№п/п | Название раздела, темы урока.
| Основные виды учебной деятельности | часов | в том числе | Д.З | дата | Корректировка программы |
уроков | л/р, п/р |
| Раздел 1. Биология — наука о живом |
| 9 |
|
|
|
|
|
1 | Земля – планета жизни. | Ознакомиться с аппаратом ориентировки учебника, его структурой. Работать с рисунками учебника как источником информации, шрифтовыми выделениями в тексте учебника. Осуществлять приёмы самоконтроля при выполнении домашнего задания. Фиксировать в рабочей тетради основные положения урока. Давать определение науки биологии. |
| 1 |
| П. 1 |
|
|
2 | Как отличить живое от неживого? *Экскурсия
«Живая и неживая природа» | Выявлять общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве природы. Проводить анализ рисунков, предлагающих поисковую задачу.Обосновывать свою точку зрения, используя рисунок как источник информации.Анализировать содержание демонстрационного опыта, иллюстрирующего признак органического вещества — обугливание при горении.Выделять в тексте необходимые для формирования системного мышления базовые понятия «живые организмы», «органические вещества», «неорганические вещества». Давать определение отражающих общие свойства живого понятий «рост», «развитие», «обмен веществ» и др.Сравнивать объекты живой и неживой природы. Делать выводы о различиях тел живой и неживой природы.
|
| 1 |
| П. 2 |
|
|
3 | Клеточное строение – общий признак живых организмов. | Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки. Сравнивать строение растительной и животной клеток. Выделять в тексте базовые понятия, объяснять их содержание. Устанавливать взаимосвязь строения растительной и животной клеток и разных способов питания растений и животных. |
| 1 |
| П. 3 |
|
|
4 | Деление живых организмов на группы. | Объяснять значение понятий «систематика», «вид», «царство».
Называть царства живой природы.
Выделять общие признаки организмов, объединённых в родственную группу.
Давать определение понятия «эволюция» |
| 1 |
| П. 4 |
|
|
5 | Как человек изучает живую природу? | Применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов.
Соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Проводить самостоятельно опыт и анализировать его по предложенному в данной линии учебников плану.
Воспитывать в себе качества, необходимые исследователю природы: терпение, наблюдательность, умение планировать исследовательскую работу. |
| 1 |
| П. 5, заложить опыт |
|
|
6 | Прибор, открывающий невидимое. Лабораторная работа № 1 «Знакомство с микроскопом». | Научиться работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом. Проверять правильность подготовки микроскопа к работе. Проводить самооценку правильности настройки микроскопа. |
|
| 1 | П. 6 |
|
|
7 | Живое и неживое под микроскопом. Лабораторная работа № 2 «Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени»
| Научиться готовить микропрепарат.
Соблюдать правила приготовления микропрепарата.
Проводить взаимооценку правильности его приготовления. Формировать систему в организации учебного труда, выполняя правила подготовки рабочего места для исследования. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. |
|
| 1 | П. 7 |
|
|
8 | Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом. Лабораторная работа № 3
«Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов». | Сравнивать функции клеток одноклеточного и многоклеточного организмов. Доказывать, что клетка одноклеточного организма — самостоятельное живое существо. Называть признаки живого. Доказывать взаимосвязь строения клеток и тканей с выполняемой ими функцией, используя рисунки учебника и собственные исследования. Формировать навыки самостоятельной исследовательской работы. Использовать биологические знания в повседневной жизни. |
|
| 1 | П. 8 |
|
|
9 | Подведем итоги. Что вы узнали о строении и свойствах живых организмов? | Доказывать, что клеточное строение — общий признак живых организмов. Использовать для аргументации ответа результаты собственных исследований.
Применять ранее полученные знания в новой ситуации.
Проверять свои знания, вписывая пропущенные слова.
Оценивать результаты опыта, проведённого одноклассниками в домашних условиях. |
| 1 |
| Составить кроссворд |
|
|
| Раздел 2. Особенности живых организмов. |
| 22 |
|
|
|
|
|
10 | Как размножаются живые организмы? | Приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию. Давать определение базовых понятий «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш».
Использовать символические обозначения мужских (♂)и женских (♀) гамет. Проверять свои знания при поиске «запланированной» ошибки в рисунке учебника. |
| 1 |
| П. 10 |
|
|
11 | Как размножаются животные? * Практическая работа
«Уход за аквариумными рыбками» (проводится в группах как внеклассная работа по усмотрению учителя) | Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни (в том числе при уходе за аквариумом). Развивать общеучебные навыки, используя таблицы и рисунки учебника для проверки своих знаний о различиях полового и бесполого размножения. Пополнять свой словарный запас, работая с новыми терминами. |
|
| 1 | П. 11 |
|
|
12 | Как размножаются растения? Лабораторная работа № 4 «Изучение строения семени». | Применять для решения поисковых задач личные наблюдения за цветковыми растениями в природе или на приусадебном участке. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.
Научиться работать с лупой. Находить части зародыша семени. Делать выводы из полученных результатов исследований. |
|
| 1 | П. 12 |
|
|
13 | Могут ли растения производить потомство без помощи семян? * Практическая работа
«Уход за комнатными растениями» (проводится в группах как внеклассная работа по усмотрению учителя) | Объяснять особенности размножения растений частями тела.
Приводить примеры комнатных, дикорастущих и декоративных растений, в том числе своей местности, размножающихся частями тела. |
|
| 1 | П. 13 |
|
|
14 | Почему всем хватает места на Земле? | Высказывать собственное суждение при объяснении предложенной ситуации. Давать оценку ответам одноклассников, учиться уважать иное мнение и обосновывать свою точку зрения. Фиксировать в рабочей тетради результаты проведённого в классе обсуждения поисковой задачи. Формировать навыки самостоятельной исследовательской работы при проведении опыта в домашних условиях. Проводить самоанализ своей готовности к проведению опыта, требующего терпения, аккуратности в оценке результатов (порой отрицательных) опыта. |
| 1 |
| П. 14 |
|
|
15 | Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?
| Давать определение понятия «экология». Приводить примеры благоприятных и неблагоприятных для жизни условий, в том числе своей жизни. Приводить свою схему для доказательства влияния на жизнь человека других живых организмов. Решать поисковые задачи, обосновывать приводимые доказательства.
|
| 1 |
| П. 15 |
|
|
16 | Подведем итоги. Размножение – общее свойство всех живых организмов. Экскурсия
«Живые организмы зимой» | Доказывать, что размножение — общее свойство живого. Давать определение понятий «размножение», «гамета», «зигота». Строить схему, поясняющую образование зиготы. Объяснять значение символов ♂ и ♀. Приводить примеры полового и бесполого размножения растений и животных. Приводить примеры приспособлений, обеспечивающих выживание потомства в неблагоприятных условиях. |
| 1 |
| Составить кроссворд. |
|
|
17 | Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников? | Проводить анализ рисунков, предлагающих поисковые задачи. Выделять в тексте необходимые для формирования системного мышления базовые понятия («пищевая цепь», «хищник», «паразит», «фотосинтез», «хлорофилл»). Давать определение процесса фотосинтеза, подтверждать определение схемой.
Использовать полученную ранее (в § 3) информацию.
Формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты и наблюдения по единому предложенному плану: цель, ход исследования, результаты, вывод. Знакомиться с вкладом отечественных учёных в развитие биологии. Высказывать свою точку зрения при анализе результатов опытов, описанных в тексте учебника. |
| 1 |
| П. 17 |
|
|
18 | Как питаются разные животные? * Практическая работа
«Подкармливание птиц зимой» (проводится как внеклассная работа по усмотрению учителя) | Определять по рисунку, кто чем питается. Объяснять значение понятий «хищник», «паразит», «растительноядное животное». Выделять общий признак всех животных и человека — питание готовыми органическими веществами. Проводить наблюдение за объектами живой природы. Высказывать свою точку зрения, комментируя результаты наблюдений.
Оказывать практическую помощь животным, подкармливая птиц зимой. Соблюдать правила поведения в природе.
|
|
| 1 | П. 18 |
|
|
19 | Как питаются растения? Лабораторная работа № 5
«Рассматривание под микроскопом клеток зелёного листа» | Применять ранее полученные знания в новой ситуации. Объяснять роль света и хлорофилла в жизни растений. Обосновывать значение хлорофилла для жизни на Земле. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы. Обсуждать с одноклассниками результаты собственных исследований, вести диалог, уважая иное мнение. |
|
| 1 | П. 19 |
|
|
20 | Только ли лист кормит растение? Лабораторная работа № 6
«Рассматривание корней растения»
(проводится как внеклассная работа по усмотрению учителя) | Объяснять значение корней в жизни растений.
Фиксировать результаты своих исследований.
Использовать результаты собственных исследований для аргументированного ответа. Развивать навыки работы с источниками дополнительной информации. Воспитывать в себе чувство бережного отношения к природе. |
|
| 1 | П. 20 |
|
|
21 | Как питаются паразиты? | Давать определение понятий «паразит», «паразит — хозяин». Работать с рисунком как источником информации о многообразии паразитов.
Выделять общие признаки паразитов.
Развивать умение анализировать примеры, приведённые из дополнительных источников. |
| 1 |
| П. 21 |
|
|
22 | Подведём итоги. Одинаково ли питаются разные живые организмы? | Объяснять значение пищи как источника энергии.
Давать определение базовых понятий «фотосинтез», «хлоропласты», «хлорофилл». Доказывать взаимосвязи живых организмов через цепи питания. Составлять цепь питания, в том числе с участием живых организмов своей местности. Объяснять роль зелёного листа и корня в питании растений. Называть способы питания животных. Обосновывать значение хлорофилла для жизни на Земле. Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений.
|
| 1 |
| Составить кроссворд |
|
|
23 | Нужны ли минеральные соли животным и человеку? | Использовать ранее полученные знания о минеральном питании растений. Доказывать зависимость жизни живых организмов от состояния окружающей среды.
Применять знания о нитратах в повседневной жизни при использовании овощей в пищу. Развивать общеучебные навыки, работая с текстом учебника. Осваивать элементы проектной деятельности, предлагая авторские схемы путей поступления загрязняющих веществ в организм человека. |
| 1 |
| П. 23 |
|
|
24 | Можно ли жить без воды? * Практическая работа
«Наблюдение за расходом воды в школе и в семье» (проводится в группах как внеклассная работа по усмотрению учителя) | Находить нужную информацию, работая с «немым» рисунком. Составлять план ответа, объясняющего значение воды в жизни живых организмов. Анализировать результаты проведённых демонстрационных опытов, делать выводы. Планировать и проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований. Оценивать отчёты одноклассников о проведённом опыте. Объяснять необходимость охраны воды, используя полученные на уроке доказательства. |
|
| 1 | П. 24 |
|
|
25 | Можно ли жить не питаясь? | Использовать ранее полученные знания понятий «хищник», «паразит», «растительноядный». Объяснять значение растений, осуществляющих связь «Земля — космос». Устанавливать пищевые связи между живыми организмами. Использовать полученные знания в новой ситуации, применимой к повседневной жизни. |
| 1 |
| П. 25 |
|
|
26 | Как можно добыть энергию для жизни? | Сопоставлять подвижный образ жизни животных и человека с возможностью растения жить и питаться «не сходя с места». Использовать рисунок учебника как источник информации. Проводить сравнение биологических объектов, используя ранее полученные знания. Проводить наблюдение за движением домашних животных. Планировать собственную деятельность при подготовке и проведении опыта в домашних условиях. Фиксировать результаты эксперимента. Делать выводы. Воспитывать в себе качества, необходимые для исследователя: терпение, аккуратность, объективность в оценке полученных результатов. |
| 1 |
| П. 26 |
|
|
27 | Зачем живые организмы запасают питательные вещества? | Объяснять значение пищи как источника энергии. Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.
Обосновывать необходимость подвижного образа жизни. Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации. |
| 1 |
| П. 27 |
|
|
28 | Можно ли жить и не дышать? | Давать определение понятия «газообмен».
Объяснять роль органов дыхания в обеспечении газообмена. Комментировать результаты опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Приводить примеры приспособлений живых организмов к получению кислорода, необходимого для добывания клеткой энергии. Проверять правильность теоретических выводов приёмами самоанализа и самоконтроля. |
| 1 |
| П. 28 |
|
|
29 | Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду? | Использовать ранее полученные знания для аргументированного ответа. Работать с рисунками учебника как источниками информации. Приводить доказательства единства природы. Анализировать демонстрационные опыты, определив цель, ход, результат каждого опыта. Формулировать выводы. Определять методы биологических исследований. Участвовать в совместном обсуждении результатов приведённых в учебнике опытов. Комментировать выводы, приведённые в тексте. Применять полученные знания о взаимосвязях организмов и окружающей среды в повседневной жизни.
|
| 1 |
| П. 29 |
|
|
30 | Является ли человек частью живой природы? * Экскурсия «Красота и гармония в природе» (по усмотрению учителя).
| Называть свойства человека как живого организма.
Выделять признаки отличия человека от животных.
Называть факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека, используя текст и рисунки учебника.
Разрабатывать проект улучшения экологической обстановки в своём городе (посёлке).
* Соблюдать правила поведения в природе.
* Оценивать расход электроэнергии в школе и в семье. |
| 1 |
| П. 30 |
|
|
31 | Подведем итоги. Какие условия необходимы для жизни? | Использовать всё разнообразие видов деятельности, которое было предложено при изучении темы: - подтверждать свою точку зрения авторским рисунком (схемой);
- определять методы биологических исследований;
- использовать знания, полученные ранее, при изучении предыдущих тем;
- выделять базовые общебиологические понятия, что способствует формированию системного мышления;
завершать предлагаемый текст, вписывая в него соответствующие понятия. Называть общие свойства живых организмов. Объяснять значение биологического разнообразия на Земле. Доказывать необходимость пищи, воды, кислорода для поддержания жизни. Называть экологические факторы, влияющие на здоровье человека. |
| 1 |
| Составить кроссоворд |
|
|
| Раздел 3. Единство живой и неживой природы. |
| 2 |
|
|
|
|
|
32 | Земля – наш общий дом. Экскурсия
«Живые организмы весной. Звуки в живой природе» | Приводить доказательства единства живого и неживого, природы как единого целого, которые необходимы для формирования мировоззренческих позиций. Преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в устную речь при обсуждении вопроса о круговороте веществ. Давать определение понятий «природное сообщество», «экосистема», «биосфера».
Приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, в том числе в своей местности |
| 1 |
|
|
|
|
33 | Всё ли мы знаем о жизни на Земле? | Приводить доказательства единства живой и неживой природы. Называть свойства живого.
Использовать личный опыт исследований объектов живой и неживой природы в ходе лабораторных, практических работ и опытов, проведённых самостоятельно в домашних условиях.
Оценивать результаты своей исследовательской работы и работы одноклассников. Обсуждать материалы, собранные в ходе экскурсий в природу.
Находить с помощью аппарата ориентировки рисунки для приведения доказательств. Давать определение базовых понятий, необходимых для изучения целостного школьного курса биологии. |
| 1 |
|
|
|
|
33-35 | Резервное время |
|
|
|
|
|
|
|