Экологическая игра "Река чудес"
классный час по биологии (8, 9 класс) на тему
Экологическая игра "Река чудес" способствут развитию у школьников логического и образного мышления, фантазии и творчества. Развивает интерес к дальнейшему изучению экологии и биологии. Закрепляет основные экологические понятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_igra_reka_chudes.docx | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Журавлева Н.В., учитель биологии, г. Волгоград
Экологическая игра «Река чудес».
“Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете… Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились”.
(Антуан де Сент-Экзюпери)»
Игра проводится в старших классах. Она рассчитана на один ученический час (40 мин.), на любое количество учащихся.
Задачи : Содействовать развитию у школьников логического и образного мышления, фантазии и творчества. Развивать интерес к дальнейшему изучению экологии и биологии. Закрепить основные экологические понятия.
Оборудование : карта; карточки задания командам (в двух экземплярах); бумага и шариковые ручки; 2 таблицы Менделеева, ПК, проектор.
.Предварительная подготовка:
1. Разделить класс на две команды, выбрать в них капитанов.
2. В качестве домашнего задания командам необходимо придумать, или вывести, или получить, или показать простейшую и истинную формулу выхода из экологического кризиса.
Ход игры.
водяной : Не ждали меня? Что, учитесь? Знания “грызете”? Но вы даже не представляете, как сложно стало жить в Волге: хотел позавтракать – а вода в чае с бензиновой плёнкой, собрался намедни пообедать – а вместо свежей вкусной рыбки выловил какого-то мутанта, даже в доме своём не могу уборку провести – только уберу, опять полно мусора разного, бутылок, банок, пакетов разных! Я вижу, что здесь собрались настоящие любители природы, истинные экологи, неравнодушные люди. Вот, я вижу, что у вас есть разные специалисты, две команды, «теоретики» и «практики».
Поможете нам навести порядок в водном царстве?
Ученики: Постараемся!
водяной: Ну, раз так, то давайте же поскорее приступим!
Правила игры:
водяной: Вот перед Вами карта, которую принесло в бутылке течение. Может быть, она поможет нам разобраться в ситуации?
водяной: Как Вы заметили, чтобы найти выход из экологического кризиса, Вам необходимо последовательно пройти семь водных препятствий, ведь вода таит в себе много загадок. Та команда, которая с достоинством пройдет все препятствия, получит суперприз от благодарных водных обитателей!
учитель: И вот ваша первая загадка - “Шпаргалка”. Открывайте конверт.
- На борту научно-исследовательского судна “Калипсо” найдена ценная реликвия - разорванная “шпаргалка” по экологии, которой пользовался Жан-Ив Кусто для сдачи экзамена. Ваша задача - восстановить текст “шпаргалки”, и расшифровать кодовое слово по первым буквам. Данный конкурс оценивается по десятибалльной системе.
Содержание шпаргалки:
1. Общее явление в живой природе, вызванное изменениями факторов неживой природы в течении года называют...
2. Внешние признаки, а так же соответствие строения выполняемым функциям, называется…
3. Человеческая деятельность, влияющая на жизнь организмов, называется ... фактором.
4. хрящевая рыба, водившаяся в Волге…
5. Отбор, который производит человек, сохраняя особей с полезными признаками, решая определённые задачи, называется…
6. один из абиотических факторов среды, от действия которого зависят пойкилотермные (холоднокровные) животные, в том числе, рыбы…
7. В природе происходят процессы избирательного уничтожения одних особей и преимущественного размножения других. Дарвин назвал это явление «выживанием наиболее приспособленных», или…
Ответы:
1. сезонность 6. температура |
Учитель: молодцы, вы отлично справились с первым заданием, и расшифровали послание.
водяной: А вот перед нами и следующая задача - конкурс “Живая ”. (9 баллов). Но сначала я должен передать вам послание от водных обитателей. Некоторые цифры:
- Ежегодно все реки земного шара сносят в Мировой океан слой почвы толщиной более 6 миллиметров, что составляет 19 миллиардов тонн.
- В Мировой океан ежегодно поступает около 13-14 миллионов тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при авариях танкеров, сбросе остатков нефтяного груза.
- При концентрации нефтепродуктов выше 0,5 миллиграмм на литр рыба гибнет, при концентрации 1,2 миллиграмм на литр не выдерживает планктон и бентос.
- Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.
- На производство 1 тонны хлопчатобумажной ткани требуется 250 м3 воды, синтетической ткани – 5000, синтетического каучука – 2000, никеля – 4000, чугуна – 200 м3 воды, стали – 150 тонн воды.
- Каждый литр сточных вод, попадая в водоем, приводит в негодность 100 литров хорошей воды.
- Как считает Всемирная организация здравоохранения, половина всех больничных коек мире занято людьми, заболевшими из-за грязной воды.
- Если бы все люди употребляли в пищу и использовали на корм скоту растительность морей и океанов, то пищи было бы достаточно для 290 миллиардов человек.
- Вода составляет 80% массы тела ребенка и 70% массы тела взрослого человека.
- За счет Мирового океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги.
- Полный цикл круговорота воды в атмосфере продолжается 10 дней, в реках – 20 дней, озерах и водохранилищах – 7 лет, океане – 3000 лет.
Знаете ли вы, что:
- За последние 60 лет водопотребление в мире увеличилось в 5 раз.
- 114-230 литров воды уходит во время приема 5-минутного душа.
- На чистку зубов уходит 9 литров воды, на мытьё посуды – 91 литр.
- Человек ежедневно использует 230 л воды.
- При неисправности крана с самой тоненькой струйкой воды за сутки может уйти в канализацию до 150 литров чистейшей питьевой воды.
- Знаете ли вы, что после 10-минутного душа уходит столько воды, сколько нужно 200 детям каждый день?
Игрокам выдаются карточки с вопросами и карточки с ответами.
Необходимо установить соответствие между ними:
ответы
1. 10
2. Мировой океан
3. Грязная вода
4. вода.
5. 150
6. Пресная вода
7. нефтепродукты
8. растительность морей и океанов
9. 114-230
вопросы:
1. Что покрывает более 70% земной поверхности?
2. Она составляет менее 3% от объемов земной гидросферы, из них более 2% заключено в полярных льдах Арктики и Антарктики. Что это?
3. Сколько дней продолжается Полный цикл круговорота воды в атмосфере?
4. Как вы считаете, сколько литров воды уходит во время приема 5-минутного душа?
5. А вы знаете, сколько литров чистейшей питьевой воды за сутки может уйти в канализацию при неисправности крана с самой тоненькой струйкой воды?
6. За счет чего в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги?
7. Если бы все люди употребляли это в пищу и использовали на корм скоту, то пищи было бы достаточно для 290 миллиардов человек. О чём идёт речь?
8. При концентрации каких веществ выше 0,5 миллиграмм на литр рыба гибнет, при концентрации 1,2 миллиграмм на литр не выдерживает планктон и бентос.
9. Как считает Всемирная организация здравоохранения, половина всех больничных коек в мире занято людьми, заболевшими именно из-за неё. о чём идёт речь?
Оценка идет по 9-тибалльной системе.
Ответы:
1) 4 2) 6 3) 1 4) 9 5) 5 6) 2 7) 8 8) 7 9) 3
водяной: Третью загадка в нашей карте поможет решить “Конкурс капитанов”. Оценка идет по шестибалльной системе.
Капитаны выходят, и им поочередно задаются вопросы, на которые они должны ответить - “верю” или “не верю”:
1. Верите ли Вы, что В России ежегодно в воду и под землю уходит более 500 миллионов тонн промышленных стоков?
2. Верите ли Вы, что талая вода, стекающая в Волгу, по пути освобождается от вредных примесей, которые в неё попадают от автотранспорта, промышленных предприятий и других источников загрязнения?
3. Верите ли Вы, что На одного человека в России приходится в год 520 кубических метров сточных вод, из которых 370 представляют собой загрязненные воды, в которых содержится примерно 170 килограмм токсических веществ?
4. Верите ли Вы, что рыба далия может выдержать понижение температуры до минус 40 градусов по Цельсию, промерзая до костей, но с повышением температуры оттаивает и оживает?
5. Верите ли Вы, что президент России В. В. Путин 6 января 2005 года подписал указ о снижении использования органического топлива и о постепенном переходе на использование энергии ветра и Солнца?
6. Верите ли Вы, что Реки Волга, Дон, Обь, Иртыш, Урал, Енисей, Печора, Лена, Кама имеют допустимый уровень загрязнения?
7. Верите ли Вы, что от сильного загрязнения страдает бассейн реки Волги. Им занято 8% территории России, а проживает в нём 42% населения страны реки этого бассейна загрязняются предприятиями и городами, расположенными на берегах Волги и ее притоков. Для улучшения ситуации в бассейне реки принята специальная правительственная программа по возрождению великой реки.?
8. Верите ли Вы, что на одного человека в России приходится в год 520 кубических метров сточных вод, из которых 370 представляют собой загрязненные воды, в которых содержится примерно 170 килограмм токсических веществ?
9. Верите ли Вы, что создание крупных водохранилищ приводит к увеличению парникового эффекта?
10. Верите ли Вы, что в настоящее время диоксины обнаружены в питьевой воде ряда городов России, на полях в Среднем Поволжье и в Западной Сибири?
11. Верите ли Вы, что в России ежегодно в воду и под землю уходит менее 200 миллионов тонн промышленных стоков?
12. Верите ли Вы, что, по мнению экспертов, из-за диоксинового загрязнения водоемов в РФ ежегодно погибает около 20 тысяч человек?
Ответы: “верю”: 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 12;
“не верю”: 2, 5, 6, 11.
Водяной: А вот и четвертая загадка на нашем пути - “Собрать пословицы”.
Отрывки фраз нужно сложить так, чтобы можно было прочесть десять народных пословиц и примет о птицах. Максимальное количество баллов - 10.
1. Под лежачий камень … | а) ... - вода и будет. |
Ответы:
1. Е 2. В 3. Б 4. Ж 5. К 6. З 7. Д 8. И 9. А 10. Г
водяной: Полундра! Внимание! Бутылка за бортом!
Пират достает две бутылки, в которых находится “Послание из экологически опасной зоны” (рис.2.). Чтобы разгадать это послание, необходимо очень быстро и оперативно работать с таблицей химических элементов Д.И. Менделеева. Первая цифра в шифровке соответствует порядковому номеру элемента, а вторая - букве, которую нужно взять из названия этого элемента и вставить ее в соответствующую ячейку шифровки. Максимальное количество баллов - 8
1-3 | 4-3 | 104-2 | 79-1 | 51-4 | Химия-5 | 21-1 | 84-1 | 56-2 |
16-1 | 3-2 | 11-3 | 4-2 | 23-1 | 15-2 | 6-3 | 2-1 | 37-2 |
Рис. 2. Послание из экологически опасной зоны.
Расшифровка: Ответ
д | р | у | з | ь | я | с | п | а |
с | и | т | е | в | о | л | г | у |
Друзья! Спасите Волгу!
водяной: Да, наша Волга в опасности. А Вы знаете химическую формулу реки? Знакомый учёный рак-отшельник вывел вот такую печальную формулу
Выносится лист ватмана, на котором написано:
Волга = Н2О - рыба + ... (отходы)
Да, действительно, Волга в настоящее время стала такой, а ведь когда-то... я вот вам сейчас стихотворение прочитаю. Просто крик души.
слова поэтессы Сельди. Стихотворение про Волгу.
Я верчу в руках свою планету,
И обида жжет меня огнем,
Что за глобус это, если нету
Милого названия на нем.
| Отойди, приятель, не мешай-ка, |
Вы простите братцы капитаны
И Сенкевич Юра извини,
Ты прошел моря и океаны,
так по Волге вплавь теперь рискни.
Океанов и морей лазурней...
Ведь была когда-то ты такой,
Енисей, Печора и Миссури
Ручейки, в сравнении с тобой.
| Мисиссипи, |
учитель: Шестым символом на карте обозначено подготовленное командами домашнее задание. Вам было задано придумать, или вывести, или получить экспериментально простейшую и истинную формулу выхода из экологического кризиса. Оценка идет по 10-балльной системе.
На слайде:
«Мы заявляем: люди должны знать правду о состоянии своего вечного дома. Его сохранение в их интересах.
Наше да: миру и спокойствию, любви и уважению к природе, заводам без дыма, фабрикам без ядовитых стоков, автомашинам без удушливого выхлопа, тишине, разуму и науке, осторожности и мудрости.
Наше нет: любым войнам, любым битвам с природой, безграмотному природопользованию, всему тому, что грозит Земле, угрожает людям, каждому человеку – всем и по отдельности.
Мы предлагаем: беречь и экономить питьевую воду за счет установки в квартирах счетчиков и использования водосберегающих домашних технологий мытья посуды и стирки.
Мы надеемся, что наше выступление поможет вам по-новому взглянуть на голубой наряд планеты.
водяной: Ну вот и разгадали мы практически все загадки, зашифрованные в карте. И последнее задание даст нам возможность получить сокровище, ведь все кары содержат указания, как найти клад! Да, сокровище в наших руках, но сначала нужно разгадать - что же это за сокровище. Для этого Вам необходимо разгадать кроссворд о поведении и размножении рыб, который является последним препятствием на нашем пути (рис. 3).
Заполнение кроссворда идет только по горизонтали, а в выделенных квадратах по вертикали “спрятано” сокровище пирата. Максимальное количество баллов - 6. Можете воспользоваться интернетом.
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 |
Рис. 3. Кроссворд “Самое настоящее сокровище»
1. Рыба, откладывающая до 300 миллионов икринок за один раз.
2. Рыба, самец которой строит гнезда похожие на птичьи.
3. Гибрид белуги и стерляди.
4. Рыба, которую прозвали “водяной кукушкой” за то, что она откладывает свою икру в мантийную полость двустворчатых моллюсков.
5. Рыба из акулообразных, которая выметывает всего две икринки за один раз.
6. Рыба, живущая в пресных водах, а для размножения мигрирующая в Атлантический океан.
Ответы:
1. Луна. 2. Колюшка. 3. Бестер. 4. Горчак. 5. Пилохвост. 6. Угорь.
В выделенных квадратах по вертикали слово - любовь.
водяной: Да, действительно, самое ценное и главное сокровище на Земле - это любовь: любовь к людям, любовь к растениям и животным, любовь к природе и к жизни.
учитель: А теперь подсчитаем баллы и выявим победителя.
Идет подсчет баллов.
водяной: Победила команда “...”. Спасибо, друзья! Я доволен Вами, из Вас получатся настоящие защитники природы и отличные знатоки экологии. А сейчас позвольте вручить вам суперприз. (дарит подарок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заключительный экологический урок- конференция « Чудеса на букву Е»
Заключительный экологический урок- конференция « Чудеса на букву Е» (11 класс)Учитель химии ГБОУ гимназии 343 Невского района Санкт-ПетербургаКуцапкина Людмила ВасильевнаЦели: расширить представ...
Экологическая игра «Поле чудес». На тему "Редкие птицы из Красной книги"
Экологическая игра «Поле чудес».Тема «Редкие птицы из Красной Книги»Цели: 1. Познакомить учащихся с видами редкими видами птиц.2. Развитие экологической этики учащихся и расширить круг знаний. 3. Закр...
Внеклассное мероприятие в 5 классе "Экологическая игра "Поле чудес""
Внеклассное мероприятие в 5 классе "Экологическая игра "Поле чудес""...
Экологическая игра "Поле чудес"
Экологическая игра «Поле чудес»,посвященная редким животным Кузбасса (для учащихся 5-7 классов)Цель: привлечение внимания учащихся к проблемам сохранения природы Кузбасса.Задачи:- познакомить учащихся...
Экологическая игра для 7-8 классов "Поле чудес"
Игра позволяет расширить и систематизировать начальные экологические знания обучающихся....
Экологический проект "Чудеса на грядке"
В условиях современной экологической ситуации необходима экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается п...
Экологическая игра - викторина "Чудеса природы"
Экологическая игра - викторина для школьников младшего и среднего возраста....