Плоды. Разнообразие плодов
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Роговая Юлия Александровна

Плоды. Разнообразие плодов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plody.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Плод. Разнообразие и значение плодов.

Цель:  Сформировать у учащихся знания о плоде, как о  важном  органе     цветкового растения; о его строении и значении; продолжить     экологическое воспитание учащихся, на основе изучения приспособленности растений к распространению семян; развивать навыки  работы  с натуральными объектами и наглядными пособиями;  сформировать умения по классификации   плодов и определении признаков приспособленности к    распространению семян

Тип урока: изучение нового материала.

Приёмы: кластеры.

Оборудование: таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекции сухих и сочных плодов (натуральные объекты); папки с цветными картинками –  «Многообразие плодов», «Образование плода», «Сухие и сочные плоды», «Односемянные и многосемянные» - по одной на парту; листы самоконтроля  - «Строение цветка» - у каждого ученика.

Ключевые слова и понятия: цветок,  плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.

        Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2.  Стадия вызова и целеполагания

1.      Загадка:     Весной повис-                        

                       Всё лето кис,

                       А сладок  стал –                    

                       На землю пал.                        

                                            (Плод)                                            

Как вы думаете, о чём идёт речь?

Значение в природе

строение

        

Распространение плодов

Функции плода

Классификация плодов

Плод

        

Проблемный вопрос.

Где образуются плоды и зачем они нужны?

-Что же такое плод?

Откройте параграф 30, и ответьте на вопрос.

Плод образуется на месте цветка.

Плод – это орган цветкового растения. (запись в тетрадь)

- Перечислите, у каких  растений есть плоды.

-Есть ли плоды у папоротника?

(Обсуждение ответов учащихся – у папоротника нет цветков, поэтому  не может быть плодов. Шишка это побег)

Итог: плод образуется только на месте цветка.

- Какое строение имеет плод? (ответы детей)

Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник- разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи. Семяна образуются из семязачатков.

После оплодотворения из семязачатков пестика развиваются семена, а из стенок завязи околоплодник.

Образование плода:

              ЦВЕТОК (ПЕСТИК)                                  ПЛОД

              СЕМЯЗАЧАТОК--------------------------------СЕМЯ

              СТЕНКА ЗАВЯЗИ------------------------------ОКОЛОПЛОДНИК

-Ребята сформулируйте полное определение плода. (ответы детей)

Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения.

- А все ли плоды одинаковые? (ответы детей)

- Докажите!

Классификация плодов:

  1. Простой (если в цветке только один пестик) пшеница, горох
  2. Сложный (если в цветке несколько пестиков) малина, ежевика.

По количеству  семян:

  1. Односемянные
  2. Многосемянные (приведите примеры)

По характеру околоплодника:

  1. Сочные
  2. Сухие (приведите примеры)

Плоды бывают:

  1. Вскрывающиеся
  2. Невскрывающиеся

Самостоятельная работа учащихся по учебнику (В.В. Пасечник, параграф 30) заполните таблицу

Тип плода

(сухой/сочный, односемянный/

многосемянный

Название плода

Особенности строения

Примеры растений

Сочные многосемянные плоды

Ягода

Одногнездный или многогнездный невскрывающийся плод

Смородина, виноград, томат

Яблоко

Плоды с хрящевидным внутриплодником. Кроме завязи, в образовании плода участвуют и другие части цветка

Яблоня, груша, боярышник

Тыквина

Плод с деревенеющим при созревании околоплодником.

Огурец, арбуз, дыня, тыква

Сочные односемянные плоды

Костянка

Плод с твердым, деревянистым внутриплодником, сочным околоплодником

Вишня, абрикос, слива

Сухие односемянные плоды

Орех

Околоплодник жесткий, деревянистый.

Фундук, лещина

Желудь

Невскрывающийся плод с кожистым околоплодником

Дуб

Семянка

Сухой плод, околоплодник которого прилегает к единственному семени, но не срастается с ним

Подсолнечник, одуванчик, василек.

Сухие многосемянные плоды

Боб

Плод вскрывающийся по двум швам

Горох, фасоль, соя

Стручок

Вскрывающийся створками плод. Семена расположены на внутренней перегородке.

Капуста. Редис, горчица, редька.

Коробочка

Плод вскрывающийся крышечкой, отверстиями или распадающийся на части

Мак, тюльпан, лен

Физкультминутка

Сухие плоды-руки вверх

Сочные плоды- руки в бок

Простые плоды- наклон вперед

Сложные плоды- наклон в бок

Способы распространения семян

(разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь).

  1. Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в заячью грудь

И в далёкий отправится путь.

Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.

  1. Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

                   (Одуванчик)

  1. Пролетают вереницы –

Новосёлы – птицы;

Прилетят домой –

И крылья долой.

                                (Клён)

Ветром – лёгкие, имеются крылышки.

  1. На сучке -  арканчик

Держит чемоданчик.

Крышка открылась –

Всё развалилось

              (созревшие семена гороха)

  1. Под кустами, у плетня,

Не смолкает трескотня;

Пуля слева, пуля справа…

На кого идёт облава

                (саморазбрасывание семян у акации)

Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.

  1. Плывёт утица,

Ныряет, крутится,

От родного берега

Далеко очутится.

                (Кокос)

Водой – лёгкие, маленькая  плотность.

  1. Выпускает он листы

Широченной  широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь –

На себе их все найдёшь!

                  (Лопух)

 Человеком – крючки, липучки.

Запись в тетради:

Способы распространения  семян

  1. Животными
  2. Ветром
  3. Самораспространение
  4. Водой
  5. Человеком
  1. Рефлексия

лекарство

Корм для скота

Расселение растений

 

Семяна

лекарство

Пища для животных

Околоплодник

Значение в природе

Освоение новых территорий

Строение

        

сложный

простой

невскрывающиеся

вскрывающиеся

сочные

сухие

самораспространение

животными

ветром

водой

человеком

Распространение семян

Защита

Распространение плодов

Классификация плодов

Функции

Плод

        

IV Домашнее задание

        Параграф 30, 31. Заполнить таблицу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Плод. Разнообразие и значение плодов."

Данный урок применим в 6 классе при изучении темы "Органы цветковых растений". Достоинство: в плане имеются активные гиперссылки на электронные образовательные ресурсы, которые не надо искать дополнит...

Плод. Разнообразие и значение плодов.

Презентация, для открытого урока в 6 классе  по изучению плодов (сухих и сочных), их значение для человека и живых организмов....

Урок биологии по теме "Плод. Разнообразие плодов.

Цель:  Сформировать у учащихся знания о плоде, как о  важном  органе     цветкового растения; о его строении и значении; продолжить     экологиче...

презентация к уроку биологии "Плоды. Значение и разнообразие плодов".

Презентация содержит информацию о разнообразии плодов....

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Повторительно-обобщающий урок "Плоды. Разнообразие и распространение плодов и семян"

Класс 6Предмет биологияТема «Плоды. Разнообразие и распространение плодов и семян»Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Данный урок проведён по разделу «Строение и многообразие покрытосеменных ...