Контрольная работа по разделу "Экология"
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Данная работа включает в себя как тестовые задания (как в ОГЭ), так и задания с развернутым ответом, требующие осмысления, прогнозирования и аргументации. Каждое задание имеет свою ценность в баллах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_po_ekologii.docx435.92 КБ

Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ  1.

1. Установите последовательность звеньев пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  

1) 

мелкие птицы

2) 

растения

3) 

полярные совы

4) 

насекомые

2. Верны ли следующие суждения о цепях питания?

А. При переходе с одного уровня на другой количество энергии уменьшается.

Б. Цепи питания могут начинаться с органических остатков.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

3.Верны ли следующие суждения об экологических системах?

А. Энергия переходит с одного трофического уровня на другой без потерь.

Б. Агроценозы не способны существовать без участия человека.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

4. Какой из приведённых экологических факторов в наибольшей степени ограничивает численность популяции зайцев?

  

 1) 

суточные колебания температуры

  

 2) 

разнообразие редуцентов в экосистеме

  

 3) 

количество пригодных в пищу растений

  

 4) 

отстрел зайцев охотниками

5. Какие черты приспособленности к недостатку влаги сформировались 
у животных пустыни? Выберите три верных ответа из шести и запишите 
в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

дневной образ жизни

  

 2) 

ночная активность

  

 3) 

отложение жира

  

 4) 

высокая скорость передвижения

  

 5) 

плотные наружные покровы

  

 6) 

тонкая кожа, покрытая слизью

9. Установите соответствие между организмами и типом их отношений: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

  

ОРГАНИЗМЫ

 

ТИП ОТНОШЕНИЙ

А) 

божья коровка и тля

Б) 

росянка и муха

В) 

человек и аскарида

Г) 

собака и блоха

Д) 

щука и плотва

Е) 

корова и овод

   

1) 

хищничество

2) 

паразитизм

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10.Установите соответствие между примером и фактором среды, который этот пример иллюстрирует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

  

ПРИМЕР

 

ФАКТОР СРЕДЫ

А) 

химический состав воды

Б) 

разнообразие растительного планктона

В) 

влажность воздуха

Г) 

клубеньковые бактерии на корнях гороха

Д) 

скорость течения воды в реке

Е) 

феромоны, выделяемые насекомыми

   

1) 

биотический

2) 

абиотический

ВАРИАНТ 2.

1.Установите последовательность предлагаемых звеньев цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  

1) 

листовой опад

2) 

дождевой червь

3) 

лисица

4) 

ёж

2. Верны ли следующие суждения о цепях питания?

А. Стрелки в цепях питания показывают переход энергии с одного уровня на другой.

Б. Цепи питания, как правило, начинаются с растений или органических остатков.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

3.Какая группа организмов в биоценозе завершает потребление органического вещества?

  

 1) 

продуценты

  

 2) 

консументы первого порядка

  

 3) 

редуценты

  

 4) 

консументы второго порядка

4.Какой из приведённых экологических факторов в наибольшей степени ограничивает численность популяции лис?

  

 1) 

количество грызунов в экосистеме

  

 2) 

отстрел лис охотниками

  

 3) 

разнообразие продуцентов в экосистеме

  

 4) 

суточные колебания температуры

5.Какие факторы относят к биотическим? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

температура воздуха

  

 2) 

незаконный отстрел животных

  

 3) 

проточная вода в лесном ручье

  

 4) 

долбление деревьев дятлом в поисках личинок короеда

  

 5) 

охота лисиц на мышей

  

 6) 

нашествие саранчи

6.Какие животные выполняют в сообществах санитарную функцию? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

Ворона          4) слон

  

 2) 

Гиена            5) кролик

  

 3) 

Волк             6) скворец

10.Приспособленность кактусов к засушливым условиям пустыни состоит 
в том, что у них

  

 1) 

прекращаются все процессы жизнедеятельности

  

 2) 

в стеблях имеются водоносные ткани, в которых они запасают воду

  

 3) 

устьица расположены на нижней части листа

  

 4) 

корни уходят глубоко в почву, поглощают много воды

11. Пользуясь таблицей «Зависимость кислородной ёмкости крови млекопитающих от высоты над уровнем моря», ответьте на следующие вопросы.

Таблица

Зависимость кислородной ёмкости крови млекопитающих 
от высоты над уровнем моря

Вид

Высота над уровнем моря, км

Количество эритроцитов 
в 1 мм
3 крови, млн

Содержание гемоглобина, %

Горный баран-архар

4–5

14

17,1

Овца домашняя в горах

2,6

10

11,6

Овца домашняя на равнине

0

9

10,3

Винторогий козёл

2–3,5

26

17,1

Дагестанский тур

2–4

14

12,4

Коза домашняя в горах

2–3

20

12,5

Коза домашняя на равнине

0

15

9,9

Собака домашняя 
в горах

4,5

8

20,6

Собака домашняя на равнине

0

6

14,3

1) Для каких из перечисленных млекопитающих ареалы обитания распространяются на высоту более 3,5 км?

2) Какая зависимость существует между высотой, на которой может обитать животное, и количеством эритроцитов в 1 мм3?

3) Какую функцию выполняет гемоглобин в организмах млекопитающих? (3 балла)

ВАРИАНТ 3.

1.Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  

1) 

зёрна пшеницы

2) 

рыжая лисица

3) 

клоп вредная черепашка

4) 

степной орёл

5) 

обыкновенный перепел

2.Укажите, какой из организмов пропущен в цепи питания:

…….. → карась → окунь→ цапля

  

 1) 

водоросль

  

 2) 

рак

  

 3) 

личинка стрекозы

  

 4) 

улитка

3.Верны ли следующие суждения о цепях питания?

А. При переходе с одного трофического уровня на другой количество энергии увеличивается.

Б. Цепи питания могут начинаться с органических остатков.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

4.Какая из последовательностей, отражающая процесс зарастания участка леса после вырубки, составлена правильно?

  

 1) 

травы →кустарники→ берёзы →ели

  

 2) 

кустарники→ берёзы →ели →травы

  

 3) 

берёзы →травы →ели →кустарники

  

 4) 

ели→ берёзы→ кустарники→ травы

5.Какие факторы относят к абиотическим? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

свет

  

 2) 

осушение болот

  

 3) 

вечная мерзлота

  

 4) 

состав растительности

  

 5) 

ловля рыбы

  

 6) 

атмосферное давление

9.Установите соответствие между характеристикой организма и функциональной группой: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

  

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) 

образуют органические вещества 
из неорганических

Б) 

потребляют готовые органические вещества

В) 

используют солнечную энергию для синтеза органических веществ

Г) 

принадлежит к растительноядным животным

Д) 

являются первым звеном цепи питания

   

1) 

производители

2) 

потребители

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10.Какой из приведённых факторов может стать наиболее опасным для популяции большой синицы в городском парке?

  

 1) 

увеличение числа бездомных собак

  

 2) 

обрезка крон деревьев

  

 3) 

возрастание числа посетителей парка

  

 4) 

появление нового паразита

ВАРИАНТ 4.

1.Установите последовательность звеньев цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  

1) 

рыба

2) 

растительный планктон

3) 

кашалот

4) 

осьминог

5) 

животный планктон

2.Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?

  

 1) 

растение → насекомое → лягушка → змея

  

 2) 

насекомое → растение → змея → лягушка

  

 3) 

лягушка → змея → растение → насекомое

  

 4) 

змея → лягушка → насекомое → растение

3.У хвойных листья имеют немного устьиц и покрыты плотной кожицей. Это приспособление к

  

 1) 

быстрому транспорту веществ

  

 2) 

ускоренному фотосинтезу

  

 3) 

неблагоприятным условиям среды

  

 4) 

увеличению сроков жизни

4.Верны ли следующие суждения о цепях питания?

А.

При переходе с одного уровня на другой количество энергии уменьшается.

Б.

Цепи питания могут начинаться с однолетних и многолетних растений.

 

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

5.Выберите пары организмов, в которых отношения развиваются по типу «паразит-хозяин». Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

чесоточный зудень — человек

  

 2) 

яблоневая тля — божья коровка

  

 3) 

малёк рыбы — жук-плавунец

  

 4) 

рыба-прилипало — акула

  

 5) 

бычий цепень — корова

  

 6) 

белянковый наездник — гусеница бабочки-капустницы

10.Главным фактором, ограничивающим рост травянистых растений в еловом лесу, является недостаток

  

 1) 

света

  

 2) 

воды

  

 3) 

тепла

  

 4) 

минеральных солей

Пользуясь таблицей «Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещённости», в которую учёный записал результаты своих опытов, ответьте на следующие вопросы.

Таблица

Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещённости

Интенсивность

света (в свечах)

Объём поглощённого углекислого газа

за 1 мин. (в мл)

Серия 1

Серия 2

Серия 3

В среднем

100

15

17

16

16

200

34

36

38

36

300

52

49

49

50

400

67

69

68

68

500

88

85

85

86

600

101

101

101

101

1) Чем можно объяснить, что данные, полученные в трёх сериях опытов, несколько различаются?

2) Как зависит интенсивность фотосинтеза от освещённости?

3) Какой ещё один фактор, кроме освещённости, который влияет на интенсивность фотосинтеза у растений, Вы можете привести? (3 балла)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по природоведению 5 класс; контрольная работа по географии 6 класс "Гидросфера"

Контрольные работы составлены с учётом материалов учебников "Природоведение 5 класс"  авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов и "Землеведение 6 класс" авторы :В.П.Дронов,Л.Е.Савельева.Данные работы ап...

Комплексные числа.Контрольная работа №1 и контрольная работа №2

Контрольная работа №1 и №2 по теме " Комплексные числа" на курсах "Учитель профильной школы"...

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК. 04.03Организация малого бизнеса для студентов заочной формы обучения Специальность

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы  поПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК. 04.03Организация малого...

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК.04.02. Учет и анализ хозяйственной деятельности для студентов заочной формы обучения

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы  по  ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводстваМДК.04.02. Учет и анализ хо...

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции животноводства МДК.04.01. Управление структурным подразделением организации для студентов заочной формы

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы  по  ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции животноводства МДК.04.01. Управление ...

Контрольная работа №8 Итоговая контрольная работа

Контрольная работа №8Итоговая контрольная работа...