и средостения.

45 мин

4

Контроль полученных знаний.

Краткий опрос студентов по ключевым моментам нового материала.

Закрепление знаний, полученных на уроке.

10 мин

5

Подведение итогов занятия.

Анализ проверочного занятия, краткая характеристика ответов студентов. Выставление оценок.

Систематизация знаний по теме. Определение задач по дальнейшему совершенствованию знаний студентов.

5 мин

6

Задание на дом.

Р.П.Самусев «Анатомия человека»

С.283-304

Р.П.Самусев «атлас анатомии человека» с.266-274,рабочая тетрадь ст.29 задание №2

Мотивация на дальнейшее усвоение предмета «Анатомия и физиология человека»

3мин

Контроль исходного уровня знаний, т.е. пройденного материала проводится разными способами:

а) 3 человека работают с тестами;

б) 3 человека с карточками;

в) остальные студенты опрашиваются фронтально.

Вопросы для фронтального опроса:

  1. Какие органы относятся к дыхательным?  
  2. Значение дыхательной системы человека.
  3. Какие органы относятся к верхним дыхательным путям?
  4. Какие органы относятся к верхним дыхательным путям?
  5. Рассказать строение полости носа - показ слайда №1
  6. Строение гортани - показ слайда №2
  7. Строение трахеи и бронхов - показ слайда №3

Объяснение нового материала.

Основы цитологии. Клетка.

Клетка (cellula)
Клетка  -  
это  наименьшая
структурно-функциональная
единица организма, обладающая
основными    свойствами    живой
материи:        чувствительностью,

обменом веществ и способностью
к        размножению.        Клетки

различаются по размеру, форме,
строению и функции. Размеры
клеток микроскопические. По
форме различают
шаровидные,
веретеновидные, чешуйчатые
(плоские),        кубические,

столбчатые (призматические),
звездчатые,        отростчатые

(древовидные) клетки. Каждая клетка (Рис.1.) содержит ядро и цитоплазму с включенными в нее органеллами и включениями.

Компоненты клетки: строение и функции

  1. Клеточная оболочка (Рис.2.), плазмолемма, покрывает клетку и отделяет ее от окружающей среды. Через нее осуществляется транспорт веществ внутрь клетки и из нее. По своему составу представляет собой сложный липопротеиновый комплекс.
  2. Цитоплазма состоит из гиалоплазмы, органелл и включений.

  1. Гиалоплазма основное вещество цитоплазмы, участвует в обменных процессах клетки.
  2. Органеллы постоянные части клетки: эндоплазматическая сеть, митохондрии, комплекс Гольджи, клеточный центр (центросома), лизосомы.

•        Эндоплазматическая        сеть

(рис.3.) каналы, образованные мембранами и связанные с клеточной мембраной; представлена в виде агранулярной (гладкой) и гранулярной (зернистой) сетей; гладкая сеть участвует в обмене липидов и полисахаридов, гранулярная -в   синтезе   белка,   к   ее   стенкам   прилегают

5

4.


рибосомы   (место   синтеза   клеточного   белка)   -   плотные частицы, содержащие белок и РНК;

•        Митохондрии

(рис.4.) расположены возле ядра; имеют форму палочек, зерен; состоят из двух мембран: внешней и внутренней, которая образует складки (крипты) с расположенными в них ферментами; являются энергетическими органами клетки, участвуют в процессах окисления, фосфорилирования;

  • Комплекс       Гольджи       (Рис.        5.) внутриклеточный сетчатый аппарат в виде сетки и пузырьков вокруг ядра; участвует в транспорте и химической обработке веществ,   в   выведении   за  пределы   клетки   продуктов   ее жизнедеятельности;
  • Клеточный центр (Рис. 6.) располагается обычно возле ядра или комплекса Гольджи и содержит два плотных образования - центриоли; участвует в процессе деления клеток и в образовании подвижных органов - жгутиков, ресничек;

Лизосомы (Рис.7.) пузырьки заполненные ферментами, «санитары» клетки: растворяют ее отжившие элементы.

3. Включения временные образования, которые появляются и исчезают в процессе обмена веществ. Они могут быть белковыми, жировыми, пигментными и другими,

а также физиологическими или патологическими.

Специализированные      органоиды      -     структуры,      которые

выполняют специфические функции и находятся в некоторых

типах клеток:

  • Миофибриллы        длинные нити, проходящие внутри мышечного волокна;
  • Нейрофибриллы выявляются в цитоплазме тела и всех отростков нервных клеток. Это тонкие нити, которые проводят возбуждение (нервные импульсы);
  • Реснички это плазматические выросты, располагаются на свободной поверхности клеток, их движение перемещает частички пыли, жидкость.
  • Жгутики это плазматические выросты, длиннее ресничек, имеются у сперматозоидов.
  • Ворсинки   микровыросты оболочки клетки.

6

III.        Ядро   (Рис.   8.)   располагается
внутри        клетки,        хранит

генетическую информацию,
участвует в синтезе белка.
Ядро        покрыто        ядерной

оболочкой. Заполнено ядро
нуклеоплазмой, в котором
содержится одно или два
ядрышка (синтезирует белок,
является носителем генов в
виде ДНК, содержит РНК) и
хроматин в виде плотных зернышек
или        лентовидных        структур,        богатых        белком        и        хорошо

окрашивающихся.

Химический состав клетки

Химические элементы, имеющиеся в клетке, делят на три большие
группы:
макроэлементы        (углерод,        кислород,        водород        и        азот),

мезоэлементы (сера, фосфор, калий, кальций, натрий, железо, магний, хлор) и микроэлементы (цинк, йод, медь, марганец, фтор, кобальт и др.).

Вещества        клетки        делят        на        неорганические        и        органические.

К неорганическим        веществам относятся        вода        и        минеральные        соли.

Вода в клетке является растворителем, средой для протекания реакций.

Минеральные соли в клетке могут находиться в растворенном или не растворенном состояниях. Растворимые соли диссоциируют на ионы. Наиболее важными катионами являются калий и натрий, облегчающие перенос веществ через мембрану и участвующие в возникновении и проведении нервного импульса; кальций, который принимает участие в процессах сокращения мышечных волокон и свертывании крови, магний, входящий в состав хлорофилла, и железо, входящее в состав ряда белков, в том числе гемоглобина. Цинк входит в состав молекулы гормона поджелудочной железы — инсулина, медь требуется для процессов фотосинтеза и дыхания. Важнейшими анионами являются фосфат-анион, входящий в состав АТФ и нуклеиновых кислот, и остаток угольной кислоты, смягчающий колебания рН среды. Недостаток кальция и фосфора приводит к рахиту, нехватка железа — к анемии.

Органические вещества клетки представлены углеводами, липидами, белками,        нуклеиновыми        кислотами,        АТФ,        витаминами        и        гормонами.

Жизненный цикл клетки

Клеточный цикл — это период существования клетки от момента еѐ образования путем деления материнской клетки до собственного деления.

Жизнь клетки между делениями называется интерфазой. Интерфаза состоит из 3-х периодов: пресинтетический, синтетический и постсинтетический. Пресинтетический период следует сразу за делением. В это время клетка интенсивно    растет,    увеличивая    количество    митохондрий    и    рибосом.    В    ядре

7

клетки набор генетического материала = 2п2с. В синтетический период происходит репликация (удвоение) количества ДНК, а также синтез РНК и белков. Набор генетического материала (хроматина) становится 2п4с. В постсинаптический период клетка запасается энергией, синтезируются белки ахроматинов ого веретена, идет подготовка к митозу.

Существуют различные типы деления клеток:

  1. Амитоз   (прямое)   (Рис.9.)   –   клетка   делится   на    две равные или неравные части. Встречается редко.
  2. Митоз        (непрямое) (Рис.10.)–        наиболее распространено.        Митоз состоит из 4-ч фаз:

1.        Профаза        -

начальная     фаза     митоза.     В
это        время        начинается

спирализация        ДНК        и

укорочение        хромосом.

2.

Ядрышко и ядерная оболочка исчезает, и ядро распадается, центриоли клеточного центра расходятся по полюсам клетки, между ними растягиваются нити веретена деления (2n4с).

3.

4.

Метафаза - хромосомы движутся к центру, к ним прикрепляются нити веретена. Хромосомы располагаются в плоскости экватора, состоят из 2-х хроматид. Число хромосом в клетке (2n4с). Анафаза - сестринские хроматиды (появившиеся в синтетическом периоде при удвоении ДНК) расходятся к полюсам. Набор хромосом остается 2n, но хроматид 2.

Телофаза      (telos      греч.      -      конец)      обратна      профазе:      хромосомы

становятся   тонкими   длинными,   формируются   ядерная   оболочка   и

ядрышко.     Заканчивается    телофаза

разделением        цитоплазмы        с

образованием        двух        дочерних

клеток (2n2c).

III. Мейоз       (Рис.11.)       –       репродуктивное

деление,       при       котором       количество

хромосом        уменьшается        вдвое

(гаплоидный,        единичный        набор

хромосом).        Так        размножаются

половые клетки.

Возбудимость клетки

Некоторые клетки и ткани (нервная, мышечная и железистая) специально приспособлены к осуществлению быстрых реакций на раздражение. Такие клетки и ткани называют возбудимыми, а их способность отвечать на раздражение возбуждением называют возбудимостью.

В ответ на действие раздражителей в возбудимых клетках возникает
возбуждение – совокупность сложных физических, физико-химических,
химических процессов и функциональных изменений. Обязательным признаком
возбуждения является изменение электрического состояния поверхностной
клеточной мембраны. Клетки при возбуждении переходят от состояния
физиологического        покоя        к        состоянию        свойственной        данной        клетке

физиологической деятельности: мышечное волокно сокращается, железистая клетка выделяет секрет.

Обратное возбуждению явление – торможение – нервный процесс, приводящий к угнетению или предупреждению возбуждения.

Обмен веществ в клетке

Клетка усваивает поступающие вещества, расщепляет их с образованием энергии, необходимой для теплопродукции, выделения секретов, движений и нервной деятельности; синтезирует сложные вещества. Из клетки выводятся конечные продукты обмена веществ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии для обучающихся 8 класса по теме «Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости»

Методическая разработка урока биологии предназначена для учащихся 8 класса, изучающих курс биологии по линии Н.И. Сонина.Цели урока:Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:механической и химичес...

Методическая разработка ( для преподавателей и обучающихся) Тема: «Оказание первой медицинской помощи»

РецензияМетодическая разработка по дисциплине ОГСЭ.03. «Английский язык», на тему: «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим» содержит необходимый практический и теоретический материал по теме ...

Обучающий тест по теме "Строение растительной клетки", биология, 5 класс

Обучающий тест по биологии для 5 класса "Строение растительной клетки" позволяет изучить данную тему самостоятельно, в необычной форме. Учащиеся, читая вопросы-задания, получают возможность ...

Методическая разработка (для преподавателей и обучающихся) Жизнь, творчество, судьба. Сатира М.Булгакова. Анализ «Собачьего сердца»

Методическая разработка (для преподавателей и обучающихся) Жизнь, творчество, судьба. Сатира М.Булгакова. Анализ «Собачьего сердца»...

Методическая разработка урока по биологии для 6 класса по теме: «Строение растительной клетки»

Урок изучения нового материала, способствует активизации самообразовательной активности учащихся. В основу урока заложен проблемный метод изучения материала (проблемные вопросы, проблемные ситуации)....

Методическая разработка технологической карты урока по теме “Строение клетки: цитоплазма и её органоиды”

Для развития умений переносить знания из познавательной области в практическую, важно развивать умение преобразовывать информацию в таблицы и схемы. На данном уроке применяется метод-интеллект карт...