Конспект к уроку на тему: "Жизненный цикл клетки"
план-конспект занятия по биологии (5, 10, 11 класс) на тему
периоды жизненного цикла клетки, митоз, мейоз
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zhiznennyy_tsikl_kletki.docx | 51.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Армавирский медицинский колледж»
Конспект к занятию по биологии
на тему:
«Жизненный цикл клетки»
Составила: преподаватель биологии ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж» Дохоян Римма Хачатуровна
2016 г.
Все клетки организма делятся на:
1. Половые (гаметы) – гаплоидны, т.е. содержат одинарный набор хромосом (n). В каждой гамете содержится 23 хромосомы.
2. Неполовые (соматические) – диплоидны, т.е. содержат двойной набор хромосом (2n). Содержится 46 хромосом.
Жизненный цикл клетки –
период жизни клетки от зарождения до смерти. ЖЦК состоит из
Интерфаза Деление
1. Пресинтетический период (G1) 2n2c 1. Амитоз
(подготовка к синтезу и репликации ДНК) 2. Митоз
2. Синтетический период (S) 2n4c 3. Мейоз
(синтез и репликация ДНК)
3. Постсинтетический период (G2) 2n4c
(подготовка к делению)
Дел.
G1
G2
S
Рис.1 – Схема жизненного цикла клетки
1. Амитоз – деление клеток простым разделением ядра надвое. Характерен для для стареющих, отмирающих клеток, для злокачественных опухолей и облученных тканей.
2. Митоз – способ деления эукариотических клеток, при котором происходит сначала удвоение генетического материала, а затем равномерное его распределение между дочерними клетками. Митоз проходит в 4 фазы:
1. Профаза – разрушается ядерная оболочка, исчезают ядрышки, центриоли двигаются к полюсам и образуют веретено деления. 2n4c
2. Метафаза – хромосомы располагаются по экватору клетки, прикрепляясь веретеном деления в области центромеры.2n4c
3. Анафаза – хромосомы делятся на хроматиды, которые расходятся к полюсам клетки. 4n4c
4. Телофаза – появляется перетяжка, разделяющая одну материнскую клетку на 2 дочерних. Происходит цитотомия – разделение цитоплазмы. Образуются ядрышки, формируются ядра, хранящие в каждой из клеток генетическую информацию. по 2n2c
В результате митоза образуется 2 дочерние соматические клетки.
Рис.2 – Схема митоза
Биологическое значение митоза.
В результате митоза дочерние клетки идентичны материнской, что обеспечивает генетическое постоянство в ряду поколений.
3. Мейоз – это способ деления эукариотических клеток, при котором происходит образование половых клеток из неполовых. Состоит из двух делений:
1. Редукционное – происходит уменьшение числа хромосом вдвое.
2. Эквационное – число хромосом остаётся прежним.
Интерфаза 1(см. жцк)
Профаза 1 – самая продолжительная и сложная фаза мейоза. Состоит из ряда последовательных стадий. 2n4c
Лептотена, стадия тонких нитей. Хромосомы слабо конденсированы. Они уже двухроматидные, но хроматиды настолько сближены, что хромосомы имеют вид длинных одиночных тонких нитей.
Зиготена, стадия сливающихся нитей. Начинается распад ядерной оболочки на фрагменты, происходит расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления, «исчезновение» ядрышек, продолжается конденсация двухроматидных хромосом. Происходит процесс, отсутствующий при митозе – конъюгация, процесс тесного сближения и гомологичных хромосом.
Пахитена, стадия толстых нитей. Важнейшим событием пахитены является кроссинговер – обмен участками между несестринскими хроматидами гомологичных хромосом. Кроссинговер приводит к первой во время мейоза рекомбинации генов.
Диплотена. Хромосомы перекручиваются и начинают отталкиваться друг от друга. Процесс отталкивания начинается в области центромеры и распространяется по всей длине бивалентов. Однако они все еще остаются связанными друг с другом в некоторых точках. Их называют хиазмы. Эти точки появляются в местах кроссинговера.
Диакинез. Хромосомы максимально укорачиваются и утолщаются за счет спирализации хроматид, ядерная оболочка почти полностью разрушена. Происходит сползание хиазм к концам хроматид.
Метафаза 1 – хромосомы располагаются по экватору клетки, прикрепляясь веретеном деления в области центромеры. 2n4c
Анафаза 1– к полюсам расходятся гомологичные хромосомы. 2n4c
Телофаза 1– появляется перетяжка, разделяющая одну материнскую клетку на 2 дочерних. Происходит цитотомия – разделение цитоплазмы. Образуются ядрышки, формируются ядра, хранящие в каждой из клеток генетическую информацию. В результате образуется две гаплоидные клетки. по 1n2c
Интерфаза 2 короткий временной промежуток между делениями, удвоение ДНК не происходит.
Профаза 2 – в каждой из клеток разрушается ядерная оболочка, исчезают ядрышки, центриоли двигаются к полюсам и образуют веретено деления.
по 1n2c
Метафаза 2 – хромосомы располагаются по экватору клетки, прикрепляясь веретеном деления в области центромеры. по 1n2c
Анафаза 2 – хромосомы делятся на хроматиды, которые расходятся к полюсам клетки. по 2n2c
Телофаза 2 – появляется перетяжка, разделяющая одну материнскую клетку на 4 дочерних. Происходит цитотомия – разделение цитоплазмы. Образуются ядрышки, формируются ядра, хранящие в каждой из клеток генетическую информацию.
В результате мейозе образуется 4 гаплоидные клетки. по 1n1c
Рис.3 – Схема мейоза
Рис. 3 – Схема мейоза
Биологический смысл мейоза.
В результате мейоза образуется 4 половые клетки, что обеспечивает генетическое разнообразие в ряду поколений.
Итоги:
Отличительные признаки | Митоз | Мейоз |
Протекание процесса | 4 фазы | 2 деления |
Типы дочерних клеток | Соматические | Половые |
Кол-во дочерних клеток | 2 | 4 |
Биологический смысл | генетическое постоянство | генетическое разнообразие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме "Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева"
Биография Ф. И. Тютчева...
«Интегрированный урок на тему “ Жизненные пути и творчество русского писателя А.П.Чехова и американского мастера короткого рассказа О.Генри”.
Проблема: актуализация знаний учащихся по русской и зарубежной литературе.В лицее обучаются учащиеся, ориентированные на получение технических специальностей. Основными мотивированными для них п...
Урок на тему «Жизненные ценности»
Цель: развитие ценностных ориентаций, профилактика эмоционального неблагополучия, актуализация внутренних ресурсов и развитие положительных, нравственных качеств личности....
Урок на тему «Жизненные ценности»
Цель: развитие ценностных ориентаций, профилактика эмоционального неблагополучия, актуализация внутренних ресурсов и развитие положительных, нравственных качеств личности....
методическая разработка урока по теме "Жизненный опыт"
методическая разработка урока по теме "Жизненный опыт" на базе УМК Spotlight для 8 классов общеобразовательных учреждений...
Конспект обобщающего урока по биологии «Химический состав клетки. Органические вещества»
Цель урока: повторение и закрепление знаний об особенностях строения органических веществ, их свойствах, классификации и выполняемых функциях.Задачи урока:закрепить знания об органических веществах кл...
Решение задач по биологии по теме: "Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз" ЕГЭ ФИПИ 2020 задание № 27
В работе представлено решение 15 задач по сборнику ЕГЭ Биология ФИПИ 2020 под редакцией В.С. Рохлова...