Размножение и развитие птиц
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Герцен Ольга Николаевна

Урок биологии в 7 классе по теме "Размножение и развитие птиц" по программе Пономаревой к учебнику Константинов, Маш.с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razmnozhenie_i_razvitie_ptits_dlya_pechati.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7 классе

Тема урока: « Размножение и развитие птиц»

Цель урока: 

Раскрыть особенности размножения и индивидуального развития птиц

Задачи урока:

  • продолжить формирование понятия о воспроизводстве, основой которого является размножение;
  • познакомить учащихся с развитием птиц, установить биологическую роль размножения в жизни птиц;
  • познакомить учащихся со строением яиц птиц.
  • познакомить с типами развития птенцов

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, исследовательский,объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, исследование, беседа, демонстрация через презентацию - таблиц, рисунков, коллекций яиц.

Средства наглядности: натуральные: свежие куриные яйца; 

изобразительные: таблицы «Внутреннее строение птиц», рисунки, фотографии.

Оборудование: 

лабораторное оборудование (чашки Петри, препаровальные иглы, салфетки, пинцет, химические стаканчики).

ХОД УРОКА

1.Организация класса.

Громким криком встречает скворчиха

Материнское счастье свое:

Из скворечницы выбрался тихо

Ненаглядный питомец ее.

Вот он пискнул, храбрец желторотый,

Словно с вышки нырнул в пустоту,

И, наверно, от чувства полета

У него пересохло во рту.

Пусть мелькнет быстротечное лето,

Вспыхнет осень, придут холода,

Пусть придется увидеть полсвета,

-Все равно ты вернешься сюда!

Вы уже, наверное, догадались, что сегодня мы продолжим разговор о жизни птицах, об их размножении и  развитии. (Слайд 1)

Эпиграфом к теме станет изречение английского врача Уильяма Гарвея  “Все – из яйца!”.

Цель нашего урока: Познакомиться с особенностями размножения и индивидуального развития птиц

Сегодня мы пойдем к знаниям нелегкой дорогой исследования. На нашей дороге нас будут сопровождать,  и поддерживать наши гости. Давайте им улыбнемся, заранее поблагодарив за поддержку.

Я уже сказала, что урок у нас будет не обычный, а урок – исследование. Давайте вспомним этапы проведения исследования (выбрать тему, вспомнить, что мы знаем по этой теме, сформулировать гипотезу, задачи, поиск информации, опыт (наблюдение), вывод). (Слайд 2).

2.Проверка знаний, умений и навыков.

(Слайд 4)

Предлагаю построить урок по следующему плану. Вначале вспомнить то, что мы уже знаем о птицах, а затем перейдем к изучению темы нашего урока

Слайды 5-9 (повторение пройденного материала)

3. Изучение нового материала.

Итак, на прошлом уроке мы остановились на том, что птица откладывает яйца.

а) А как это происходит? Для этого ей нужны специальные органы. Как они называются?

( Органы размножения)

Итак,  давайте рассмотрим органы размножения птиц. Для этого используем с.218  учебника и инструктивную карту, которая есть у каждого из вас.

В процессе исследования вам предстоит ответить на вопросы

  1. Где располагаются органы размножения у птиц?
  2. Чем они представлены у самцов?
  3. Чем они представлены у самок?
  4. Почему у самки развивается только один  яичник?

-Давайте проверим, как вы выполнили задание (Слайд 13)

б) - Скажите, пожалуйста, что такое, в вашем понимании, яйцо птицы.

Записать ответы детей на доске.

Что появилось раньше курица или яйцо?

_ Давайте, применив метод исследования, посмотрим, кто из вас был близок к истине.

(Ответы)

Лабораторная работа:  Изучение строения яйца. (Слайд 7)

 

Цель работы: изучить строение куриного яйца.

Материалы и оборудование: свежее куриное яйцо (одно на стол), чашки Петри, пинцет, препаровальные иглы.

Инструктаж:

Требования безопасности перед началом лаб. работы:

1.  Не трогать приготовленные к работе материалы и оборудование.

2.  Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при проведении работы.

3.  Получить учебное задание у учителя.

Требования безопасности во время лаб. работы:

1.  Выполнять все действия только по указанию учителя.

2.  Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов. Колющие, режущие части оборудования не направляйте к соседу по парте

3.  Пробирки и предметные стёкла нужно брать легко, не сжимая их пальцами.

4.  Соблюдать порядок и дисциплину.

Требования безопасности по окончании занятий

1.  Приведите в порядок своё рабочее место, проверьте его безопасность

Действие

Вопрос

Ответ

Разбейте скорлупу и содержимое вылейте в чашку Петри.

1.Какую форму имеет яйцо?

(овальное, круглое)

овальное

Рассмотрите вид белка и желтка. Найдите в белке плотные шнуры – канатики.

2. От какой части яйца они отходят? (белок, желток)

Определите значение белка (защита, вода, пища, воздух, отходы)

Желтка/ вода

Рассмотрите желток и найдите зародышевый диск.

3. Где он расположен?

(в белке, в желтке)

На обращенной кверху стороне\желтке

Проведите по желтку острием препаровальной иглы.

4.. Что вы наблюдаете при этом? (сжимание, растекание, ничего не происходит). Определите значение (защита, вода, пища, воздух, отходы)

Растекание желтка/пища, вода

Рассмотрите яичную скорлупу при помощи лупы и найдите поры.

5. Как они расположены? (равномерно, сгруппированы в какой – то части скорлупы). Определите их значение (защита, вода, пища, воздух, отходы)

На тупой стороне яйца(сгруппированы в какой – то части)/воздух

Надломите пинцетом маленький кусочек скорлупы и потяните его в низ. Рассмотрите подскорлуповую оболочку.

6. Определите ее значение (защита, вода, пища, воздух, отходы)

Защита от микробов

В тупой части яйца под скорлупой найдите воздушную камеру.

7. Определите ее значение (защита, вода, пища, воздух, отходы)

воздух

Вывод:  Что же появилось раньше - яйцо или курица? (раньше курицы появилось яйцо – его “подарили” птицам рептилии).

Учитель берет в руки куриное яйцо и показывает классу.

Снаружи яйцо покрыто известковой скорлупой, хрупкой, но прочной.

Ее функции: механическая защита зародыша, газообмен, противомикробная защита, источник минеральных веществ на образование скелета зародыша.

Впервые изучил строение яйца талантливый английский врач Уильям Гарвей. Посмотрите на наш эпиграф «. Все - из яйца!»

Гарвей покрывал яйца лаком и зародыши гибли. Значит, в скорлупе есть поры, через которые проходит воздух. Посмотрите на опыт, впервые проделанный в 19 веке. Под давлением сжатого воздуха из скорлупы через поры выходят в воде пузырьки воздуха.

Следя за насиживанием, Гарвей доказал, что яйцо – оплодотворенная яйцеклетка, проследил картину развития зародыша, описал строение яйца.

Вывод: Яйцо птицы – сложная полуавтономная система, которая при свободном поступлении кислорода, удалении углекислого газа, бережном и равномерном испарении воды и обогревании наседкой обеспечивает успешное развитие эмбриона. Посмотрите, какие бывают формы и размеры яйца. ( Слайд 16)

На инструктивной карточке выполните задание.

Составить схему развития птенца

Установите правильный порядок:

  • Покрывается подскорплуповыми   оболочками
  • Покрывается скорлупой
  • Созревание яйцеклетки
  • Покрывается белковой  оболочкой
  • Оплодотворение в яйцеводе
  • Откладывается
  • Попадает в клоаку

Физкультминутка

Вот и утро! Хватит спать! 
Перед тем, как вылетать, 
Надо крылышки размять. 
Вверх крыло, вниз крыло, 
А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.) 
Крылья в стороны разводим, 
А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.) 
Вправо-влево наклонились, 
И вперёд-назад прогнулись. (Наклоны влево - вправо, вперёд-назад.) 
По команде приседаем — 
Раз – два – три – четыре - пять. 
Упражненье выполняем. 
Чур, друзья, не отставать

в) Развитие зародыша

- Вот яйцо появилось на свет и зародыш начал развиваться.

- Выдвиньте гипотезы, какие условия необходимы для развития зародыша птицы?

(определенная температура, влажность, питательные вещества, кислород, защита).

- Откуда развивающийся зародыш получает эти условия?

Я ставлю перед вами еще одну проблему. Посмотрите на экран (Слайд 19). У разных птиц появляются птенцы разной степени развития. С чем это связано?

Давайте проверим наши гипотезы.

Ребятам было заранее дано задание, используя дополнительную литературу, составьте рассказ, ответив на следующие вопросы:

-Что такое процесс насиживания?    Размер кладки. Кто  насиживает яйца и сколько времени?

1.Что такое насиживание?

Чтобы ускорить развитие потомства и тем самым максимально сократить период, когда оно наиболее уязвимо, птицы приспособились использовать тепло собственного тела и стали обогревать отложенные яйца. Наседка является настолько активным генератором тепла, что его хватает для поддержания температуры в диапазоне +25 — +30°С внутри яиц, лежащих на холодной, как лед, поверхности скалы или даже частично в воде. Необходимость насиживания кладки привела к тому, что понадобилось наиболее эффективно с точки зрения экономии тепла размещать яйца под наседкой. В результате появились гнезда. Теперь яйца не раскатывались в стороны, и их легко можно было расположить в порядке, обеспечивающем максимально тесное соприкосновение с телом наседки. Кроме того, овладев навыками строительства, пернатые получили возможность высиживать яйца в таких местах, где без гнезда разместить кладку невозможно, например, в кронах деревьев. Птицы утратили зависимость от дупел, расселин и прочих естественных укрытий, которых никогда не бывает вдоволь. Что же касается конкретных особенностей птичьих гнезд — их формы, размеров, способов расположения, — то это как раз та область, где пернатые демонстрируют поистине неисчерпаемый запас многообразия.

2.Размер кладки. После того как гнездо готово, самка обычно откладывает по одному яйцу в день до завершения кладки. Кладка – это количество яиц, отложенных при одном гнездовании. Размер ее варьирует от одного яйца у чернобрового альбатроса до 28 у серой куроптки. Колеблется он и в пределах вида. Размер кладки иногда уменьшается из-за плохой погоды или недостатка корма. Большинство видов откладывает строго ограниченное число яиц; у некоторых такой определенности нет: они заменяют случайно утраченные яйца новыми, доводя кладку до стандартного объема.      

3.Процесс Насиживания.

В насиживании (инкубации) яиц могут участвовать оба партнера или только один из них. У такой птицы обычно развиваются одно или два наседных пятна – лишенные оперения участки на нижней части груди. Их усиленно снабжаемая кровью кожа непосредственно контактирует с яйцами и передает им тепло. Период насиживания, завершающийся вылуплением птенцов, продолжается от 11–12 суток у воробья до приблизительно 82 суток  у странствующего альбатроса. Насиживание яиц начинается с того момента, когда нервные окончания наседного пятна получают необходимую дозу раздражения от соприкосновения с отложенными яйцами. Одни виды приступают к насиживанию сразу же после появления первого яйца, другие — после того, как будут отложены все яйца. Сидящая на яйцах птица распушает перья и прижимается к насиживаемым яйцам голым телом. При излишнем повышении температуры в гнезде птица плотно прижимает перья к телу. Таким образом, перья служат теплоизоляцией, и яйца не перегреваются.

Учитель: Незадолго до вылупления, птенец прорывает клювом внутренние оболочки яйца и впервые дышит легкими в воздушной камере. Писк птенца – это начало личного дыхания. Зародышевым зубом – бугорком на клюве птенец пробивает скорлупу яйца и выходит из нее.

Задание (Слайд 9)

Используя дополнительную литературу, составьте рассказ, ответив на следующие вопросы: Пользуясь учебником стр. 220-221

расскажите об особенностях каждого типа развития  и приведите примеры птиц

На какие 2 группы делят птенцов в момент вылупления?

Чем отличаются эти группы?

Как родители заботятся о каждой из этих групп?

Как долго протекает процесс развития у птенцовых и выводковых птенцов?

Как вы думаете, влияет ли время пребывания зародыша в яйце на степень развития птенцов?

4.Закрепление пройденного материала

Решите небольшой тест

Тест по теме « Размножение и развитие птиц»

1.Почему  развит только левый яичник?

а) Яйца не созревают одновременно, потому что яйцевод очень узкий

б) Это рудимент (исчезновение органа в связи с утратой функции)

в) Это приспособление к полету и экономии кальция в организме

г) У птиц недоразвиты оба яичника, поэтому яйцеклетки развиваются поочередно

2.Почему зародышевый диск в желтке всегда обращен кверху?

а) Белковые канатики не дают желтку поворачиваться в слоях белка

б) Это приспособление для наилучшего температурного режима при насиживании

в) В таком положении зародыш получает больше питательных веществ

г) Центр тяжести желтка смещен вниз, поэтому зародышевый диск находится вверху

3.Скорлупа яйца и белок образована выделениями желез:

а) яичника     б) яйцевода    в) семенника      г) клоаки

4.Оплодотворение яйцеклеток происходит:

а) в яйцеводе    б) в клоаке    в) в гнезде   г) в яичнике

5.Яйца птиц насиживаются при температуре:

а) 32-35 град.    б)36-37 град.    в)39-40 град.      г)26-28 град.

6. Домашнее задание.

§ 47 стр. 217 – 219; Ответить на вопросы на карточке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

размножение и развитие птиц

презентация к уроку...

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ конспект урока 7 класс..автор основного источника: http://dolg_i_svet@mail.ru...

Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"

Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...

Размножение и развитие птиц. Годовые циклы и перелёты.

Особенности размножения и индивидуального раз­вития птиц; сходство птиц и пресмыкающихся. Знакомство учащихся с сезонными явлениями в жизни птиц различных видов; формирование знаний о приспособл...

План - конспект урока" Размножение и развитие птиц"

Разработка урока по биологии " Размножение  и развитие птиц" с  современными целями,  с использованием технологических карт, по учебнику и тетради под редакцией Константинова...

Урок "Размножение и развитие птиц"

Урок открытия новых знаний. Работа учащихся с натуральными объектами, с ЦОРами....

"Размножение и развитие птиц".

Урок изучения нового материала по теме : "Размножение и развитие птиц". Данная методическая разработка позволяет систематизировать знания об особенностях размножения и развития различных групп животны...