Рабочая программа УМК "Сферы" 6 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Успенская Надежда Геннадьевна

Рабочая программа составлена по учебнику Сухоруковой УМК "Сферы" 6 класс по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6_klass.docx79.76 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:                                                                  Согласовано:                                                 Рассмотрено

Директор ГБОУ                                                            Зам. директора по УВР                                 на заседании М/О

СОШ №3                                                                         ____________________                                 Протокол №_____ от

города Кинеля                                                                  «____»________  _____г.                              «____»_______  ____г.

______________________

«_____»_______  _______г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                                                                       

                                                                            по_____биологии______________

                                                                                                     (предмет)

Классы  6____________________________________________________________________________________________

Учитель_____ Успенская Надежда Геннадьевна___________________________________________________________

Количество часов: Всего 34_______час; в неделю 1____час.

Плановых контрольных уроков _3____;

Планирование составлено на основе_программы________________________________________________________

                                                                    указать документ

Программа __курса «Биология. Живой организм» 5- 6 класс Сухорукова Л. Н.,. Кучменко В. С, Колесникова И. Я. –(автор, год издания)

   Просвещение, 2011 год______________________________________________________________________________

Учебник Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова  Биология.  Живой организм.  5- 6 классы: учебник

для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе – М.:Просвещение, 2012 год____

(название, автор, год издания)

Дополнительная литература  Биология: Живой организм: методические рекомендации 5-6 класс. Сухорукова Л. Н,

(название, автор, год издания)

Кучменко  В. С -  М.: Просвещение  2012 год________________________________

 

     Рабочую программу составил(а) __________    ____Н. Г. Успенская_____________

                                                                                                 подпись            расшифровка подписи

Рабочая программа по биологии,  6 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 6 класс  в ГБОУ СОШ №3 по линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений выбрана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по биологии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.

В рабочей программе для основной школы предусмотрено развитие всех представленных в примерных программах начального общего образования основных видов деятельности обучаемых. Однако содержание примерных программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых, психологическими возрастными особенностями обучаемых.

Основная особенность подросткового возраста -  начало перехода от детства к взрослости. В возрасте 11 -15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности.

На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Учитывая вышеизложенное, а также положение о том, что образовательные результаты на предметном уровне должны подлежать оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, в примерном тематическом планировании предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения предметного содержания. При этом для каждого учебного предмета ведущим остается определенный вид деятельности (познавательная, коммуникативная и т. д.).

Биология как общеобразовательная дисциплина рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле, место человека в природе, зависимость здоровья человека от наследственных факторов, состояния окружающей природной и социальной среды, образа жизни. Реализация возможностей содержания биологии в формировании нравственно-этического аспекта взаимодействия человека и природы способствует повышению уровня культуры выпускников основной школы, их компетентности в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды, собственного здоровья. Одной из главных задач биологического образования в основной школе является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, практическом значении разнообразия живых организмов для человека.

Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фундаментальные идеи биологии — эволюции и системной организации живой природы - на стадии их формирования.

Содержание разных разделов курса биологии помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества.

Таким образом, в рабочей программе обозначено целеполагание предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.

Вклад биологии в достижение целей основного общего образования

Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.

Основные направления биологического образования:

- усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины;

- реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественнонаучными дисциплинами;

  отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этическими и экологическими  

              ценностями общества;

- воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.

Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции её с другими общеобразовательными дисциплинами естественнонаучного цикла. Интеграция достигается в процессе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Отличительной особенностью данной предметной линии служит ориентация на взаимодействие биологического и гуманитарного знания. Ценностный компонент органически вплетается в учебную информацию, придаёт ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше воспринимается и усваивается.

Учитывая положение ФГОС, что предметом оценки итоговой аттестации выпускников основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных, личностных результатов, в примерном тематическом планировании результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучающиеся в процессе освоения предметного содержания.

Общая характеристика курса

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;

 овладение научным подходом к решению различных задач; « овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Примерная программа по биологии строится с учётом следующих содержательных линий:

многообразие и эволюция органического мира;

биологическая природа и социальная сущность человека;

уровневая организация живой природы.

Содержание курса биологии в примерной программе структурировано в три части: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их разнообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях:

глобальном,

метапредметном,

личностном

предметном,

на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

- социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Место биологии в учебном плане

Рабочая программа линии УМК «Биология-Сферы» (6 класс) разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения — 280, из них 35 (1 ч в неделю) в 6 классе.  Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. Опираясь на понятия, содержащиеся в курсе «Окружающий мир», при обучении биологии в основной школе возможно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать сущность биологических процессов и явлений. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий и концепций на ступени среднего (полного) общего образования.

Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии.

Требования к результатам обучения

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,

ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долги перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающux технологий;

4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Регулятивные УУД:

5–6-й  классы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

5–6-й  классы

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

5–6-й классы

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

6-й класс

1-я линия развития – осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Предметные результаты обучения в основной школе включат освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения. Включают специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии:

1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Содержание курса

Живые организмы

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:

Биология. Живой организм. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко. Проект «Сферы» — один из современных инновационных образовательных проектов, который осуществляется в рамках общей стратегии издательства «Просвещение» по формированию в российском образовании единой информационно-образовательной среды в виде взаимосвязанной системы образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях.

Учебно-методические комплекты «Сферы» по биологии представляют систему взаимосвязанных компонентов на бумажных и электронных носителях и включают различные типы учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, методические рекомендации учителю.

В поурочном тематическом планировании даны ссылки на ресурсы УМК, соответствующие теме каждого урока.

 Тематическое планирование уроков  биологии 6 класс

Учебник  Биология. Живой организм 5-6 классы.

Автор:  Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова

 34 часа ( 1 час в неделю)

Учитель: Успенская Надежда Геннадьевна

урока

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Лабораторные, практические работы, экскурсии

Ресурсы урока

Домашнее задание

Живой организм. (35 часов)

1.

Введение (1 час)

Урок 1. Организм — единое целое.

Взаимосвязь клеток и тканей в орга

низме. Ткани — компоненты органов,

органы — части систем органов и сис

темы органов в организме. Регуляция

деятельности организма: нервная и гу

моральная.

Устанавливать взаимосвязь клеток и тканей.

Называть и определять органы

и системы органов растительного

и животного организмов.

Приводить примеры взаимосвязи органов и систем органов в организме.

Высказывать предположения о по

следствиях нарушения целостнос-ти организма, повреждения тканей и органов, взаимосвязи органов и систем органов растений и животных.

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

§ 26 стр. 70-71


2.

Органы и системы органов живых организмов (11 ч) 

 

2.

Урок 1. Органы и системы органов рас

тений. Побег.

Вегетативные и генеративные органы

растений. Побег как система органов.

Почка — зачаточный побег. Развёртывание почек.

Называть составные части побега.

Описывать строение побега и почек.

Сравнивать вегетативные и генеративные почки.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения побега и его функциями

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику                                              

§ 27 с.72-73

3.

Урок 2. Строение побега и почек.

Строение побега, генеративной и веге_

тативной почек. Взаимосвязь строения

побега и почек с их функциями. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Исследовать строение побега на  натуральных объектах.

Распознавать части побега, вегетативные и генеративные Устанавливать связь строения вегетативных и генеративных почек с их функциями.

Делать выводы о значении побега,

роли почек в жизни растения.

Использовать ресурсы электронного приложения для извлечения необходимой информации.

Демонстрировать умение пользоваться лупой в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в

кабинете биологии, правила обра-

щения с лабораторным оборудованием.

ЛР № 1

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику                                              

§ 27 с.72-73

4.

  Урок 3. Строение и функции стебля.

Основные функции стебля. Внутреннее

строение. Годичные кольца. Управление ростом и развитием растений. Поперечный и продольный срезы стеблей.

Строение коры, древесины, сердцевины. Определение возраста деревьев по

спилам. Цели и задачи, организация

лабораторной работы.

Описывать внутреннее строение

стебля, его функции.

Определять возраст дерева по спилу.

Объяснять причины образования годичных колец и роста стебля в длину, толщину.

Прогнозировать последствия обрезки деревьев, повреждения коры плодовых деревьев.

Высказывать своё мнение о бережном отношении к деревьям.

Исследовать строение стебля в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в

кабинете биологии, правила обра-

щения с лабораторным оборудова-

нием

ЛР № 2

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику                                              

§ 28 с.74-75

5.

Урок 4. Внешнее строение листа.

Лист как составная часть побега.

Внешнее строение листа. Разнообразие

листьев. Листорасположение. Цели и

задачи, организация лабораторной работы.

Называть и определять части листа.

Различать простые и сложные

листья.

Характеризовать типы листорас-

положения.

Определять типы листораспо-ложения на натуральных объектах.

Анализировать, сравнивать строение листа, используя натуральные объекты.

Проводить наблюдения с помощью увеличительных приборов в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в

кабинете биологии, правила обра-

щения с лабораторным оборудова-

нием

ЛР № 3

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику                                              

§29 с.76-77

6.

Урок 5. Клеточное строение листа.

Клеточное строение кожицы и мякоти

листа. Жилки листа, их строение и

функции. Типы жилкования. Свето_

вые и теневые листья.

Описывать строение кожицы и

мякоти листа.

Объяснять взаимосвязь строения

клеток и выполняемых ими функ-

ций.

Различать световые и теневые

листья.

Исследовать строение кожицы листа на микропрепаратах.

Фиксировать результаты наблюдения

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику                                              

§30 с. 78-79

7.

Урок 6. Строение и функции корня.

Строение корня. Зоны корня: расположе-ние, строение, функции. Строение корневых волосков. Корневые системы. Практическое значение знаний о строении корня. Цели и задачи,

организация лабораторной работы.

Называть зоны корня, их функ-ции.

Распознавать типы корневых сис_

тем, боковые и придаточные кор-ни.

Устанавливать связь строения и

функций зон корня.

Применять на практике знания о

зонах корня, корневых волосках.

Исследовать зоны корня на мик-

ропрепаратах в процессе лабора-

торной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в

кабинете биологии, правила обра-

щения с лабораторным оборудова-

нием

        ЛР № 4                        

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику                                              

§31 с. 80-81

8.

Урок 7. Видоизменения надземных

побегов.

Причины видоизменения побегов. Теория метаморфоза. Видоизменения стебля и листьев (сочные побеги, колючки, усики). Кочан — видоизменённая почка.

Называть видоизменённые надземные побеги, приводить примеры.

Устанавливать причины разнообразия побегов на основе наблюдений взаимосвязи строения надземных побегов с условиями среды обитания.

Использовать гербарные экземпляры, живые объекты, дополнительные источники информации при подготовке сообщения о разнообразии побегов.

Оценивать значение разнообразия

растений для сохранения природы

родного края

учебник, тетрадь-

тренажёр, электронное приложение к учебнику

§32 с. 82-83

9.

Урок 8. Видоизменения подземных по-

бегов и корней.

Разнообразие подземных побегов, их

значение. Строение корневища, клубней, луковицы. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Видоизменения корней, их приспособительное значение.

Называть видоизменения подзем-

ных побегов и корней.

Устанавливать признаки сходства

надземных и подземных побегов.

Наблюдать видоизменённые побеги и корни.

Объяснять особенности их строения в связи с приспособлен-ностью к условиям среды обитания.

Определять видоизменённые подземные побеги на натуральных объектах в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в

кабинете биологии, правила обращения с лабораторным обор.

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

§ 33 с. 84-85

10-11.

Уроки 9-10. Органы и системы органов животных.

Опорно_двигательная система. Наруж- ный и внутренний скелет, его функции.

Пищеварительная, дыхательная и кро-

веносная системы, их функции. Замк-

нутая и незамкнутая кровеносные сис-темы. Значение выделительной и

половой систем. Нервная и эндокринная системы, их роль в обеспечении целостности организма. Органы чувств.

Значение органов и систем органов для

обеспечения целостности животного,

связи со средой обитания.

Называть системы органов животных.

Определять функции систем органов.

Обосновывать важность взаимосвязи всех систем органов для обеспечения целостности организма.

Объяснять наличие наружного и

внутреннего скелетов, замкнутой и незамкнутой кровеносных систем, примитивное и сложное строение нервной системы с позиций идеи об эволюции органического мира.

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

§ 34 с.86-87

12.

Урок 11. Обобщающий.

Обобщение и систематизация знаний по

теме «Органы и системы органов жи_

вых организмов». Выявление уровня

сформированности основных видов

учебной деятельности.

Сравнивать и классифицировать

листья, корневые системы, видоизменённые побеги.

Связывать строение листа, стебля, корня, органов и систем органов животных с выполняемыми функциями.

Обосновывать значение органов и систем органов для обеспече-ния процессов жизнедеятель-ности многоклеточного организма.

Доказывать единство растительного и животного мира, используя информацию разных источников.

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

 с. 90

3.

                                                  Строение

жизнедеятельность

живых

организмов

(22 ч)

13.

Урок 1. Движение живых организмов.

Способы передвижения одноклеточных организмов. Движение отдельных органов растений. Органы передвижения животных в различных средах жизни.

Называть и описывать способы передвижения некоторых одно-клеточных организмов.

Приводить примеры движения органов растений.

Обосновывать необходимость передвижения животных в пространстве.

Наблюдать за движением листьев к свету у комнатных растений, способами переме-щения животных в различных средах.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообще-ний о приспособленности органов движения животных к жизни в определённой среде.

учебник, тетрадь-экзаменатор, электронное приложение к учебнику

§ 35 с. 92-93

14.

Урок 2. Почвенное питание растений.

Почвенное питание, его зависимость от

условий внешней среды. Корневое дав-ление. Внесение удобрений. Особые

способы питания растений. Плотоядные

растения и растения-паразиты.

Определять сущность почвенного питания растений.

Приводить примеры плотоядных и паразитических видов растений.

Объяснять явления, обусловлен-ные корневым давлением, зависимость почвенного питания от условий внешней среды.

Доказывать с помощью эксперимента роль корневого давления в передвижении воды с минеральными веществами.

учебник, тетрадь-экзаменатор, электронное приложение к учебнику

§ 36 с.94-95

15-16.

Уроки 3-4. Фотосинтез — воздушное питание растений.

История изучения воздушного питания

растений: Я. Гельмонт, Дж. Пристли,

Ю. Сакс. Фотосинтез. Эксперименталь-

ные доказательства образования крах-мала и выделения кислорода в процес

се фотосинтеза. Космическая роль

зелёных растений.

Называть и описывать условия и результаты процесса фото-синтеза.

Ставить биологический эксперимент, доказывающий образование

крахмала в зелёных листьях на

свету, выделение кислорода.

Обосновывать космическую роль зелёных растений.

Выдвигать предположения об условиях, способствующих эффективности фотосинтеза и повышению урожайности растений.

Извлекать и анализировать информацию о фотосинтезе из различных источнико        

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

§ 37 с. 96-97

17.

Урок 5. Испарение воды листьями.

Листопад.

Доказательства испарения воды листьями. Условия, влияющие на испарение.

Биологическая роль испарения. Листопад — приспособление растений к уменьше-нию испарения осенью и зимой.

Листопадные и вечнозелёные растения.

Описывать сущность процесса испарения воды листьями.

Выявлять условия, влияющие на

интенсивность испарения воды

листьями.

Приводить доказательства роли

листьев в испарении растений.

Распознавать листопадные и вечнозелёные растения, приводить примеры, используя гербарные экземпляры, рисунки

учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику

§ 38 с.100-101                        

18.

Урок 6. Питание животных.

Захват и заглатывание пищи — отли-чительная особенность питания живот-ных. Пищеварительная система мно-гоклеточных животных, её отделы.

Роль эпителия кишечника и кровеносной системы в процессе пищеварения.

Растительноядные животные, особенности строения пищеварительной системы. Хищные и паразитические животные, их приспособления к добывании и перева-риванию пищи. Всеядные животные.

Называть и описывать отделы пищеварительной системы животных.

Выявлять существенные признаки растительноядных, хищных, паразитических животных, приводить примеры.

Обосновывать связь кровенос-ной и дыхательной систем с процессом пищеварения.

учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику

§39 с. 102-103

19.

Урок 19. Питание бактерий и грибов.

Бактерии — гетеротрофы (сапротрофы

и паразиты) и автотрофы. Бактерии,

усваивающие азот воздуха. Особенности

питания грибов. Грибы_сапротрофы,

паразиты и симбионты. Роль живых

организмов в природе.

Называть и описывать способы питания бактерий и грибов, приводить примеры.

Объяснять роль в природе бактерий и грибов как разруши-телей органического вещества.

Сравнивать автотрофные и гетеротрофные, сапротрофные и паразитические формы среди бактерий и грибов.

Обосновывать биосферное значение цианобактерий, бактерий_азотфиксаторов, раскрывать роль микоризы

§ 40 с.104-105

20.

Урок 8. Дыхание растений, бактерий

и грибов.

Сущность процесса дыхания. Дыхание

и фотосинтез. Дыхание и брожение у

бактерий и грибов

Определять сущность процесса дыхания.

Сравнивать дыхание и фотосинтез, дыхание и брожение, устанавливать взаимосвязь этих процессов

Обосновывать значение знаний о

процессах дыхания и брожения для практической деятельности человека

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

§ 41 с.106-107

21.

Урок 9. Дыхание и кровообращение

животных.

Разнообразие органов дыхания животных, их функции. Связь дыхания и крово-обращения. Круги кровообращения.

Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и кровообра-щения у животных.

Описывать круги кровообра-щения, строение органов дыхания животных в связи со средой обитания.

Приводить примеры животных, органы дыхания которых представлены жабрами, трахеями, лёгкими

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

§ 42 с.108-109

22.

Урок 10. Транспорт веществ в организме.

Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Транспорт веществ у животных. Теплокровные и холоднокровные животные.

Сравнивать проводящую систему растений и кровеносную систему животных, делать выводы о причинах их сходства.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций проводящей системы растений и транспортной системы животных.

Доказывать с помощью биологического эксперимента передвижение воды и минераль-ных веществ по сосудам древеси-ны, а органических веществ — по ситовидным трубкам коры.

Приводить примеры холоднокровных и теплокровных животных

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

§ 43 с.110-111

23.

Урок 11. Выделение. Обмен веществ.

Выделение, его связь с процессами пита-ния и дыхания. Особенности процесса выделения у растений, животных.

Обмен веществ организма с окружающей средой — основа биологического кру-говорота.

Выявлять существенные особенности процесса выделения и обмена веществ.

Устанавливать взаимосвязь пищеварительной, дыхательной, выделительной систем в процессе обмена веществ.

Делать выводы об обмене веществ как характерном призна-ки живых организмов, завис-тимости интенсивности обмена веществ от прогрессивного разви-тия кровеносной и дыхательной систем.

Приводить примеры органов выделения животных

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

§ 44 с.112-113

24.

Урок 12. Размножение организмов

Бесполое размножение.

Размножение живых организмов, его

биологическое значение. Способы размножения. Особенности бесполого

и полового размножения. Размножение бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Размножение многоклеточных растений и грибов с помощью спор.

Выявлять существенные отличия

бесполого размножения от полового.

Называть и описывать различные способы бесполого размножения, приводить их примеры.

Делать выводы о биологическом значении бесполого размножения

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

§ 45с.114-115

25

Урок 13. Вегетативное размножение

растений.

Вегетативное размножение в природе.

Использование знаний о вегетативном размножении для выращивания

культурных растений. Способы вегетативного размножения растений.

Размножение плодово-ягодных культур с помощью прививки. Современные методы.

Называть, описывать и сравнивать

разные способы вегетативного размножения растений.

Применять знания в практичес-ких ситуациях: размножать растения черенками, луковицами, почками, усами.

Делать выводы о значении вегетативного размножения в природе и жизни человека.

Фиксировать результаты практической работы.

Соблюдать правила поведения в теплице, кабинете биологии

ЛР № 5

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

§ 45 с.114-116

26.

Урок 14. Половое размножение растений. Строение цветка.

Цветок — генеративный орган, его

строение и функции. Завязь, её части.

Строение семязачатка. Соцветия, их

биологическое значение. Основные части цветка. Строение завязи. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Называть и определять части цветка, соцветия, тычиночные и пестичные цветки, однодомные и двудомные растения.

Выделять главные и второстепенные части цветка, цветки с простым и двойным околоцветником, иллюстрировать их примерами.

Делать выводы о биологическом значении цветка в жизни растения.

Исследовать строение цветка в процессе лабораторной работы, фиксировать её результаты в форме схематических рисунков.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии

ЛР № 6

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

§ 46 с.118-119

27.

Урок 15. Опыление.

Процесс опыления. Типы опыления:

самоопыление, перекрёстное опыление, искусственное опыление. Особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Использование перекрёстного и искусственного опыления при выращивании культурных растений.

Называть и описывать различные типы опыления, приводить примеры

растений, у которых они встречаются, части семени и плода.

Сравнивать строение цветков, пыльцу насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Делать выводы о значении опыления, неразрывной связи растений с их опылителями — животными.

Выявлять основные особенности оплодотворения у цветковых растений.

Прогнозировать опасность сокращения численности пчёл, шмелей, других насеко-мых_опылителей, птиц-опылителей

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

§ 47 с.120-121

28.

Урок 16. Оплодотворение у цветковых

растений. Плоды и семена.

Оплодотворение у цветковых растений.

Строение семян. Плоды, их разнообразие. Определение сухих и сочных, односемян-ных и многосемянных плодов.

Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Описывать основные особенности оплодотворения у цветковых растений.

Сравнивать и классифици-ровать сочные и сухие, односе-мянные и многосемянные плоды.

Устанавливать взаимосвязь между цветением, опылением и оплодотворением.

Определять сочные и сухие плоды в процессе выполнения лабораторной работы.

Фиксировать результаты в виде таблиц, рисунков.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии

ЛР № 7

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

§ 48 с.122-123

29.

Урок 17. Размножение многоклеточных животных.

Бесполое и половое размножение у

животных. Наружное и внутреннее

оплодотворение. Закономерности развития нового организма.

Описывать способы бесполого размножения животных.

Сравнивать бесполое размноже-ние животных с половым.

Выявлять основные закономер-ности развития животных, используя иллюстрации и электронное приложение.

Делать вывод об эволюционном

преимуществе животных с внутриутробным развитием.

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

§ 49 с.124-155

30.

 Урок 18. Индивидуальное развитие

растений.

Развитие растений из семени. Рост рас-тений, возрастные периоды растений

после образования семени. Цели и задачи, организация практической работы.

Описывать периоды индивидуального развития растений.

Объяснять роль зародыша семени в развитии растений.

Сравнивать процессы роста и развития растений.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

ПР № 1

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

§ 50 с.126-127

31.

Урок 19. Индивидуальное развитие жи-вотных.

Зародышевый период животных. Период формирования и роста организма.

Типы развития. Периоды зрелости и

старости.

Описывать периоды индиви-дуального развития животных.

Выявлять особенности эмбрио-нального развития животных.

Сравнивать непрямое и прямое развитие, развитие с полным и неполным превращением

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

§ 51 с.128-129

32.

Урок 20. Расселение и распространение живых организмов.

Расселение бактерий, грибов и растений. Расселение животных. Нерегулярные перемещения и миграции животных.

Описывать различные способы расселения и распространения живых организмов.

Выяснять особенности распространения растений.

Объяснять способность к расселению и освоению новых территорий как общее свойство живых организмов.

Понимать причины и значение миграций для животных.

Прогнозировать последствия изменений в природе для распространения живых организмов

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

§ 52 с.130-131

33.

Урок 21. Сезонные изменения в приро8

де и жизнедеятельность организмов.

Годовые ритмы. Фотопериодизм. Длина

светового дня как предвестник изменения годовых температур, сигнальный фактор сезонных изменений в живой природе. Приспособления организмов к сезонным изменениям в природе. Состояние покоя или скрытой жизни у растений. Спячка, зимний сон у теплокровных животных. Сезонные миграции птиц и насекомых. Фенологические наблюдения и народные приметы, их практическое значение.

Устанавливать взаимосвязь между длиной светового дня и приспособительными реакциями живых организмов.

Обосновывать значение листопада, видоизменённых надземных и подземных побегов, корней для перенесения расте-ниями неблагоприятных

сезонных изменений; значение явлений анабиоза, зимнего сна в жизни животных.

Понимать практическое значение

фенологических наблюдений.

Наблюдать за сезонными изменениями в природе, описывать, делать выводы

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

§ 53 с.132-133

34.

Урок 22. Обобщающий.

Обобщение и систематизация знаний

по теме «Жизнедеятельность живых

организмов». Выявление уровня

сформированности основных видов

учебной деятельности

Устанавливать взаимосвязь дыхания, фотосинтеза и почвенного питания растений.

Обосновывать участие процессов питания, дыхания, выделения в обмене веществ.

Понимать роль процесса деления

клеток для роста и развития организма.

Находить черты сходства в размножении и развитии растений, животных.

Делать выводы о средообразу-ющей роли живых организмов, единстве живого мира

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

с. 134



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс(ФГОС 140 часов)

программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.:...

Рабочая программа 5 класс ФГОС 2013

Рабочая программа по математике 5 класс ФГОС 2013....

рабочая программа 5 класс ФГОС

рабочая программа 5 класс ФГОС...

Рабочая программа 1 класс фгос.

Пояснительная записка. Тематическое планирование....

Рабочая программа 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

разработка, рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника...