Работа с одаренными детьми.
статья по биологии ( класс) на тему

Шишова Ирина Анатольевна

Цель работы с одарёнными детьми:

Ø    сформировать интерес и мотивацию к изучению биологии ; развивать познавательные универсальные способности, интерес к исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а так же укрепить в них уверенность в своих силах

Ø    создать условия для оптимального развития одаренных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rabota_s_odarennymi_detmi.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми на уроках биологии

и во внеурочное время

 за 2015-2016 уч. год

Шишова И.А., учитель биологии  МКОУ СОШ№25 с УИОП г. Россоши.

Модернизация  российской системы образовании, требования к уровню подготовки  выпускников школы в условиях компетентного  подхода,  введения новых  образовательных стандартов,  научно-технический   прогресс  обусловили  необходимость формирования и развития интеллектуального  и духовного потенциала нации.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких,незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Цель работы с одарёнными детьми:

  • сформировать интерес и мотивацию к изучению биологии ; развивать познавательные универсальные способности, интерес к исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а так же укрепить в них уверенность в своих силах
  • создать условия для оптимального развития одаренных детей

Для достижения этой цели мной были поставлены следующие задачи:

  • выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;
  • использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках  биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности.

Работа с одаренными детьми велась в несколько этапов:

Первый этап реализации программы  – отбор детей.

Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства.

Для решения этой задачи необходима, прежде всего, специально создаваемая развивающая образовательная среда.

Здесь целесообразно наличие разных и доступных для всех желающих кружков, элективных курсов, предметов,  позволяющих выявить и закрепить интерес к избранному предмету.

На протяжении нескольких лет в МКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россоши работают элективные курсы по биологии: «Избранные вопросы  биологии», «Эти удивительные животные», «Основы анатомии, физиологии и гигиены человека», «Загадочный мир растений» и др.  Одной из форм организации познавательной деятельности учащихся, которая предполагает приобщение учеников к решению проблем, применению полученных знаний к практической ситуации, является проектная и научно-исследовательская деятельность как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности.

В своей работе по методике оценки общей одаренности, были выявлены следующие учащиеся:

•5 класс: Остренко А.  , Ремезов М.

•8 класс: Голубова А. , Терещенко А.

•9 класс: Крашенина Д.

•10 класс: Бурлуцкая Ю , Сибирко К.

Второй этап – реализация программы.

Связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе ребята принимали активное участие в предметных олимпиадах, конференциях и конкурсах, научно-исследовательской деятельности,участвовали в олимпиадах различного уровня.

Третий этап – завершающий.

Проведения контроля и анализа реализации программы и достигнутых результатов.

В работе применялись следующие методы:  

  • анкетирование, опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • творческие работы;
  • проективный метод;
  • метод прогнозирования;
  • метод исследования проблемы;

Формы работы:

  • урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
  • факультатив;
  • кружковая работа;
  • организация временных групп;
  • свободное самообразование;
  • проведение предметных недель;
  • научно-практические конференции;
  • олимпиады;
  • интеллектуальный марафон.

Для работы со способными и одаренными учащимися на уроках биологии  – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний. Использование системы заданий повышенной сложности.

Используются задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий; расположение понятий от более частных к более общим; нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых; установление причинно-следственных отношений;

Так же задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся. Задания на составление проектов – создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности; задания на прогнозирование ситуаций.

Организована  внеклассная работа с учащимися – создание постоянных (факультатив, кружок,НОУ) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, соответствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной .

Результаты:

  • Высокий уровень познавательного интереса к предмету;
  • Отсутствие неуспевающих по предмету;
  • Увеличение количества обучающихся выбирающих химию и биологию как экзамен с успешной сдачей его;
  • Увеличение числа призеров олимпиад и конкурсов различного уровня:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...