Насекомые-вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека и животных.
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Представленная разработка урока имеет целью ознакомление с разнообразием и характерными биологическими особенностями насекомых-вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в практической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 7 класса Константинова В. М. и др. Биология: Животные издательства Вентана-Граф. Прилагается презентация (в очень сокращенном варианте в связи с техническими требованиями к размещаемым материалам).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasekomye-vrediteli_urok.docx | 24.1 КБ |
nasekomye-vrediteli_kulturnyh_rasteniy_i_perenoschiki_zabolevaniy_cheloveka.pptx | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Насекомые-вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека»
Задачи: ознакомление с разнообразием и характерными биологическими особенностями насекомых-вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в практической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных.
Оборудование: таблицы из серии «Насекомые – вредители растений и способы борьбы с ними», коллекции вредных насекомых, презентация.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (тест).
1. К общественным насекомым относят:
А) муравьев
Б) ос
В) бабочек
Г) мух
2. Приспособление к сбору пыльцы у медоносной пчелы –
А) грызуще-лижущий ротовой аппарат
Б) пяточки и корзиночки
В) обтекаемая форма тела
Г) крылья
3. Пчела, обнаружившая нектар, сообщает о его местонахождении другим пчелам:
А) звуками
Б) пением
В) танцами
Г) жужжанием
4. Муравьев охраняют, так как они:
А) уничтожают вредителей лесов и их личинок
Б) поедают семена
В) являются хорошими опылителями растений
Г) поедают тлей
5. Грена тутового шелкопряда – это:
А) куколка
Б) гусеница
В) взрослая особь
Г) кокон с яйцами шелкопряда
(Ответы: 1-А, 2-Б, 3-В, 4-А, 5-Г)
III. Изучение новой темы.
Учитель объявляет тему урока. Предлагается просмотр презентации. Изучение материала происходит в процессе беседы, рассказа учителя или выступления учеников, предварительно подготовивших доклады по теме. В ходе работы учащимися заполняется таблица в тетради.
Отрицательное значение насекомых для человека
Представители | Значение, примеры |
Прямокрылые | Азиатская саранча уничтожает урожай на больших территориях |
Тли | Угнетают развитие растений, могут переносить вирусные заболевания растений |
Клопы | Вредная черепашка высасывает содержимое несозревших зерен. Постельный клоп является переносчиком заболеваний, причиняет беспокойство |
Жуки | Личинки свекловичного долгоносика питаются корнями свеклы, колорадский жук и его личинки снижают урожай картофеля. Личинки жука-долгоносика – яблоневого цветоеда – уничтожают завязи яблонь. Личинки жуков-короедов и жуков-усачей – вредители деревьев |
Бабочки | Гусеницы капустной белянки повреждают листья капусты; яблонной плодожорки – портят плоды яблонь; непарного шелкопряда – наносят вред растениям сада и леса. Гусеницы соснового шелкопряда вредят сосне; платяной моли – портят изделия из шерсти |
Перепончатокрылые | Личинки пилильщиков объедают хвою деревьев; рогохвостов – питаются древесиной, повреждая деревья |
Двукрылые | Личинки капустной мухи повреждают растения капусты. Слепни вызывают беспокойство домашних животных и, как следствие этого, потерю их в весе и снижение удоев молока. Личинки бычьих оводов повреждают кожу животных, лошадиных оводов – паразитируют в желудке лошадей. Двукрылые – переносчики различных заболеваний: малярии, глистных инвазий, сибирской язвы, сонной болезни и др. |
Тараканы | Черные тараканы и прусаки загрязняют экскрементами продукты питания, могут переносить болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Иногда их выделения вызывают аллергию |
Вши | Переносчики сыпного и возвратного тифа |
Блохи | Переносчики чумы, туляремии, сыпного тифа |
Учитель предлагает подумать, а какие методы можно использовать для борьбы с вредными насекомыми. В процессе беседы выясняется, что предложенные варианты можно разделить на четыре группы:
Методы борьбы человека с вредящими ему насекомыми
Методы | Примеры |
Физические | Сбор гусениц или яиц насекомых: ловля малярийного комара различными ловушками, уничтожение его личинок керосином, который разливают по поверхности водоема |
Химические | Обработка растений ядохимикатами, мест размножения личинок – хлорной известью, тараканов – различными ядами |
Агротехнические | Смена культур – севооборот; своевременный посев и посадка растений; тщательная уборка полей, уничтожение сорных растений, служащих местом размножения насекомых |
Биологические | Использование естественных врагов насекомых: паразитов (например, наездников), хищников (например, божьих коровок). Расселение муравейников, создание искусственных гнездовий для птиц. Разведение наездников в лабораторных условиях, использование бактерий и микроскопических грибов, вызывающих заболевания вредных для человека насекомых |
IV. Закрепление материала.
Установите соответствие:
Переносчики болезней: А – Мухи. Б – Комары малярийные. Паразиты: В – Слепни. Г – Оводы. Д – Вши. Биологические помощники человека: Е – Божьи коровки. Ж – Жужелицы. З – Муравьи. |
|
(Ответы: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-З, 5-Б, 6-А, 7-В, 8-Ж)
V. Домашнее задание.
§ 29, вопросы после параграфа.
Литература
- Иванова Т. В. Тесты. Биология. 6-11 кл. – М.: Олимп, Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2001. – 336 с.
- Константинов В. М. , Бабенко В. Г., Кучменко В. С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – М: Вентана-Граф, 2005. – 304 с.
- Пименов А. В., Пименова Е. А. Биология: Дидактические материалы к разделу «Животные». 7-8 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 208 с.
- Степанов И. А. Тестовые задания по биологии. Зоология. 7-8 класс. – М: Новый учебник, 2001. – 96 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прямокрылые Азиатская перелетная саранча Одно насекомое съедает до 250-300 г зелёной массы. Личинки саранчи объедают всё растение целиком, а взрослые особи могут просто перегрызать основания стеблей.
Тли Угнетают развитие растений, высасывая из них сок. Могут переносить вирусы, вызывающие болезни растений.
Клоп постельный – кровососущий паразит
Майский жук – вредитель леса
Яблонная плодожорка Небольшая серая бабочка, в размахе крыльев до 18мм. Повреждает гусеница желто-белого или розоватого цвета с коричневой головой, плоды яблони, реже – груши. Гусеницы появляются после цветения и вгрызаются в мякоть плодов. Проникнув в семенную камеру, выедают часть семян. В результате поврежденные плоды теряют товарную ценность и не пригодны к хранению. В отдельные годы с засушливым летом плодожорка уничтожает до50-60% урожая.
Оводы Личинки оводов, которые развиваются под кожей млекопитающих, вызывают воспаление.
Тараканы Загрязняют и портят своими экскрементами продукты питания. Могут переносить различные болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Выделения тараканов часто вызывают аллергию у людей.
Вши Питаются кровью человека. Являются переносчиками сыпного и возвратного тифа.
Блохи Бескрылые насекомые длиной до 5 мм. Сплющенное с боков тело приспособлено к обитанию в шерсти зверей и в перьях птиц. Задние ноги прыгательные. Ротовой аппарат колюще-сосущий.
Физические Химические Агротехнические Биологические Методы борьбы с насекомыми-вредителями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
насекомые- вредители культурных растений и переносчики заболеваний
презентация -сопровождение урока природоведения 7 класс по программе Пономаревой...
Урок-конференция "Насекомые - вредители культурных растений, животных и человека"
Урок предусматривает обобщение пройденного материала по теме: Тип Членистоногие Класс Насекомые. Ученики готовят сообщения о насекомых вредителях...
Презентация по теме Животные - переносчики заболеваний
Данную работу можно использовать на уроках краеведения в 9 классе...
Разработка открытого урока биологии в 7 классе по теме:«Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека».
Разработка открытого урока биологии в 7 классе по теме:«Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека»....
Занятие "Бактериальные заболевания человека и животных"
Конспект занятия "Бактериальные заболевания человека и животных" содержит большой теоретический материал с описанием основных опасных бактериальных заболеваний и исторические материалы с опи...
СРЕДСТВА БОРЬБЫ С НАСЕКОМЫМИ-ВРЕДИТЕЛЯМИ РАСТЕНИЙ В ДОМАШНЕЙ ЛАБОРАТОРИИ
Как известно, в живой природе все основано на равновесии, поэтому если организм в искусственных условиях не может противостоять внешним факторам, особенно биотического происхождения, то человеку необх...
Конспект урока «Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека».
Конспект открытого урока в 7 классе....