Размножение и развитие птиц
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Урок биологии в 7 классе по теме "Размножение и развитие птиц" по программе Пономаревой к учебнику Константинов, Маш.с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razmnozhenie_i_razvitie_ptits_dlya_pechati.docx | 32.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Размножение и развитие птиц»
Цель урока:
Раскрыть особенности размножения и индивидуального развития птиц
Задачи урока:
- продолжить формирование понятия о воспроизводстве, основой которого является размножение;
- познакомить учащихся с развитием птиц, установить биологическую роль размножения в жизни птиц;
- познакомить учащихся со строением яиц птиц.
- познакомить с типами развития птенцов
Тип урока: комбинированный.
Методы: частично-поисковый, исследовательский,объяснительно-иллюстративный.
Методические приёмы: рассказ, исследование, беседа, демонстрация через презентацию - таблиц, рисунков, коллекций яиц.
Средства наглядности: натуральные: свежие куриные яйца;
изобразительные: таблицы «Внутреннее строение птиц», рисунки, фотографии.
Оборудование:
лабораторное оборудование (чашки Петри, препаровальные иглы, салфетки, пинцет, химические стаканчики).
ХОД УРОКА
1.Организация класса.
Громким криком встречает скворчиха
Материнское счастье свое:
Из скворечницы выбрался тихо
Ненаглядный питомец ее.
Вот он пискнул, храбрец желторотый,
Словно с вышки нырнул в пустоту,
И, наверно, от чувства полета
У него пересохло во рту.
Пусть мелькнет быстротечное лето,
Вспыхнет осень, придут холода,
Пусть придется увидеть полсвета,
-Все равно ты вернешься сюда!
Вы уже, наверное, догадались, что сегодня мы продолжим разговор о жизни птицах, об их размножении и развитии. (Слайд 1)
Эпиграфом к теме станет изречение английского врача Уильяма Гарвея “Все – из яйца!”.
Цель нашего урока: Познакомиться с особенностями размножения и индивидуального развития птиц
Сегодня мы пойдем к знаниям нелегкой дорогой исследования. На нашей дороге нас будут сопровождать, и поддерживать наши гости. Давайте им улыбнемся, заранее поблагодарив за поддержку.
Я уже сказала, что урок у нас будет не обычный, а урок – исследование. Давайте вспомним этапы проведения исследования (выбрать тему, вспомнить, что мы знаем по этой теме, сформулировать гипотезу, задачи, поиск информации, опыт (наблюдение), вывод). (Слайд 2).
2.Проверка знаний, умений и навыков.
(Слайд 4)
Предлагаю построить урок по следующему плану. Вначале вспомнить то, что мы уже знаем о птицах, а затем перейдем к изучению темы нашего урока
Слайды 5-9 (повторение пройденного материала)
3. Изучение нового материала.
Итак, на прошлом уроке мы остановились на том, что птица откладывает яйца.
а) А как это происходит? Для этого ей нужны специальные органы. Как они называются?
( Органы размножения)
Итак, давайте рассмотрим органы размножения птиц. Для этого используем с.218 учебника и инструктивную карту, которая есть у каждого из вас.
В процессе исследования вам предстоит ответить на вопросы
- Где располагаются органы размножения у птиц?
- Чем они представлены у самцов?
- Чем они представлены у самок?
- Почему у самки развивается только один яичник?
-Давайте проверим, как вы выполнили задание (Слайд 13)
б) - Скажите, пожалуйста, что такое, в вашем понимании, яйцо птицы.
Записать ответы детей на доске.
Что появилось раньше курица или яйцо?
_ Давайте, применив метод исследования, посмотрим, кто из вас был близок к истине.
(Ответы)
Лабораторная работа: Изучение строения яйца. (Слайд 7)
Цель работы: изучить строение куриного яйца.
Материалы и оборудование: свежее куриное яйцо (одно на стол), чашки Петри, пинцет, препаровальные иглы.
Инструктаж:
Требования безопасности перед началом лаб. работы:
1. Не трогать приготовленные к работе материалы и оборудование.
2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при проведении работы.
3. Получить учебное задание у учителя.
Требования безопасности во время лаб. работы:
1. Выполнять все действия только по указанию учителя.
2. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов. Колющие, режущие части оборудования не направляйте к соседу по парте
3. Пробирки и предметные стёкла нужно брать легко, не сжимая их пальцами.
4. Соблюдать порядок и дисциплину.
Требования безопасности по окончании занятий
1. Приведите в порядок своё рабочее место, проверьте его безопасность
Действие | Вопрос | Ответ |
Разбейте скорлупу и содержимое вылейте в чашку Петри. | 1.Какую форму имеет яйцо? (овальное, круглое) | овальное |
Рассмотрите вид белка и желтка. Найдите в белке плотные шнуры – канатики. | 2. От какой части яйца они отходят? (белок, желток) Определите значение белка (защита, вода, пища, воздух, отходы) | Желтка/ вода |
Рассмотрите желток и найдите зародышевый диск. | 3. Где он расположен? (в белке, в желтке) | На обращенной кверху стороне\желтке |
Проведите по желтку острием препаровальной иглы. | 4.. Что вы наблюдаете при этом? (сжимание, растекание, ничего не происходит). Определите значение (защита, вода, пища, воздух, отходы) | Растекание желтка/пища, вода |
Рассмотрите яичную скорлупу при помощи лупы и найдите поры. | 5. Как они расположены? (равномерно, сгруппированы в какой – то части скорлупы). Определите их значение (защита, вода, пища, воздух, отходы) | На тупой стороне яйца(сгруппированы в какой – то части)/воздух |
Надломите пинцетом маленький кусочек скорлупы и потяните его в низ. Рассмотрите подскорлуповую оболочку. | 6. Определите ее значение (защита, вода, пища, воздух, отходы) | Защита от микробов |
В тупой части яйца под скорлупой найдите воздушную камеру. | 7. Определите ее значение (защита, вода, пища, воздух, отходы) | воздух |
Вывод: Что же появилось раньше - яйцо или курица? (раньше курицы появилось яйцо – его “подарили” птицам рептилии).
Учитель берет в руки куриное яйцо и показывает классу.
Снаружи яйцо покрыто известковой скорлупой, хрупкой, но прочной.
Ее функции: механическая защита зародыша, газообмен, противомикробная защита, источник минеральных веществ на образование скелета зародыша.
Впервые изучил строение яйца талантливый английский врач Уильям Гарвей. Посмотрите на наш эпиграф «. Все - из яйца!»
Гарвей покрывал яйца лаком и зародыши гибли. Значит, в скорлупе есть поры, через которые проходит воздух. Посмотрите на опыт, впервые проделанный в 19 веке. Под давлением сжатого воздуха из скорлупы через поры выходят в воде пузырьки воздуха.
Следя за насиживанием, Гарвей доказал, что яйцо – оплодотворенная яйцеклетка, проследил картину развития зародыша, описал строение яйца.
Вывод: Яйцо птицы – сложная полуавтономная система, которая при свободном поступлении кислорода, удалении углекислого газа, бережном и равномерном испарении воды и обогревании наседкой обеспечивает успешное развитие эмбриона. Посмотрите, какие бывают формы и размеры яйца. ( Слайд 16)
На инструктивной карточке выполните задание.
Составить схему развития птенца
Установите правильный порядок:
- Покрывается подскорплуповыми оболочками
- Покрывается скорлупой
- Созревание яйцеклетки
- Покрывается белковой оболочкой
- Оплодотворение в яйцеводе
- Откладывается
- Попадает в клоаку
Физкультминутка
Вот и утро! Хватит спать!
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)
Крылья в стороны разводим,
А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Вправо-влево наклонились,
И вперёд-назад прогнулись. (Наклоны влево - вправо, вперёд-назад.)
По команде приседаем —
Раз – два – три – четыре - пять.
Упражненье выполняем.
Чур, друзья, не отставать
в) Развитие зародыша
- Вот яйцо появилось на свет и зародыш начал развиваться.
- Выдвиньте гипотезы, какие условия необходимы для развития зародыша птицы?
(определенная температура, влажность, питательные вещества, кислород, защита).
- Откуда развивающийся зародыш получает эти условия?
Я ставлю перед вами еще одну проблему. Посмотрите на экран (Слайд 19). У разных птиц появляются птенцы разной степени развития. С чем это связано?
Давайте проверим наши гипотезы.
Ребятам было заранее дано задание, используя дополнительную литературу, составьте рассказ, ответив на следующие вопросы:
-Что такое процесс насиживания? Размер кладки. Кто насиживает яйца и сколько времени?
1.Что такое насиживание?
Чтобы ускорить развитие потомства и тем самым максимально сократить период, когда оно наиболее уязвимо, птицы приспособились использовать тепло собственного тела и стали обогревать отложенные яйца. Наседка является настолько активным генератором тепла, что его хватает для поддержания температуры в диапазоне +25 — +30°С внутри яиц, лежащих на холодной, как лед, поверхности скалы или даже частично в воде. Необходимость насиживания кладки привела к тому, что понадобилось наиболее эффективно с точки зрения экономии тепла размещать яйца под наседкой. В результате появились гнезда. Теперь яйца не раскатывались в стороны, и их легко можно было расположить в порядке, обеспечивающем максимально тесное соприкосновение с телом наседки. Кроме того, овладев навыками строительства, пернатые получили возможность высиживать яйца в таких местах, где без гнезда разместить кладку невозможно, например, в кронах деревьев. Птицы утратили зависимость от дупел, расселин и прочих естественных укрытий, которых никогда не бывает вдоволь. Что же касается конкретных особенностей птичьих гнезд — их формы, размеров, способов расположения, — то это как раз та область, где пернатые демонстрируют поистине неисчерпаемый запас многообразия.
2.Размер кладки. После того как гнездо готово, самка обычно откладывает по одному яйцу в день до завершения кладки. Кладка – это количество яиц, отложенных при одном гнездовании. Размер ее варьирует от одного яйца у чернобрового альбатроса до 28 у серой куроптки. Колеблется он и в пределах вида. Размер кладки иногда уменьшается из-за плохой погоды или недостатка корма. Большинство видов откладывает строго ограниченное число яиц; у некоторых такой определенности нет: они заменяют случайно утраченные яйца новыми, доводя кладку до стандартного объема.
3.Процесс Насиживания.
В насиживании (инкубации) яиц могут участвовать оба партнера или только один из них. У такой птицы обычно развиваются одно или два наседных пятна – лишенные оперения участки на нижней части груди. Их усиленно снабжаемая кровью кожа непосредственно контактирует с яйцами и передает им тепло. Период насиживания, завершающийся вылуплением птенцов, продолжается от 11–12 суток у воробья до приблизительно 82 суток у странствующего альбатроса. Насиживание яиц начинается с того момента, когда нервные окончания наседного пятна получают необходимую дозу раздражения от соприкосновения с отложенными яйцами. Одни виды приступают к насиживанию сразу же после появления первого яйца, другие — после того, как будут отложены все яйца. Сидящая на яйцах птица распушает перья и прижимается к насиживаемым яйцам голым телом. При излишнем повышении температуры в гнезде птица плотно прижимает перья к телу. Таким образом, перья служат теплоизоляцией, и яйца не перегреваются.
Учитель: Незадолго до вылупления, птенец прорывает клювом внутренние оболочки яйца и впервые дышит легкими в воздушной камере. Писк птенца – это начало личного дыхания. Зародышевым зубом – бугорком на клюве птенец пробивает скорлупу яйца и выходит из нее.
Задание (Слайд 9)
Используя дополнительную литературу, составьте рассказ, ответив на следующие вопросы: Пользуясь учебником стр. 220-221
расскажите об особенностях каждого типа развития и приведите примеры птиц
На какие 2 группы делят птенцов в момент вылупления?
Чем отличаются эти группы?
Как родители заботятся о каждой из этих групп?
Как долго протекает процесс развития у птенцовых и выводковых птенцов?
Как вы думаете, влияет ли время пребывания зародыша в яйце на степень развития птенцов?
4.Закрепление пройденного материала
Решите небольшой тест
Тест по теме « Размножение и развитие птиц»
1.Почему развит только левый яичник?
а) Яйца не созревают одновременно, потому что яйцевод очень узкий
б) Это рудимент (исчезновение органа в связи с утратой функции)
в) Это приспособление к полету и экономии кальция в организме
г) У птиц недоразвиты оба яичника, поэтому яйцеклетки развиваются поочередно
2.Почему зародышевый диск в желтке всегда обращен кверху?
а) Белковые канатики не дают желтку поворачиваться в слоях белка
б) Это приспособление для наилучшего температурного режима при насиживании
в) В таком положении зародыш получает больше питательных веществ
г) Центр тяжести желтка смещен вниз, поэтому зародышевый диск находится вверху
3.Скорлупа яйца и белок образована выделениями желез:
а) яичника б) яйцевода в) семенника г) клоаки
4.Оплодотворение яйцеклеток происходит:
а) в яйцеводе б) в клоаке в) в гнезде г) в яичнике
5.Яйца птиц насиживаются при температуре:
а) 32-35 град. б)36-37 град. в)39-40 град. г)26-28 град.
6. Домашнее задание.
§ 47 стр. 217 – 219; Ответить на вопросы на карточке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
размножение и развитие птиц
презентация к уроку...
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ конспект урока 7 класс..автор основного источника: http://dolg_i_svet@mail.ru...
Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"
Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...
Размножение и развитие птиц. Годовые циклы и перелёты.
Особенности размножения и индивидуального развития птиц; сходство птиц и пресмыкающихся. Знакомство учащихся с сезонными явлениями в жизни птиц различных видов; формирование знаний о приспособл...
План - конспект урока" Размножение и развитие птиц"
Разработка урока по биологии " Размножение и развитие птиц" с современными целями, с использованием технологических карт, по учебнику и тетради под редакцией Константинова...
Урок "Размножение и развитие птиц"
Урок открытия новых знаний. Работа учащихся с натуральными объектами, с ЦОРами....
"Размножение и развитие птиц".
Урок изучения нового материала по теме : "Размножение и развитие птиц". Данная методическая разработка позволяет систематизировать знания об особенностях размножения и развития различных групп животны...