Работа с одаренными детьми.
статья по биологии ( класс) на тему
Цель работы с одарёнными детьми:
Ø сформировать интерес и мотивацию к изучению биологии ; развивать познавательные универсальные способности, интерес к исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а так же укрепить в них уверенность в своих силах
Ø создать условия для оптимального развития одаренных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rabota_s_odarennymi_detmi.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми на уроках биологии
и во внеурочное время
за 2015-2016 уч. год
Шишова И.А., учитель биологии МКОУ СОШ№25 с УИОП г. Россоши.
Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентного подхода, введения новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких,незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Цель работы с одарёнными детьми:
- сформировать интерес и мотивацию к изучению биологии ; развивать познавательные универсальные способности, интерес к исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а так же укрепить в них уверенность в своих силах
- создать условия для оптимального развития одаренных детей
Для достижения этой цели мной были поставлены следующие задачи:
- выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;
- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности.
Работа с одаренными детьми велась в несколько этапов:
Первый этап реализации программы – отбор детей.
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства.
Для решения этой задачи необходима, прежде всего, специально создаваемая развивающая образовательная среда.
Здесь целесообразно наличие разных и доступных для всех желающих кружков, элективных курсов, предметов, позволяющих выявить и закрепить интерес к избранному предмету.
На протяжении нескольких лет в МКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россоши работают элективные курсы по биологии: «Избранные вопросы биологии», «Эти удивительные животные», «Основы анатомии, физиологии и гигиены человека», «Загадочный мир растений» и др. Одной из форм организации познавательной деятельности учащихся, которая предполагает приобщение учеников к решению проблем, применению полученных знаний к практической ситуации, является проектная и научно-исследовательская деятельность как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности.
В своей работе по методике оценки общей одаренности, были выявлены следующие учащиеся:
•5 класс: Остренко А. , Ремезов М.
•8 класс: Голубова А. , Терещенко А.
•9 класс: Крашенина Д.
•10 класс: Бурлуцкая Ю , Сибирко К.
Второй этап – реализация программы.
Связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе ребята принимали активное участие в предметных олимпиадах, конференциях и конкурсах, научно-исследовательской деятельности,участвовали в олимпиадах различного уровня.
Третий этап – завершающий.
Проведения контроля и анализа реализации программы и достигнутых результатов.
В работе применялись следующие методы:
- анкетирование, опрос;
- собеседование;
- тестирование;
- творческие работы;
- проективный метод;
- метод прогнозирования;
- метод исследования проблемы;
Формы работы:
- урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
- факультатив;
- кружковая работа;
- организация временных групп;
- свободное самообразование;
- проведение предметных недель;
- научно-практические конференции;
- олимпиады;
- интеллектуальный марафон.
Для работы со способными и одаренными учащимися на уроках биологии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний. Использование системы заданий повышенной сложности.
Используются задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий; расположение понятий от более частных к более общим; нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых; установление причинно-следственных отношений;
Так же задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся. Задания на составление проектов – создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности; задания на прогнозирование ситуаций.
Организована внеклассная работа с учащимися – создание постоянных (факультатив, кружок,НОУ) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, соответствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной .
Результаты:
- Высокий уровень познавательного интереса к предмету;
- Отсутствие неуспевающих по предмету;
- Увеличение количества обучающихся выбирающих химию и биологию как экзамен с успешной сдачей его;
- Увеличение числа призеров олимпиад и конкурсов различного уровня:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...