Рабочая программа по биологии 11 класс 2015-16 уч. год
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Осиновская средняя общеобразовательная школа
Вагайского района Тюменской области
Рассмотрена: ______________ | Согласована: ____________ | Утверждена: ___________ |
Руководитель МО учителей ____________/______________/ Ф.И.О. | Заместитель директора школы по УВР _________/____________/ Ф.И.О. | Директор школы __________/_____________/ Ф.И.О. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
ДЛЯ 11 КЛАССА
НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ниязов Мансур Ниязович
(Ф.И.О. учителя-составителя программы)
2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014 № 145-ФЗ, от 06.04.2015 № 68-ФЗ, от 02.05.2015 № 122-ФЗ);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологичекие требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 года, 25 декабря 2013 года).
1.2. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30августа 2013 г. № 1015 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 28.05.2014 № 598);
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089);
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645); для 10-11 классов;
- О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 (Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 N 69);
_ Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ от 09 января 2014 № 2;
- Об утверждении федерального перечня учебников (Приказ Минобрнауки РФ то 31.03.2014 г. № 253).
- Писем Минобрнауки России:
- от 10.02.2011 № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
1.4. Распоряжения Правительства Тюменской области:
- от 22.10.2012 №2162-рп «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей»;
1.5. Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 65-од от 29.05.2015 « Об утверждении учебного плана на 2015-2016 года»;
- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ №77/1-од от 31.08.2015 «Об утверждении рабочих программ»;
-Основная образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения Осиновская средняя общеобразовательная школа Вагайского района Тюменской области за курсы основной общеобразовательной и средней общеобразовательной школы за 2011-2015 г., утвержденный приказом директора школы Башировой Л. М. №21/1 от 22.04.2011;
Рабочая программа по биологии составлена на основании: Программа для общеобразовательных учреждений по биологии для 10-11 кл. Г.М.Дымшиц, О.В.Саблина.
Общая цель программ – Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, раз- личных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Общая характеристика учебного предмета в рабочей программе отражены обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся, заданные федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. В рабочей программе произведено разделение учебного материала:
Цели: сформировать знания об организменном уровне организации жизни, об организме как биосистеме; углубить знания о закономерностях индивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития; понятие о взаимоотношениях организма и среды, о влиянии условий среды на реализацию генотипа; сформировать умение использовать знания цитологических основ наследственности для решения задач по генетике; углубить знания о целостности генотипа, о взаимодействии генов, хромосомной теории наследственности.
Сформировать знания о клеточном уровне организации жизни и его роли в природе; углубить знания об основных частях клетки и их функциях; о становлении и развитии клеточной теории, об основных положениях клеточной теории и о значении цитологии.
Углубить знания учащихся об особенностях молекулярного уровня проявления жизни; о роли химических элементов в жизни клетки и организма в целом; о роли органических веществ, строении и функции их молекул; о процессах синтеза и расщепления в живых системах молекулярного уровня.
Обобщить знания учащихся о структурных уровнях организации живой природы.
Задачи:
Характеризовать организменный уровень организации живой природы; понятие о биосистеме; знать структурные элементы организменного уровня организации жизни; характеризовать особенности регуляции процессов жизнедеятельности организма; способы размножения организмов; оплодотворение и его значение. Знать и характеризовать периоды и этапы онтогенеза; основную генетическую терминологию и символику, методы генетики, особенности методов изучения генетики человека; законы наследственности; изменчивость, ее виды и причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа. Характеризовать значение мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения; факторы, формирующие здоровье человека; одноклеточные и многоклеточные организмы.
Сравнивать свойства биосистем разных уровней; роль полового и бесполого размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость.
Обосновывать значение уровней организации в природе; значение мутаций и естественного отбора для эволюции; роль законов генетики для селекции (*К вышеперечисленному добавляется умение обосновывать вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина на здоровье человека; необходимость заботы о своем здоровье и здоровье своих близких).
Применять знания по биологии для доказательства уникальной ценности жизни, всего живого; сохранения своего здоровья (*К вышеперечисленному добавляется умение применять знания для гуманного, этического поведения в природе; в суждениях по культурологическим проблемам).
Владеть умениями сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературы по биологии.
Характеризовать клеточный уровень организации живой природы, его компоненты, процессы и значение в природе; понятие о биосистеме; основные положения клеточной теории; основные структурные элементы клетки и ее части (ядро, цитоплазму, органоиды, включения); строение и функции прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; деление клетки – митоз и мейоз; особенности половых клеток; клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке; строение и функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации. Характеризовать значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом; ген и генетический код
Молекулярный уровень жизни; химический состав клетки; основные биополимерные молекулы; роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки; процессы биосинтеза и расщепления биополимеров; роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов
Различные уровни организации жизни; биологическое разнообразие живой материи (видовое – систематическое, генетическое (биохимическое), экологическое, географическое, социально-этологическое и структурно-уровневое).
Сравнивать свойства биосистем разных уровней; строение клеток прокариот и эукариот; митоз и мейоз.
Свойства биосистем разных уровней.
Свойства биосистем разных уровней; биосинтез белка и фотосинтез; особенности строения РНК и ДНК; кислородный и бескислородный способы энергетического обмена.
Обосновывать значение уровней организации в природе; роль эволюции в живой природе; роль хромосом и генов в передаче наследственности.
Значение уровней организации в природе.
Применять знания по биологии для формирования научной картины мира; для доказательства единства органического мира; для объяснения происхождения жизни и этапов эволюции; для сохранения своего здоровья (*К вышеперечисленному добавляется умение применять знания в суждениях по культурологическим проблемам).
По биологии для формирования научной картины мира; для доказательства единства органического мира; для объяснения происхождения жизни и этапов эволюции
По биологии для формирования научной картины мира; для доказательства единства органического мира; для объяснения происхождения жизни и этапов эволюции
Владеть умениями сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературы по биологии.
Сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературы по биологии.
Сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературы по биологии.
Описание места учебного предмета учебном плане – на основании: Г.М.Дымшиц, О.В.Саблина. Программа для общеобразовательных учреждений по биологии для 10-11 кл. М. Дрофа 2006г. курс рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю. Согласно учебному плану МАОУ Осиновская СОШ курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Основное содержание обучения
Тема 1: Организменный уровень организации жизни
Цели: сформировать знания об организменном уровне организации жизни, об организме как биосистеме; углубить знания о закономерностях индивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития; понятие о взаимоотношениях организма и среды, о влиянии условий среды на реализацию генотипа; сформировать умение использовать знания цитологических основ наследственности для решения задач по генетике; углубить знания о целостности генотипа, о взаимодействии генов, хромосомной теории наследственности.
1(*1). Организменный уровень организации жизни и его роль в природе.
2(*2). Организм как биосистема.
3. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов.
4. Основные процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.
5. Наблюдение поведенческих реакций животных на факторы внешней среды (Лабораторная работа).
6. Типы питания организмов.
7(*3). Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
8. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.
9(*4). Бесполое размножение организмов (*Размножение организмов).
10. Половое размножение организмов.
11(*5). Наследственность – основное понятие генетики (*Основные понятия генетики).
12(*6). Гены и признаки (фены).
13. Хромосомная теория наследования признаков.
14(*7). Изменчивость признаков организма: модификационная и онтогенетическая.
15(*8). Генотипическая изменчивость и ее причины.
16(*9). Генетические закономерности, открытые Г. Менделем при моногибридном скрещивании.
17(*10). Проявление генетических закономерностей при дигибридном скрещивании.
18. Взаимодействие аллельных генов.
19. Взаимодействие неаллельных генов.
20(*11). Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.
21. Наследственные болезни человека.
22(*12). Этические аспекты применения генных технологий.
23. Мутагены и их влияние на живые организмы.
24(*13). Факторы, определяющие здоровье человека.
25. Образ жизни и здоровье человека.
(*14). Творчество в жизни человека и общества.
26. Организмы царства вирусов.
27(*15). Вирусные заболевания и меры борьбы с ними (Лабораторная работа).
28(*16). Урок обобщения и подведения итогов по теме.
Тема 2: Клеточный уровень организации жизни
Цель: сформировать знания о клеточном уровне организации жизни и его роли в природе; углубить знания об основных частях клетки и их функциях; о становлении и развитии клеточной теории, об основных положениях клеточной теории и о значении цитологии.
1(*1). Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.
2(*2). Клетка – этап эволюции живого в истории Земли.
3. Многообразие клеток и тканей (Лабораторная работа).
4(*3). Основные части клетки, их строение и свойства (*Лабораторная работа).
5. Органоиды клетки, их строение и функции.
6. Особенности клеток прокариот и эукариот.
7. Цикл жизни клетки.
8(*4). Непрямое деление клетки – митоз (*Деление клетки – митоз и мейоз).
9. Изучение фаз митоза (Лабораторная работа).
10. Редукционное деление клетки.
11. Особенности половых клеток.
12. Образование мужских и женских половых клеток.
13(*5). Хромосомы, их структура и функции.
14(*6). Достижения медицинской генетики.
15. Общая характеристика бактерий как представителей прокариот.
16. Бактерии в организме человека.
17. Роль бактерий в природе.
18. Общая характеристика одноклеточных растений.
19. Многообразие одноклеточных животных – Простейших.
20. Роль простейших животных в природе.
21(*7). Микробиология на службе человека.
22(*8). История развития науки о клетке.
23. Дискуссионные проблемы цитологии.
(*9). Гармония и целесообразность в живой природе.
24(*10). Урок обобщения и подведения итогов по теме.
Тема 3: Молекулярный уровень проявления жизни
Цели: углубить знания учащихся об особенностях молекулярного уровня проявления жизни; о роли химических элементов в жизни клетки и организма в целом; о роли органических веществ, строении и функции их молекул; о процессах синтеза и расщепления в живых системах молекулярного уровня.
1(*1). Молекулярный уровень жизни и его особенности.
2(*2). Химический состав клетки (Лабораторная работа).(*Основные биополимерные молекулы живой материи.)
3. Углеводы, липиды и белки клетки, их строение и значение.
4. Нуклеиновые кислоты, их строение и функции в клетке.
5(*3). Биосинтез углеводов в клетке – фотосинтез (*Процессы синтеза молекул в живых системах).
6. Процесс биосинтеза белков в клетке.
7(*4). Процессы расщепления молекул в клетке (*Молекулярные процессы расщепления в элементарных биосистемах).
8. Обмен веществ как взаимосвязь процессов синтеза и распада молекул в клетке.
9. Регуляторы биохимических процессов в клетке.
10. Естественные и искусственные биополимеры.
11. Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем.
12(*5). Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.
13. Урок обобщения и подведения итогов по теме.
(*6). Время экологической культуры.
Тема 4: Заключение
Цель: обобщить знания учащихся о структурных уровнях организации живой природы.
1(*1). Структурные уровни организации живой природы.
2. Биологическое разнообразие живого мира (Экскурсия).
3(*2). Урок обобщения и подведения итогов по теме и курсу.
Лабораторные работы
лабораторная работа № 1 «Изучение изменчивости организмов»
лабораторная работа № 2 «Описание особей вида по морфологическому критерию»
лабораторная работа № 3 «Приспособленность организмов к среде обитания»
лабораторная работа № 4 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепи питания)»
лабораторная работа № 5 «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых»
лабораторная работа № 6 «Решение экологических задач»
Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Тематическое распределение количества часов
Тема урока | Кол-во часов |
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. | 1 |
Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Биографии учёных, внёсших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж.Л.Ламарка. | 1 |
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Биография Ч.Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч.Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль». | 1 |
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Живые растения, гербарии и коллекции, показывающие индивидуальную изменчивость и результаты видообразования. | 1 |
Борьба за существование и естественный отбор. | 1 |
Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях. | 1 |
Формы естественного отбора. | 1 |
Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Изучение приспособленности организмов к среде обитания. | 1 |
Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Схемы, иллюстрирующие процессы видообразования. | 1 |
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции. | 1 |
Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Аналогичные и гомологичные органы. | 1 |
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. Материалы, характеризующие представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства. | 1 |
Обобщение и повторение вопросов темы «Эволюционное учение». Лабораторная работа № 3 «Приспособленность организмов к среде обитания» | 1 |
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни в палеозойскую эру. Эволюция Растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Репродукции картин, отражающих фауну и флору различных эр и периодов. | 1 |
Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных и пресмыкающихся.. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. | 1 |
Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция).Появление хищных млекопитающих. Появление приматов. Четвертичный период. Направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян. | 1 |
Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного вида. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Модели скелетов человека и позвоночных животных. | 1 |
Свойства человека как биологического вида Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. | 1 |
Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. | 1 |
Обобщение и повторение вопросов темы «Развитие органического мира». | 1 |
Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Схема, иллюстрирующая структуру биосферы. | 1 |
Компоненты биосферы. Круговорот веществ в природе. Схемы круговорота веществ в природе. | 1 |
Тема 3.2. Жизнь в сообществах. История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков. Биогеография. Карты, отражающие геологическую историю материков. | 1 |
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов. Биоценозы. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов. | 1 |
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. | 1 |
Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Лабораторная работа № 4 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепи питания)» | 1 |
Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. | 1 |
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения. Антибиотические отношения. Нейтральные отношения. Лабораторная работа № 5 «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых» | 1 |
Обобщение и повторение вопросов темы «Основы экологии». Проверочная работа. | 1 |
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. | 1 |
Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Карты заповедных территорий России и Тюменской области. | 1 |
Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование. Лабораторная работа № 6 «Решение экологических задач» | 1 |
Тема 4.2. Бионика. Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги. | 1 |
Правила поведения в природной среде. | 1 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану по факту | Тема урока | Кол-во часов | Практическая часть | Обязательный минимум содержания образования | Требования к уровню подготовки | Домашнее задание | |
1 | 02.09 | Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. | 1 | История эволюционных идей. | §12.1.1, 12.1.2, ответить на вопросы | |||
2 | 09.09 | Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Биографии учёных, внёсших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж.Л.Ламарка. | 1 | Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка. Роль эволюционной теории в формировании современной картины мира. | §12.1.3, изучить текст | |||
3 | 16.09 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Биография Ч.Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч.Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль». | 1 | Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. | §12.2, 12.3.1, выучить определения | |||
4 | 23.09 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Живые растения, гербарии и коллекции, показывающие индивидуальную изменчивость и результаты видообразования.
| 1 | Лаб. работа № 1. Изучение изменчивости организмов. | Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. | Знать: основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина; сущность действия искусственного и естественного отбора. | §12.3.2, ответить на вопросы | |
5 | 30.09 | Борьба за существование и естественный отбор. | 1 | изучить текст | ||||
6 | 07.10 | Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях. | 1 | Синтетическая теория эволюции. | §12.4.2, 12.4.4, выучить определения | |||
7 | 14.10 | Формы естественного отбора. | 1 | §12.4.5, ответить на вопросы | ||||
8 | 21.10 | Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Изучение приспособленности организмов к среде обитания. | 1 | Лаб. работа № 2. «Описание особей вида по морфологическому критерию» | Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. | Знать: основные закономерности изменчивости; сущность формирования приспособленности. | §12.4.6, изучить текст | |
9 | 11.11 | Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Схемы, иллюстрирующие процессы видообразования. | 1 | §12.4.7, выучить определения | ||||
10 | 18.11 | Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции. | 1 | Результаты эволюции. | §13.1, ответить на вопросы | |||
11 | 25.11 | Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Аналогичные и гомологичные органы. | 1 | §13.2, изучить текст | ||||
12 | 02.12 | Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. Материалы, характеризующие представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства. | 1 | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. | Повторить §12,13 | |||
13 | 09.12 | Обобщение и повторение вопросов темы «Эволюционное учение». Лабораторная работа № 3 «Приспособленность организмов к среде обитания» | 1 | лабораторная работа № 3 «Приспособленность организмов к среде обитания» | ||||
14 | 16.12 | Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни в палеозойскую эру. Эволюция Растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Репродукции картин, отражающих фауну и флору различных эр и периодов. | 1 | Уметь объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных. | §14.1,14.2, ответить на вопросы | |||
15 | 23.12 | Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных и пресмыкающихся.. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. | 1 | §14.3, читать текст | ||||
16 | 25.12 | Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция).Появление хищных млекопитающих. Появление приматов. Четвертичный период. Направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян. | 1 | Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | §14.4, выучить определения | |||
17 | 20.01 | Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного вида. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Модели скелетов человека и позвоночных животных. | 1 | Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Биологическая природа и социальная сущность человека. | Уметь объяснять: родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; | §15.1, ответить на вопросы | ||
18 | 27.01 | Свойства человека как биологического вида Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. | 1 | Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека. | Уметь анализировать: различные гипотезы происхождения человека. | §15.4, изучить текст | ||
19 | 03.02 | Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. | 1 | Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека. | Повторить§ 14,15 | |||
20 | 10.02 | Обобщение и повторение вопросов темы «Развитие органического мира». | 1 | |||||
21 | 17.02 | Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Схема, иллюстрирующая структуру биосферы. | 1 | Среда – источник веществ, энергии и информации. Биосфера - глобальная экосистема. | Понимать сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. | §16.1, ответить на вопросы | ||
22 | 24.02 | Компоненты биосферы. Круговорот веществ в природе. Схемы круговорота веществ в природе. | 1 | Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. | Знать: основные положения учения Вернадского о биосфере. | §16.2, изучить текст | ||
23 | 02.03 | Тема 3.2. Жизнь в сообществах. История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков. Биогеография. Карты, отражающие геологическую историю материков. | 1 | §17.1, 17.3.1, выучить определения | ||||
24 | 09.03 | Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов. Биоценозы. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов. | 1 | Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Особенности агроэкосистем. | Знать: признаки экосистем и агроэкосистем; биосферы. | изучить текст | ||
25 | 16.03 | Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. | 1 | Экологические факторы. Их значение в жизни организмов. | Анализировать и оценивать воздействия факторов окружающей среды. | §17.3.2, 17.3.3, ответить на вопросы | ||
26 | 23.03 | Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Лабораторная работа № 4 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепи питания)» | 1 | Лабораторная работа № 4 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепи питания)» | Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах. Пищевые связи в экосистеме. | Знать: сущность круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах. Уметь объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды. | §17.3.4, выучить определения | |
27 | 06.04 | Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. | 1 | Принципы устойчивости и смены экосистем. | Составлять: схемы питания в экосистемах. | §17.3.5, изучить текст | ||
28 | 13.04 | Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения. Антибиотические отношения. Нейтральные отношения. Лабораторная работа № 5 «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых» | 1 | Лабораторная работа № 5 «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых» | Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). | §17.4.1, 17.4.2, 17.4.3, ответить на вопросы | ||
29 | 20.04 | Обобщение и повторение вопросов темы «Основы экологии». Проверочная работа. | 1 | |||||
30 | 27.04 | Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. | 1 | §18.1, изучить текст | ||||
31 | 04.05 | Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Карты заповедных территорий России и Тюменской области. | 1 | Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. | Уметь объяснять: взаимосвязи человека и окружающей среды. | §18.4, выучить определения | ||
32 | 11.05 | Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование. Лабораторная работа № 6 «Решение экологических задач» | 1 | Лабораторная работа № 6 «Решение экологических задач» | Конспект | |||
33 | 18.05 | Тема 4.2. Бионика. Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги. | 1 | §19, ответить на вопросы | ||||
34 | 25.05 | Правила поведения в природной среде. | 1 | Соблюдение правил поведения в окружающей среде. |
Список учебно-методической литературы
1. В,Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова «Биология. Общая биология». 11 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /.- М.: Дрофа,2002.-352с;
2. Г.М.Дымшиц, О.В.Саблина. Программа для общеобразовательных учреждений по биологии для 10-11 кл. М. Дрофа 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по биологии: 2014-2015 учебный год
Уважаемые коллеги!Предлагаю Вашему вниманию рабочие программы по биологии для 6-9 класса (УМК Пономаревой И.Н.),по биологии для 10 - 11 класса (УМК Сивоглазова В.И.)аеведению....
Рабочие программы по биологии 2014-2015 уч.г
Рабочие программы по биологии 2014-2015 уч.г...
Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год
Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год. Уровень обучения – базовый. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. Учебник - Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатик...
Рабочая программа 9-й класс 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа 9-й класс....
Рабочая программа для 5 класса 2015-2016
Рабочая программа по английскому языку....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа 6 класса Сонин 1 час в неделю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2015-2016 учебный год 7 класс
Рабочая программа по биологии Сонин 2 часа в неделю...