МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Харина Татьяна Александровна

 

познакомить учащихся с основными царствами живых организмов, выявить общие признаки организмов каждого царства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ «МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ» В 5 КЛАССЕ

Цель урока: познакомить учащихся с основными царствами живых организмов, выявить общие признаки организмов каждого царства.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить знания школьников по предмету;
  • Дать представление о разных царствах, об общих признаках царств, классификации;
  • Закрепить знания об общих признаках всех живых организмов.

Развивающие:

  • Развивать мыслительные способности, умение слушать, отвечать на вопросы, быстро воспринимать полученную информацию
  • Развивать интерес к биологическим знаниям;
  • Формировать умение применять знания в решении учебных и жизненных задач.

Воспитательные задачи:

  • Развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес к предмету;
  • Формировать понимание необходимости бережного отношения к природе, на примере значения растений, бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Форма организации учебной деятельности: коллективно-индивидуальная

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: словесные, наглядные и практические.

Общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый.

 Методы обучения: индивидуальный, групповой, частично-поисковый, репродуктивный.

  Оборудование: схема «Царства живой природы», раздаточный материал к уроку, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Определение темы урока, ее актуализация (чтение учителем загадок)

 Загадки: Отгадки:

Хитрый след плести стараясь, По сугробам прыгал. . .        (заяц)

 Хвостом виляет, Зубаста, а не лает        (щука)

 Учит верности людей   Пара белых . . .        (лебедей)

 Бежит по ладошке быстро и ловко, В точечках черных. . .        (божья коровка)        

 Домашние ласкаются, А дикие кусаются Они повсюду и везде:   На суше, в небе и в воде, Лесные есть, болотные, Зовем мы их . . .        (животные)

III. Изучение нового материала.

 На поверхности нашей планеты практически нет мест, где не встречалась бы жизнь. Жизнь можно встретить в самой глубокой морской впадине и в атмосфере. На высоте в несколько километров.

 Это пространство, оболочку Земли, где можно встретить жизнь во всех её разных формах, называют биосфера (от греческих слов «биос» - жизнь и «сфера» - шар).

 В неё входят нижний слой атмосферы, воды, почвы со всеми населяющими их живыми существами. В этой системе, которая существует благодаря энергии солнечного излучения, всё взаимосвязано.

 Биосфера наш общий «дом», а все живые организмы – её обитатели.

 Живые организмы, имеющие общие признаки и близкие по строению виды объединяются в более крупные группы. Те в свою очередь, в  ещё  более крупные. Самые большие группы, в которые  объединяется весь живой мир, называют царствами.

 В настоящее время многие учёные считают, что весь мир живых организмов можно разделить на 4 царства:

                                                   Царства живой природы

                                  бактерии       грибы       растения       животные  

  Мы рассмотрим, какие общие признаки характерны для каждого царства.

  1. Характеристика царства Бактерии.  Особенности строения, образ жизни, примеры представителей царства.  

Практическая работа:

Тема: Изучение внешнего строения бактерий

Цель: знакомство с внешним видом бактерий и закрепление умения работать с микроскопом

Оборудование: микроскоп, инструментарий, культура бактерий

Ход работы: 

1.Приготовьте микропрепарат  бактерий.

2.Рассмотрите его увеличении. Отметьте форму и окраску бактерий. Зарисуйте и подпишите увиденное.

3. Подумайте, в чем значение бактерий в природе и жизни человека? (Учащиеся высказывают свои предположения)

2.      Характеристика царства Грибов.      На экране высвечивается классификация грибов

Учитель предлагает ответить на вопрос :   Какую роль играют грибы в лесу?   (Учащиеся высказывают свои предположения)

Давайте проверим, сможете ли вы   узнать   представителей царства Грибы  разместить их по «своим» группам

Задание  1.:   на Слайде появляются  загадки, пословицы стихи о Грибах, после того, как учащиеся дадут правильный ответ появляется   картинка с изображением)

Задание № 2: Дан перечень организмов. Распределить их по царствам живой природы Бактерии и Грибы ( СЛАЙД )

Задание № 3:  Выберите лишнее.   ( СЛАЙД )

Учитель:  Обменяйтесь своими работами с соседом,  и мы проверим насколько правильно вы выполнили работу (дети обмениваются своими работами, на экране – слайд   осуществляется взаимоконтроль)

Физкультминутка:

(изобразить жестами, движениями слова)

 В царство леса мы попали, оглядели все вокруг, походили, поиграли, много там грибов набрали. На пенечке посидели, друг на друга поглядели, видим, стая птиц летит, муравей домой спешит. По тропиночке лесной, дружно мы пошли домой.

 3.      Характеристика царства Растений. Классификация царства Растений с приведением примеров.              

                                        РАСТЕНИЯ

                     Низшие                                                                        Высшие          

     Водоросли       мхи  папоротники                       голосеменные  покрытосеменные  

Работаем с текстом учебника и таблицами, затем играем в игру «Ромашка». Вопросы лепестков (работа по одному.):

  1. Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: “Ура! Я растение!”. Так ли это?
  2. - В реке растёт кубышка жёлтая. К какому отделу растений относится? Почему?
  3. - Какое растение, растёт на стволах деревьев в лесу с северной стороны? Почему так решили?
  4. - Хвощ полевой растёт на кислых почвах, которые требуют известкования, для увеличения урожая на них. Найдите его на рисунках. Объясните своё решение.  
  5. - Что произойдёт, если на Земле исчезнут все растения?

 4.      Характеристика Царства Животные. Перечислить особенности царства. Деление их позвоночных и беспозвоночных.   Привести примеры.                                                                                                 Животные

Беспозвоночные:                                                              Позвоночные

-Кишечнополостные                                                              -  Рыбы

- Черви                                                                                   - Земноводные

- Моллюски                                                                           - Пресмыкающиеся

- Иглокожие                                                                           - Птицы

- Членистоногие                                                                       - Млекопитающие

проверка знаний в игровой форме.

Д. Превратите хищника в жертву (изменяйте в последующем слове только  по одной букве).

К        О        Ш        К        А        

                                                                                  мелкое двукрылое     насекомое

М        Ы        Ш        К        А

Ответ: кошка - мошка - мышка.

Е. Превратите моржа в домашнее животное:

М        О        Р        Ж

                                                            Прохладительный напиток

М        О        П        С

Ответ: морж - морс – мопс.

Ж. Превратите аиста в лису:

А        И        С        Т

                                                           Орган растения

Л        И        С        А

Ответ: аист - лист – лиса.

 З. Превратите домашнее животное в рыбу:

К        О        Т        

                                                    составная часть снеговика

С        О        М

Ответ: кот - ком – сом.

И. Превратите нору в домашнее животное:

Н        О        Р        А

                                                Внешняя часть дерева  

К        О        З        А

Ответ: нора – кора – коза.

  V. Закрепление изученного материала.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с представителями всех царств  живых организмов,   и выяснили, что все они характеризуются общими чертами.

Биологический диктант.

1.Одноклеточные организмы, не имеющие ядра? (Бактерии).

2.Организмы, в клетках которых есть хлоропласты?( Растения).

3.Мукор - представитель царства …(грибов).

4.Инфузория - туфелька относится к царству…(животные).

5.Дождевой червь относится к группе…(беспозвоночных животных).

6.Змея и ящерица относятся к группе…(позвоночных животных).

7.Амеба имеет форму тела …(непостоянную).

8.Малярийный плазмодий относится к царству…(животные).

9.Морская лилия относится к царству…(животные).

Проверка биологического диктанта.

V. Рефлексия.   В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

На уроке я работал

активно / пассивно        

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Материал урока мне был

понятен / не понятен

VI.       Подведение итогов, выставление оценок.

VII.     Домашнее задание.              Подготовить сообщение о представителях разных царств живой природы. (по выбору)

Первое царство, с которым мы знакомимся - это царство Бактерии.

На земле существует около 2500 видов этих организмов. Они видны нам только при сильном увеличении. Мир бактерий крайне многообразен, так как они отличаются по форме, по размерам, а главное по той роли, которую они играют в природе. А роль этих микроскопических организмов очень и очень велика. Ученые называют их” санитарами нашей планеты”, ведь благодаря им разрушаются и исчезают с лица Земли умершие организмы. Велика роль бактерий в передаче опасных заболеваний человека и животных. Рассмотрите на слайде фотографии и рисунки, на которых они изображены.

Следующее царство – царство Простейшие.

Бактерии и простейшие – одноклеточные организмы. Клетка бактерии не имеет ядра, а в клетках всех других организмов ядра есть.

Эти организмы чаще всего встречаются в водной среде. Они тоже очень малы, но как мы видим из нашего слайда они тоже отличаются своим многообразием, да и на Земле их встречается 40000 видов.

Грибы, конечно, каждый знает: белый, подберезовик, лисичка, мухомор, бледная поганка... Но не всем известно, что к царству грибов относятся и живущие на деревьях трутовики,  дрожжи, которые используют когда пекут вкусные пироги, а также плесневые грибы. Всего ученые насчитывают около  100 000 видов грибов.

Вы видите, что среди грибов также есть микроскопические формы. Грибы тоже играют свою важную роль в природе. И мне хочется повторять вновь и вновь, что лишних организмов в природе – НЕТ!!!

Вашему вниманию представляется одно из самых красивейших царств природы - это царство Растений. Оно включает в себя 350000 видов.

Я предлагаю вам посмотреть, сравнить и подумать, чем отличаются растения, которые вы видите на слайдах.

Представители царства растений отличаются от других многоклеточных организмов тем, что образуют на свету из углекислого газа и воды питательные вещества (грибы и животные поглощают только готовую пищу). Растения делят на несколько крупных групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Всего в царстве растений около 350 тыс. видов. Есть среди них и большие и маленькие. Самым маленьким растением среди цветковых считается плавающая ряска из водоемов Австралии - её длина 0,6 мм и ширина 0,33 мм. Самым высоким хвойным растением является секвойя. высота отдельных деревьев достигает 80-100 м. Подвожу итоги: растения подразделяются на несколько групп, отличаются своими размерами и формами, в зависимости от их видовой принадлежности и условий произрастания.

Царство Животных составляет 1 миллион 500 тысяч видов.

Это самое разнообразное царство, ведь оно так многочисленно. Его представители распространились по всему земному шару.

Каких животных вы знаете? А чем они питаются?

Различают беспозвоночных и позвоночных животных. У первых, как и показывает название, нет позвоночника, а у вторых он есть. К беспозвоночным относятся черви, моллюски, иглокожие, членистоногие и некоторые другие группы животных. Позвоночные — это рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Бактериальный мазок полости рта человека:

n  Снять налёт с зубов, поместить в каплю воды и растереть на предметном стекле.

n  Зафиксировать мазок. Для этого провести препарат над пламенем горелки.

n  Нанести каплю красителя генциан-виолет.

n  Смыть краситель водой и рассмотреть препарат под микроскопом.

Выполните практическую работу  «Рассматривание бактериальной клетки под микроскопом»

Цель: рассмотреть бактерии масляно-кислого брожения под микроскопом, определить их форму.

Ход работы:

1. Приготовьте микропрепарат. Для этого нанесите каплю с культурой бактерий на предметное стекло. Добавьте стеклянной палочкой раствор Люголя. Это позволяет окрасить клетки бактерий в синий цвет. Накройте сверху покровным стеклом.

2. Поместите готовый микропрепарат на предметный столик микроскопа.

3. Включите микроскоп. Рассмотрите микропрепарат сначала при малом увеличении, а затем при большом.

4. Выключите микроскоп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биология. Многообразие живых организмов

Презентация к урокам по учебнику: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин  «Биология. Многообразие живых организмов»....

Биология. Многообразие живых организмов

Презентация к урокам по учебнику: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин  «Биология. Многообразие живых организмов»....

урок в 5 классе по теме "Многообразие живых организмов"

открытый урок на городском уровне, с использованием технологии критического мышления....

урок в 5 классе по теме "Многообразие живых организмов"

открытый урок на городском уровне, с использованием технологии критического мышления....

Многообразие живых организмов. чем живое отличается от неживого. 6 класс

Конспект урока + презентацияМногообразие живых организмов. Чем живое отличается от неживого. Данный материал содержит конспект урока и презентацию по биологии для 6 класса по теме "Многообразие ж...

Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″

Цели урока:Содержательная  (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...