Рабочая программа по биологии 11 класс 2015-16 уч. год
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Ниязов Мансур Ниязович

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_11_klass_biologiya.docx52.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Осиновская средняя общеобразовательная школа

Вагайского района Тюменской области

Рассмотрена: ______________

Согласована: ____________

Утверждена: ___________

Руководитель МО учителей

____________/______________/

                           Ф.И.О.

Заместитель директора школы по УВР

_________/____________/

                            Ф.И.О.

Директор школы

__________/_____________/

                           Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля) 

ДЛЯ  11 КЛАССА

НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Ниязов Мансур Ниязович

(Ф.И.О. учителя-составителя программы)

2015г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

 1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014 № 145-ФЗ, от 06.04.2015 № 68-ФЗ, от 02.05.2015 № 122-ФЗ);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологичекие требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 года, 25 декабря 2013 года).

1.2. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального  общего, основного общего и среднего общего образования от 30августа 2013 г. № 1015 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 28.05.2014 № 598);

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089);

- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645); для 10-11 классов;

- О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 (Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 N 69);

_ Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ от 09 января 2014 № 2;

- Об утверждении федерального перечня учебников (Приказ Минобрнауки РФ то 31.03.2014 г. № 253).

  1. Писем Минобрнауки России:

- от 10.02.2011 № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;

1.4. Распоряжения Правительства Тюменской области:

- от 22.10.2012 №2162-рп «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей»;

1.5. Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 65-од от 29.05.2015 « Об утверждении учебного плана на 2015-2016 года»;

 - Приказ по МАОУ Осиновская СОШ №77/1-од от 31.08.2015 «Об утверждении рабочих программ»;

 -Основная образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения Осиновская средняя    общеобразовательная школа Вагайского района Тюменской области за курсы основной общеобразовательной и средней общеобразовательной школы за 2011-2015 г., утвержденный приказом директора школы Башировой Л. М. №21/1 от 22.04.2011;

Рабочая программа по биологии составлена на основании: Программа для общеобразовательных учреждений по биологии для 10-11 кл.  Г.М.Дымшиц, О.В.Саблина.

Общая цель программ – Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, раз- личных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Общая характеристика учебного предмета в рабочей программе отражены обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся, заданные федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. В рабочей программе произведено разделение учебного материала:

Цели: сформировать знания об организменном уровне организации жизни, об организме как биосистеме; углубить знания о закономерностях индивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития; понятие о взаимоотношениях организма и среды, о влиянии условий среды на реализацию генотипа; сформировать умение использовать знания цитологических основ наследственности для решения задач по генетике; углубить знания о целостности генотипа, о взаимодействии генов, хромосомной теории наследственности.

  Сформировать знания о клеточном уровне организации жизни и его роли в природе; углубить знания об основных частях клетки и их функциях; о становлении и развитии клеточной теории, об основных положениях клеточной теории и о значении цитологии.

Углубить знания учащихся об особенностях молекулярного уровня проявления жизни; о роли химических элементов в жизни клетки и организма в целом; о роли органических веществ, строении и функции их молекул; о процессах синтеза и расщепления в живых системах молекулярного уровня.

Обобщить знания учащихся о структурных уровнях организации живой природы.

Задачи:

Характеризовать организменный уровень организации живой природы; понятие о биосистеме; знать структурные элементы организменного уровня организации жизни; характеризовать особенности регуляции процессов жизнедеятельности организма; способы размножения организмов; оплодотворение и его значение. Знать и характеризовать периоды и этапы онтогенеза; основную генетическую терминологию и символику, методы генетики, особенности методов изучения генетики человека; законы наследственности; изменчивость, ее виды и причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа. Характеризовать значение мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения; факторы, формирующие здоровье человека; одноклеточные и многоклеточные организмы.

Сравнивать свойства биосистем разных уровней; роль полового и бесполого размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость.

Обосновывать значение уровней организации в природе; значение мутаций и естественного отбора для эволюции; роль законов генетики для селекции (*К вышеперечисленному добавляется умение обосновывать вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина на здоровье человека; необходимость заботы о своем здоровье и здоровье своих близких).

Применять знания по биологии для доказательства уникальной ценности жизни, всего живого; сохранения своего здоровья (*К вышеперечисленному добавляется умение применять знания для гуманного, этического поведения в природе; в суждениях по культурологическим проблемам).

Владеть умениями сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературы по биологии.

     Характеризовать клеточный уровень организации живой природы, его компоненты, процессы и значение в природе; понятие о биосистеме; основные положения клеточной теории; основные структурные элементы клетки и ее части (ядро, цитоплазму, органоиды, включения); строение и функции прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; деление клетки – митоз и мейоз; особенности половых клеток; клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке; строение и функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации. Характеризовать значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом; ген и генетический код

      Молекулярный уровень жизни; химический состав клетки; основные биополимерные молекулы; роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки; процессы биосинтеза и расщепления биополимеров; роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов

       Различные уровни организации жизни; биологическое разнообразие живой материи (видовое – систематическое, генетическое (биохимическое), экологическое, географическое, социально-этологическое и структурно-уровневое).

Сравнивать свойства биосистем разных уровней; строение клеток прокариот и эукариот; митоз и мейоз. 

Свойства биосистем разных уровней. 

Свойства биосистем разных уровней; биосинтез белка и фотосинтез; особенности строения РНК и ДНК; кислородный и бескислородный способы энергетического обмена.

Обосновывать значение уровней организации в природе; роль эволюции в живой природе; роль хромосом и генов в передаче наследственности. 

Значение уровней организации в природе. 

Применять знания по биологии для формирования научной картины мира; для доказательства единства органического мира; для объяснения происхождения жизни и этапов эволюции; для сохранения своего здоровья (*К вышеперечисленному добавляется умение применять знания в суждениях по культурологическим проблемам). 

По биологии для формирования научной картины мира; для доказательства единства органического мира; для объяснения происхождения жизни и этапов эволюции

По биологии для формирования научной картины мира; для доказательства единства органического мира; для объяснения происхождения жизни и этапов эволюции

Владеть умениями сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературы по биологии.

Сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературы по биологии.

Сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературы по биологии. 

Описание места учебного предмета учебном плане – на основании: Г.М.Дымшиц, О.В.Саблина. Программа для общеобразовательных учреждений по биологии для 10-11 кл. М. Дрофа 2006г. курс рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю.  Согласно учебному плану МАОУ Осиновская СОШ  курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

Основное содержание обучения

Тема 1: Организменный уровень организации жизни
Цели:
 сформировать знания об организменном уровне организации жизни, об организме как биосистеме; углубить знания о закономерностях индивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития; понятие о взаимоотношениях организма и среды, о влиянии условий среды на реализацию генотипа; сформировать умение использовать знания цитологических основ наследственности для решения задач по генетике; углубить знания о целостности генотипа, о взаимодействии генов, хромосомной теории наследственности.

1(*1). Организменный уровень организации жизни и его роль в природе.

2(*2). Организм как биосистема.

3. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов.

4. Основные процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.

5. Наблюдение поведенческих реакций животных на факторы внешней среды (Лабораторная работа).

6. Типы питания организмов.

7(*3). Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

8. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

9(*4). Бесполое размножение организмов (*Размножение организмов).

10. Половое размножение организмов.

11(*5). Наследственность – основное понятие генетики (*Основные понятия генетики).

12(*6). Гены и признаки (фены).

13. Хромосомная теория наследования признаков.

14(*7). Изменчивость признаков организма: модификационная и онтогенетическая.

15(*8). Генотипическая изменчивость и ее причины.

16(*9). Генетические закономерности, открытые Г. Менделем при моногибридном скрещивании.

17(*10). Проявление генетических закономерностей при дигибридном скрещивании.

18. Взаимодействие аллельных генов.

19. Взаимодействие неаллельных генов.

20(*11). Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

21. Наследственные болезни человека.

22(*12). Этические аспекты применения генных технологий.

23. Мутагены и их влияние на живые организмы.

24(*13). Факторы, определяющие здоровье человека.

25. Образ жизни и здоровье человека.

(*14). Творчество в жизни человека и общества.

26. Организмы царства вирусов.

27(*15). Вирусные заболевания и меры борьбы с ними (Лабораторная работа).

28(*16). Урок обобщения и подведения итогов по теме.

Тема 2: Клеточный уровень организации жизни

Цель: сформировать знания о клеточном уровне организации жизни и его роли в природе; углубить знания об основных частях клетки и их функциях; о становлении и развитии клеточной теории, об основных положениях клеточной теории и о значении цитологии.

1(*1). Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.

2(*2). Клетка – этап эволюции живого в истории Земли.

3. Многообразие клеток и тканей (Лабораторная работа).

4(*3). Основные части клетки, их строение и свойства (*Лабораторная работа).

5. Органоиды клетки, их строение и функции.

6. Особенности клеток прокариот и эукариот.

7. Цикл жизни клетки.

8(*4). Непрямое деление клетки – митоз (*Деление клетки – митоз и мейоз).

9. Изучение фаз митоза (Лабораторная работа).

10. Редукционное деление клетки.

11. Особенности половых клеток.

12. Образование мужских и женских половых клеток.

13(*5). Хромосомы, их структура и функции.

14(*6). Достижения медицинской генетики.

15. Общая характеристика бактерий как представителей прокариот.

16. Бактерии в организме человека.

17. Роль бактерий в природе.

18. Общая характеристика одноклеточных растений.

19. Многообразие одноклеточных животных – Простейших.

20. Роль простейших животных в природе.

21(*7). Микробиология на службе человека.

22(*8). История развития науки о клетке.

23. Дискуссионные проблемы цитологии.

(*9). Гармония и целесообразность в живой природе.

24(*10). Урок обобщения и подведения итогов по теме.

Тема 3: Молекулярный уровень проявления жизни

Цели: углубить знания учащихся об особенностях молекулярного уровня проявления жизни; о роли химических элементов в жизни клетки и организма в целом; о роли органических веществ, строении и функции их молекул; о процессах синтеза и расщепления в живых системах молекулярного уровня.

1(*1). Молекулярный уровень жизни и его особенности.

2(*2). Химический состав клетки (Лабораторная работа).(*Основные биополимерные молекулы живой материи.)

3. Углеводы, липиды и белки клетки, их строение и значение.

4. Нуклеиновые кислоты, их строение и функции в клетке.

5(*3). Биосинтез углеводов в клетке – фотосинтез (*Процессы синтеза молекул в живых системах).

6. Процесс биосинтеза белков в клетке.

7(*4). Процессы расщепления молекул в клетке (*Молекулярные процессы расщепления в элементарных биосистемах).

8. Обмен веществ как взаимосвязь процессов синтеза и распада молекул в клетке.

9. Регуляторы биохимических процессов в клетке.

10. Естественные и искусственные биополимеры.

11. Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем.

12(*5). Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.

13. Урок обобщения и подведения итогов по теме.

(*6). Время экологической культуры.

Тема 4: Заключение

Цель: обобщить знания учащихся о структурных уровнях организации живой природы.

1(*1). Структурные уровни организации живой природы.

2. Биологическое разнообразие живого мира (Экскурсия).

3(*2). Урок обобщения и подведения итогов по теме и курсу.

Лабораторные работы

лабораторная работа № 1 «Изучение изменчивости организмов»

лабораторная работа № 2 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

лабораторная работа № 3 «Приспособленность организмов к среде обитания»

лабораторная работа № 4 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепи питания)»

лабораторная работа № 5 «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых»

лабораторная работа № 6 «Решение экологических задач»

Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Тематическое распределение количества часов

Тема урока

Кол-во часов

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы.

1

Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

Биографии учёных, внёсших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж.Л.Ламарка.

1

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

Биография Ч.Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч.Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

1

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

Живые растения, гербарии и коллекции, показывающие индивидуальную изменчивость и результаты видообразования.

1

Борьба за существование и естественный отбор.

1

Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях.

1

Формы естественного отбора.

1

Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора.

 Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

1

Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Схемы, иллюстрирующие процессы видообразования.

1

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биологического прогресса.

Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции.

1

Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. 

Аналогичные и гомологичные органы.

1

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Материалы, характеризующие представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

1

Обобщение и повторение вопросов темы «Эволюционное учение».  Лабораторная работа № 3 «Приспособленность организмов к среде обитания»

1

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни в палеозойскую эру. Эволюция Растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Репродукции картин, отражающих фауну и флору различных эр и периодов.

1

Развитие жизни на Земле в мезозойскую  эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных и пресмыкающихся..

Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.

1

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция).Появление хищных млекопитающих. Появление приматов. Четвертичный период. Направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

1

 Место человека в живой природе. Систематическое положение вида  Homo sapiens в системе животного вида.

Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Модели скелетов человека и позвоночных животных.

1

Свойства человека как биологического вида Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

1

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека.

1

Обобщение и повторение вопросов темы «Развитие органического мира».

1

Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера.

Схема, иллюстрирующая структуру биосферы.

1

Компоненты биосферы. Круговорот веществ в природе.

Схемы круговорота веществ в природе.

1

Тема 3.2. Жизнь в сообществах.

История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков. Биогеография.

Карты, отражающие геологическую историю материков.

1

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов. Биоценозы.

Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов.

1

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

1

Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии.   Лабораторная работа № 4 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепи питания)»

1

Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

1

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения. Антибиотические отношения. Нейтральные отношения.

Лабораторная работа № 5 «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых»

1

Обобщение и повторение вопросов темы «Основы экологии». Проверочная работа.

1

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека.

1

Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Карты заповедных территорий России и  Тюменской  области.

1

Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

Лабораторная работа № 6 «Решение экологических задач»

1

Тема 4.2. Бионика.

Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги.

1

 Правила поведения в природной среде.

1

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата по плану по факту

Тема урока

Кол-во часов

Практическая часть

Обязательный минимум содержания образования

Требования к уровню подготовки

Домашнее задание

1

02.09

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы.

1

История эволюционных идей.

§12.1.1,

12.1.2, ответить на вопросы

2

09.09

Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

Биографии учёных, внёсших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж.Л.Ламарка.

1

Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка. Роль эволюционной теории в формировании современной картины мира.

§12.1.3, изучить текст

3

16.09

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

Биография Ч.Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч.Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

1

Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции.

§12.2,

12.3.1, выучить определения

4

23.09

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

Живые растения, гербарии и коллекции, показывающие индивидуальную изменчивость и результаты видообразования.

 

1

Лаб. работа № 1. Изучение изменчивости организмов.

Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент.

Знать: основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина; сущность действия искусственного и естественного отбора.

§12.3.2, ответить на вопросы

5

30.09

Борьба за существование и естественный отбор.

1

изучить текст

6

07.10

Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях.

1

Синтетическая теория эволюции.

§12.4.2,

12.4.4, выучить определения

7

14.10

Формы естественного отбора.

1

§12.4.5, ответить на вопросы

8

21.10

Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора.

 Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

1

Лаб. работа № 2. «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент.

Знать: основные закономерности изменчивости; сущность формирования приспособленности.

§12.4.6, изучить текст

9

11.11

Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Схемы, иллюстрирующие процессы видообразования.

1

§12.4.7, выучить определения

10

18.11

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биологического прогресса.

Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции.

1

Результаты эволюции.

§13.1, ответить на вопросы

11

25.11

Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. 

Аналогичные и гомологичные органы.

1

§13.2, изучить текст

12

02.12

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Материалы, характеризующие представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

1

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

Повторить §12,13

13

09.12

Обобщение и повторение вопросов темы «Эволюционное учение».  Лабораторная работа № 3 «Приспособленность организмов к среде обитания»

1

лабораторная работа № 3 «Приспособленность организмов к среде обитания»

14

16.12

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни в палеозойскую эру. Эволюция Растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Репродукции картин, отражающих фауну и флору различных эр и периодов.

1

Уметь объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных.

§14.1,14.2, ответить на вопросы

15

23.12

Развитие жизни на Земле в мезозойскую  эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных и пресмыкающихся..

Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.

1

§14.3, читать текст

16

25.12

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция).Появление хищных млекопитающих. Появление приматов. Четвертичный период. Направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

1

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

§14.4, выучить определения

17

20.01

 Место человека в живой природе. Систематическое положение вида  Homo sapiens в системе животного вида.

Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Модели скелетов человека и позвоночных животных.

1

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Биологическая природа и социальная сущность человека.

Уметь объяснять: родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе;

§15.1, ответить на вопросы

18

27.01

Свойства человека как биологического вида Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

1

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

Уметь анализировать: различные гипотезы происхождения человека.

§15.4, изучить текст

19

03.02

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека.

1

Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.

Повторить§ 14,15

20

10.02

Обобщение и повторение вопросов темы «Развитие органического мира».

1

21

17.02

Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера.

Схема, иллюстрирующая структуру биосферы.

1

Среда – источник веществ, энергии и информации. Биосфера - глобальная экосистема.

Понимать сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

§16.1, ответить на вопросы

22

24.02

Компоненты биосферы. Круговорот веществ в природе.

Схемы круговорота веществ в природе.

1

Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере.

Знать: основные положения учения Вернадского о биосфере.

§16.2, изучить текст

23

02.03

Тема 3.2. Жизнь в сообществах.

История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков. Биогеография.

Карты, отражающие геологическую историю материков.

1

§17.1,

17.3.1, выучить определения

24

09.03

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов. Биоценозы.

Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов.

1

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы.

Особенности агроэкосистем.

Знать: признаки экосистем и агроэкосистем; биосферы.

изучить текст

25

16.03

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

1

Экологические факторы. Их значение в жизни организмов.

Анализировать и оценивать воздействия факторов окружающей среды.

§17.3.2,

17.3.3, ответить на вопросы

26

23.03

Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии.   Лабораторная работа № 4 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепи питания)»

1

Лабораторная работа № 4 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепи питания)»

Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах. Пищевые связи в экосистеме.

Знать: сущность круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах.

Уметь объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды.

§17.3.4, выучить определения

27

06.04

Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

1

Принципы устойчивости и смены экосистем.

Составлять: схемы питания в экосистемах.

§17.3.5, изучить текст

28

13.04

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения. Антибиотические отношения. Нейтральные отношения.

Лабораторная работа № 5 «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых»

1

Лабораторная работа № 5 «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых»

Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

§17.4.1,

17.4.2,

17.4.3, ответить на вопросы

29

20.04

Обобщение и повторение вопросов темы «Основы экологии». Проверочная работа.

1

30

27.04

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека.

1

§18.1, изучить текст

31

04.05

Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Карты заповедных территорий России и  Тюменской  области.

1

Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде.

Уметь объяснять: взаимосвязи человека и окружающей среды.

§18.4, выучить определения

32

11.05

Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

Лабораторная работа № 6 «Решение экологических задач»

1

Лабораторная работа № 6 «Решение экологических задач»

Конспект

33

18.05

Тема 4.2. Бионика.

Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги.

1

§19, ответить на вопросы

34

25.05

 Правила поведения в природной среде.

1

Соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Список учебно-методической литературы

1. В,Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова «Биология. Общая биология». 11 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /.- М.: Дрофа,2002.-352с;

2. Г.М.Дымшиц, О.В.Саблина. Программа для общеобразовательных учреждений по биологии для 10-11 кл. М. Дрофа 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по биологии: 2014-2015 учебный год

Уважаемые коллеги!Предлагаю Вашему вниманию рабочие программы по биологии для 6-9 класса (УМК Пономаревой И.Н.),по биологии для 10 - 11 класса  (УМК Сивоглазова В.И.)аеведению....

Рабочие программы по биологии 2014-2015 уч.г

Рабочие программы по биологии 2014-2015 уч.г...

Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год

Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год. Уровень обучения – базовый. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. Учебник - Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатик...

Рабочая программа для 5 класса 2015-2016

Рабочая программа по английскому языку....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа 6 класса Сонин 1 час в неделю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2015-2016 учебный год 7 класс

Рабочая программа по биологии Сонин 2 часа в неделю...