Плод
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
урок по биологии в 6 класе "Плод"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plod_i_rasprostranenie_plan_uroka.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии в 6 классе
Тема: Плод. Его значение и многообразие форм.
Цель: Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном органе цветкового растения; о его строении и значении; продолжить экологическое воспитание учащихся, на основе изучения приспособленности растений к распространению семян; развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; сформировать умения по классификации плодов и определении признаков приспособленности к распространению семян
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом, решение проблемных ситуаций, разгадывание кроссворда, работа со схемами.
Оборудование: таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекции сухих и сочных плодов (натуральные объекты); папки с цветными картинками – «Многообразие плодов», «Образование плода», «Сухие и сочные плоды», «Односемянные и многосемянные» - по одной на парту; листы самоконтроля - «Строение цветка» - у каждого ученика.
Ключевые слова и понятия: цветок, плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.
Ход урока.
- Организационный момент. Приветствие.
Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу послушаем стихотворение Николаю Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»
Не позволяй душе лениться
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
Изучение нового материала.
1. Загадка: Весной повис-
Всё лето кис,
А сладок стал –
На землю пал.
(Плод)
Как вы думаете, о чём идёт речь?
2. Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении и распространении. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос
«На месте чего образуются плоды и зачем они нужны»
Запись вопроса на доске.
3. Открываем тетради и записываем тему урока.
Плод Плод. Его значение и многообразие форм .
4. Решение проблемной ситуации:
Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав? – ученики высказывают свои предположения.
Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.
5. Беседа
- На месте чего образуется плод? (На месте цветка)
Итак, весной цветут яблони, вишни, а затем на месте цветка образуется плод
6. Запись в тетради.
Плод образуется на месте цветка.
Плод – это орган цветкового растения.
7. Беседа:
- Перечислите, у каких растений есть плоды.
8. Решение проблемной ситуации (на закрепление)
Есть ли плоды у ели? Обсуждение ответов учащихся – у ели нет цветков, поэтому не может быть плодов. Шишка это побег.
Итог: плод образуется только на месте цветка.
9. Как же происходит образование плода?
Давайте вспомним строение цветка. Возьмите листочки для самоконтроля, где нарисован цветок и подпишите части цветка обозначенные цифрами.
По окончании работы один ученик выходит к доске и подписывает части цветка на цветке, который заранее был нарисован на доске.
Ученики сами себя проверяют: если справились с заданием правильно, то на своих листах пишут МОЛОДЕЦ!, если допустили ошибку пишут повтори строение цветка.
10.Беседа
- Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод?
- Что такое опыление?
- Что такое оплодотворение?
11. Запись в тетради (по итогам беседы)
Процессы, необходимые для образования плода.
- Образование цветка
- Опыление
- Оплодотворение
- Образование плода
12. Работа с индивидуальными папками (рисунок пестика и плода в разрезе)
Беседа:
- Из какой части цветка образуется плод?
13. Запись в тетради:
После оплодотворения из семязачатков пестика развиваются семена, а из стенок завязи околоплодник.
Образование плода:
ЦВЕТОК (ПЕСТИК) ПЛОД
СЕМЯЗАЧАТОК--------------------------------СЕМЯ
СТЕНКА ЗАВЯЗИ------------------------------ОКОЛОПЛОДНИК
14. Беседа:
- Самостоятельно сформулируйте определение ПЛОДА.
15. Обобщение и корректировка ответов учащихся и запись определения плода в тетради.
Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения.
16. Рассказ о разнообразие плодов – демонстрация плодов кокоса, лотоса, чилима – разнообразие плодов по форме, размерам, окраске.
Ученики работают так же с индивидуальными папками – рисунок «Разнообразие плодов».
17. Работа с коллекцией плодов ( у каждого ученика своя коллекция на отдельных тарелочках)
Постановка проблемы: На какие группы вы можете разделить эти плоды?
Предполагаемые ответы: (на каждую группу ученики предварительно раскладывают плоды по группам, затем проверка вместе с учителем)
- Сухие (жёлудь, орех, зерновка, семянка, боб, крылатка, коробочка) и сочные (ягода, костянка, яблоко);
- Односемянные (жёлудь, орех, зерновка, семянка, крылатка, костянка) и многосемянные (боб, коробочка, ягода, яблоко).
18. Работа с индивидуальными папками (рисунки сухих и сочных плодов; односемянных и многосемянных) и с таблицами на доске – ученики самостоятельно составляют в тетради схему «Классификация плодов».
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ
СОЧНЫЕ СУХИЕ
Многосемянные Односемянные Многосемянные Односемянные
Ягода Костянка Коробочка Зерновка
Яблоко Боб Семянка
19. Решение проблемных ситуаций:
- О ком позаботилась природа, создав вкусные плоды?
- Почему зрелые ягоды никогда не бывают зелёного цвета?
- Почему плоды вкусные?
- Что находится внутри плода?
- Для чего же появились плоды?
20. Обобщение и корректировка ответов учащихся; запись вывода в тетрадь
Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.
21. Решение проблемной ситуации
- Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).
22. Изучение способов распространения семян – разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь.
- Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.
- Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
(Одуванчик)
- Пролетают вереницы –
Новосёлы – птицы;
Прилетят домой –
И крылья долой.
(Клён)
Ветром – лёгкие, имеются крылышки.
- На сучке - арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась –
Всё развалилось
(созревшие семена гороха)
- Под кустами, у плетня,
Не смолкает трескотня;
Пуля слева, пуля справа…
На кого идёт облава
(саморазбрасывание семян у акации)
Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.
- Плывёт утица,
Ныряет, крутится,
От родного берега
Далеко очутится.
(Кокос)
Водой – лёгкие, маленькая плотность.
- Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдёшь –
На себе их все найдёшь!
(Лопух)
Человеком – крючки, липучки.
23. Запись в тетради:
Способы распространения семян
- Животными
- Ветром
- Самораспространение
- Водой
- Человеком
24. Беседа на основе имеющихся знаний.
Итак, мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян, а какое ещё значение имеют плоды в природе и жизни человека.
25. Обобщение и корректировка ответов учащихся и запись в тетради.
ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ
В ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Развитие семени Продукты питания
Созревание семян Корм скоту
Расселение растений Лекарство
Пища для животных Сырьё в промышленности
Освоение новых территорий
26. Беседа.
Давайте вспомним тот вопрос, который мы задали в начале урока и ответим на него.
Вопрос: На месте чего образуются плоды и для чего они нужны?
Ответ (с записью в тетрадь):
- Плоды образуются на месте цветка.
- Плоды нужны для распространения семян.
27.Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.
- «Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)
- «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб
- «Конёк - горбунок» - зерновка (П. Ершов)
- «Золушка» - тыквина (Ш Перо)
- «Приключения Чиполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Радари).
III. Оценки
IV. Д/З.: параграф№ 25 , Плод. Его значение и многообразие форм,
написать сказку с плодами в «главных ролях».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ КОНСЕРВИРОВАНИЯ ПЛОДОВ. КОНСЕРВИРОВАНИЕ ПЛОДОВ САХАРОМ
К урокам СБО...
Виды плодов. Сухие и сочные плоды.
Две презентации. В первой рассмотрены вопросы: значение, строение и классификация плодов; сухие плоды. Во второй презентации рассмотрены виды сочных плодов....
План-конспект урока "Плод. Разнообразие и значение плодов."
Данный урок применим в 6 классе при изучении темы "Органы цветковых растений". Достоинство: в плане имеются активные гиперссылки на электронные образовательные ресурсы, которые не надо искать дополнит...
Урок" Плоды. Классификация плодов." для 6 класса
Урок развития критического мышления и презентация....
Урок" Плоды. Классификация плодов." для 6 класса
Урок развития критического мышления и презентация....
Плод. Разнообразие и значение плодов.
Презентация, для открытого урока в 6 классе по изучению плодов (сухих и сочных), их значение для человека и живых организмов....
Плоды. Разнообразие плодов
Плоды. Разнообразие плодов...