урок природоведения в 5 классе "Смена времён года"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Телегина Наталья Ивановна

Урок  углубляет знания учащихся о временах года, о причинах смены времён года. Способствует развитию устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smena_vremen_goda.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Смена времен года.

Цель урока:

Создать условия для более глубокого представления о причинах смены времён года.

Задачи:

обучающие:

Расширить и уточнить представления детей о временах года, объяснить причины смены времён года.

развивающие:

Способствовать развитию устной и письменной речи, памяти, внимания, запоминанию; учить устанавливать причинно-следственные связи, формулировать простейшие умозаключения и выводы из представленной информации.

воспитательные:

Воспитывать любознательность, взаимоуважение, интерес к окружающему миру.

Тип урока:

Урок новых знаний

Виды учебной деятельности:

Работа с биологическими понятиями, составление рассказа, беседа, работа с текстом учебника.

Оборудование:

Компьютер, проектор, схемы, таблицы, рисунки.

Индивидуальная работа:

Структура и ход урока.

Этап урока

Время

(в мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

I

Организационный этап.

-проверка готовности к уроку;

- организация внимания учащихся, настрой на работу.

- Сядет тот, кто назовёт явление природы.

- Дежурный скажет какое сегодня число, день недели, охарактеризует погоду по плану:

1.температура воздуха;

2.наличие и сила ветра;

3.облачность;

4.осадки.

- проверяют наличие учебных принадлежностей, настраиваются на работу на уроке.

Дети называют явления природы, занимают свои места.

Дежурный (Алькова Ксения) называет число, день недели, даёт характеристику погоды по плану.

II

Проверка домашнего задания.

1.Феноминутка.

Исключи лишнее:

1.Мороз, снег, гололёд, ручьи.

2.Прилёт птиц, ручьи, капель, метель.

3.Зреют ягоды, жара, каникулы, катание на лыжах.

4.Листопад, изморозь на траве, созревание урожая, капель.

-Эти явления природы наблюдаются, в какое время года?

– Ребята, какое сейчас время года?

-В каком месяце ранняя осень?

-В каком месяце золотая осень?

-В каком месяце поздняя осень?

– Какие изменения происходят в природе осенью?

Продолжи предложение:

Я начинаю, а вы заканчиваете:

-Летом яблоки зелёные, а осенью …

-Весной трава зелёная, а осенью…

-Летом день длинный, а зимой…

-Летом деревья одетые листвой, а осенью…

-Летом тучки ходят высоко, а осенью…

Учащиеся выполняют задание, используя слайд презентации.

Осенью

Осень

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Листья деревьев окрасились в желтый и красный цвет, начинается листопад, ночью становится холодно, птицы улетают на юг, на траве изморозь.

красные

жёлтая

короткий

голые

низко

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

III

Сообщение т/у, постановка цели и задач.

Посмотрите фильм и ответьте, смену чего мы наблюдали во время просмотра?

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Верно. Тема урока «Смена времён года».

-Что мы должны узнать на уроке?

-Что должны уметь?

-Почему происходит смена времён года? (вопрос на доске)

А как вы думаете, ребята, есть ли

другие причины смены времён года?

Смотрят фильм.

Смену времён года

О смене времён года

Записывают тему на рабочий лист урока.

Причину смены времён года.

Определять времена года.

Смена времён года происходит из-за движения Земли вокруг Солнца.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

IV

Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, есть ли другие причины смены времён года. Начинаем работу.

Ребята возьмите рабочие листы урока, найдите задание № 1. Прочитаем его вслух.

А) Земля вращается вокруг Солнца.

Б) Солнце вращается вокруг Земли.

В)Солнце – это планета.

Подумайте, какое утверждение правильное и подчеркните его.

-Какое предложение подчеркнул Данил, а какое Виталий.

Я согласна с предложением, что Земля вращается вокруг Солнца.

Ребята, а Солнце – это что?

А Земля это что?

-Какое утверждение ты подчеркнул и почему?

2.Дополни предложения используя слова подсказки ( сутки, 24 часа, год, 365 дней).

Земля вращается вокруг Солнца, но она вращается ещё и вокруг своей оси.

Возьмите рабочий лист урока, задание № 2.

Прочитайте текст и подумайте, какие по смыслу слова нужно вставить в предложения и запишите их на рабочем листе урока.

-Прочитайте предложение, в котором использовали слова сутки и 24 часа. В какое предложение вставили год и 365 дней.

Земля постоянно движется.

Она вращается вокруг своей оси.

Полный оборот

она совершает за _________ ,

или за _________ часа.

Поднимите руку, кто согласен с Данилом.

Земля вращается вокруг Солнца.

Полный оборот она совершает за ______ ,

или за _______ дней.

Поднимите руку, кто согласен с Витей.

Берут рабочие листы урока, читают, вслух читает Шевелёв Максим.

Дети высказывают своё мнение,

обсуждают

 (правильный ответ А)

Земля планета, поэтому она вращается вокруг Солнца.

Учащиеся читают текст в рабочих листах урока, записывают в рабочие листы урока, пропущенные слова.

Данил Добрыгин зачитывает вслух предложение, в котором вставлены слова сутки и 24 часа.

Витя зачитывает вслух предложение в которое вставил слова год и 365 дней.

Весь текст вслух нам прочитает Шишлов Максим .

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17а

Слайд 17б

V

Введение новых знаний.

1.Смена времён года, причина смены времён года (рассказ учителя с использованием слайдов презентации, схем).

Каждый год на нашей планете происходит смена времён года. В нашей стране времена года сильно отличаются друг от друга.

-Какова же причина смены времён года?

     Оказывается Солнце в различное время года освещает и нагревает нашу планету по разному.

Учитель демонстрирует наглядно на модели глобуса освещенность земли.

-Зимой Солнце поднимается невысоко, его лучи будто бы скользят по поверхности и поэтому греют слабо. Зимой день короткий, а ночь длинная.

-Летом солнце поднимается высоко, дни длинные, лучи падают на Землю почти вертикально, поэтому земля хорошо прогревается.

-Осенью Солнце поднимается невысоко, земля медленно охлаждается.

-Весной Солнце медленно начинает подниматься вверх и начинает лучше прогревать землю.

На опыте мы убедились, что земля освещается Солнцем в разное время года по разному, а убедиться, что нагрев происходит по разному мы сможем на следующем опыте.

Я приглашаю к себе ассистента Овчарова Кирилла.

Демонстрация опыта.

Учитель просит ассистента положить обе руки на стол, тыльной стороной вверх и на правую руку направляет фонарик под прямым углом, а на левую под углом в 45 градусов.

-Одинаково ли нагревается поверхность кожи?

-Какая рука нагрелась сильнее?

-Какой вывод мы можем сделать о нагреве в зависимости от высоты Солнца?

Физкультминутка.

Работа с учебником.

На странице 32 найдите в тексте абзац 1 прочитайте материал и объясните, почему это зима.

Выполни задание №3 в рабочем листе урока. Можно пользоваться учебником.

-Зимой Солнце поднимается невысоко, его лучи будто бы скользят по поверхности и поэтому греют слабо. Зимой день короткий, а ночь длинная.

На странице 32 найдите в тексте абзац 2 прочитайте материал и объясните, почему это лето.

Выполни задание №3 в рабочем листе урока. Можно пользоваться учебником.

-Летом солнце поднимается высоко, дни длинные, лучи падают на Землю почти вертикально, поэтому земля хорошо прогревается.

А теперь мы должны ответить на вопрос

-Почему весна и осень – это переходные времена года?

Прочитаем абзац 3 в учебнике.

Выполни задание №3 в рабочем листе урока. Можно пользоваться учебником.

-Весной Солнце медленно поднимается вверх и начинает лучше прогревать землю.

-Осенью Солнце поднимается невысоко, земля медленно охлаждается.

3.Объяснение учителя.

Ребята посмотрите на схему, вы видите, что вращаясь вокруг Солнца, Земля всегда наклонена в одну сторону. На той части Земли, которая расположена ближе к Солнцу, царит лето, на противоположной в это время зима. Через полгода сезоны меняются.

- Как вы думаете, почему на той части земли, которая расположена ближе к Солнцу, царит лето, на противоположной в это время зима?

-Почему через полгода сезоны меняются?

Слушают учителя,

отвечают на вопросы, дополняют, исправляют ответы друг друга.

Причина смены времён года связана с движением Земли вокруг Солнца.

Наблюдают за демонстрацией опыта.

Наблюдают за действиями учителя и Кирилла.

Нет, не одинаково.

Когда фонарик расположен вертикально.

Нагрев земной поверхности зависит от высоты Солнца над землёй. Чем выше Солнце, тем сильнее нагревается земная поверхность.

Соня читает про зиму.

Андрей читает вслух.

Катя читает про лето.

Ксюша читает предложение, вставляет пропущенные слова, все записывают пропущенные слова.

Максим читает.

вставляет пропущенные слова, все записывают пропущенные слова.

Слушают учителя.

Одна сторона прогревается, другая нет.

Земля вращается вокруг Солнца.

Слайд 18

VI

Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.

- Итак, вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока. Как теперь вы ответите:

-Назовите причины смены времён года?

Ребята, а как вы думаете, если бы Земля не вращалась вокруг Солнца, что бы происходило?

Продолжи:

-Если в Северном полушарии лето, тогда в Южном – зима.

-Если в Северном полушарии весна, какое время года будет в Южном полушарии?

Рефлексия.

Выбери себе Солнышко.

  1. Я всё понял на уроке.
  2. У меня есть вопросы.
  3. Я хотел бы прочитать о…

Смена времён года связана с движением Земли вокруг Солнца и изменением нагрева земной поверхности.

На одной стороне всегда было бы лето, на другой зима.

Заканчивают предложения.

VII

Анализ и оценка итогов работы.

Выставление и комментирование оценок за урок.

За устные ответы на уроке

За письменную работу на уроке

Выставляют оценки в дневник.

VIII

Определение и разъяснение домашнего задания.

1.Стр.32-33, читать

2.Творческое задание на рисовать своё любимое время года.

Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – пробуждение "Чудеса времён года"

Урок (с элементами театрализации) помогает увидеть внутренним зрением природу времён года в музыке. Учащиеся знакомятся с творчеством русских и зарубежных композиторов( слушают музыку П. И. Чайковског...

Изучение времён года.

Художественная работа...

конспект урока природоведения "Погода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха".

Урок природоведения в 5 классеПогода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха....

конспект урока литературы в 5 класе "Поэзия времён года.Весна"

Анализ стихотворений Ф.И.Тютчева, А.А. Фета, посвящённых весне. Сопоставление "Времён года " Чайковского и картин русских художников с поэтическими произведениями русских поэтов....

презентация к уроку природоведения в 5 классе "Смена времён года"

Презентация помогает быстро провести проверку ранее полученных знаний, помогает иллюстрировать подачу нового материала....

рабочий лист к уроку "Смена времён года"

Рабочий лист помогает повысить темп работы на уроке, способствует более полному усвоению материала....