прием "продолжи текст"
методическая разработка (7 класс) на тему
Прием "Продолжи текст" является одним из приемов технологии развития критического мышления. Знакомством с этим приемом я обязана В.М. Жураковской, доценту АСОУ.
В данном материале я предлагаю текст, который можно использовать при знакомстве с взаимосвязями в экосистемах в 5-7 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
интересный текст о повадках животных | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Прочтите текст.
Попытайтесь его продолжить, предварительно проанализировав текст.
«Ловись, рыбка большая и маленькая…»
По книге И Акимушкина «Занимательная биология»
О том, как лиса рыбу хвостом ловит, люди давно уже сочиняют разные сказки и басни. А некоторые и всерьез говорят об этом.
Почти 2 тысячи лет назад римлянин Клавдиус Элиан в книге «Живая природа», записал следующее: «Идя вдоль берега реки, лисица хитро ловит мелкую рыбешку. Она опускает свой хвост в воду, и рыбки плывут к нему, заплывают в густую шерсть, Когда лиса это почувствует, быстро выдергивает хвост из воды, прыгает на сухое место и трясет хвостом, рыбки падают на землю, и лиса их ест».
Позднее, в 1555 году, известный шведский натуралист Олаус Магнус в одной из своих книг почти слово в слово повторил историю, рассказанную Элианом, кроме того, добавил кое-что и от себя: «В скалах Норвегии я сам видел, как лисица, опустив хвост в воду между скалами, потом выдергивала его с несколькими крабами, вцепившимися в него, и ела их».
Можно ли верить всем этим рассказам? Пожалуй, можно. Как говорится, «нет дыма без огня». Любая легенда не родится из ничего, и едва ли все рассказчики лгуны. В то, что крабы и раки могут вцепиться в хвост, поверить нетрудно, на них это похоже, и люди нередко, подставляя пальцы, вытаскивают их из воды. Но хватит ли у животных на это смекалки? Почему бы и нет? Этологи, изучающие поведение животных, и зоопсихологи в последние годы доказали нам, что животные и не на такие хитрости способны.
А чем объяснить влечение рыб к хвостам? Объяснение и тут найти можно. Всякий, кто купался в реке, знает, как тянет мальков и разных мелких рыбешек к человеку. Стоит немного спокойно постоять где-нибудь на мелком плесе, как рыбки осмелеют, подплывут и начнут тыкаться носами в пальцы ног. Они ищут тут, что бы такое съесть. И находят: кусочки сухого эпидермиса, обрывки волосяных сумок и прочую органику, которой немало у нас на коже и еще больше у зверя под шерстью.
В тропиках эти рыбьи привычки многих людей спасают от клещей, блох, сухопутных пиявок и других несносных тварей, которые, сделав дырку в коже, сосут кровь человеческую и которых полным-полно здесь. Стоит найти тихую заводь в реке и опуститься в нее, как стайки мелких рыбешек окружат вас и деловито очистят от всех паразитов.(Главное, чтобы в этой заводи не было пираний, кандиру, кайманов, анаконд и скатов-хвостоколов, иначе санобработка превратится в вивисекцию!) Рыбы и друг друга таким же образом обрабатывают.
В трудах Лондонского зоологического общества была помещена однажды такая заметка:«Я увидел, как казуар* спустился к воде, вошел в реку, где глубина была около метра, и присел в воде, взъерошив перья. Птица не двигалась. Я заметил, что она даже глаза закрыла, словно спала. Так сидел казуар четверть часа, а потом......
Чтобы продолжить текст, ответьте на следующие вопросы:
Зачем казуар забрался в воду? Почему он сидел четверть часа, не двигаясь и взъерошив перья? И что же было потом?
Как Вы думаете, правдивы ли рассказы о животных, которые удят рыбу хвостом?
*Казуар — крупная нелетающая птица, родственная страусам. Обитает в тропических лесах Новой Гвинеи.
Возможный ответ:
Автор рассказывает о том, что люди в тропиках, где «полным-полно клещей, блох, сухопутных пиявок и других несносных тварей», спасаются от паразитов, заходя в воду, где обитают рыбки, которые очищают кожу, объедая с нее всякие органические остатки - «кусочки сухого эпидермиса, обрывки волосяных сумок и прочую органику, которой немало у нас на коже и еще больше у зверя под шерстью.» Казуар обитает в тропических лесах. Вероятно, под перьями казуара тоже есть паразиты, кусочки сухой кожи или обломки перьев, от которых казуар избавляется с помощью рыбок-санитаров. Он взъерошил перья и не двигался, чтобы рыбкам было проще добраться до его кожи.
Что же было потом? Текст называется «Ловись, рыбка, большая и маленькая». Немалая часть текста посвящена рассказам о том, как животные добывают рыбу, которая «клюет» на опущенный в воду пушистый хвост, в котором рыбки запутываются, а животные их вытаскивают на берег и съедают. Исходя из этого, можно предположить, что казуар, выбравшись из воды, не только очистился от паразитов, но и добыл себе пропитание — рыбёшек, которые могли остаться у него между перьями.
Что касается моего отношения к рассказам о животных-рыболовах: я допускаю, что эти рассказы правдивы. Как говорится в тексте, «нет дыма без огня». Любая легенда не родится из ничего, и едва ли все рассказчики лгуны.».
«Полна чудес могучая природа» - написал великий русский драматург А.Н.Островский. Много в природе явлений, которые поражают человека своей целесообразностью, многому человек может поучиться у ПРИРОДЫ!
Продолжение текста:
Так сидел казуар четверть часа, а потом вдруг быстро прижал перья и вышел на берег. Здесь несколько раз отряхнулся, и из-под перьев посыпались маленькие рыбешки. Он тут же стал их клевать».
Как видно, даже казуары и, возможно, другие страусы, замученные насекомыми, прибегают к ихтиологической санобработке, попутно выуживая и санитаров себе на завтрак. (Многие другие птицы, как известно, с той же целью посещают муравейники.)
Так что вполне возможно, что рыбья мелкота в шерсть и перья заплывать горазда. Но можно ли ее поймать, даже если хвост пушистый, а перья длинные – вот вопрос.
Доктор Гаджер, неутомимый исследователь всяких редкостных повадок животных и приключений в природе, в это верит, я от голосования воздерживаюсь, а вы сами для себя решите: можно или нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"
Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...
Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".
Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем МОУ СШ № 6 Центрального района...
3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.
laquo;Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»...
Текст. Структуры текста. Способы построения текста. Методы построения текста(индуктивный, дедуктивный методы)
На уроках родного русского языка (7 класс) изучается очень интересная тема о методах постоения текста...
4 класс Текст - повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.
Формировать умения определять особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте; формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам; развиват...