Использование нестандартных форм проведения уроков в преподавании биологии
статья по биологии на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №10»
"Использование нестандартных форм проведения
уроков в преподавании биологии"
Галда Елена Николаевна
Учитель биологии
МБОУ «СОШ№10»
с.Бурлацкое, 2016.
Одним из важнейших путей повышения эффективности деятельности образовательных учреждений в современных условиях является развитие инновационных процессов. Причём эти процессы затрагивают как построение самой образовательной системы, так и содержание, формы, методы и средства педагогической деятельности.
Как показывает практика, далеко не всё новое прогрессивно. Прогрессивно лишь то, что эффективно, то есть если его использование позволяет получить более высокие результаты оптимальным путём: при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, финансовых средств или времени.
Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими, совершенствовать их? В связи с постановкой таких вопросов и возникло понятие «нетрадиционные формы обучения». Пришло время отойти от общепринятых норм, искать свои методы и приёмы.
Традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя не представляет возможности раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию.
Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель как верный друг и добрый наставник прежде всего должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём правила. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям, настолько формально к приобретению знаний будет относиться ребёнок.
Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым неожиданностям, уготованным ей судьбой.
Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание.
Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.
Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих, авторских. При подготовке и проведении нетрадиционных уроков в школе следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при следующих условиях:
- нестандартный урок будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения;
- хорошее владение учителем методикой проведения нетрадиционных уроков;
- умелое сочетание нетрадиционных и традиционных форм работы;
- владение способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока;
- включение нестандартных уроков в систему своей работы.
Цели нестандартных уроков
- Расширение, углубление и уточнение новых знаний в процессе использования игровых форм обучения на разных этапах урока;
- Активизировать умственную деятельность обучающихся с использованием постановки проблемных ситуаций
- Воспитывать у обучающихся потребность в сохранении и укреплении здоровья
Принципы деятельности:
- активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
- дифференцированный подход к изучению предмета;
- повышение интереса к изучаемому материалу;
- развитие творческих способностей учащихся.
Творческие принципы методики нестандартных уроков заключаются в следующем:
- Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
- Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.
- Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
- Поддержка альтернативности, множественности мнений.
- Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
- «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам способностям и склонностям.
- Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).
Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков
Помимо принципов к весьма значимым также относятся и периоды подготовки и проведения нестандартных уроков. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок и его анализ.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
В нём активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определённые задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.д.
2. СОБСТВЕННО УРОК
(выделяется 3 основных этапа):
Первый этап.
Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока.
Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.
Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведён подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.
Второй этап.
Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.
Третий этап.
Он посвящён формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.
3. АНАЛИЗ УРОКА
В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
Ценность методики заключается в том, что эти уроки:
- делают занятия более запоминающимися, эмоциональными;
- способствуют глубокому и последовательному усвоению материала;
- благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей;
- развивают логическое мышление; творческие способности учащихся;
- проявляют интерес к предмету, любознательность;
- организуют связь с другими видами искусства.
Виды и формы нестандартных уроков
Урок является основной формой взаимодействия учителя и учащихся в школе. Для того чтобы поставить ученика в разнообразные субъект-субъектные отношения, способствовать развитию познавательной активности учащихся можно использовать различные типы уроков:
- уроки-игры. Данные уроки пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету. В основном такие виды уроков используются в среднем звене. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, находить и принимать решения; учиться умению общаться и адаптироваться в изменяющихся условиях, применять полученные знания на практике.
- уроки-КВН. Такие уроки проводятся при повторении тем или разделов и позволяют в игровой форме повторить изученный материал, развивают умения выделять различные признаки явлений, закрепляют знание учащимися понятий. В школе стало традицией проводить уроки-КВН в конце учебного года, подводя итоги совместной работы учителя и учащихся, выявляя успехи и проблемы в этом взаимодействии.
- уроки-консультации. Позволяют обобщить материал по теме, дают возможность учащимся попробовать свои силы в различных видах работы по данной теме, применив полученные знания на практике, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях; способствуют более открытому общению учителя и учащихся в разрешении противоречивых и спорных вопросов.
- уроки-лекции. Это одна из основных форм изложения нового материала на уроках в старших классах. Однако лекции в чистом виде довольно утомительны для школьников, поэтому можно использовать лекции-беседы и проблемные лекции. На таких уроках учащиеся включаются в работу, спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные выводы, т. е. проявляют высокую активность.
- уроки-семинары. Уроки-семинары, как правило, планируются по темам, которые школьники могут разобрать самостоятельно с помощью дополнительной литературы (например, “Генетические болезни человека, их предупреждение и лечение”, “Современные достижения генных технологий, их этические и юридические проблемы”), либо когда требуется всесторонний разбор сложного материала с его последующим обсуждением и обобщением. Уроки-семинары позволяют активизировать самостоятельную работу учащихся с учебной и дополнительной литературой. При подготовке к семинарам учащиеся делают доклады, сообщения; развивают свою речь, совершенствуя навыки выступления перед аудиторией, учатся вступать в дискуссии. В ходе своих выступлений часто используются самодельные плакаты, рисунки, таблицы, компьютерные презентации.
- уроки-мастерские. Мастерская – это личностно-деятельностная рефлексивная синтетическая форма обучения, в которой сочетается индивидуальная работа с групповой, включающей межгрупповую социализацию; в ней есть место поиску, творчеству, работе с материальными объектами, множественному выбору, что вместе с рефлексией помогает учащемуся сформировать сознательную активную жизненную установку.
- лабораторно-практические уроки. Такие уроки являются важной формой работы при изучении курса биологии. Подобные уроки дают учащимся возможность знакомства с биологическими объектами и явлениями, актуализируют теоретические знания, делая их более понятными для школьников. После сообщения темы, целей и задач лабораторной или практической работы учащиеся выполняют ее в основном самостоятельно, пользуясь инструктивными карточками, содержащими информацию о последовательности действий в ходе данной работы. При выполнении заданий лабораторной работы учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а по мере необходимости – консультироваться с учителем. Учащиеся должны сделать выводы по работе, ответить на ряд вопросов, носящих чаще всего проблемный характер.
- модульные уроки. Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучения, регулировать темп работы и содержание учебного материала. Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: словесном, символическом, числовом, рисуночном.
Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе, обеспечивающей дифференциацию по содержанию, темпу усвоения, уровню самостоятельности, по методам и способам учебной деятельности, контроля и самоконтроля.
Широкое применение находят и другие, например: урок-экспедиция; урок – праздник; урок – защита знаний; урок – практикум; урок – игра; и другие. Сочетание разных видов уроков и способов действия повышает активность учащихся, формирует мотивы учения.
Всё это способствует повышению эффективности преподавания литературы, достижению поставленных целей, высокой результативности в обучении.
Презентация к уроку в Приложении 1
Одним из важнейших путей повышения эффективности деятельности образовательных учреждений в современных условиях является развитие инновационных процессов. Причём эти процессы затрагивают как построение самой образовательной системы, так и содержание, формы, методы и средства педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование различных форм обучения в преподавании биологии с целью развития творческих способностей учащихся.
Задача формирования навыков самостоятельного учебного труда, развития интеллектуальных способностей учащихся диктуется развитием современного общества, усиливающимся потоком информации из ...
"Использование нестандартных форм проведения уроков в преподавании биологии"
"Использование нестандартных форм проведения уроков в преподавании биологии" Одним из важнейших путей повышения эффективности деятельности образовательных учреждений в современных условиях является...
Из опыта работы. РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ »
Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно тревожит учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического...
Сценарий классного часа "Тайна маски" с использованием нестандартных форм обучения и воспитания (Психологический мини-тренинг и арт-терапия)
"Тайна маски" - сценарий классного часа с использованием нестандартных форм воспитания (Психологический мини-тренинг и Арт-терапия). материал финального этапа VIII Облстного конкурса профессионального...
Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.
Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее ...
Использование нестандартных форм урока географии как средство повышения интереса к предмету
Многие творчески работающие учителя используют необычные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, в корне отличающихся от традиционных форм организации уроков. Нет, они не заменяют э...
Выступление на педсовете: Использование нестандартных форм проведения уроков в целях повышения эффективности преподавания литературы
ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ –1) один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России; следствие осознания государством, обществом, образователь...