Биология 10 кл ТЕМА 5. ЛИПИДЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ. ФУНКЦИИ
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМА 5.
ЛИПИДЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ. ФУНКЦИИ
1. Основные вопросы теории
Липиды – органические соединения, нерастворимые в воде, но растворимые в органических растворителях (эфире, бензине, хлороформе).
Липиды | |||
↓ | ↓ | ↓ | ↓ |
простые | сложные | стероиды | терпены |
триглицериды (нейтральные жиры), воска | фосфолипиды, гликолипиды, липопротеиды | холестерол, половые гормоны, желчные кислоты | каротиноиды, гиббереллины, эфирные масла |
Простые липиды
Нейтральные жиры – сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и высокомолекулярных жирных кислот (3 сложноэфирные связи).
Глицерин 3 жирные кислоты липид (триглицерид)
в зависимости от R жирных кислот
↓ | ↓ | ||
насыщенные предельные | ненасыщенные непредельные | ||
в R только одинарные связи | в R есть двойные связи | ||
стеариновая, пальмитиновая | олеиновая, линолевая | ||
жиры животные | масла растительные | ||
твердые | t+200С | жидкие |
Воска – сложные эфиры длинноцепочных спиртов и жирных кислот, используются как водоотталкивающее покрытие; входят в состав хитина, сот пчел.
Сложные липиды
фосфолипиды, глицерфосфолипиды | глицерин + фосфорная кислота + жирные кислоты | входят в состав мембран |
гликолипиды | сфингозин + углеводы | входят в состав мем-бран, миелиновых оболочек, мембран хлоропластов |
липопротеиды | липид + белок | входят в состав мем-бран, транспортная форма липидов |
Стероиды не содержат жирных кислот, содержат стероидные ядра. К ним относятся желчные кислоты, половые гормоны (эстроген, прогестерон, тестостерон), кортикостероиды (альдостерон, кортикостерон), холестерол, витамин D.
Терпены – нет глицерина, нет жирных кислот, но есть эфирная связь. К ним относятся каротиноиды (красные, оранжевые пигменты), порфирины (хлорофилл, билирубин), флавины (рибофлавин (витамин В2), гиббереллины, компоненты эфирных масел растений.
Функции липидов
- Структурная: фосфолипиды, гликолипиды, холестерол входят в состав мембран.
- Энергетическая: при расщеплении 1 г жира выделяется 38,9 кДж энергии.
- Запасающая: накапливаясь, жиры являются резервным источником энергии (капля жира в клетке, жировое тело насекомых, подкожная жировая клетчатка).
- Защитная:
- физическая защита от механических повреждений;
- водоотталкивающие свойства: воска (кутикула, перья, шерсть);
- электрическая изоляция: гликолипиды (миелин);
- простогландины (повышают t, стимулируют сокращение мышц внутренних органов).
- Терморегуляторная:
- тепловая изоляция (подкожный жир);
- «бурый жир» – биологический обогреватель.
- Источник эндогенной воды: окисление 100 г жира дает 107 мл воды.
- Регуляторная: липиды – предшественники синтеза стероидных гормонов, жирорастворимых витаминов А, Д, Е, К, растительных пигментов.
2. Тесты с выбором одного правильного ответа
1. Какое из названных химических соединений не является биополимером?
а) белок;
б) глюкоза;
в) ДНК;
г) целлюлоза.
2. Какой из продуктов целесообразно давать уставшему марафонцу на дистанции для поддержания сил?
а) кусочек сахара;
б) немного сливочного масла;
в) кусок мяса;
г) немного минеральной воды.
3. В клетках животных запасным углеводом является:
а) целлюлоза;
б) крахмал;
в) глюкоза;
г) гликоген.
4. Способность верблюдов хорошо переносить жажду объясняется тем, что жиры:
а) сохраняют воду в организме;
б) выделяют воду при окислении;
в) создают теплоизолирующий слой, уменьшающий испарение.
г) все ответы верны
5. Наибольшее количество энергии выделяется при расщеплении одного грамма:
а) жира;
б) глюкозы;
в) белка.
6. Какое из указанных соединений имеет липидную природу?
а) гемоглобин;
б) инсулин;
в) тестостерон;
г) пенициллин.
7. В каком случае правильно написана формула молекулы глюкозы?
а) С5Н12О5;
б) С6Н10О6;
в) С6Н12О6;
г) С6Н12О5.
8. Клетки какого из названных организмов наиболее богаты углеводами?
а) клетки мышц человека;
б) клетки клубня картофеля;
в) клетки кожицы лука;
г) подкожная клетчатка медведя.
9. Основным источником энергии для новорожденных млекопитающих является:
а) глюкоза;
б) крахмал;
в) гликоген;
г) лактоза.
10. В каком из названных веществ растворяются липиды?
а) эфир;
б) спирт;
в) вода;
г) соляная кислота.
11. Для лечения тяжелых форм сахарного диабета больным необходимо вводить:
а) гемоглобин;
б) инсулин;
в) антитела;
г) гликоген.
12. Клеточная стенка растений содержит:
а) хитин;
б) целлюлозу;
в) муреин;
г) гликоген.
13. При полном расщеплении 1 г жиров выделяется … кДж энергии.
а) 16,8;
б) 17,6;
в) 18,9;
г) 38,9.
14. Основным запасным веществом грибов является:
а) гликоген;
б) хитин;
в) муреин;
г) крахмал.
15. В состав нуклеиновых кислот могут входить углеводы:
а) глюкоза и сахароза;
б) пировиноградная и молочная кислоты;
в) рибоза и дезоксирибоза;
г) дезоксирибоза и мальтоза.
16. В основном водоотталкивающую функцию выполняют такие липиды, как:
а) воска;
б) пигменты;
в) гликолипиды;
г) фосфолипиды.
17. В каких продуктах содержится наибольшее количество углеводов, необходимых человеку?
а) сыре и твороге;
б) хлебе и картофеле;
в) мясе и рыбе;
г) растительном масле.
18. Рибоза, в отличие от дезоксирибозы, входит в состав:
а) ДНК;
б) иРНК;
в) белков;
г) полисахаридов.
19. Углеводы в организме человека откладываются в запас в:
а) печени и мышцах;
б) подкожной клетчатке;
в) поджелудочной железе;
г) стенках кишечника.
20. Оболочка грибной клетки, в отличие от растительной, состоит из:
а) клетчатки;
б) хитиноподобного вещества;
в) сократительных белков;
г) липидов.
3. Тесты с выбором нескольких правильных ответов
1. Каковы свойства, строение и функции в клетке полисахаридов?
а) выполняют структурную и запасающую функции;
б) выполняют каталитическую и транспортную функции;
в) состоят из молекул моносахаридов;
г) состоят из остатков молекул аминокислот;
д) растворяются в воде;
е) не растворяются в воде.
4. Установите соответствие
1. Установите соответствие между особенностями молекул углеводов и их видами.
Особенности молекул углеводов | Виды молекул углеводов |
А) мономер. Б) полимер. В) растворимы в воде. Г) нерастворимы в воде. Д) входят в состав клеточных стенок растений. Е) входят в состав клеточного сока растений. | 1) целлюлоза; 2) глюкоза. |
А | Б | В | Г | Д | Е |
2. Установите соответствие между веществами, их строением и функциями.
Строение, функции веществ | Виды веществ |
А) состоят из молекул глицерина и жирных кислот. Б) состоят из остатков молекул аминокислот. В) защищают организм от переохлаждения. Г) защищают организм от чужеродных веществ. Д) относятся к полимерам. Е) не являются полимерами. | 1) липиды; 2) белки. |
А | Б | В | Г | Д | Е |
5. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их
(укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их)
1. Углеводы представляют собой соединения углерода и водорода. 2. Различают три основных класса углеводов – моносахариды, дисахариды и полисахариды. 3. Наиболее распространенные моносахариды – сахароза и лактоза. 4. Они растворимы в воде и обладают сладким вкусом. 5. При расщеплении 1 г глюкозы выделяется 35,2 кДж энергии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по биологии на тему «Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в его развитии и сохранении здоровья»
Это обобщающий урок в форме занимательного путешествия, который можно провести в конце изучения темы "Опора и движение" в 8 классе....
Урок по теме "Углеводы. Липиды"
Урок-модуль по биологии по теме "Углеводы. Липиды" проводится в 9 классе....
Проверочная работа по теме "Углеводы. Липиды"
Работа из 2 вариантов. Включает 6 вопросов открытого и закрытого типа....
Биология 10 класс Тема 4 УГЛЕВОДЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ. ФУНКЦИИ
Тема 4.Углеводы. Классификация. Функции...
Контрольный тест по биологии по темам "Жизнь растений", "Классификация растений" 6 класс
Педагогические цели тестирования:- выявление результатов обучения при изучении определённых разделов;- установление уровня подготовки каждого учащихся относительно тре...
Тестовая проверка знаний по биологии 7 класс Тема: «Систематика и классификация»
Тест по биологии для 7 класса на тему «Систематика и классификация»...
Технологическая карта урока биологии по теме "Плоды и их классификация"
Урок имеет цель: формирование УУД.Предметные УУД: - сформировать понятия «плод», «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие пл...