Повторительно-обобщающий урок в 7 классе "Пять рекордов амфибий"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Подвигина Наталья Марсиловна

Материал к уроку включает конспект урока с приложениями и мульмедийную презентацию. Может быть использован для обобщающего повторения темы "Земноводные" в 7 классе (учебник В. М. Константинов и др.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвигина Н. М. учитель биологии МКОУ СОШ №1 г. Лиски

5 рекордов амфибий

(повторительно – обобщающий урок по теме «Земноводные»)

7 класс

Цели урока: обобщить и расширить знания по теме «Земноводные»

Задачи: познакомить учащихся с многообразием земноводных и их значением в природе и жизни человека, сформировать знания о характерных признаках данного класса животных, развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор, развивать умения выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, осуществлять экологическое и патриотическое воспитание учащихся, продолжить формирование информационной и коммуникативной компетентности. 

Оборудование: компьютер, проектор, презентация Power Point.

Ход урока.

Оргмомент. Учитель объявляет тему урока, обращает внимание на эпиграф к уроку и предлагает обсудить слова великого ученого в процессе работы. Слайды №1, 2.

Урок проводится в форме игры – соревнования между командами. Класс разбивается на пять групп (количество групп может варьировать в зависимости от количества учащихся в классе), эту работу желательно провести на этапе подготовки к уроку, так как каждой группе дается опережающее задание (одному из участников). В целях повышения мотивации и развития творческой активности можно предложить учащимся придумать название своей команды в соответствии с темой урока (например, «Головастики», «Тритоны», «Саламандры», «Амбистомы», «Древолазы» и т.д.)

1 этап. 5 важных приобретений амфибий

Групповая работа. Каждая группа получает задание (см. Приложение 1), после нескольких минут обсуждения заслушиваются ответы, в результате чего подводится итог изучения особенностей амфибий как первых позвоночных, освоивших сушу. Слайд №3. Учащиеся приходят к выводу о 5 важнейших чертах приспособленности земноводных к жизни на суше.

 

Вопросы для работы в группах.

1 вопрос. Каковы особенности дыхания земноводных? Какие изменения в связи с этим претерпевает кровеносная система?

(Примерный ответ: Земноводные – первые среди позвоночных, освоившие сушу. В связи с этим у них появляются легкие. Однако легочное дыхание несовершенное, большую роль в процессе дыхания играет кожа. В связи с появлением легких появляется второй (легочный) круг кровообращения и трехкамерное сердце.)

2 вопрос. В чем проявляется приспособленность скелета амфибий к жизни на суше?

(Примерный ответ: Земноводные первыми встали на ноги и «изобрели» суставы, то есть у них появились парные пятипалые конечности наземного типа. Амфибии научились поворачивать голову, у них есть шейный отдел позвоночника, состоящий из одного позвонка.)

3 вопрос. Сравните строение и функции пищеварительной системы земноводных и рыб. Сделайте вывод.

(Примерный ответ: Пищеварительная система у амфибий состоит из тех же органов, что и у рыб. У взрослых лягушек в глоточном отделе нет жаберных щелей. В связи с наземным образом жизни появляются слюнные железы, смачивающие слюной пищу.)

4 вопрос. Как связано наличие у земноводных подвижных век с их образом жизни?

(Примерный ответ: Амфибии первыми начали мигать. Для защиты глаз от повреждений и высыханий у них появились подвижные веки. Секрет слезных желез смачивает глаза и смывает пылинки, обладает бактерицидным действием.)

5 вопрос. Какие усложнения отмечаются в строении органов чувств амфибий?

(Примерный ответ: Чтобы лучше слышать в воздушной среде у земноводных появился важный новый орган – среднее ухо, покрытое барабанной перепонкой и снабженное специальными косточками для передачи и усиления звуковых колебаний. Амфибии первыми из наземных позвоночных обзавелись голосовым аппаратом.)

2 этап. 5 рекордсменов среди амфибий

Учитель: Мир амфибий удивительно разнообразен. На предыдущих уроках мы узнали о многих представителях этого класса хордовых животных. А сегодня я предлагаю вам составить своеобразную книгу рекордов.  Каких же амфибий можно назвать самыми-самыми?

Сообщения учащихся (индивидуальное опережающее задание) - по одному выступающему от каждой команды. Выступление сопровождается демонстрацией слайдов. Слайды №4 – 8.   Материал к выступлениям Приложение 2.

3 этап. 5 удивительных амфибий

Эвристическая беседа.

Учитель ставит перед учащимися проблемные вопросы, выявляя уровень эрудиции детей, отмечает правильные ответы и дополняет их интересными фактами из жизни отдельных представителей земноводных (объем информации может варьировать в зависимости от уровневого состава класса).  Дополнительный материал Приложение 3.

1 вопрос. Что такое «неотения»?

Неотения – это процесс личиночного размножения, встречается у амбистом, точнее у их личинок, называемых аксолотлями. Слайд №9.

2 вопрос. У каких представителей земноводных выражена забота о потомстве?

Самец жабы-повитухи носит оплодотворённую им икру с собой до момента появления на свет молодняка. Самки суринамской пипы вдавливают оплодотворённые икринки в складки кожи на спине. Самец ринодермы Дарвина носит молодняк во рту до тех пор, пока головастики не превращаются во взрослых особей. Слайд №10.

3 вопрос. Известно, что развитие головастиков происходит в воде, впрочем, как и процесс размножения земноводных. А такие представители амфибий, как древолазы, живут на деревьях в буквальном смысле слова безвылазно. Как же они решают проблему поиска водоема?

Древолазы, живущие в тропических лесах Коста – Рики, придумали интересный способ выкармливания потомства. Их головастики развиваются в персональных «колыбельках», которые образуются в пазухах листьев бромелий, а питаются исключительно неоплодотворенными икринками. Слайд №11.

4 вопрос. Земноводные в силу своей холоднокровности немногочисленны в северных широтах. Однако, на территории нашей страны отдельные представители амфибий встречаются и за Полярным кругом. О каких амфибиях идет речь?

За Полярный круг проникает травяная и сибирская лягушки, а также сибирский углозуб. Слайд №12.

5 вопрос. Населяя и водную, и наземно – воздушную среду, амфибии освоили и различные способы передвижения. Они могут плавать, прыгать, ползать. А могут ли земноводные летать?

Летающие лягушки — представители семейства веслоногих лягушек. Все они — обитатели тропических лесов, большинство из них никогда не спускаются на землю и даже потомство выводят на деревьях — в гнездах из выделяемой самкой слизи, взбитой в густую пену. Слайд №13.

Физкультминутка.

Упражнение для мышечной релаксации и профилактики зрительного утомления: вытянуть правую руку вперед, следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4 этап. Викторина «На пятерочку»

Каждой команде предлагается ответить на пять вопросов о земноводных, вопросы составлены в порядке увеличения их сложности, благодаря чему каждому участнику команды представляется возможность поучаствовать и заработать балл для своей команды. При такой организации викторины осуществляется дифференцированный подход.

Сначала к доске выходят участники первого тура Слайд №14, нажатием кнопки по соответствующему номеру команды осуществляется переход к слайду с вопросом, при нажатии на прямоугольник с верным ответом, он загорается зеленым цветом, при неверном ответе – красным. С помощью управляющей кнопки происходит возврат к Слайду №14. 

Вопросы для первых пяти участников:

Узнайте изображенного на фотографии представителя амфибий. Чем он интересен?

(Использованы фотографии тех амфибий, о которых шла речь на уроке – развитие внимания школьников). 

После прохождения первого тура викторины, приглашаются участники второго тура, по одному от каждой команды, им предстоит ответить на более сложные вопросы. Начало Слайд №15, принцип управления аналогичный.

Вопросы второй группы участников:

Выберите правильный вариант ответа.

1. Благодаря перепонкам на конечностях лягушка

А – передвигается в воде

Б - сохраняет равновесие

В – прыгает

Г- передвигается по суше

2. В отличие от рыб у лягушки нет

А – позвоночника

Б – ребер

В – черепа

Г – поясов конечностей

3. Предками земноводных были древние

А – хрящевые рыбы

Б – пресмыкающиеся

В – кольчатые черви

Г – кистеперые рыбы

4. У головастика в отличие от лягушки

А – есть жабры, двухкамерное сердце

Б – обтекаемая форма тела

В – есть кровеносная система

Г – нет сердца

5. В жизни лягушки большое значение имеет кожное дыхание, так как у нее

А – нет легких

Б – легкие слабо развиты

В – кожа влажная

Г – кожа выделяет слизь

Вопросы третьей группы участников: Слайд №16.

Выберите три правильных варианта ответа:

1. Отделами позвоночника лягушки являются:

А – туловищный

Б – хвостовая кость

В – тазовый пояс

Г – вороньи кости

Д – шейный

Е – грудина

2. В состав пищеварительной системы земноводных входят:

А – тонкий кишечник

Б – зоб

В – слюнные железы

Г – почки

Д – толстый кишечник

Е – желудочек

3. Для головастика характерно:

А – трехкамерное сердце

Б – наличие боковой линии

В – наличие хорды

Г – двухкамерное сердце

Д – конечности наземного типа

Е – легочное дыхание

4. Чертами приспособления амфибий к жизни на суше являются:

А – плавательная перепонка

Б – легочное дыхание

В – расположение глаз и ноздрей на верхней стороне головы

Г – подвижные веки, слезные железы

Д – барабанные перепонки

Е – голая кожа

5. Назовите кости передней конечности лягушки:

А – предплюсна

Б – голень

В – пясть

Г – тазовые кости

Д – плечо

Е – предплечье

Четвертая группа. Интерактивная викторина на знание систематики. Слайды №17-21.

Особенностью интерактивной викторины является то, что правильные ответы при нажатии на соответствующий прямоугольник с названием животного исчезают, а неправильные окрашиваются в красный цвет. На каждый из предложенных вопросов имеется 5 правильных ответов, представителям каждой команды, одновременно находящимся у доски, предлагается по очереди выбирать по одному верному ответу.

Дойдя до последнего вопроса, участники закономерно приходят к вопросу о представителях класса Пресмыкающиеся, что дает возможность осуществить логическую связь изучаемой темы и предстоящей.

1. Выберите 5 представителей земноводных, обитающих в Воронежской области.

Озерная лягушка

Травяная лягушка

Зеленая жаба

Обыкновенная чесночница

Краснобрюхая жерлянка

2. Выберите 5 представителей отряда безногих амфибий

Африканская червяга

Кольчатая червяга

Водяная червяга

Хвостатая червяга

Цейлонский рыбозмей

3. Выберите 5 представителей отряда бесхвостых амфибий.

Леопардовая лягушка

Лягушка - бык

Голубой древолаз

Тростниковая жаба

Жаба - повитуха

 

4. Выберите 5 представителей отряда хвостатых амфибий.

Олимпийская амбистома

Мраморный тритон

Огненная саламандра

Полосатый сирен

Гребенчатый тритон 

5. К какому классу принадлежат 5 оставшихся представителей?

(пресмыкающиеся)

Нильский крокодил

Хамелеон

Прыткая ящерица

Анаконда

Морская игуана

5 группа участников. Решение биологических задач.

Последним участникам предстоит самая трудная задача. Им предстоит решить биологические задачи проблемного характера (при необходимости, команда может помогать). В процессе работы постепенно школьники под руководством учителя приходят к выводам о значении земноводных в жизни человека и, соответственно, к 5 этапу урока «5 наград земноводным». Слайд №22.

1 вопрос. Известно, что на Земле существуют памятники лягушкам за большую роль в развитии науки. Чем обязано человечество этим малоприметным созданиям?

Нужно сказать, что человечество сильно обязано лягушке. Именно на этом животном ученые ставят свои опыты, на нем учатся студенты. На Земле есть памятники лягушке, в знак уважения и признательности за поистине неоценимые заслуги этого малоприметного создания, в медицинских, физиологических и фармакологических исследованиях, лапки её были долгие годы электроизмерительными приборами физиков. С помощью лягушки Луиджи Гальвани положил начало исследованиям, приведшим впоследствии к изобретению химических источников тока. Один из памятников лягушке сооружен в Парижском университете, в Сорбонне, в девятнадцатом столетии. Второй - воздвигнут в Токио студентами-медиками в честь миллионной лягушки, использованной для нужд медицины.

2 вопрос. А Э. Брэм писал: «Жаба - настоящее благословление для места, где она поселилась». Почему?

Все земноводные в той или иной степени полезны для человека прежде всего тем, что поедают многих вредных беспозвоночных (моллюсков, насекомых и их личинок, в том числе комаров и др.), повреждающих сельскохозяйственные и лесные культуры или переносящих заболевания человека и домашних животных. У наземных видов пищевые объекты обычно более разнообразны, чем у видов с водным образом жизни. Травяная лягушка в среднем за сутки съедает 6 вредных беспозвоночных. При численности 100 лягушек на 1 га они уничтожат за период летней активности более 100 тыс. вредителей. Земноводные часто поедают беспозвоночных с неприятным запахом или вкусом, охотятся в сумерках и ночью. Поэтому их деятельность дополняет полезную деятельность птиц.

3 вопрос. Было время, когда лягушек (жаб) помещали в сосуды с молоком, и оно долго не скисало. Объясните этот факт.

Выйдя из воды, лягушки сохранили потребность во влажной коже. В отличие от многих других существ, населяющих планету, тело бесхвостых амфибий покрыто голой, ничем не защищенной, влажной кожей, что является прекрасной почвой для развития всевозможных микроорганизмов. Для того, чтобы этого не произошло, лягушечья кожа выделяет бактерицидные вещества. Это объясняет, почему лягушку бросали в молоко, чтобы последнее не скисло. Но иногда слизь может быть даже ядовитой. Кстати, самыми ядовитыми существами на свете являются не змеи, а лягушки.

4 вопрос. Герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Собакевич говорил: «Я гадостей не стану есть. Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот». Едят ли лягушек?

В ряде стран мира лягушки употребляются в пищу, и они являются предметом международной торговли; 1 т лягушек стоит сейчас 1200 долл., в то время как 1 т лучшей рыбы стоит 500 долл.

Французская энциклопедия подчеркивает и то, что предварительная обработка лягушачьих ножек — дело непростое. Сначала с лягушки снимают кожу, затем отрезают ножки у основания так, чтобы они не отделялись друг от друга. После удаления перепончатых лапок (чтобы скрыть происхождение ножек и сделать их похожими на маленькие куриные?) ножки на 12 часов замачивают в холодной воде, при этом меняя ее каждые 3-4 часа.  В результате мясо становится белым и, пропитавшись водой, набухает. Далее ножки готовят разными способами: маринуют и жарят на шампурах, обваливают в муке и жарят на сковороде, жарят с луком на сливочном масле или делают суп с луком-шалотом и сладким белым вином.

5 вопрос. В «черном ящике» находится предмет, который используют для подводного плавания. В основу его конструкции были положены особенности строения задних конечностей лягушки. Какой предмет находится в «черном ящике»?

Ласты для подводного плавания.

Заключительное слово учителя. Слайд №23.Экологи в последнее время любят говорить про одну особенность лягушки: если ее посадить в таз с горячей водой, она мигом выпрыгнет оттуда. Но если посадить ее в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка сварится, даже не осознав этого…

Ученые предупреждают человека об опасности постепенного умирания в отравленной окружающей среде. Ведь если нас поместить сразу в ядовитую атмосферу, мы начнем рваться и возмущаться, но если все будет медленно ухудшаться, то человек может погибнуть, даже не осознав этого. Так и с окружающим человека живым миром.

Амфибии – часть сложной системы под названием «Природа», а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.

Подводятся итоги работы на уроке, выставляются оценки.

Приложение 2.

Материал для выступлений учащихся.

1. Самая крупная из лягушек и, наверняка, самая таинственная по своему образу жизни лягушка-голиаф (rana goliaph) встречается (хотя и редко) в Камеруне и Гвинее. Только около 80 лет назад ученые узнали о ее существовании. Лягушка-голиаф выделяется длиной до 25 см и массой до 3,25 кг. Однажды была поймана лягушка длиной почти 40 см. Лягушка-голиаф обитает в труднодоступных местах. В июле — августе лягушка-голиаф мечет икру. Обладая хорошим слухом, она очень осторожна, охотится днем на разных животных — тритонов, лягушек, их головастиков, а также на мелких рыб.

2. Самая крупная из жаб – это жаба–ага (bufo marinus)   длиной до 25 см и массой до 1 кг, обитающая в Центральной и Южной Америке. Спина ее темно-бурая или светло-серая с большими темными пятнами, брюхо — более светлое. По сравнению с другими земноводными у аги наиболее ороговевшая кожа и лучше развиты легкие. Она ведет ночной образ жизни, легко передвигается прыжками и поедает различных беспозвоночных, а иногда даже лягушек и мышей. Яд этой жабы сильно действующий. Размножается она с июня до октября. В этот период самцы громко кричат. Головастики аги довольно мелкие, а молодые жабы после превращения из головастиков бывают длиной всего 1 см.

3. Самое крупное земноводное современности — исполинская саламандра (andrias japonicus) длиной до 1,6 м, массой до 30 кг. Встречается это животное очень редко и лишь в быстрых горных реках и ручьях труднодоступных мест Южного Китая. Когда-то обитавшую и в Японии исполинскую саламандру теперь там разводят только в специальных питомниках. Темно-бурая окраска спины саламандры и складчатая по бокам кожа делают незаметными контуры животного под водой, хорошо маскируя саламандру среди донных камней и растений. Исполинская саламандра ведет ночной образ жизни, редко выползая на сушу. Добычу она отыскивает с помощью обоняния. В августе — сентябре саламандра откладывает икру в норах, вырытых под берегом на глубине 3 м в тихих заводях. Икру оберегает самец. Через 11 —12 месяцев вышедшие из икринок личинки превращаются во взрослых животных. Исполинская саламандра зарегистрирована в Международной Красной книге как животное, находящееся под угрозой исчезновения.

4. Самые ядовитые среди земноводных – южноамериканские лягушки-древолазы (dendrobates tinctorius). Это также самые ядовитые в мире наземных позвоночных; их яд в 20 раз сильнее яда кураре. Индейцы обмазывают им стрелы. Малейшая ранка от такой стрелы может быть смертельной.

5. Одно из самых маленьких земноводных в мире и самую миниатюрную лягушку из всех когда-либо найденных в Андах поймали на юге Перу учёные из Германии и США. Новый вид назвали Noblella pygmaea. По итогам "охоты" выяснилось, что самка Noblella pygmaea достигает максимального размера 12,4 мм, а самец и того меньше – 11,1. Они живут в тропических вечнозелёных лесах среди кустарников и на высокогорных лугах, предпочитая листовую подстилку на высотах 3025-3190 метров над уровнем моря. Вид интересен ещё и тем, что самки способны отложить только две икринки, каждая примерно четыре миллиметра в диаметре. В отличие от большинства других земноводных они откладывают икру во что-либо влажное на земле, например в мох.

Приложение 3.

Дополнительный материал об удивительных амфибиях.

Аксолотль – удивительная личинка.

Как ни странно, в природе нет вида с таким названием. Дело в том, что аксолотль всего лишь личинка хвостатой амфибии амбистомы. Чаще всего это мексиканская амбистома (Ambystoma mexicana) или тигровая амбистома (Ambystoma tigrinum).

Амбистомы живут в холодных водоёмах Северной Америки. Там их личинки обычно не достигают стадии метаморфоза, но становятся половозрелыми и приступают к продолжению рода. Вот такая личинка и именуется аксолотлем. А само удивительное явление личиночного размножения получило название «неотения».

Слово «аксолотль» переводится с языка ацтеков как «играющий в воде». Аксолотли довольно крупные создания: длина тела половозрелых особей достигает 25см, а у старых и того больше. У них хорошо развиты конечности: передние с четырьмя пальцами, задние — с пятью; хвост длинный, массивный. Как и у всех личинок земноводных, у аксолотлей имеются наружные ветвистые жабры по бокам головы — главное отличие от собственно амбистом. А ещё есть кожная плавниковая складка, тянущаяся по верхней стороне хвоста и туловища. После метаморфоза она исчезает. От амбистомы аксолотль отличается также более широкой и плоской головой. Это существо с мощным хвостом, огромной пастью и необычными, развевающимися по бокам головы жабрами чем-то похоже на сказочного водяного дракона. Сходство особенно выражено у аксолотлей-альбиносов — бело-розовых с огненно-красными жабрами.

Лягушачьи соты суринамской пипы.

Суринамская пипа, или пипа обыкновенная, Pipa pipa, встречается повсеместно в Бразилии, Боливии, Перу, Суринаме.

Выглядит суринамская пипа почти так же причудливо, как называется. Это такой плоский подвижный «листик» с острыми углами со всех сторон тщедушного тельца. Голова у нее – треугольник и плавно переходит в туловище, если о нем вообще можно говорить у суринамской пипы.

Зато у нее замечательные передние лапы. Ни у кого из лягушек нет таких. Пипины лапы напрочь лишены перепонок, поэтому кажутся особенно длинными тонкие голые пальцы. Пипу еще называют из-за этого звездолапой. Но – это только человеку нужны длинные тонкие пальцы, чтобы стать музыкантом. А для пипы это – способ добывать пищу. Она взрыхляет пальцами придонный ил, муть поднимается вверх, в ней, может, что и съедобное попадется. А задние лапы – обыкновенные. Надо же пипе как-то плавать, и на сильных задних лапах – перепонки.

Но главное у пипы – спина. Пипа носит прямо на спине всю свою яйцекладку! Чтобы распределить по спине яйца, у будущих родителей уходит целый день. Но зато каждое яйцо оказывается в своей удобной шестигранной соте. Там оно и находится, пока не вылупится и не повзрослеет лягушонок. Потом он вскрывает ячейку и выплывает. А пипа-мама? Она ничуть не страдает. Просто счищает о камни всю эту колыбель-инкубатор, линяет, готовится к новым детям.

Колыбель для головастика древолаза.

Замысловатый способ выкармливания детей изобрели маленькие древолазы из Коста-Рики. Эти крохотные симпатичные лягушки, как и полагается порядочным древолазам, живут безвылазно на деревьях. В буквальном смысле безвылазно, так как на землю никогда не спускаются. Когда приходит время обзавестись потомством, самки отправляются на поиски "поющего" самца. Холостые древолазы - прилежные певцы. Их однообразные песни оповещают представительниц слабого пола, что певец жаждет обзавестись семьей. Найдя поющего самца, самка сначала присматривается и прислушивается к нему издалека. Если жених ей понравился, она перебирается поближе и, подталкивая своего избранника головой и похлопывая его лапками по спине, "делает предложение". Когда ритуал сватовства закончится, молодой супруг ведет свою нареченную на давно облюбованный сухой лист. Здесь самочка откладывает пять-девять довольно крупных желтовато-оранжевых икринок, а самец поливает их струйкой семенной жидкости.

Родители не охраняют кладку, но ежедневно ее навещают и увлажняют кожной слизью. Без этого икра непременно бы засохла. Когда из икры вылупятся головастики, самка на своей спине каждого по отдельности переносит в пазухи листьев бромелий - эпифитных растений, поселяющихся на стволах крупных деревьев. В тропическом лесу всегда влажно, и чистая дождевая вода скапливается в пазухах листьев. Возникающие здесь небольшие уютные "ванночки" - отличные колыбельки для юных головастиков.

Жить в индивидуальном водоемчике - одно удовольствие. Единственный недостаток - отсутствие еды, и матери поневоле приходится кормить детей. Раз в день она посещает кого-нибудь из своих отпрысков и откладывает в его ванночку 3-7 икринок, из которых ничего не сможет вылупиться, так как они не оплодотворены. Икринки предназначаются на корм головастику. Так на диете из "красной икры" и подрастают личинки древолазов, пока месяца через два не превратятся в маленьких лягушат. Они остаются в ванночке, пока не съедят весь запас икры, а потом покидают свою "обитель" и начинают самостоятельно добывать пропитание.

Весь период младенчества головастики поддерживают со своими родителями тесный контакт. Как только кто-нибудь из взрослых древолазов появляется у края листовой пазухи, головастик немедленно всплывает к поверхности и начинает энергично плавать, чтобы его непременно заметили. Это он сигнализирует взрослым лягушкам, что ванночка заселена, чтобы его не забыли покормить, чтобы не подселили второго головастика (вдвоем будет голодно), чтобы здесь не вздумали выкупаться, а то вода станет грязной - и малыш не сможет в ней жить.

Замороженный, но живой: сибирский углозуб.

Углозубы — наиболее примитивные хвостатые амфибии современной фауны, их известно около 30 видов, объединенных в отдельное семейство — углозубые. Как это понимать? Ряды небных зубов расположены у них в верхней челюсти так, что образуют острый угол, этот характерный признак и был принят учеными для определения и названия животных, обладающих «углозубостью». Внешне сибирский углозуб существо невзрачное, но жизнь его удивительна многими особенностями, а подчас и парадоксами.

Поражает морозоустойчивость этих животных. Сибирский углозуб — единственный вид из числа всех земноводных, распространенных на земном шаре, который встречается далеко за пределами Полярного круга. Самые северные точки его пребывания отмечены в верховье реки Оленек и северо-восточнее Верхоянска, что свидетельствует об исключительной стойкости организма и адаптации к суровым природным условиям. При температуре окружающей среды плюс 1—2° С и даже близкой к 0° С углозубы передвигаются, прячутся от света в укрытия, взятые в руки сопротивляются. Другие виды амфибий при таких условиях внешне заметных признаков жизни почти не проявляют.

Зимуют углозубы на суше, избирая в качестве убежищ на период зимовки стволы крупного валежника, длительное время пролежавшие на земле и превратившиеся в труху, частично охваченную остатками коры. Такая труха, укрытая сверху толстым слоем снега, служит хорошим изолятором от морозов. Но не всегда вовремя подвернется трухлявый ствол осенью, а морозец по утрам уже прихватывает поверхность водоемов, на траве и лесной подстилке поблескивает иней, пора прятаться, и углозубы забираются по старым норам разных животных, по трещинам в почве, по ходам, остающимся в земле после гниения корней растений и т. п., глубоко в землю. При этом они невольно и нередко попадают на глубины вечной мерзлоты. Достоверно известны случаи нахождения и оживления углозубов после их пребывания в ледяных глыбах в течение целого века. Пища углозубов разнообразна: насекомые и их личинки, многоножки, черви, пауки, моллюски, в основном голые слизни, и другая животная мелочь.

Летающие лягушки.

Первым летающих лягушек нашел Альфред Уоллес. Путешествуя в середине XIX века по Малайзии, натуралист сделал немало удивительных открытий, но это поразило его больше всех остальных. «Одним из самых редких и интересных животных, которых я увидел на Борнео, — писал он, — была большая древесная лягушка, принесенная мне работником-китайцем. Он утверждал, будто видел, как лягушка, словно плывя, слетела наискосок с высокого дерева». Внимательно осмотрев находку, Уоллес обнаружил на передних и задних лапах лягушки большие перепонки. Когда она растопыривала пальцы, поверхность перепонок становилась гораздо больше площади тела. Кроме того, необычное животное могло надуваться, как маленький воздушный шарик. На кончиках пальцев у него, как у настоящей древесной лягушки, были присоски, помогающие карабкаться по веткам.

Вполне возможно, заключил Уоллес, что эта лягушка может планировать в воздухе, перепрыгивая с дерева на дерево. И действительно, многие путешественники видели, как летающие лягушки преодолевают таким образом расстояние свыше 10 метров — настоящий подвиг для этого небольшого (до 20 см) животного. Летающие лягушки — представители семейства веслоногих лягушек. Все они — обитатели тропических лесов, большинство из них никогда не спускаются на землю и даже потомство выводят на деревьях — в гнездах из выделяемой самкой слизи, взбитой в густую пену. Некоторые виды семейства обитают в воде и используют свои широкие перепонки на лапах в качестве весел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории

Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории  и во всех классах...

Урок-суд по истории России Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 1928 - 1938 гг."

Делюсь разработкой урока проведенного мною в 2006 году. Форма проведения урока нетрадиционна - это урок-суд. Тема является актуальной до сегодняшнего дня. Поэтому выкладываю на обозрение коллег. Больш...

Презентация к уроку истории в 5 классе "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

1. Отгадать страну.2.Определение личности.3.Найти лишнее.4.Соотнесение дат и событий.5. Решение кроссворда....

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

Урок русского языка в 7 классе по теме: « Предлог» ( повторительно – обобщающий урок)

На сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие –  цель его -исследовать остров ,имя которому Предлог  , проверить ваше умение ориентироваться на местности нашего лингвистического  ост...

Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.

За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...